Глава 1. Природа христианского богослужения
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение. | |
Глава 1. Природа христианского богослужения. 1.1. Природа христианского богослужения. Литургический символизм. 1.2. Соучастие в богослужении. Миряне и Клирики. 1.3. Понятие о богослужении времени, круги богослужения. 1.4. Иудейские корни и суточный круг христианского богослужения. | |
Глава 2. История Типикона Византийской традиции. 2.1. Начальный этап формирования устава богослужения. 2.2. Византийский Типикон и его истоки. 2.3. Типикон в поздневизантийский период. 2.4. Судьба Типикона в Русской Православной Церкви и у Греков. | |
Глава 3. Богослужебные книги. 3.1. Общие сведения о книгах: Евхологион, Служебник и Требник, Часослов и Следованная Псалтирь, Ирмологион. 3.2. Октоих, Триодь и Минея. Октоих и Седмичный круг богослужения. Общий порядок использования за богослужениями в течение года Октоиха, Триоди и Минеи. 3.3. Книги Священного Писания, используемые за богослужением. | |
Глава 4. Церковный календарь: Месяцеслов и Пасхалия. 4.1. Месяцеслов, Пасхалия и Годичный круг богослужения. Виды солнечных календарей, используемых в христианской практике. 4.2. Установления дня празднования христианской Пасхи. Общие правила и порядок счисления Пасхалии. 4.3. Общая характеристика развития месяцеслова. 4.4. Основные календарные Посты и Праздники церковного года. 4.5. Дни поминовения усопших в церковном календаре. Родительские субботы и Радоница. 4.6. Традиция поста среды и пятницы. | |
Глава 5. Характеристика периода пения Триоди. Праздники «Преображение Господне» и «Воздвижение Честного Креста Господня». 5.1. История становления Великого поста. 5.2. Период пения Постной Триоди. 5.3. Кое-что о Светлой седмице. 5.4. Характеристика Пасхи и Пасхальной Пятидесятницы. 5.5. «Петров» пост – история становления традиции. 5.6. История воспоминаний «Преображения Господня». 5.7. Праздник «Воздвижение Честного Креста Господня». | |
Глава 6. История становления основных Богородичных праздников. 6.1. Общие сведения из истории почитания Богородицы. 6.2. Истоки празднования «Рождества Пресвятой Богородицы» и «Введения» Её во Храм. 6.3. Истоки празднования «Успения Пресвятой Богородицы». Общие сведения о чине погребения Божией Матери. 6.4. Успенский пост: история формирования и современная практика. | |
Глава 7. История становления «Богоявленских» праздников. 7.1. Сведения из истории формирования праздника «Благовещения Пресвятой Богородице». Воспоминания события «Посещение Девой Марией Елисаветы». 7.2. История установления праздничных воспоминаний «Рождества Иисуса Христа» и «Крещения Господня». 7.3. Рождественский пост и «Святки» - история и современная практика. 7.4. Некоторые сведения из истории становления праздников «Обрезание Господне» и «Сретение Господне». | |
Глава 8. Богослужения суточного круга. 8.1. Сведения о некоторых элементах богослужений. 8.2. Богослужебные знаки Типикона, отражающиеся на характере отправления суточных богослужений (общая характеристика). 8.3. Уставные последования и виды Вечерни, её место в суточном круге. 8.4. Смысловое содержание вечерни и некоторые сведения из истории Её формирования. 8.5. Уставные последования и виды Утрени, её место в суточном круге. 8.6. История и современная практика Канона Утрени. 8.7. Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении. 8.8. Повечерие, его виды и место в богослужении. 8.9. Полунощница, её виды и место в богослужении. | |
Глава 9. Всё о Литургии. 9.1. Виды Литургий. Время и место их служения. 9.2. Литургическое пространство храма и Богослужебная Утварь. 9.3. Евангельская Тайная вечеря и евхаристия в первые века. 9.4. Чинопоследование Литургии и элементы её исторического развития. 9.4.1. Проскомидия. 9.4.2. Литургия Слова (Оглашенных). 9.4.3. Литургия Верных. 9.4.4. Евхаристический Канон (Анафора). 9.5 Богословие Литургии (мистагогия). Евхаристия – Трапеза – Жертва. 9.5.1. Литургическая мистагогия. Соборность и Евхаристия. 9.5.2. «Пресуществление» (Приложение) Святых Даров. 9.5.3. Евхаристия как Жертва и Трапеза. 9.6. Литургия преждеосвященных Даров и последование Изобразительных. Евхаристический хлеб и вино в служении преждеосвященной Литургии. | |
Список литературы. |
Введение
Предлагаемое вашему вниманию методическое пособие не претендует на глубокую научность. Оно адресовано студентам (и не только), изучающим богослужение Восточно-православной традиции, и предлагается в качестве общего вводного курса православной литургики.
Предметом курса является богослужение в его современном виде и историческом развитии. Средствами к изучению предмета служат различные богослужебные книги, типиконы, практические руководства к совершению богослужений и богослужебные указания, труды литургистов по исторической литургике и литургическому богословию, а также исторические источники по предмету, такие как евхологии, кодексы и т.п.
Говоря об изучении богослужения Церкви условно можно выделить несколько направлений:
• схематичное «сухое» изучение имеющихся чинопоследований (Устав);
• богословское осмысление обрядовых форм и богослужебных текстов (Литургическое богословие);
• уяснение богослужения в его историческом развитии (Историческая литургика).
В представленном вашему вниманию пособии предлагается ознакомление с основными богослужебными книгами, общей историей, современным состоянием и чинопоследованиями богослужений суточного круга и Литургии, ознакомление с церковным календарем, годичным и седмичном кругами богослужения, православными постами и праздниками, и историей их развития. Данный методический курс призван помочь научиться ориентироваться в церковном календаре, привить осознанное понимание строения и общего содержания устава богослужения, ознакомить с характерными чертами и особенностями обрядовых элементов богослужений и помочь в освоении основных схем и закономерностей богослужебных чинопоследований.
Значительный толчок в литургической науке был сделан в XIX веке – для литургически активных церковных ученых становится насущной идея оздоровления «замороженной» богослужебной жизни. В это время отдельными людьми ведется активное изучение сохранившихся древних литургических источников. Возникла целая плеяда русских литургистов разного масштаба конца XIX – начала ХХвв. Вот имена некоторых из них: Красносельцев Н., Дмитриевский А., Алмазов А., Муретов С., Мансветов И., Петровский А., Одинцов Н., Скабалланович М., Карабинов И., Орлов М. и др. К сожалению, большое количество трудов русских литургистов остается до сих пор не переизданным. Из книг перечисленных авторов сейчас можно найти в продаже, пожалуй, лишь «Толковый Типикон» М. Скабаллановича и несколько небольших книжек по двунадесятым праздникам того же автора. Из ученых XX столетия стоит выделить ученика А. Дмитриевского профессора СПбДА Николая Дмитриевича Успенского (ум. 1986г.), с наследием которого частично можно ознакомиться в сети “Internet” по адресу http://www.golubinski.ru/academia/uspensky/uspen.htm. Ныне значительная часть его трудов издана в виде 3-томного издания. Также представляют интерес труды архим. Киприана (Керна) – «Евхаристия» и «Литургика. Гимнография и эортология»; прот. Александра Шмемана – «Введение в литургическое богословие», «Евхаристия. Таинство Царства», «Водою и духом». Из ныне здравствующих московских литургистов можно выделить А. Пентковского и иерея Михаила Желтова, богатая литургическая библиотека которого, собрана на страницах сети “Internet” по адресу http://www.mzh.mrezha.ru.Определенный интерес представляет также Интернет-ресурс «Око церковное», где собрана компактная библиотечка статей разных лет по литургике – http://www.liturgica.ru.
В XX веке особый интерес появился к Восточно-православному богослужебному обряду и на Западе. Это было связано, помимо униатства, с тенденциями к литургическому возрождению в католической Церкви, выразившимися в литургической реформе, проведенной в 60-х годах ХХ в. на II-м Ватиканском Соборе. Вот некоторые наиболее известные современные католические литургисты занимающиеся изучением православного богослужения:Мигель Арранц (ум. 2008г.), Роберт Френсис Тафт, Хью Уайбру и др. Литургическое наследие М. Арранца частично издано в виде 5-томного издания, а также представлено в сети “Internet” по адресу http://www.miguel-arranz.net. Изданы в продажу прекрасные популярные издания по истории развития православного богослужения Р.Тафта - «Византийский церковный обряд» и Х.Уайбру - «Православная Литургия».
В качестве учебных пособий стоит упомянуть книги К. Субботина и К. Никольского с одинаковым названием «Руководство к изучению устава богослужения Православной Церкви», конспекты преподавателей московского ПСТГУ П. Малкова –«Введение в литургическое предание. Таинства Православной Церкви» и М. Красовицкой – «Литургика», а также пособие для семинарий прот. Г. Нефедова – «Таинства и обряды Православной Церкви». Определенный интерес для изучения последования богослужений представляет Русифицированная переработка богослужебных указаний Типикона под авторством В. Розанова с названием «Богослужебный устав Православной Церкви».
Кое-что о Светлой седмице.
В завершении пасхальной ночной службы традиционно освящается в церквях хлеб, именуемый греческим словом a[rto" [артос] – квасной хлеб, выпекаемый сегодня, как правило, в виде просфоры. Одно из преданий о происхождении артоса засвидетельствованное у Семеона Солунского (+1429) гласит, что «Апостолы после Вознесения Господня оставляли за столом свободное место и полагали для Спасителя часть хлеба, который в конце трапезы поднимали со словами: «Христос воскресе!».[51] Артос обычно носят на крестных ходах всю седмицу после Пасхи. В соответствии с древним преданием вся эта седмица именуется Светлой.
Смысл крестного хода совершаемого на практике каждый день после Литургии всю Светлую седмицу несет собой лишь характер свидетельства вне храма вести о Воскресении Иисуса Христа. На протяжении Светлой седмицы в древности вновь крещенным на Пасху давались литургические наставления и преподавались «тайноводственные» поучения, могли продолжать совершать крещения тех, кого не успели по каким-либо причинам крестить за пасхальным бдением. Всю седмицу сегодня в храмах остаются открытыми царские врата, общий характер отправления богослужений в эти дни сохраняется максимально праздничный.
В первый день Пасхи совершается особым образом богослужение пасхальной Вечерни с чтением Евангелия, в котором повествуется о явлении ученикам Воскресшего Христа в Иерусалиме в первый день воскресения (Ин. 20: 19–25). Предстоятель, согласно установившейся традиции, совершает эту службу в полном облачении.
На Светлой седмице особым образом отмечена в календаре пятница – это день воспоминания иконы Божией матери «Живоносный источник». Но исторически этот день выделен совсем по иному поводу. Воспоминание об иконе, довольно позднего происхождения, лишь налажилось на более древние воспоминания этого дня, который был связан с освящением храма Богородицы на том месте, где в 450г. в окрестностях Константинополя был открыт источник, названный живоносным.[52] В этот день по традиции Церкви в храмах и на источниках совершается освящение воды с пением стихир Пасхи.
В субботу Светлой седмицы по окончании Литургии после прочтение особой молитвы раздробляется пасхальный Артос и раздается верующим. Народная традиция склонна видеть в этом хлебе особую целительную силу и частицы этого хлеба стараются бережно сохранять в течение года.
Светлая седмица завершается воскресным днем с воспоминанием о сомненииапостола Фомы по поводу факта воскресения Иисуса Христа. Этот воскресный день, именуемый Неделей Антипасхи (т.е. напротив Пасхи находящейся), имеет особый порядок совершения богослужения по Цветной Триоди с пением величания Христу, «нас ради во ад сшедшему и с собой вся воскресившему». Последующие воскресные дни имеют следующие воспоминания: Неделя Жен-мироносиц; Неделя о самарянке; Неделя о расслабленном; Неделя о слепом; Неделя святых отцов I Вселенского собора.
И «Введения» Её во Храм.
О празднованииЗачатия Девы Марии 22 декабря (9 декабря по ст. ст.)известно, что к VIII веку это событие на Востоке воспоминалось в числе великих праздников, но не повсеместно. На Западе установление празднования зачатия относиться к IX веку, но в течение почти трех столетий это празднование считалось нововведением и лишь в середине XV века стало официальным. Дальнейшее Предание Римской Церкви при папе Пие IX возвело это воспоминание в ранг догмата о непорочном Зачатии Девы Марии в 1854 г.[79]
Одно из первых особых богослужебных воспоминаний Рождества Богородицы относиться к Vв., когда в Иерусалиме была освящена церковь св. Анны, воздвигнутая на предполагаемом месте дома, где родилась Дева Мария.В традиции Церкви датой того или иного празднования иногда становился день, связанный с освящением храма в честь воспоминаемого события, - при императоре Юстинианев Иерусалиме был построен храм, посвященный «Введению», освящение которого состоялось 21 ноября 543г.[80], - именно эта дата зафиксировалась как день празднования введения во Храм Девы Марии.
