Пятый довод: Свидетельство Аллаха, свидетельство ангелов, свидетельство обладателей знания и всех людей, которые идут прямым путем.
Всевышний Аллах Сам свидетельствует о Себе, а какое свидетельство может быть выше свидетельства Аллаха? Свидетельствуют, что нет божества достойного поклонения кроме Него, ангелы Его об этом свидетельствуют, обладатели знания, придерживаясь истины. Нет божества достойного поклонения кроме Него, Могущего Мудрого.
Все ангелы, все обладатели правильного знания, все предводители людей, праведные люди, во главе всех их стоят пророки и посланники, потом после них набожные обладатели знания, лучше них нет людей, все люди, которые идут прямым путем, все они свидетельствуют об этом, о Единстве Аллаха, и никто из них не говорит об обратном. И кого ты будешь слушать, их или тех, кто лишены разума? А если кто-то говорит, что у него есть знание, но при этом не свидетельствует о том, о чем свидетельствуют Аллах, а потом те упомянутые ранее, значит его знание – это не знание. Наоборот его знание несет вред, которое родило в его сердце высокомерие, это то знание, которое он унаследовал от врагов посланников. Всевышний Аллах говорит: «Когда их посланники приходили к ним с ясными знамениями, они радовались тому знанию, которое было у них, и тогда их окружило (или поразило) то, над чем они издевались.» (Сура Гафир, аят 81).
В этом аяте говорится об атеистах, материалистах, которые противопоставляют свои слова единобожию и вере, издеваются над последователями пророков. Про них говорят сегодня, что они враги прогресса, отсталые попугаи, повторяющие то, что они видели в книгах, слепо следуют сказкам. Они говорят про верующих как о людях, отставших от каравана цивилизации. Подобные слова, произнесенные этими глупцами с недалекими умами, которые подражают атеистам, их словам, действиям, обманываясь материальными знаниями, которые на самом деле человеку ни в чем не помогут, если он лишился духа религии. Наоборот эти знания станут для него вредом. И вреда будет больше, чем пользы. Самое главное зло от этих знаний – через них возвеличиваются, проявляют высокомерие по отношению к истине, к людям, они считают ничтожными религиозные знания, призирают последователей религиозного знания. Хотя на самом деле, это полезное знание, которое очищает сердца, дает людям хорошую нравственность, делает их счастливыми, дает им прямой путь, благо и отстраняет от людей всякое зло. Атеисты и те, которые подражают им, считают верующих людей презренными, их знания вдыхают в них дух высокомерия. Для них человек презрения ниже, чем животное, хотя они и есть на самом деле презренные. Не смотря на то, что их цивилизация достигает определенного прогресса, однако этот прогресс материален и цивилизация материалистична. Прогресс в материальных вопросах грозит им погибелью. Как можно назвать это культурой, если дух такой цивилизации – несправедливость, беззаконие, жадность, алчность, порабощение слабых людей, издевательство и обман? Производство и заготовка оружия, уничтожает посевы, детей. Что это за цивилизация, плоды которой кровопролитие? Разве все сказанное сейчас не является непреложным доводом на полноту Могущества Аллаха, Его Справедливость и Мудрость?
Те события, реальности, увещевания, мучительные наказания, которыми Аллах подверг людей, к сожалению, не добавляют ничего кроме высокомерия, когда им говоришь. Они те, которые перейдут от страшного наказания к еще более мучительному наказанию. Они те, которые блуждают в своем высокомерии. Они те, которые обмануты своей цивилизацией, на самом деле цивилизация страшна и ужасна.
Аллах говорит про таких людей, допустим у них будет развитие в технике, но Аллах описывает их самыми невежественными людьми. Всевышний Аллах говорит: «Они знают о мирской жизни только явное, и они беспечны к Последней жизни» (Сура Рум, аят 7)
Какие Аллах дает назидания, но есть ли сердца, которые понимают их? Как Аллах указывает на свое Совершенство и свою Мудрость, но есть ли те, которые могут разуметь это? Но сердца, к сожалению, покрыты пеленой беспечности, высокомерия и обольщения, души направились к вещам, которые несут для них вред и обманывают своим блеском, очаровывающим их взоры. Всевышний Аллах говорит про таких людей: «Вот как приукрашено для тех, кто излишествует, то, что они совершают» (сура Йунус, аят 12).
