Облечение силой и назначение Двенадцати (10:1-4)
Учитывая большую потребность в тружениках, чтобы выйти на жатву (9:37-38), Иисус призывает к Себе двенадцать и уполномочивает их, чтобы они делали то, что Он делал, то есть, совершали чудеса (8-9; 10:1, 8) и проповедовали, что Царство Небесное приблизилось (4:17; 10:7). [При передаче Своим ученикам власти совершать чудеса Иисус ясно показал величие своей Личности. Подобное действие не имело прецедентов в еврейской истории, так как даже Моисей и Илия не передавали своим ученикам чудодейственной силы, как это сделал Иисус (Тауссент "Се, Царь", 137).] Один Иисус не может достичь всего Израиля, поэтому посылает Двенадцать как Своих апостолов, то есть, "посланных" Им, которые представляют Его и разделяют Его власть (10:1). [Термин "апостол" (apostoloV), в буквальном смысле "посланный", используется в Новом Завете в разных значениях. В самом узком смысле он применяется к Двенадцати (Матф. 10:2-4; Лук. 6:13-16; Деян. 1:26; Откр. 21:14), число которых ограничено (Матф. 19:28; Откр. 21:14). Иуда был заменен (Деян. 1:26), потому что был сыном погибели. Но после того, когда апостолы умирали, не происходило больше никакой замены (Иаков в Деян. 12:2). Во-вторых, другие очень важные служители-основатели Церкви назывались апостолами, такие как Павел (Гал. 1:1; 1 Кор. 9:1) и Иаков (Гал. 1:19), но они все же отличались от Двенадцати (в 1 Кор. 15:5-8 Павел при перечислении Двенадцати различает их с Иаковом и собой). И, наконец, есть самый широкий смысл термина "апостол", когда он используется для обозначения "посланцев", и, возможно, даже "миссионеров" (БАГД, 99; My "Послание к Римлянам", 924). Примеры подобного использования этого термина включают Варнаву и Павла (Деян. 14:14), Епафродита (Фил. 2:25), Андроника и Юния (Рим. 16:7), а также ссылку во 2 Кор. 8:23.] Матфей дает перечень их имен, объединяя парами (10:2-4), вероятно, показывая, как они по двое вышли на труд (Марк 6:7). [В Св. Писании есть четыре списка Двенадцати Апостолов (Матф. 10:2-4; Марк 3:16-19; Лук. 6:13-16; Деян. 1:13). "Во всех четырех Новозаветных списках Двенадцати в порядке имен в начале каждой (из трех) групп по четыре имеются фиксированные позиции: Петр (всегда первый), Филипп (всегда пятый), Иаков сын Алфеев (всегда девятый); Иуда Искариот (всегда последний)" (Хегнер, 264). Это может быть указанием на то, что "Двенадцать были организационно разделены на более маленькие группы, и в каждой был старший" (Карсон, 8:237).] При чтении списка каждого поражает необычный характер Двенадцати, среди которых было четыре рыбака (Петр, Андрей, Иаков и Иоанн), презираемый сборщик налогов (Матфей, 10:3), ярый националист (Симон, 10:4) и предатель. Весьма разнообразная группа людей, совсем не такие, как можно было бы ожидать, избрана, чтобы изменить мир и передавать самое важное из когда-либо передаваемых сообщений. И все же их "обыкновенность" не противоречит характеру Бога, Которому угодно использовать слабого, чтобы показать Свою силу (2 Кор. 12:9). И Он так и сделал, потому что эти Двенадцать мужей, исполненные и водимые Святым Духом, - "всесветные возмутители" (Деян. 17:6) - коренным образом перевернули весь мир и были основанием для распространения величайшей вести, которую мир когда-либо знал.
Дальше идет список двенадцати апостолов, как его дает Матфей (10:2-4), подчеркивая что-то из того, что мы знаем о каждом из них, включая то, что история Церкви сообщает нам об их миссионерских путешествиях, и о том, как все они, кроме одного, положили свою жизнь в мученической смерти за Христа. [Большая часть информации в этом списке взята и обобщена из Бломберга ("Матфей", 168).]