На Западев VIIв.уже известный праздник Рождества был отмечен особой процессией в Риме, идущей от храма св. Марии к храму святого Андриана, память которого праздновалась в этот же день. Несколько позже канун празднования во Франции был ознаменован кратким постом, но эта традиция не прижилась. А вот отдельный праздник Введения на Западе долго не приживался, вплоть до XV века он не был официальным, и праздновался лишь в храмах латинского обряда на Кипре.[81]
Протоевангелие Иакова, написанное предположительно в середине II в.является единственным христианским источником свидетельствующим о Рождении Девы Марии (п.1-5), Введении Её во Храм в 3-летнем возрасте, воспитании при Храме до 12 лет (п.6-9) и повествующем о Её родителях – даны их имена Иоаким и Анна.[82] Распространение этого Евангелия в христианском обществе подтверждается нескольким десятком рукописей, содержащих его; по всей вероятности, оно читалось за богослужениями. Из упоминаний в тексте событий прослеживается, что день Её Рождества приходился незадолго или в самый день одного из иудейских праздников, а именно, когда первосвященник входил во Святая Святых - это иудейский День Очищения (Йом-Киппур), отмечаемый в 10 день месяца Тишри, приходящийся примерно на наш сентябрь. Отсюда можно предположить, что дата празднования Рождества Богородицы может быть как-то связана с календарной датой иудейского Дня Очищения. В последствии в гимнографической традиции Церкви VI-VIIIвв. возникла тема введения Девы Марии во «святая святых» иерусалимского Храма, хотя в тексте протоевангелия (п.7-8) это событие не засвидетельствовано, а говорится лишь следующее: «Первосвященник принял ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя твое во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на нее благодать Господня, и она прыгала от радости, и полюбил ее весь народ Израиля».
Глава 9. Всё о Литургии
А н т и м и н с
К проскомидии
Использование Вина за Литургией в традиции закрепилось непременно в разбавленном с водой виде. По древневосточной практике вино смешивали с водой в соотношении: одна часть воды к двум частям вина. Надо сказать, что в практике сирийского и армянского богослужения использовали и не смешенное с водой легкое сухое вино. В нынешней русской практике на проскомидии смешивание вина с водой осуществляется чисто символически – воды добавляется очень не много, у греков – воды добавляется больше. Кроме этого, вскипяченная горячая вода (так называемая «теплота») добавляется в Чашу после освящения Святых Даров, что указывает на «теплоту веры» и живость Крови Христовой, которая становится теплой. В сирийской практике и в древних редакциях Литургии ап. Иакова «теплота» в Чашу не добавлялась.
Вино должно быть натуральное, красное. Хотя в практике Церквей известно об использовании белого вина. Такая традиция сохраняется в Румынской Православной Церкви. На поместном соборе РПЦ в начале ХХ века говорилось о возможности служения на белом вине, и даже на виноградном или каком-либо ином красном соке, при этом хлеб допустимо использовать не только из пшеничной муки, но и из ржаной, но только в экстренных случаях.
Пресуществление» (Приложение) Святых Даров.
В богословии отцов Церкви со временем вырабатывались различные понятия, формулировки и пояснения богооткровенных истин.И, в частности, вопрос о богословском осмыслении вещества хлеба и вина на Евхаристии будоражит пытливые умы богословов до сего дня.Ключевым понятием стал термин «пресуществление», в более мягкой форме восточно-православного богословия говорят о «приложении» вещества хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Понятие «пресуществление» подразумевает под собой изменение во время Евхаристической молитвы сущности (субстанции) хлеба и вина в сущности Тела и Крови Христовых при сохранении внешних качеств (акцеденций). Явным отрицательным следствием этого учения можно считать идеи поклонения Святым Дарам, оставаясь вне причастия оных (проявление этого мы можем видеть, к примеру, на Литургии Преждеосвященных Даров). Такое представление о Евхаристических Дарах впервые было развернуто в сер. IX века бенедиктинским монахом Пасхазием Родбертом, а в последствии на Тридентском соборе 1545-1563г. было утверждено Римо-Католической Церковью в качестве истинного церковного учения (во многом это было ответом Церкви на протестантское понимание Евхаристии как простое воспоминание или причастии «чисто по вере»). Весьма влиятельным оказалось учение о пресуществлении и на православном Востоке. Но стоит сказать, что у отцов Церкви мы можем найти различные суждения о евхаристических веществах.
