Преподобный Исихий, Пресвитер Иерусалимский
О Преподобном Исихие краткое сведение
ПРЕПОДОБНОГО ИСИХИЯ К ФЕОДУЛУ - душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве
Преподобный Нил Синайский
О преподобном Ниле краткое сведение о нем
АСКЕТИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА:
1. Слово о молитве
2. О восьми духах зла
1. О чревоугодии
2. О блуде
3. О сребролюбии
4. О гневе
5. О печали
6. Об унынии
7. О тщеславии
8. О гордости
3. Увещательные главы
4. Мысли, отводящие человека от тленного и прилепляющие к нетленному
5. Подобные предыдущим мысли и увещания, извлеченные из других писаний преподобного Нила
6. Увещание к монахам
Святой Ефрем Сирианин
О Св. Ефреме краткое сведение
ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ СВ. ЕФРЕМА:
1. Увещание к покаянию и содеванию спасения
2. Уроки о покаянии
3. Общее очертание жизни посвятивших себя на угождение Господу и содевание спасения
4. О добродетелях и страстях
5. О борьбе с восемью главными страстями:
1. О борьбе с чревоугодием
2. О борьбе с блудною страстью
3. О борьбе с сребролюбием
4. О борьбе с гневом
5. О борьбе с печалью
6. О борьбе с унынием
7. О борьбе с тщеславием
8. О борьбе с гордостью
6. Общие уроки о подвижнической жизни
7. Советы подвижникам
Святой Иоанн Лествичник
О Св. Иоанне Лествичнике краткое сведение
ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ УРОКИ СВ. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА:
1. Общие начала подвижничества
2. О покаянии
3. О добродетелях и страстях, и о борьбе с последними вообще
4. О борьбе с восьмью главными страстями:
1. Борьба с чревоугодием
2. Борьба с блудом
3. Борьба с сребролюбием
4. Борьба с гневом
5. Борьба с печалью
6. Борьба с духом уныния
7. Борьба с тщеславием
8. Борьба с гордостью
5. О бесстрастии
Святые Преподобные Отцы Варсануфий и Иоанн
О преподобных Варсануфие и Иоанне краткое сведение
Преподобных Варсануфия и Иоанна подвижнические наставления
Преподобный Авва Дорофей
О преподобном авве Дорофее краткое сведение
Подвижнические наставления Аввы Дорофея
Святой Исаак Сирианин
О Св. Исааке Сирианине краткое сведение
Подвижнические наставления Св. Исаака Сирианина
Предисловие
В предисловии к первому тому нашего Добротолюбия помянуто, что в томе втором будут помещены иноческие уставы святых Пахомия, Кассиана, Василия Великого и других отцов. Но потом найдено, что уставы сии лучше поместить в последних томах этого Добротолюбия или издать отдельно. Затем в выборе статей для настоящего тома оставалось следовать порядку греческого Добротолюбия. Так и сделано. Выбрав из святого Кассиана, пропущенного прежде, собственно аскетические уроки, минуя монастырский его устав, предлагаем подвижнические наставления преподобного Исихия Иерусалимского и Нила Синайского.
Но здесь надлежало остановиться в следовании греческому Добротолюбию, потому что там пропущены многие святые отцы-подвижники, первейшие истолкователи дела подвижничества преимущественно с внутренней его стороны, каковы: святые Ефрем Сирианин, Иоанн Лествичник, Варсонофий и Иоанн, авва Дорофей, Исаак Сирианин. Лишить их уроков наш сборник было бы большою несправедливостью. Почему и положено воспользоваться ими. Помещать писания этих отцов в полном их составе было бы неуместно, и нужды крайней в этом нет, потому что все они переведены уже на русский язык. Все переведены; но не все могут иметь их под руками своими. В желании перенести через эту невозможность святые уроки этих отцов ко всем жаждущим их душам, делаем из них выбор самонужнейшего в духовной жизни в той уверенности, что тут нередко одно слово может заменить целые тома. В выборе извлечений указателем служил святой Кассиан, который, поставив целью подвижничества очищение сердца от страстей, к этому направил и все свои аскетические беседы. По этой мысли сделаны извлечения из его писаний; по ней расположено то, что взято из святого Нила Синайского; по ней выбрано выбранное из святого Ефрема; она руководила и заимствованиями из святых Варсонофия и Иоанна, святого аввы Дорофея и святого Исаака Сирианина, хотя в последних трех это не означается особыми заглавиями.
Таким образом, весь второй том нашего Добротолюбия будет представлять собрание богомудрых отеческих наставлений, преимущественно о борьбе со страстями для очищения сердца, - последней цели подвижничества.
СВЯТОЙ ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН