Октоих, Триодь и Минея. Октоих и Седмичный круг богослужения. Общий порядок использования за богослужениями в течение года Октоиха, Триоди и Минеи.

В VIII-IX веках в богослужебной практике прочно обрели свое место такие богослужебные книги как Октоихи Триодь.Отдельные тропари, кондаки, стихиры и иные песнопения Октоиха и Триоди были составлены в Малой Азии, Сирии и Палестине. Известно, что один из первых более-менее полных Октоихов был составлен благодаря усилиям монофизитского патриарха Севира Антиохийского (513-518).[11] В последствии трудами Иоанна Дамаскина (+ ок.780) и его брата Косьмы Майумского (+ ок.787) в лавре преподобного Саввы Освященного в Палестине была составлена новая редакция Октоиха и, вероятно, собраны воедино, имеющиеся на тот момент, песнопения Триоди. После победы иконопочетания благодаря преп. Феодору Студиту (+826) и его брату Иосифу палестинский Часослов и Октоих были перенесены в Константинополь.[12] В IX-XI веках происходило Константинопольское дополнение Октоиха и Триоди различными песнопениями. Огромную роль в становлении Триоди оказала Студийская гимнографическая традиция.

Октоих – понятие греческое, имеющее значение восьмигласник (o;ktwv - восемь, hj'co" - звук, глас).Эта книга содержит изменяемые песнопения богослужений суток на каждый день седмичного круга(от воскресенья до воскресенья). Последование каждого дня седмицы в октоихе включает в себя богослужебные тексты для вечерни, повечерия, утрени и литургии (тропари на «Блаженных»), для воскресных дней имеются также тексты к малой вечерне и полунощнице. Нынешний богослужебный порядок таков, что в воскресный день приоритетной, кроме периода пения Триоди, является служба Октоиха, она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником, а в седмичные и субботние дни, - чем значительней праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих.

Ядром седмичного круга является Воскресенье. Особое место издревле занимали Суббота(воспоминание о творении), Среда и Пятница. Эти дни (Ср., Пт., Сб. и Вс.) отмечались с первых веков христианства, а привычное для нас сегодня смысловое наполнение дней седмицы сложилось не сразу - лишь ко времени установившихся типиконных традиций.

Пн. → Бесплотные Силы Чт. → Апостолы и Святители
Вт. → Иоанн Предтеча Пт. → Страсти и Крест
Ср. → Предательство и Крест Сб. → Все Святые и усопшие
  Вс. → Воскресение – «День Господень»

Все песнопения Октоиха, содержащиеся в последованиях одной седмицы, исполняются на один и тот же глас, число которых:восемь. Глас сменяется по порядку каждое воскресенье, после завершения цикла из восьми недель пение Октоиха начинается снова с песнопений первого гласа, т.е. октоих проходит свой полный цикл, возвращаясь к началу за 56 дней. Существует период церковного года, когда Октоих взаимодействует только с системой Минеи. Это время, - от Недели всех святых (первая неделя по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее, - именуетсяв обиходе периодом пения октоиха.

В древнеславянской книжности XIII-XVвв. имели распространение несколько видов сокращенного Октоиха: Изборный Октоих, Шестоднев служебный, Богородичник. В греческой традиции название «Октоих» закрепилось за сборником, содержащим лишь воскресные последования восьми гласов, а книга, содержащая как воскресные, так и будничные последования, получила название «Параклитик», такое же название сохранилось у сербов и болгар.[13]

Триодь– с греческого языка, имеет значение трипеснец (triva - три, wjdhv - песнь). Такое название книге дано по причине того, что в системе Триоди есть особые каноны, к чтению на утрени, состоящие только из трех песен (хотя есть двупеснцы и четверопеснцы). Следует отметить, что изначально все поемые за богослужениями каноны содержали не 8-9 песен, как ныне, а только 2-3. Триодь разделяется на две части: постная и цветная. Период года от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых, когда преобладающим является богослужение Триоди и Октоих используется, в основном, лишь по воскресным дням, называется в богослужебном обиходе периодом пения Триоди.

Триодь Постная содержитизменяемые молитвословия служб великопостного цикла, который начинается с трех подготовительных седмиц к Великому посту, - «о мытаре и фарисее», «о блудном сыне» и о «страшном суде», - в течение которых Триодь все больше и больше входит в богослужение. Затем - 6 седмиц Великого Поста и, наконец, особенный период: Лазарева Суббота, Вербное Воскресение и Страстная седмица (эта часть триоди не редко издается в виде отдельной книги). Последняя служба, которая служится по Постной Триоди - Пасхальная Полунощница.

Триодь Цветная содержитизменяемые молитвословия служб пасхального периода - богослужение Пасхи, Пасхальной Светлой седмицы и всего времени Пятидесятницы (до дня Святого Духа) и Неделю Всех святых, когда совершается последняя служба Цветной Триоди.

Еще одной важной богослужебной книгой является Минея, получившая активное литургическое развитие в поздневизантийский период X-XIVв. и в последующие времена. Минея – дословно значит месячная (от греч. mhvn - месяц). Она содержит изменяемые песнопения служб праздников по месяцеслову, т.е. по датам календаря в течение всего церковного года, начиная с 1 сентября по ст.ст. Минея состоит из 12 книг по числу месяцев в году, но практически каждый месяц может быть распределен по двум или трем книгам. В каждой Минеи содержится приложение из 4-х разделов с богородичными песнопениями (стихирами и тропарями), расписанными по гласам. Кроме основной минеи существуют также праздничная, общая и дополнительная.

Минея праздничная не является необходимой книгой для совершения богослужения, можно обойтись и без нее. Это удобный богослужебный сборник с текстами к службам на дни больших праздников.

Минея общаясодержит общие изменяемые молитвословия служб святым в том или ином чине (лике). Общие службы: пророку, пророкам; святителю, святителям; апостолу, апостолам; преподобному, преподобным; мученику, мученикам и т.д. Даны общие последования текстов, в контекст которых при чтении и пении необходимо подставлять имена святых которым совершается служба. В приложении находятся собрания паремий святым (ветхозаветных отрывков из библейского текста, предназначенных для чтений за богослужениями вечерни). В этой Минее есть и общая Господская служба и общая Богородице. Эта минея предназначена к использованию в случае отсутствия обычной минеи по какой-либо причине или при служении вновь прославленным святым, тексты которым ещё не были составлены.

Минея дополнительная содержит службы, имеющиеся в обиходе, но еще не вошедшие в издания обычной месячной Минеи. К примеру, службы некоторым Российским Новомученникам и вновь прославленным святым, как общие, так и частные.

Наши рекомендации