Свт. Иоанн Златоуст (+407) говоря о понимании великого Таинства Евхаристии приводил примеры прямого реализма и изобразительной, почти физической, наглядности. Он говорит о причастии: «…чтобы ввести нас в большее содружество с Собою и показать Свою любовь к нам, Он (Христос) дал желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, и касаться зубами плоти Его» (Беседа 46 на Евангелие от Иоанна).[179] При этом литургисты отмечают, что в чрезмерно реалистичных суждениях Златоуста, когда он говорит, что Христос предоставил нам «вонзать зубы в Его плоть», или, причащаясь от Чаши, «прикасаться губами к прободенному ребру», он выступает как «красноречивый златоустый оратор» из чего не следует делать выводы об абсолютном мистическом натурализме в понимании Евхаристии. Вместе с этим, Златоуст говорит, что «Христос не предал нам ничего чувственного, но всё духовное, только в чувственных вещах. <…> Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщил бы тебе сии дары бестелесно, поелику же душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает Он тебе через чувственное» (Беседа 82 на Евангелие от Матфея).[180] «Не думай, что это хлеб и не считай, что это вино, потому что они не выходят из человека, как прочие виды пищи. <…> Тайны срастворяются с сущностью тела» (Беседа 9 о покаянии).[181] Ириней Лионский (+202) говорит: «Как хлеб от земли после призывания над ним Бога не есть уже обыкновенный, но Евхаристия, состоящая из двух вещей: земного и небесного, так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду на Воскресение».[182]
По мысли Иоанна Златоуста, Христос «желая показать нам ту сильную любовь, какую Он имеет к нам», посредством пищи хлеба и вина «смесил Самого Себя с нами и растворил Тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое как тело…» (Беседа 46 на Евангелие от Иоанна).[183] Златоуст говорит, что «хлеб, прежде нежели освятится, мы называем хлебом», но когда «Божественная благодать освятит через посредство священника, то он уже не называется хлебом, но достойно называется Телом Господним, хотя естество хлеба в нем остается», и как во Христе «по внедрении Божественного естества в тело, то и другое вместе составили одного Сына, одно Лицо, при нераздельности в то же время неслитно познаваемое – не в одном только естестве, но в двух совершенных», так и соединение в ехаристических Дарах. (Письмо к монаху Кесарию).[184]
Таким образом,Церковь не отвергает словесную формулировку совершения Евхаристии словом «пресуществление», но не в коем случае не приписывает ему вещественного смысла. Приложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову совершается в Церкви и для Церкви. "При всей несомненной реальности Евхаристии, в чаше не какая-то сверхъестественная субстанция. Нет – "сия чаша есть новый завет в Моей Крови." Т. е. в чаше, прежде всего "Новый завет", который, конечно же, только с Кровью Иисусовой и через Его Кровь осуществляется. Ибо само установление Нового завета могло совершиться только через Кровь непорочного Агнца Божьего (Ин. 1, 29). Тем не менее, отпивая из чаши, мы принимаем в себя не "небесную кровь", а участие в Новом завете со всей вытекающей отсюда ответственностью, данной через "воспоминание".[185]
Кирилл Иерусалимский (+387) в тайноводственных поучениях (5:7-8) говорит: «Мы взываем к Богу всемилостивому, чтобы он ниспослал своего Духа Святого на лежащие перед ним дары: чтобы сделал хлеб телом Христовым, а вино – кровью Христовой, ибо чего Святой Дух не коснется, все освящается и изменяется».[186]А вот,Иоанн Дамаскин (+ ок.760) свидетельствует: «Хлеб предложения, и вино и вода, сверхъестественным образом изменяются в Тело и Кровь Христовы, через Эпиклезис и сошествие Святого Духа». В то же время, Западная традиция и, в частности, Амвросий Медиоланский(+397), усвоила ту мысль, что освящение происходит через так называемые «установительные слова» Иисуса Христа: «Примите, ядите сие есть Тело мое…» и «Пийти от нея вси…».[187]
По вопросу о том, в какой момент евхаристической молитвы осуществляется «приложение» Святых Даров в Тело и Кровь Христову, - человеческий разум в лице христианских богословов на протяжении многих лет пытался найти наиболее правильный, как им казалось, ответ. В истории Русской Православной Церкви известен спор по этому поводу, происходивший в Москве в конце XVII века. Спор этот был разрешен на соборе 1690г. при патриархе Иоакиме. Возобладала позиция более близкая восточным отцам, а именно, что «таинство приложения» Святых Даров осуществляется с призыванием Святого Духа, т.е. в момент Эпиклесиса. Усилением этой идеи послужило не корректное добавление тропаря 3-го часа «Господи, иже Пресвятого Твоего Духа…» в текст Эпиклесиса Евхаристической молитвы.
Следует сказать, что Христос, устанавливая таинство Евхаристии, находился в культурно-религиозной среде Израиля, о чем частенько забывали и забывают богословы, в основном прибегая в рассуждениях о Евхаристии к философским категориям. Господь в Ветхом Завете являл Себя избранному Израилю, как «присутствующий» (JHWH) со своим народом. В Новом Завете образ Его присутствия меняется. После крестной смерти Христос – Господь остается со своим народом в Таинстве Евхаристии. Его присутствие реализуется как Причастие особым образом выраженное в литургической «Трапезе Господней». Но каков образ присутствия Христа в Евхаристии – всегда остается тайной. Человеческие умствования не в силах исчерпывающе выразить эту Истину, есть реалии, перед которыми человек замирает, как пред великой тайной.
Анафора открывается возглашением священника «Благодарим Господа» и в завершении приобщает нас этой Великой тайне через причастия Святых Христовых Таин. Мы можем говорить о Евхаристии в контексте соучастия в Таинстве, исполнением которого в наших временныvх реалиях является Евхаристическое моление в целом и соучастие в предлагаемой «Трапезе Господней».
Список литературы.
1. Алексеев А. Библия в богослужении. Византийско-славянский лекционарий. СПб, Изд-во «Нестор-История», 2008.
2. Алымов А. Лекции по исторической литургике. – http://www.krotov.info/history/04/alymov/alym_00.html
3. Арранц М. «Око церковное». Переработка опыта ЛДА 1978г. История Типикона. М., 1999.
4. Арранц М. Избранные сочинения по литургике в 5-ти томах. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003.
5. Арсений (Жадановский), еп. Серпуховский. Как причащались древние христиане. СПб, «Библиополис», 1998.
6. Афанасьев Н., протопресв. Трапеза Господня. М., 2003.
7. Бартосик Григорий. Богородица в богослужении Востока и Запада. М., 2003.
8. Василик В. Происхождение Канона (богословие, история, поэтика). Изд-во СПбГУ, 2006.
9. Василий (Кривошеин), архиеп. Некоторые богослужебные особенности у греков и у русских и их значение. Доклад, прочитанный 2 июля 1975 г. на Литургическом Съезде в парижском Богословском Институте пр. Сергия. - http://www.krotov.info/libr_min/k/krivosh_v2.html
10. Вениамин (Краснопевков), архиеп. «Новая скрижаль» или объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. М.: Русский духовный центр, 1992г.
11. Воробьев В., прот. Введение в литургическое предание Церкви. М.: ПСТБУ, 1993.
12. Георгиевский А. О церковном календаре. М., 1996.
13. Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной Церкви. Т.1. и Т.2 – М., 1996.
14. Дебольский Г., прот. Православная Церковь в её таинствах, богослужении, обрядах и требах. М.: «Отчий дом»,1994г.
15. Деснов Н., прот. Еще несколько слов об известных расхождениях между Русскими и Греками в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. / Богословские труды. №31, 1992. С. 86-96.
16. Диаковский Е. Последование часов и Изобразительных. Киев, 1913.
17. Евдокимов П. Православие. М.: ББИ, 2002.
18. Егоров В. Благословен Бог Израилев. Сравнительный анализ христианской и иудейской теологии в рамках богослужебных обрядов. Обнинск, 2001.
19. Желтов М. Брак и Евхаристия. // ЖМП №11, 2004.
20. Желудков С., свящ. Литургические заметки. М., 2003.
21. Игнатия, мон. (Пузик) Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2005.
22. Кашкин А. Устав православного богослужения: Учеб. Пособие по Литургике. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010.
23. Карабинов И. Святая Чаша на литургии преждеосвященных Даров. / Оттиск из журнала «Христианское чтение». 1915, VI, c. 737-753 и VII, с. 953-964. Петроград, 1915.
24. Киприан (Керн), архим. Литургика, гимнография и эортология. М., 1997.
25. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. М., 1999.
26. Книга правил святых Апостолов, святых Соборов вселенских и поместных и святых отцов. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1992.
27. Ковальджи В. Нормально, Григорий? Отлично, Гай Юлий! -http://www.liturgica.ru/bibliot/kovaldgi.html
28. Красовицкая М. Литургика. М.: ПСТГУ, 2004. (см. также http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/krasovickaya/liturgika/contents.html)
29. Кунцлер М. Литургия Церкви. Кн. I-III. М., 2003.
30. Малков П. Введение в литургическое предание. Таинства Православной Церкви. М.: ПСТГУ, 2007.
31. Мансветов И. О постах Православной Восточной Церкви. М., 1886.
32. Матеос Х. Развитие Византийской Литургии. / русск. пер. с англ. Забавина В., 2005. – http://www.liturgia.ru/bibliot/biz_lit.html
33. Мейендорф Ин., прот. Литургия или Введение в духовность Византии / Пер. с англ. Полякова // «Альфа и Омега». №1, 1995, с. 95–108. – http://www.kiev-orthodox.com/theology/meyendorff1.htm
34. Нафанаил, иером. Божественная Литургия. Последования, предваряющие литургию Преждеосвященных Даров. Изобразительны. ЖМП №11, 1981.
35. Никольский К. Руководство к изучению богослужения Православной Церкви. М., 2002.
36. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви (Учебное пособие по Литургике). М.: «Паломник», 1999г.
37. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. // Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000г. Н.Н., 2001.
38. Пентковский А. Константинопольский и Иерусалимский богослужебные уставы. ЖМП №4, 2001.
39. Пентковский А. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001.
40. Печатнов В. Божественная Литургия в России и Греции. Сравнительное изучение современного чина. М.: «Паломник», 2008.
41. Последование во Святую и Великую неделю Пасхи и во всю светлую седмицу. МП, 2001.
42. Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения. М., 2002.
43. Рубан Ю. Сретение Господне. Опыт историко-литургического исследования. СПб, 1994.
44. Сильченков Н., свящ. Практическое руководство при совершении приходских треб. СПб, 1901.
45. Скабалланович М. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. Киев, 2004.
46. Скабалланович М. Рождество Пресвятой Богородицы. Киев, 2003.
47. Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004.
48. Скабалланович М. Христианские праздники: всестороннее освещения каждого из великих праздников со всем его богослужением. Кн. 4. Рождество Христово. Киев, 1916.
49. Скабалланович М. Толковый Типикон. М, 1993.
50. Смирнов Ф. Происхождение и литургический характер таинств. // Труды КДА, дек. 1874.
51. Субботин К. Руководство к изучению устава богослужения Православной Церкви. Киев, 2004.
52. Таинства Церкви. Материалы подготовительных семинаров международной богословской конференции Русской Православной церкви «Православное учение о церковных Таинствах. М.: Синодальная богословская комиссия, 2007.
53. Тафт. Р. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. / пер. с англ. А. А. Чекаловой; редакция русского перевода и послесловие В. М. Лурье. СПб.: Алетейя, 2005.
54. Богослужебные указания. Типикон на 1996 год. М, 1995.
55. Уайбру Х. Православная Литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2000.
56. Успенский Н., проф. Византийская Литургия. Анафора. СПб, 2003.
57. Успенский Н., проф. Чин Воздвижения Креста (историко-литургический очерк) // ЖМП №9, 1954.
58. Успенский Н., проф. Литургия Преждеосвященных Даров (Историко-литургический очерк). // «Богословские труды». Сб.15. М., 1976.
59. Успенский Н., проф. Православная вечерня (Историко-литургический очерк). // «Богословские труды». Сб.1. М., 1959.
60. Хулап В. Реформа календаря и пасхалии: история и современность. - http://alebedev.narod.ru/lib/lib50.html
61. Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. М., 1996.
62. Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992.
&
[1] Уайбру Х. Православная Литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2000. С. 37.
[2] Матеос Х. Развитие византийской литургии. // http://www.liturgica.ru/bibliot/biz_lit.html
[3] См.: Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. М., 1996. С. 146-147.
[4] Воскресный день задает начало очередной богослужебной седмицы и начало очередного гласа.
[5] Книга Еноха относится к доевангельской религиозной литературе ветхозаветных иудеев, не вошедшей в состав библейских канонических книг.
[6] Цит по: Шмеман А., прот. Указ. соч. С. 90-91.
[7] См.: Там же. С. 52-53.
[8] См.: Арранц М. «Око церковное». Переработка опыта ЛДА 1978г. История Типикона. М., 1999. С. 18-23.
[9] При написании данной главы использованы материалы из книги архим. Киприана (Керна) Литургика. Гимнография и эортология. / Отдел второй. / Глава 3. Историческое развитие Типикона. М., 1997.
[10] См.: Мейендорф Ин., прот. Литургия или Введение в духовность Византии. // «Альфа и Омега». №1, 1995. С. 95-108. // http://www.kiev-orthodox.com/theology/meyendorff1.htm
[11] См.: Успенский Н. Литургия Преждеосвященных Даров (Историко-литургшический очерк). // Богословские труды. Сб. 15, 1976. С. 162.
[12] См.: Крашенинникова О. Октоих. // http://www.liturgica.ru/bibliot/oktoih.html
[13] См.: Крашенинникова О. Октоих. // http://www.liturgica.ru/bibliot/oktoih.html
[14] При написании данного параграфа использовались следующие материалы: Георгиевский А.И. О церковном календаре. М., 1996. С. 10-13.; Хулап В. Реформа календаря и пасхалии: история и современность. // http://alebedev.narod.ru/lib/lib50.html
[15] См.: Евсевий Кесарийский. Церковная История, 5, 23-24 // Богословские Труды. №25, 1984. С. 25-26.
