Месяцеслов, Пасхалия и Годичный круг богослужения.
Виды солнечных календарей, используемых в христианской практике.[14]
В церковном быту обычный текущий счет времени осуществляется по солнечному календарю, в целом привычному для нас в обиходе и взятого для основного счета времени, а вычисление даты Пасхи и связанных с ней дней (начало Великого и Петрова постов, Пятидесятница, дата праздника Вознесения Господня и т.п.) ведется по лунному календарю. Круги счисления солнечного и лунного календарей не совпадают и поэтому, из года в год, происходит колебание дат лунного календаря в солнечном (мы видим постоянное перемещение даты Пасхи). Часть церковного года, которая счисляется по датам солнечного календаря, носит название месяцеслов, а та часть, которая привязана к лунному циклу именуется пасхалией. Сегодня в христианской традиции известны 3 вида солнечных календарей – Юлианский, Григорианский, Новоюлианский.
Юлианский календарь был составлен Александрийскими учеными по указанию Гая Юлия Цезаря и введен в Римской империи с 45 г. до Р.Х., правда, после смерти Цезаря некоторые недоумения всё же были, но при императоре Августе с 4г. н. э. Юлианский календарь стал функционировать нормально. Именно этот календарь, ввиду его употребления в Римской империи был взят на вооружение христианами. Погрешность календаря составляет 1 сутки за 128,5 лет. Когда в IV веке утверждалась православная Пасхалия, равноденственное солнцестояние приходилось (по расчетам) на 21/22 марта. В дальнейшем точка равноденствия постепенно уходит в сторону зимы в круге солнечного календаря, таким образом, точка равноденствия в православной Пасхалии всегда оказывается ранее 21 марта (уход на 1 сутки за 128,5 лет). В принципе, в будущем, возможно, какое-либо усовершенствование календаря ввиду накопления ошибки, но в действительности ясно, что не какой календарь не может быть абсолютно точным астрономически.
Григорианский стиль введен на Западе в 1582г. при папе Григорие XIII, - в качестве коррекции погрешности было изъято из прежнего Юлианского календаря 10 дней (хотя фактически накопилось более 12-ти) и решено, что будут вводиться регулярные поправки для сглаживания накапливающейся ошибки. В «столетние» года, оканчивающиеся на два нуля (в Юлианском календаре они всегда високосные), нужно отбросить нули и оставшееся число поделить на 4. Если делится без остатка, то такой год является високосным, как и в Юлианском календаре, а если нет, то простым. Так получается, что 1700, 1800, 1900 года вместо високосных оказывались простыми. Тем самым за прошедшее время накопилась разница между Юлианским и Григорианским календарем ещё в три дня. В последствие 2100, 2200 и 2300 года ещё будут привносить разницу в 1 день в каждый из этих годов и т.д. Таким образом, разница в днях между календарями будет постепенно увеличиваться. Цель - максимально приблизить Григорианский календарь к астрономическому году, погрешность в 1 день накапливается при таком счислении за 3 300 лет.
На Константинопольском совещании Православных Церквей в 1923г.был введен, так называемый, Новоюлианский стиль – это соединение солнечного Григорианского календаря с традиционной Восточно-православной Пасхалией, но при этом в будущем поправки будут вноситься в этот календарь несколько иначе, чем в Григорианском счислении; до 2800 года календари полностью совпадают по датам месяцеслова. Накапливаемая погрешность этого календаря составит в конечном итоге 1 день за 40 000 лет. На сегодняшний день 11 из 15 поместных Православных Церквей перешли на Новоюлианский стиль. Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Русская Церкви полностью сохраняют старый Юлианский календарь. При патриархе Тихоне Русская Православная Церковь тоже перешла на новый стиль, но, спустя всего 26 дней, было решено: вернутся к прежнему порядку.
По своей сути, весь богослужебный церковный год обращается вокруг Пасхи и к ней устремлен, и по своей продолжительности годичный круг богослужения меняется из года в год, - исчисляемый неделями солнечного календаря, он фактически является промежутком от Пасхи одного года до Пасхи следующей, счисляемой по лунному календарю. Сочетание и взаимопроникновение Месяцеслова и Пасхалии, соответственно, регламентируемых уставом по последованиям Минеи и Триоди в сочетании в определенном порядке с последованиями седмичных кругов Октоиха и неизменяемыми частями богослужений (по Часослову или Следованной Псалтири) представляет собой полный годичный круг богослужения. Период времени в532 года именуется «великим индиктом» иявляется большим кругом богослужения Церкви, т.е. периодом полного повторения, по истечении которого все календарные колебания между солнечным и лунным календарем начинают повторяться снова.