Есть такие люди, которым кажется что это прекрасно, но Аллах свидетельствует Сам о своей Единственности, об этом свидетельствуют все книги ниспосланные Им своим пророкам. Все Его пророки говорят об одном, их призывы сходятся в одном, и за ними следуют последователи из числа набожных ученых, идущих прямым путем, все поколения людей знания и веры, все они свидетельствуют о единобожие Аллаха. Всевышний Аллах говорит: «Среди Его знамений — ночь и день, солнце и луна» (сура Фуссилат, аят 37)
Это знамения ясные на Единственность Творца, Который распоряжается всем. Он устроил этот мир таким чудесным образом, полным мудрости, познать которую не могут люди. Даже самые красноречивые люди, ораторы не могут выразить Великолепие и Мудрость мира, сотворенного Аллахом.
Шестой довод: Похвальный конец для верующих и плохой конец для неверных.
Одним из свидетельств существования Аллаха, Его Единственности, обладания Им Величия, Совершенства – это то, что Аллах своим пророкам и их последователям ускорил уже в этом мире получение знамений, чудес, оказывает им помощь, если они действительно являются последователями пророков. Аллах дал им благой, достохвальный конец, и наоборот, врагам пророков Аллах ускорил наказание, гибель, губил их, посылая различные наказания. Если посмотреть на пророков или на их праведных последователей, ведь Аллах дал им хороший конец и оставил добрую славу в последующих поколениях. Это добрая слава, которая распространилась среди людей, в их сердцах из поколения в поколение, окрепла любовь к ним. И, наоборот, в сердцах людей появилась ненависть к врагам религии, порицание и проклятие в адрес врагов пророков. Это является доказательством – покорные рабы Аллаха получают хороший итог и оставляют после себя добрую славу, любовь в сердцах людей, и наоборот враги пророков получают наказания за свои деяния, проклятия людей и ненависть в сердцах их. Это конечно является большим доводом. Аллах говорит про Нуха, мир ему: «Мир Нуху в Мирах» (сура Сафат, аят 79)
Имеется в виду во все времена из поколения в поколение добрая слава, хорошее поминание среди людей и любовь к нему. А также Всевышний Аллах говорит: «Мир Ибрахиму, именно так мы награждаем добродеющих». «Мир Мусе и Харуну, именно так мы награждаем добродеющих». (суре Сафат, аяты 109, 110 и 120).
А про беззаконников Всевышний Аллах говорит: «Концом тех, кто творил зло, стало зло, потому что они сочли ложью знамения Аллаха и насмехались над ними». (Сура Рум, аят 10).
Седьмой довод: Сообщение Аллахом и посланником о вещах, которые относятся к скрытому знанию.
Это так же один из важных доводов. Он является одновременно доводом переданным (из Корана и Сунны), а также доводом разума, воспринимаемым чувствами. Аллах сообщает в Коране и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в Сунне различные вещи, относящиеся сокровенному знанию. Во-первых, это касается прошлые события, когда был ниспослан Коран и с чем, был послан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, события о которых рассказывается в Коране и Сунне. Также вещи, касающиеся сокровенного знания, которые происходили во время пророческой миссии, в период ниспослания Корана. Сокровенные знания, касающееся будущего происходят постепенно, чередуясь одно за другим, то о чем сообщил Аллах через своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, все соответствует истине, и все происходит так, как он донес до нас об этом. На самом деле существует столько сокровенного знания, что невозможно и перечислить, не говоря уже о каких-то отдельных событиях и вещах. Всех видов сокровенного знания не счесть, и эта область заслуживает отдельной книги, отдельного исследования. Каждый из этих фактов касающийся скрытого знания, он сам по себе уже довод. Каждый из этих доводов побуждает человека признавать Единственность Аллаха, признавать Его Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и то с чем он пришел. О чем сообщил Аллах, сообщил Его посланник, это истина, и нет в этом сомнения.
Восьмой довод: Аллах бросил вызов всем людям и всем джиннам, чтобы они создали нечто подобное Корану.
Все люди и джины получили вызов от Аллаха составить нечто подобное Корану, Всевышний Аллах сообщил, что они никогда не смогут этого сделать. Этот вызов действует на все времена. Люди не в состоянии сделать это, очевиден этот факт, не смотря на то, что у них есть желание и что-то побуждает сделать это. Враги настолько ненавидят истину, Коран и Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что-то толкает их на то, чтобы ответить на призыв Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тем самым показать, что его призыв был несостоятельный. А также показать, что он говорил неправду. Есть то, что побуждает их сделать это, но они не могут. И это великий довод для разумеющего, заставляющий признать истину.
Девятый довод: Благие последствия, которые принесло с собой послание Мухаммада.