[16] См.: Ковальджи В. Нормально, Григорий? Отлично, Гай Юлий! // http://www.liturgica.ru/bibliot/kovaldgi.html
[17] Киприан (Керн), архим. Литургика, гимнография и эортология. М., 1997. С. 118-119.
[18] См.: Там же. С. 104-107.
[19] Цит. по: Алымов А. Лекции по исторической литургике. / Богослужение II века. (глава VI) // http://www.krotov.info/history/04/alymov/alym_07.html
[20] Цит. по: Шмеман А., прот. Указ. соч. С. 213-214.
[21] Киприан (Керн), архим. Указ. соч. С. 143.
[22] См.: Киприан (Керн), архим. Указ. соч. С. 122. и Тафт Р. Византийский церковный обряд. СПб, 2005. С.87.
[23] Богослужебные указания на 1996 год. Киев, 1995. С.53.
[24] См.: Шмеман А., прот. Указ. соч. С. 178.
[25] Цит. по: Х улап В., свящ. «Не поститесь с лицемерами». / Журнал «Живая Вода» №11, 2007.
[26] Там же.
[27] Там же.
[28] См.: Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной Церкви. Т.2. М., 1996. С. 56-57.
[29] Послание князю Изяславу о неделе. Вопрос к игумену Печерского монастыря Феодосию князя Изяслава, сына Ярослава, внука Владимира. // Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. ХI-ХIIвека. СПб, 1997. С. 447-449.
[30] См.: Кунцлер М. Литургия Церкви III. М., 2003.С. 165.
[31] Цит. по: Алымов А. Лекции по исторической литургике. / Богослужение II века. (глава VI) // http://www.krotov.info/history/04/alymov/alym_07.html
[32] Скабалланович М. Толковый типикон. Вып.1. Киев, 1910. С. 274.
[33] См.: Шмеман А., прот. Указ. соч. С. 220-221.
[34] См.: Арранц М. Исторические заметки о чинопоследованиях Таинств по рукописям греческого евхология. ЛДА, 1979г. С. 46.
[35] Кочетков Г., свящ. Таинственное введение в Православную катехетику. М., 1998г. С. 85.
[36] См.: Кунцлер М. Указ. соч. С. 152.
[37] Там же. С. 153-154.
[38] Цит. по: Скабалланович М. Толковый типикон. Вып.1. С. 282.
[39] См.: Уайбру Х. Православная Литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2000. С. 98.
[40] См.: Успенский Н. Литургия Преждеосвященных Даров (Историко-литургшический очерк). // Богословские труды. Сб. 15, 1976. С. 160.
[41] Булгаков С., прот. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Т.1. МП, 1993. С. 600.
[42] Цит. по: Там же. С. 601.
[43] Трапченко А., иерей. Мироварение (историко-литургический очерк) // http://www.typikon.ru/liturgic/mvro.htm
[44] Там же.
[45] См.: Кунцлер М. Указ. соч.С. 156.
[46] См.: Уайбру Х. Указ. соч. С. 98.
[47] Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1874. С. 614.
[48] Кунцлер М. Указ. соч.С. 158-159.
[49] Сложеникин А. cвящ. Празднование Святой Пасхи (Историко-литургическая справка). ЖМП № 4, 1966. С. 52-56. // http://www.seminaria.ru/divworks/slozhen_east.htm
[50] См.: Из истории праздника Святой Пасхи. // Последование во святую и великую неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. МП, 2001. С. 162-163.
[51] Там же. С. 171.
[52] Там же. С. 168.
[53] Егоров В. Благословен Бог Израилев. Сравнительный анализ христианской и иудейской теологии в рамках богослужебных обрядов. Обнинск, 2001. С.36.
[54] См.: Кунцлер М. Указ. соч.С. 145.
[55] См.: Шмеман А., прот. Указ. соч. С.101.
[56] Скабалланович М. Толковый типикон. Вып.1. С. 124
[57] Тертуллиан. О Крещении. П.19 // Избранные сочинения. М., 1994.
[58] Цит. по.: Шмеман А., прот. Указ. соч. С.103.
[59] Цит. по : Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып.1. С. 124.
[60] Цит. по: Хулап В., свящ. Не поститесь с лицемерами. / Журнал «Живая Вода» №11, 2007. // http://journal.aquaviva.ru/2007/11/35.html
[61] См.: Кунцлер М. Указ. соч. С. 168-170.
[62] См.: Дебольский Г., прот. Дни богослужения… Т.2. С. 40-41.
[63] См.: Шмеман А., прот. Указ. соч. – С.181.
[64] См.: Там же. С.202.
[65] См.: Кунцлер М. Литургия Церкви III. С. 201-202.
[66] См.: Дебольский Г., прот. Дни бог