1. Симон Петр (10:2) - Петр, или Кифа, означает "камень" на греческом и арамейском, соответственно. Он был рыбаком (Матф. 4:18), родом из Вифсаиды (Иоан. 1:44), а позже жил в Капернауме (Марк 1:29) и, возможно, был учеником Иоанна Крестителя прежде, чем последовал за Иисусом (Иоан. 1:35-42). Иисус дал ему второе имя (Матф. 16:18; Иоан. 1:42). Петр был старшим из учеников Иисуса ("первый" призванный в Матф. 10:2 и всегда стоящий во главе каждого списка Двенадцати - Матф. 10:2-4; Марк 3:16-19; Лук. 6:14-16; Деян. 1:13), часто порывистый (Матф. 16:23; Иоан. 18:10; Иоан. 21:7) и готовый говорить (Матф. 16:16; 17:4; Деян. 2:14; 3:12; 4:8). Он был во внутреннем кругу учеников Иисуса, был свидетелем воскрешения дочери Иаира (Матф. 9:18-26; Марк 5:37), преображения Господа (Матф. 17:1; Марк 9:2) и находился рядом с Иисусом в Гефсимании (Матф. 26:37; Марк 14:33). Он три раза отрекался от Иисуса, когда Господь был схвачен (Матф. 26:69-75), но позже Самим же Иисусом был восстановлен в братском общении (Иоан.21:15-19). Роль Петра с самых ранних дней Церкви была не сравнима ни с одним из апостолов: он взял на себя инициативу заменить Иуду (Деян. 1:15-17); он представлял новорожденную Церковь в день Пятидесятницы (Деян. 2:14); был первым, кто защищал Евангелие перед синедрионом (Деян. 4:8). Бог употребил Петра, чтобы исцелить хромого (Деян. 3:1-8), воскресить мертвого (Деян. 9:34, 40), нести Евангелие к язычникам (Деян. 10), играть ключевую роль в решении отношений между язычниками и евреями (Деян. 15:7-11). А также апостол Петр написал два Послания. Евсевий говорит, что он, "кажется, проповедует евреям рассеяния в Понте, Галатии, Вифинии, Каппадокии и Асии, и в конце своей жизни и служения он прибыл в Рим" ("История Церкви", 3:1). Вероятно, в начале 60-х, Петр прибыл в Рим, где был распят на кресте головой вниз (Евсевий "История церкви", 3:1; Апокалипсис Петра, 37) при правлении Нерона, около 65-го года (Бломберг, 168). ["Первые предания вне Нового Завета не соглашаются в вопросе о продолжительности пребывания Петра в Риме, мотиве и природе его мученической смерти и о его участии в структуре руководства римского христианства" ("Энциклопедия Раннего Христианства", 904-5). Петр не только умер мученической смертью, но прежде своей смерти видел, как убивали его жену и "он взывал к ней с большим ободрением и утешением, называл по имени и говорил: "Помни Господа" (Клемент Александрийский, около 195 г. у Девида Беркота "Словарь веры ранних христиан", 515). По преданию, первоначальная (и более поздняя) базилика Св. Петра, построенная Константином (около 321 г.), была сооружена над местом захоронения (и мученической смерти) Петра. Современные раскопки "обнаружили могильник Петра и кости, датированные 1-м веком, в пределах язьгаеского кладбища, которое было накрыто базиликой Константина (EEC, 1019; 905).]
2. Андрей (на греческом "мужественность"), был из Вифсаиды (Иоан. 1:44). Он - брат Петра (10:2) и рыбачил с ним (Марк 1:16), а также с Иаковом и Иоанном (Лук. 5:10-11). Андрей был первым известным учеником Иоанна Крестителя, который, оставив своего наставника, последовал за Иисусом (Иоан. 1:40). Повсюду в Евангелиях он известен, прежде всего, как брат Петра (10:2), и никогда не был употреблен Господом так широко или столь драматично, как Петр. Все же нет никакого признака, указывающего на то, что апостол Андрей когда-либо обижался на свое положение, и поэтому он - образец для всех христиан, которые спокойно трудятся на скромных местах без большого признания (Мак-Артур "Матфей" 8-15, 147). Редко кто из людей желает занимать второе место и поддерживать других. Самая древняя ссылка на апостола Андрея вне Нового Завета исходит от Оригена, сообщающего нам, что Андрей учил в Скифии, то есть в Южной Руси (ЕЭС, 51), в то время как другие добавляют, что он также совершал служение в Ахаие и Греции. В Патрасе (Западная Греция) он обратил ко Христу жену римского проконсула, в результате чего проконсул отдал его на распятие на кресте (ЕЭС,51).
3. Иаков (еврейское имя), "сын Зеведея" (10:2). Он был рыбак, как и его брат Иоанн (Матф. 4:21; Марк 1:19), и оба они были двоюродными братьями Иисуса, так как их мать, Саломея - сестра Марии (Иоан. 19:25 с Матф. 27:56 и Марк. 15:40). Их семейство имело хороший материальный достаток, поскольку отец был в состоянии нанимать слуг (Марк 1:20). Мать Иакова и Иоанна поддерживала служение Иисуса (Матф. 27:55-56; Лук. 8:3). Этим двум братьям Иисус дал имя "сыновья Громовы" (Марк 3:18), по всей видимости, из-за их пламенного характера (Лук. 9:54-56). Иаков был, вероятно, старшим из двух (поскольку при всяком упоминании его имя почти всегда называется первым). Они с Иоанном также составляли внутренний круг учеников Иисуса. Эти апостолы были свидетелями воскресения дочери Иаира (Матф.9:18-26; Марк 5:37), преображения Господа (Матф. 17:1; Марк 9:2) и были рядом с Иисусом в Гефсимании (Матф. 26:37; Марк 14:33). История раннехристианской Церкви говорит, что Иаков и Иоанн, наряду с Петром, были употреблены для того, чтобы "поставить Иакова Справедливого (брата Господнего) епископом Иерусалима". [Там же, 366.] Иаков был первым из Двенадцати, кого замучили насмерть - он был обезглавлен Иродом Агриппой 1 (Деян. 12:1, 2) около 44 г. по Р.Х. Этого Апостола не нужно путать с Иаковом, братом Господа, который написал Послание Иакова и был главным служителем в Иерусалимской церкви (Деян. 15:13).
4. Иоанн (на еврейском "Господь есть милосердный"), сын Зеведея, известный со своим братом Иаковом под именем "сыны Громовы" (Марк 3:17), позже стал "учеником, кого Иисус любил" (Иоан. 13:23; 19:26; 20:2; 21:7, 20). Иоанн родом был первоначально из Вифсаиды (Иоан. 1:44) и там рыбачил (Матф. 4:21; Марк 1:19). Он, наряду со своим братом Иаковом и апостолом Петром, составлял внутренний круг учеников Иисуса. Из Двенадцати один Иоанн стоял у креста, когда Иисус был распят (Иоан. 19:26-27). Он написал 5 книг Нового Завета: Евангелие от Иоанна, три Послания Иоанна, и книгу Откровение - последнюю из них он написал, находясь в изгнании на острове Патмос (Откр. 1:9) около 95 года. Согласно истории раннехристианской Церкви [там же, 381-82], после смерти Домициана Иоанн возвратился из изгнания в Ефес, жил и служил там до времени Траяна, приблизительно 98 г. [там же, 181], где, как полагают, он дожил до весьма преклонного возраста (вероятно, около 90 лет). [Говорят, что во время жизни в Ефесе Иоанн ходил в баню, "но узнав, что в бане был Керинф, Иоанн выбежал, не помывшись". Он воскликнул: "Бежим прочь отсюда, как бы не разрушилась баня, потому что здесь Керинф, враг истины" (Ириней, около 180 г.; там же, 381).] Живя в Ефесе, он созидал служителей церкви, таких как Поликарп, Папий и Игнатий (Карсон, 8:238). Иоанн - единственный из Двенадцати, не умерший мученической смертью за свою веру (Бломберг, 169).
5. Филипп (по-гречески означает "любитель лошадей", 10:3) был "из Вифсаиды, города Андрея и Петра" (Иоан. 1:44) и представил Нафанаила Иисусу (Иоан. 1:45). Кажется вероятным, что Петр, Андрей, Варфоломей (Нафанаил) и Филипп были друзьями даже прежде, чем Иисус призвал их (Иоан. 1:40-45; Мак-Артур "Матфей" 8-15, 155). В четырех списках апостолов Филипп - всегда во главе второй из трех подгрупп. [У. Грем Скрогги "Руководство к Евангелиям", 116.] Он упомянут в Иоан. 6:5, 7; 12:22, а также в Иоан. 14:8, когда сказал Иисусу в горнице: "Покажи нам Отца, и довольно для нас". Филипп получил замечательный и утешительный ответ: "Видевший Меня видел Отца" (Иоан. 14:9). Церковное предание гласит, что он проповедовал во Фригии (Римской провинции в Азии). В Иераполисе апостол Филипп "был раздет донага, повешен вверх ногами и пробит острыми гвоздями в лодыжках и бедрах, чтобы медленно истекать кровью до наступления смерти". [Мак-Артур "Матфей" 8-15, 158.] Его нужно различать с другим Филиппом, "диаконом", упоминаемым в Деян. 6:5 и 8:26-40.
6. Варфоломей (10:3) - отчество, обозначающее "сын Толмая". Он может быть тем же человеком, что и Нафанаил в Евангелии от Иоанна 1:45-49; 21:2) (Хендриксен, Матфей, 453), и если так, то Варфоломей был именно тем израильтянином, в котором не было никакого лукавства (Иоан. 1:47). [Отождествление Варфоломея с Нафанаилом имеет в свою пользу несколько аргументов: 1) прежде всего, отчество, вероятно, не отражает его полного имени; 2) авторы синоптических Евангелий не упоминают Нафанаила, а Иоанн не упоминает Варфоломея; 3) каждый список, кроме Деян. 1:13, помещает Варфоломея и Филиппа вместе (как в Матф. 10:3), и Иоан. 1:45 ставит их вместе, показывая возможную идентичность; 4) другие мужи, названные в Иоан. 21:2, - это Апостолы, и Нафанаил находится среди них (Бок "Лука", 544).] Его дом был в Кане Галилейской (Иоан. 21:2), и он, как считают, совершал служение и был замучен либо в Индии, либо в Парфие, или, возможно, в Ликаонии (ЕЭС, 169).
7. Фома (имя происходит от арамейского "близнец"; 10:3). Он также назывался "Дидимус", греческое слово, обозначающее "близнец" (Иоан. 11:16; 20:24; 21:2). Фома наиболее известен из- за своих сомнений (Иоан. 20:19-29), но он также желал идти на смерть с Иисусом в Иерусалиме (Иоан. 11:16) и совершил глубокое исповедание Христа Господом и Богом (Иоан. 20:28). "Согласно Евсевия Кесарийского, Фома принес Евангелие в Парфию (Н.Е. 3:1); Иером (Vita Apost. 5) и Руфин Аквилейский (Н.Е. 2:4) указывают на Персию. Григорий Назианзин придерживался мнения, что Фома проповедовал Евангелие в Индии и там был замучен насмерть (Ор. 25); это мнение также находится в Деяниях Фомы 1" (EEC, 1128).
8. Матфей (от еврейского "Бог дал") (10:3), был также известен как Левий (Марк 2:14). Кажется маловероятным, чтобы его кандидатура могла соответствовать тому, чтобы быть одним из апостолов Иисуса, посланных представлять Господа, так как мытари (сборщики налогов) были очень ненавидимы (как предатели, продававшие души Риму) и презираемы (за свое предательство). Все же Матфей стал примером демонстрации дара благодати Божьей, свидетельствующим что даже самые большие обманщики и презираемые люди могут стать учениками Христа и быть Его служителями. Когда Иисус призвал Матфея (Матф. 9:9), он оставил все, включая прибыльный налоговый бизнес, чтобы последовать за Иисусом (Лук. 5:28). Матфей имел желание чтить Иисуса и приводить своих грешных друзей к познанию Господа, поэтому он устроил угощение, на котором Иисусом был почетным гостем (Матф. 9:10-13; Марк 2:14-17; Лук. 5:27-32). Позднейшее предание гласит, что Матфей совершал служение в Эфиопии и был предан мученической смерти (Скрогги, "Руководство к Евангелиям", 120).
9. "Иаков Алфеев" (10:3). Его не следует путать с Иаковом Зеведеевым или Иаковом, братом Господним, который не верил в Иисуса как Господа в ранний период Его служения (Иоан. 7:5). Он мало известен нам в Новом Завете и в истории Церкви. Возможно, Иаков Алфеев был братом Матфея, так как оба они имели отца с именем Алфей (Марк 2:14), но мы не можем быть уверенны в этом. Этот Иаков также называется младшим или "меньшим" в Марк 15:40, возможно для того, чтобы отличать его по возрасту или размеру от Иакова Зеведеева. В четырех списках апостолов он всегда возглавляет список в последней из трех подгрупп. Мак- Артур говорит, что "он проповедовал в Персии (современный Иран) и был там распят на кресте, как мученик" (стр. 168), в то время как Скрогги говорит, что он "проповедовал в Палестине и Египте и в последней стране был предан мученической смерти" (стр. 120).