Посланническая миссия Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, обернулась для человечества благими последствиями. Это также довод на Единственность Аллаха, на правдивость того, с чем пришел Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Какие великие результаты стали следствием пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Кому он был послан и когда он был послан? Он был послан в общину, которая не умела ни писать, ни читать, в неграмотную, незнающую религии, погрязшей в многобожии. Земля тогда была наполнена невежеством, многобожием, самыми уродливыми формами зла, которые только могут быть.
И вот эту общину Аллах повел через пророческую миссию Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, к свету. Он вывел их из заблуждения, научил их всему после того, как они были невежественными. Затем исправилась их нравственность, они обрели высочайшую нравственность, даже величайшее проявление нравственности, их деяния стали праведными. Земля наполнилась добром, светом, прямым руководством и праведностью. Кругом распространилась милость и справедливость после того, когда вокруг царило беззаконие и зло, люди наконец обрели счастье, спасение и успех. Сердца людей открылись благородя этим знаниям, правильному пониманию веры. Аллах сделал так, что Его религия стала превыше всех других религий. Она распространилась везде, прямые сердца людей во всех странах приняли её, и посредством нее исчезла ложь, победила истина.
Приверженцы этой религии продолжают оставаться на высоте, выше других, но только при условии, что они будут держаться за эту религию, если они будут по-настоящему исповедовать ее. Так продолжалось, что приверженцы этой религии были выше всех других до тех пор, пока не произошел отход от правильного вероубеждения, правильной нравственности, деяний, касающихся мирского и религии. Вот тогда ушли от них великие плоды, которое принесло с собой учение Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, на смену ему пришло обратное. Разве это не является величайшим доказательством того, что шариат, который установил Великий и Мудрый Аллах принадлежит только Ему? Разве не очевидно, что это Он установил его, Он помог его распространению? Всякое благо следует тогда, когда человек следует за шариатом, держится за его нравственность. Разве это не доказательство на то, что это ниспослание от Мудрого, Славного? Нет ни одного сообщения в Коране и Сунне, которое бы не соответствовало реальной истине. И человек точно знает об этом, он постиг это органами чувств, что нет противоречий в Коране и Сунне. Здоровый разум не найдет ничего, никакие новые знания, ни познания человека не найдут ничего в Коране и Сунне противоречащего. Разум может теряться, разум изумляется шариату и сам по себе никогда не может дойти до этого. Потому что в шариате сообщаются подробные вещи, установлены законоположения, которых разум даже самых умных людей не сможет постичь. Самые сообразительные люди не могут постичь этого и самостоятельно прийти к этому. Всякое верное знание, которое получают люди путем опытов и исследований, все же верное знание, правдивое понимание оно всегда соответствует Корану и Сунне. Это один из величайших и убедительных доводов на правдивость этой религии, на существование Аллаха.
Десятый довод: Совершенство шариата.
Совершенство шариата – один довод на Единственность Аллаха, на правдивость Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и на истинность того, с чем Он пришел. Его шариат – совершенный, прекрасный во всем, его красота и совершенство достигают высочайшего предела. То о чем сообщается в нем, все его сообщения подтверждают друг друга, его становления справедливы, они дополняют друг друга, подтверждая справедливость друг друга. И никогда человечество не смогло и не сможет изобрести подобное по красоте, по соответствию. Шариат всегда соответствует и подходит для любого времени, места, для каждой ситуации. Человечество никогда не сможет предложить ничего подобного – законы этой религии всегда соответствуют истине, указывают на прямоту, дают человеку счастье, нет в нем никакого несоответствия, нет в нем ничего несерьезного, нет недостатков или пробелов в законоположениях. У человека, которого есть знание, понимание и ум, он начинает глубоко исследовать эту религию, он знает то, о чем сообщает эта религия - самая правдивая, самая полезная информация для сердец. Человек узнает, что законы этой религии – самые прекрасные, самые подходящие касательно поклонения, также взаимоотношений людей, частных прав, так и общих прав. Всевышний Аллах говорит: «Разве они не размышляли над Кораном? Если бы он был не от Аллаха, то тогда бы нашли они в нем множество противоречий» (Сура Ниса, аят 82).
В этом аяте Аллах обращает внимание людей, обладающих умом на этот великий довод, относящийся к самым великим доводам, ведь все, с чем пришел Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует – истина, а все, что противоречит этому – ложь. Всевышний Аллах говорит: «Те, которым даровано знание, видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина, которая ведет к пути Могущественного, Достохвального» (Сура Саба, аят 6).
