Предупреждение о будущих гонениях (10:16-25)
То, что Иисус возвещает далее, было для Двенадцати, должно быть, чем-то вроде шока. Он говорит, что будущее хранит для них (и для многих поколений христиан во все века Церкви) много гонений, пока Он не возвратится (10:23). [То, что этот раздел (10:16-23) относится к будущему и превосходит ближайшую ситуацию Двенадцати, ясно из следующего: (1) в описанное здесь свидетельство будут включены язычники (10:18), а в ближайшей ситуации охвачены только евреи; (2) описанное здесь гонение (10:16-23) произошло с Двенадцатью (и другими христианами) после вознесения Иисуса; (3) Сам Иисус распространяет период времени, в течение которого будет идти гонение, до момента Своего пришествия, "как придет Сын Человеческий" (10:23).] В качестве обобщающего слова о предстоящих преследованиях Иисус говорит Двенадцати (и другим будущим поколениям христиан), что они будут, как "овцы среди волков" (10:16). Это - образная картина беззащитности и уязвимости посреди опасностей. Таким образом, все Двенадцать и все христиане посланы Христом как уязвимые посланцы в среду порочных и сильных врагов. Все же не все потеряно, поскольку Иисус сообщает Двенадцать и нам, что мы должны делать. Посреди волков овцы "должны, так сказать, преобразоваться в змей и голубей"; то есть, вести себя с мудростью и сообразительностью змей и чистой невинностью голубей (Лендж, 8:188). [Во времена Иисуса " повсеместно считалось, что змеи были умными, но также враждебными к людям" (Моррис, 253). Греческое слово для обозначения змеиной мудрости (fronimoV) означает "чувствительность, рассудительность, здравомыслие, мудрость, проницательность" (БАГД, 866). Это же самое греческое слово используется в LXX Быт. 3:1 в отношении "хитрости" змея в Едемском саду. Во времена Иисуса голуби считались чистыми и верными своим партнерам по жизни, и их кротость и безвинность были, как присказка" (Моррис, 253). Греческое слово для обозначения невинности буквально значит "без примеси, чистый, невинный" (БАГД, 30).] Поэтому, чтобы должным образом жить для Иисуса посреди волков, мы должны показать большую мудрость, благоразумие, заботу и в то же время быть чистыми и невинными, без любого греховного компромисса. Христиане часто имеют тенденцию впадать в одну или другую крайность, но редко имеют это столь непременное сочетание качеств. Какого свойства вам недостает, и на каком вам следует сосредоточиться больше?
Более конкретно, будущие гонения охватят различных людей, включая евреев (их повлекут в их суды и будут бить; 10:17), язычников (правители и цари; 10:18) и даже членов их собственных домов (брат выдает брата, дети своих родителей; 10:21). ["Суды" - это буквально "синедрионы", которые были местными советами, где разбирались дела по каждому региону. Синагоги были местом богослужения, наставления и, как мы видим здесь, "были местом, где совершалось местное правосудие" (Моррис, 253).] Будет употреблено все многообразие видов гонений, включая: судебные преследования (приведение их в "суд" - 10:17, к "правителям и царям" -10:18), физические расправы (от избиений до смертной казни - 10:17, 21) и, конечно, моральные издевательства ("будете ненавидимы" - 10:22). Эти виды гонений - не новы для Украины или бывшего СССР, но не нужно считать, что они всегда будут чем-то из прошлого. Иисус предупредил нас, и мы должны быть готовыми. Относительная свобода в нашей родной стране должна вызывать у нас благодарность Господу и побуждать молиться о миллионах христиан в странах, типа Китая, Северной Кореи, Судана и везде по всему мусульманскому миру, где не наслаждаются теми же самыми свободами от преследования.
Учитывая широкий размах и серьезность предсказанного преследования, Двенадцать, несомненно, могли огорчиться. Поэтому Иисус напоминает им (и нам), что всегда есть надежда и ободрение даже посреди преследования. Например, знание того, ради Кого мы переносим гонения, приносит утешение и благословение (они за Иисуса и за Его имя - 10:18, 22; 5:10-12). Во-вторых, в гонении есть ободрение от осознания того, что для этого есть цель, а именно - "для свидетельства пред ними" (10:18). Это не просто что-то такое, что нужно выдержать, но по благодати Божьей это должно быть возможностью свидетельствовать о Спасителе. В-третьих, ободрение среди подобных испытаний происходит от знания, что Бог с нами, и Он обещает давать нам сказать слова, когда мы будем нуждаться в них (10:19-20). В-четвертых, мы можем иметь ободрение посреди преследований от знания того, что когда мы Его силой выдержим "до конца" (своей жизни или преследований), то унаследуем спасение (10:22). ["До конца" (eiV teloV, "еис телос") - это адвербиальный оборот и "может восприниматься, как наречие со значением "несгибаемо"; намного более вероятно означает либо "до конца жизни человека", либо ... "до конца века" (Карсон, 8:250).] Наконец, Двенадцать и будущие поколения христиан должны быть ободренными в ходе гонений, продолжать евангелизацию "городов Израилевых" до тех пор, "как придет Сын Человеческий" (10:23). Другими словами, "Христос возвратится прежде, чем Его последователи полностью евангелизируют евреев, но Церковь должна заниматься этим в ходе всего века Церкви". [Бломберг, 176. Придерживаются этого взгляда Бартон "Применение к жизни", 209-10; Девис и Эллисон, 2:192. Другие мнения по поводу этого трудного стиха состоят в том, что Христос ссылался на: (1) ближайший контекст стихов 5-16 и обещал быстро догнать учеников, прежде чем они закончат переход через города Израильские (Дж. Дюпон, приведено по Карсону, 8:250); (2) Его приход в суде против евреев, который окончательно совершился с разрушением Иерусалимского храма в 70 году Р.Х. (Карсон, 252; Ленски). (3) Его приход видимым и победным образом после воскресения (Моррис, 258) или после излития Святого Духа в день Пятидесятницы (Кальвин).]
Таким образом, Иисус заканчивает эту часть тем, чем и начал - будущее хранит для Двенадцати и будущих поколений христиан много гонений. Мы должны ожидать этого. По общепринятому определению того времени, ни ученик, ни раб не были выше своего господина (10:24), и при идеальных обстоятельствах самое большее, чего мог ожидать человек - это то, что когда-нибудь он станет подобным или равным своему хозяину (10:25). Мысль данной части следующая: Двенадцать (и будущие поколения христиан) не выше Иисуса (их "Господина" и "Учителя"; 10:24); раз Он, как Глава всех христиан, испытывал гонения (Его называли веельзевулом - 9:34; 10:25; 12:24), то Его ученики не могут ожидать меньшего. А как вы? Ожидаете ли вы этого или удивлены и потрясены, когда подобное происходит на вашем пути?
План Матф. 10:16-25