Глава 34. Неприятности Иоанна Крестителя
Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: ты ли тот, который должен придти, или ожидать нам другого? ...А в это время он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о мне! Лука, 7:19, 21-23.
Тем временем Иоанн Креститель сидел себе накрепко в крепости Махер.
Режим этой тюрьмы не был чересчур строгим: даже будучи заключённым, сын Захарии мог внимательнейшим образом следить за всеми делами и поступками своего кузена.
У него по-прежнему были ученики, он даже ухитрялся их регулярно поучать. Всё это лишний раз доказывает, что Ирод вовсе не походил на жестокого тирана, каким его рисуют христиане, а, напротив, был само воплощение терпимости и доброты.
Обычно заключённые не знают ничего о том, что происходит за стенами их темницы, а когда под замок попадает главарь шайки злоумышленников, ему тем более не позволяют общаться со своими сообщниками.
Несмотря на это, приверженцы Иоанна Крестителя, как и прежде, бродяжничали по всей стране, нищенствовали, крестили простаков, взимая с них деньги, и частенько посещали своего вожака; как видно, у них было на то разрешение, составленное и подписанное с соблюдением всех формальностей.
— Ну что? — встречал их Креститель. — Какие новости?
— Фарисеи, как всегда, не слезают со своего конька — законов Моисеевых. Они собираются запретить нам крестить народ по субботам.
— Меня это не удивляет. А как дела у Иисуса?
— Говорят, он творит чудеса по городам и сёлам. Иногда он даже принимает вызовы на дом...
— Проклятье! Первое чудо, которое он должен был бы совершить, это вытащить меня из каталажки. Конечно, здесь мне не так уж плохо: кормёжка довольно приличная, постель для тюремной даже роскошная и директор ко мне благоволит, разрешая всяческие поблажки, но всё равно я тут дурею от скуки! Я ведь так люблю свежий воздух пустынь!
Эти размышления навели Крестителя на мысль, что, может быть, Иисус вовсе не был тем самым мессией, приход которого он должен был возвестить: иначе, как объяснить подобную забывчивость ходячего Слова по отношению к своему предтече?
И вот Креститель выбрал двух своих приверженцев и отправил к сыну голубя со следующим посланием: «Будь столь добр, растолкуй подателям сего письма, действительно ты тот, кто должен был прийти, или нам ожидать другого?»
Два крестителя отправились на поиски Иисуса и встретили его в Наине. Когда они выполнили возложенное на них поручение, миропомазанный сказал себе: «Вот так штука! Даже мой предтеча во мне сомневается... Я прекрасно знаю, чего ждёт от меня мой кузен. Мне, конечно, было бы раз плюнуть вызволить его из тюрьмы...
Ну, погоди, дружище! Раз ты ещё сомневаешься в моей божественности, я совершу такие чудеса, что все твои ученики вытаращат глаза и уверуют, зато того чуда, которого ты хочешь не видать тебе, как своих ушей!»
По счастливой случайности, когда ученики Крестителя предстали перед Иисусом, вокруг последнего толпились всевозможные больные и калеки: горбатые, слепые, хромые безногие, безрукие, прокажённые, бесноватые, чахоточные, страдающие от оспы, катара, водянки и лихорадки. Кроме того, его осаждали заплаканные родственники со своими дорогими покойниками в гробах.
Иисус повернулся к посланцам Крестителя и сказал: — Значит, ваш учитель не уверен, что я настоящий мессия? В таком случае откройте пошире глаза и смотрите'
Он вытянул руку, произнёс несколько каббалистических слов, сделал непонятный жест. И в тот же миг все больные стали здоровыми, у всех калек выросли недостающие члены а все покойники приподняли сосновые крышки своих гробов, выскочили наружу и пустились от радости в пляс.
— Ну, что теперь скажете? — спросил Иисус, — Видели вы подобные чудеса? Ученикам Крестителя пришлось признаться, что чудо было первого сорта.
— Подите расскажите Иоанну, — продолжал сын голубя, — о том, что слышали и видели: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и я всем им читаю бесплатные проповеди. И если это его не наставит на ум, значит, он просто не хочет в меня верить.
Крестители приуныли. Они поняли, что Иисус действительно мессия, но в то же время убедились, что он исцеляет всех подряд, не требуя ни от кого вознаграждения. Это их жестоко уязвило. Евангелие даёт понять, что ученики Крестителя, узнав, что Иисус произносит проповеди «за так», были совершенно убиты.
Они пожали плечами и буркнули:
— Кто раздаёт товар даром, тот вредит торговле, чума его забери!
Иисус прекрасно понял, что они хотели сказать. Поэтому он добавил:
— Послушайте-ка, вы, чего это у вас такие кислые рожи? Если я произношу мои речи даром, это касается только меня одного, понятно? Кроме того, горе тому, кто будет мною недоволен. Гореть ему в аду и не сгореть, это я вам говорю!
Крестители не стали дожидаться продолжения и поспешили ретироваться.
Толпа вокруг Иисуса была на его стороне, и отовсюду уже слышался ропот против каких-то незнакомцев, позволивших себе усомниться в совершённых им чудесах. Тоже мне, выискались контролёры!
Кое-кто поговаривал, что надо бы догнать наглецов и накостылять им шею, другие открыто поносили самого Иоанна Крестителя, поминая его самыми крепкими словами. Миропомазанный почувствовал, что ему пора утихомирить своих слишком ретивых сторонников.
— Полно вам! — сказал он. — Креститель, в сущности, не такой уж плохой человек. Он просто убит всеми неприятностями, которые ему приходится терпеть в своём клоповнике. Недоваренный горох и гнилая солома — вот и вся причина его недовольства.
Тем не менее, это не мешает ему оставаться пророком. Он объявил о моём приходе, он назвал меня агнцем божьим, — это было с его стороны весьма любезно, и надо воздать ему должное. Поэтому я вам советую не поднимать шума из-за его плохого настроения. В этом нет преступления.
Так как кое-кто все ещё удивлялся, слыша столь благодушные речи, Иисус добавил:
— Да, да, друзья мои, он не виноват. Зато есть другие люди, куда более зловредные, чем несчастные ученики моего кузена. Я говорю о фарисеях. О, эти никогда не бывают довольны!
Когда Креститель начал питаться одной саранчой, они говорили, что он одержим злым духом. Но вот я люблю поесть, как все, и выпить не дурак, а они твердят, будто я веду предосудительный образ жизни и посещаю места злачные...
Что бы ты ни сделал, они всегда к тебе придираются! Поэтому самое лучшее — не обращать внимания на их болтовню. Вы уж мне поверьте!
Когда посланцы вернулись к Иоанну Крестителю, тот забросал их вопросами:
— Ну, как? Что он говорил?
— Он и в самом деле мессия, этого нельзя отрицать, — ответили посланцы. — Он творит чудеса и болтает без умолку. И если он тебя не освобождает и не вызволяет из этой крепости, то лишь потому, что твои затруднения ему на руку.
Недаром говорят, что ближние родственники редко любят друг друга. Если бы ты был для Иисуса посторонним, он бы давно пришёл к тебе на помощь, но ты его кузен, а потому он решил: пусть, мол, выпутывается сам как знает!
— То есть, иначе говоря, пусть сидит в тюрьме до скончания века!
И тогда, в отчаянии, что божественный братец его покинул. Иоанн Креститель вырвал у себя четыре пучка волос и принялся колотиться головой о стену (смотри евангелия от Матфея, 11:2-19; от Луки, 7:18-35).