Разве эта религия не принесла с собой правду и не подтвердила правдивость тех, кто говорили правду до неё? Разве эта религия не воспрепятствовала всякой лжи и не отдалила всех лжецов? Разве эта религия не побудила к справедливости полной в том, что касается прав Аллаха и прав рабов? Разве эта религия не запретила всякую несправедливость, всякое зло и всякую порчу? Разве она не построена на вере, искренности, единобожие? Разве она не запрещает все, что противоречит ей, будь это придание Аллаху равных? Разве эта религия не повелевает благое отношение к родителям и поддержание родственных связей, совершение благодеяний к соседям и беднякам, вообще ко всем людям, и даже к животным бессловесным? Разве эта религия не сообщила о том, что Аллах любит добродеющих? Разве эта религия не приказала соблюдать договоры, соглашения, обещания, клятвы, и наоборот, запретила вероломство, предательство, посягание на чью-то жизнь, имущество, честь? Разве эта религия не побудила к тому, чтобы делать все то, что полезно? Разве она не приказала нам опираться на внешние причины, не побудила совершать их? В тоже время разве она не показала, что не надо надеятся на причины, потому что за ними стоит Тот, Кто управляет ими? Разве она не приказала нам искать довольство, милость от Аллаха, уповая на Него? Разве эта религия не сделала для нас дозволенным все благое и не запретила для нас все мерзостное, не побудила нас ко всему полезному и не предостерегла нас от всего, в чем есть для нас зло? Разве она не побудила нас терпеть, когда нас постигают несчастья и проявлять благодарность, когда постигает радость? Разве не запретила эта религия нам быть робкими, проявлять трусость, падать духом, и проявлять всякие мерзкие черты нравственности и формы поведения, и разве наоборот не побудила нас быть сильными, храбрыми, благородными, воздержанными, целомудренными, мудрыми, честными? Разве она не побудила нас к обладаниию всех благих нравственных черт? Разве она не показала, что все, что находит прекрасным разум, шариат и само естество человека, является прекрасным, и наоборот не показала ли нам, что наш разум, шариат и находит мерзким?
Что бы не приказала эта религия, здравые умы видят, что это и есть самое лучшее, справедливое, и что бы она не запретила это есть мерзкое и вредное. Эта религия, которая разъяснила правильное вероубеждение, ведь без правильного понимания невозможен успех, сердца не могут быть праведными и находиться в полном порядке без правильного вероубеждения. Эта религия сделала так, что вероубеждение является основой всего. Именно посредством нее строятся слова, дела человека, касающиеся его мирской и Вечной жизни. При этом она побуждает человека к благой нравственности и праведным деяниям. Есть ли какое-либо хорошее и скорое благо, к чему не призывала бы эта религия, и наоборот, есть ли какое-либо зло и порча от чего бы не удержала эта религия? По этому поводу Всевышний Аллах говорит в Коране (о шариате, который установлен Великим Достохвальным Мудрым Аллахом, о шариате, который объемлет все): «…которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (сура Араф, аят 157).
Поэтому люди знающий Коран и шариат обладают великими качествами данного им шариата и этой Книги. Без знания и следования всему этому невозможным будет счастье для человечества, все это заставляет людей убеждаться в Единственности Аллаха.
Одиннадцатый Довод: Правдивость Посланников.
Еще одним доводом на существование Аллаха и Его совершенство является правдивость посланников, необходимость почитания, уважения их и следование за ними.
Шейх уль ислам Ибн Таймийа сказал: «Разумные люди знают, что знамения пророков нечто, которое присуще только им у других подобного нет. Разумные люди знают, что Аллах не дал подобное ни для кого кроме пророков. Пусть будут это знамения, совершённые при их жизни, или же те знамения посредством которых пророки разделили своих последователей, отделив их от тех, которые называли пророков лжецами. Всевышний Аллах дал спасение первым, и погубил вторых, и нет ничего подобного этим событиям. Например, то, как Аллах потопил всех жителей земли кроме Нуха, мир ему, и тех, кто сели с ним в ковчег, подобного события в мире не было. Или же пример истребление народа Ада в столице Ирама, в которой находились мощные колонны. Всевышний Аллах говорит: «Они подобное тому, которого не было создано в странах» и таких было много. У них была сила, большие мощные здания, каких не было в других странах. И чем же была погублена вся эта мощь? Она была погублена ветром.
Во времена народов Салиха и Лута, мир им обоим, Всевышний Аллах поднял к небу все города и перевернул их, затем пролил на них дождь из камней. Спасся только Лут, мир ему, и его семья за исключением жены, которую постигло то же, что и остальных. Подобного события не было, и нет в мире.
История фараона и Мусы, мир ему, когда две огромные группы шли и наткнулись на тупик, перед ними расступилось море. Оно расступилось в виде колон, между которыми была дорога, следовавшие по ней впереди пошли по ней и остались живыми, а те, кто следовал позади, на них обрушилась вода. Подобного события в мире нет.
Разумные люди знают такие знамения, и знают, что нет ничего подобного среди сынов Адама (т.е. сыны Адама не умирают подобным образом). С некоторыми людьми случается чума, парша и другие болезни, и люди к этому привыкли, хотя это тоже из знамений Аллаха. Более того, все, что происходит вокруг относится к знамениям Всевышнего Аллаха, но эти знамения не из того разряда, к которым относятся знамения пророков.
Приведем еще один пример о Каабе. Что такое Кааба? Это дом из камня, построенный в долине, где ничего не росло, т.е. посреди пустыни ставится дом из камня. Возле этого дома никто не живет и никто не охраняет его от врага, вокруг этого дома нет садов. Нет ничего такого, к чему бы люди стремились (т. е. ни страх, ни желание не побуждает людей сохранять этот дом). Но, не смотря на это Аллах хранит Каабу, внушая людям почитание к Каабе. Каждый, кто приходит в Каабу сохраняет ее неприкосновенность, будучи покорным. Аллах вселил желание людей идти туда, ведь туда стекаются люди со всех концов земли, они любят это место, ими не движет ничего, никакие мирские интересы. И такое состояние продолжается на протяжении тысяч лет. Разве есть какое-либо здание в мире, у которого был бы такой же статус как у Каабы? Этот факт приводил в изумление ученых философов и им подобных.
Сюда же относится и событие, что сделал Аллах с обладателями слонов, когда они отправились для того, чтобы разрушить Каабу. У них было мощное войско, был слон, но Аллах сделал так, что люди убежали. Аллах сделал так, что слон не пошел в сторону Каабы, слон шел во все другие стороны, но только не в сторону Каабы. Затем Аллах направил на них стаи птиц с моря, птицы бросали столько камней, что войско было погублено*. Разве есть подобное этому событие в мире?
*[Эта история произошла за год до рождения Пророка Мухаммада, благословит его Аллах и приветствует, в то время эфиопы господствовали в Йемене и местный наместник решил построить христианский храм, к которому будут отправляться в паломничество все арабы. Однако арабы совершали паломничество к Каабе, на что эфиопы решили разрушить Каабу. Они собрали большую армию вместе со слоном и отправились в Мекку. Местные арабы даже не собрали армию, так как они знали, что Аллах защитит Каабу и решили покинуть Мекку, чтобы наказание Аллаха не постигло и их. Аллах ниспослал в Коране поэтому поводу Суру:«Разве ты не видел, что сделал твой Господь с воинством слона? Разве Он не запутал их козни и не наслал на них птиц стаями? Они бросали в них каменья из обожженной глины и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев» Сура Филь].
Поэтому знамения пророков – это знамения и доказательство их правдивости. Это относится к закону Аллаха в разделение между пророками и их последователями с одной стороны и теми, которые называют их лжецами, с другой. Эти сообщения распространены и передаются многочисленными путями передачи. Люди знают, что это знамения пророков, и они знают каковы знамения пророков. Они знают что то, что случилось, является наказанием тем, кто называли лжецами пророков.
Коран одно из знамений, которое остается знамением на протяжении столетий, с того времени, когда был послан Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Именно тогда были прочтены аяты вызова: «Скажи если придут люди и джины, все соберутся, для того чтобы сочинить нечто подобное ему, Корану, они не смогут тогда составить подобное ему».
Это сообщение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, как Он пришел, не смотря на многочисленность его врагов, твердо заявил с самого начала, что Корану никогда никто не сможет ничего противопоставить. Это является сильным доказательством. И такое доказательство может быть только у пророков.
Коран читает на протяжении веков тот человек, который соглашается с ним, и тот человек, который противоречит ему, арабы и не арабы. Ни одна из общин, ни один из народов не смог противопоставить ничего Корану. Ни в одной общине не появилась книга, которую бы люди читали так, как читают Коран, зная, что нет ничего подобного ему. Нет ни одной книги, нет ничего, что могли произнести люди, а затем записать, и даже если это будет самая совершенная людская речь с прекрасным смыслом, пусть то будет стих, проза, научное исследование или какая-нибудь мудрость, и все перечисленное и даже больше из этого не подобны Корану. О Коране знают все люди: арабы и не арабы, и они знают, что нет ему подобного, даже не смотря на то, что люди стремятся противопоставить Корану нечто подобное. Слово Корана – одно знамение, то, как он был сложен – другое отдельное знамение. То, что он сообщает, то сокровенное знание, что он несет – это отдельное знамение. То, что он приказывает и запрещает – отдельное знамение. То, что он обещает и угрожает – отдельное знамение. Его величие и власть над сердцами – отдельное знамение. Если его переводят на другие языки, его смыслы сами по себе знамения. Подобного ему нет».
Все, с чем пришли посланники, мир им всем, – это полезная истина, а все, что противоречит этому – несостоятельно. И это тоже является доводом. Естество, которое в сердцах рабов, особенно у пророков является величайшим доводом на Единственность Аллаха. Также доводом является единодушие всех мусульман, всех тех, кто знает, кто такой Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, то с чем Он пришел, и что это истина (т.е. мусульмане, которые знают действительность Пророка, да благословит его Аллах и приветсвует, его учение единодушны в его правдивости.
Заключение.
Таким образом, в заключении следует сказать, что все творения, все события являются непреложным доводом на Единственность Аллаха Господа Миров, Небес и Земли. Кто Тот, Кто создал творения из ничего? Кто Тот, Кто управляет делами и распоряжается ими? Кто Тот, Кто создал Небеса и Землю, сохраняя их Своим Могуществом и удерживает их? Кто Тот, Кто создал человека из капли при том, что он явно упрямствует и противоречит этому? Кто Тот, Кто умерщвляет и оживляет? Кто дает счастье и несчастье? Кто истребил непокорные общины различными наказаниями, спас посланников и их последователей? Разве в этом нет назидания, разве нет в этом ясных доводов? Кто Тот, Кто создал зерно? Кто Тот, Кто сделал так, что через землю протекают реки, затем из них вытекают ручьи и родники? Разве все это не доказывает слова Того, Кто говорит какой-нибудь вещи: «Будь» и она возникает? Кто Тот, Кто дал каждой вещи её форму, соответствующий вид, затем направил каждое творение к тому, что ему полезно, к тому, то ему нужно, к тому без чего оно не сможет существовать? Кто Тот, Кто научил творения различным наукам и ремеслам? Кто Тот, Кто вывел плоды свежие, влажные из сухих ветвей? Кто Тот, Кто устроил вещи по Великой Мудрости и величайшей гармонией? Кто Тот, Кто создал все наилучшим образом и установил шариат, который является пределом праведности, пользы и совершенства? Кто Тот, Кто двигает облака, несущие тяжелую воду, затем они приходят в страны и поливают, питая их? Разве во всем этом нет знамений? Разве Тот, Кто сделал это не может вернуть эти творения после их смерти в День Суда?
Удивительно то, как могут души отвергать Господа, как они могут отвергать воскрешение? Кто может быть более слепым и более заблудшим, чем люди отвергающие? Как они могут отвергать все это, что является самым очевидным и явным? Он – Великий Бог, Который всегда останется Богом. Он есть Великий Царь и Его Власть не приходящая. Он, Который объемлет все миры Своей Милостью, Своим пропитанием, Своими дарами. Он не оставляет ни единой частицы мира без присмотра, ни одна частица не забыта Им. Он слышит стоны людей, которые болеют хроническими болезнями. Он Тот, Кто отвечает на просьбы тех, кто просит, Тот, Кто щедро дает Прощение и Милость тем, кто каются перед Ним.
Просим мы у Тебя, О, Аллах, Твоими Прекрасными Именами и Высокими Атрибутами, чтобы Ты даровал нам совершенную, полную веру и истинную убежденность. Просим Тебя, чтобы Ты дал нам возможность получить пользу от знамений, которые мы слышим, от знамений, которые нас окружают, от знамений, которые внутри нас. Поистине, это непреложные доводы для убежденных и знамения для желающих узнать этот довод, и довод против тех, кто противится.
О, Аллах, благослови пророка Мухаммада и его сподвижников до Судного дня. Прости нас, наших родителей и всех мусульман, тех, кто живы, и тех, кто мертв. Амин!
Произнес эти слова, нуждающийся в Аллахе Абдурахман ибн Наср Ас-Саади, да простит его Аллах, его родителей и всех мусульман.