10. Фаддей (10:3). Также в некоторых текстовых вариантах называется "Леввей" и "Иуда Иаковлев" в Лук. 6:16 и Деян. 1:13. Возможно, он назывался "Иуда возлюбленный" то есть, "Иуда Фаддей", и имя Фаддей со временем стало использоваться, чтобы отличить его от другого Иуды в группе апостолов (Карсон, 8:239). Имя "Фаддей" происходит от еврейского слова "грудь", приблизительное значение которого "возлюбленный" (там же). Имя "Леввей" происходит от еврейского слова "леб", обозначающего сердце. Кроме того, что Фаддей назван как один из апостолов, единственная Новозаветная ссылка на него сделана в связи с вопросом, который он задал Иисусу в горнице (Иоан. 14:22). Скрогги говорит, что он проповедовал в Ассирии и Персии и был замучен насмерть в этой последней стране (Скрогги, 120). Мак-Артур говорит, что он "исцелил много сотен людей в Сирии", включая даже царя, которого он также привел к Господу. "Предполагаемое покаяние вызвало в этой стране такую суматоху, что неверующий племянник царя приказал бить Фаддея до смерти палкой, которая и стала символом этого апостола" ("Матфей" 8-15, 170).
11. Симон Кананит (10:4). "Имя Кананит не происходит от слов "хананеянин" или "Кана", но от арамейского слова, обозначающего зилота, фанатика или энтузиаста - "кан'ан" (Девис и Эллисон, 2:158). Кананит было "прозвищем, означающим рьяного человека - Лук. 6:15 - вероятно, не в позднем, более формальном политическом движении, известном под названием "зилоты", но как одного из предшественников того движения ..." (Бломберг, 169). [Некоторые полагают, что партия зилотов существовала во времена Христа, и что "Иосиф Флавий, очевидно, прослеживает их корни до 6-го года Р.Х." (Бок "Лука", 545).] Это имя было дано Симону за его глубокое рвение ради пользы евреев и еврейского народа и помогало отличать его от Симона Петра. Интересно, что Иисус имел в качестве одного из Своих учеников яростного еврейского националиста (Симона Зилота) и одновременно предателя евреев (то есть, мытаря). Это показывает, что даже самая сильная вражда или ненависть могут иметь примирение во Христе. Скрогги говорит, что умер Симон Кананит через распятие на кресте.
12. Иуда Искариот (10:4). Имя Искариот, наиболее вероятно, происходит от еврейского обозначения для человека из
Кериота, города в Иудее (И. Нав. 15:25; Иер. 48:24) или в Моаве (ZPEB, 3:785), что означает, что среди Двенадцати Иуда единственный не был галилеянином. [Бок (стр. 546) прекрасно обобщает четыре из других предложений о том, что могло означать имя Искариот: 1) арамейский термин, который значит "лживый"; против: арамейский язык был утрачен греческими читателями; 2) от латинского слова "сикариус", которое обозначает "убийца" или "человек с кинжалом"; против: "долгое i в слове sikarioV ("сикариус") не представлено в слове "Искариот" (Девис и Эллисон, 2:157, н. 60; 3) "имя означает Иуда "Красильщик", что отображает его профессию; 4) значение имени - "рыжеголовый", и именно таким Иуда обычно изображается в христианской иконографии (Девис и Эллисон, 2:157, н. 62). В Иоан. 6:17 Синайского списка читаем, что Искариот имеет семитское значение и означает "человек из Кериота" (EEC, 638).] Ему достаточно доверяли для того, чтобы быть казначеем для Двенадцати, но Иуда имел обыкновение воровать из денежной казны (Иоан. 12:6). Он часто упоминается в Евангелиях и имел привилегированное положение, как один из апостолов. Иуда Искариот, вероятно, проповедовал и исцелял внешне точно так же, как и все остальные, потому что не имеется никакого признака, указывающего на то, что он когда-либо отличался или выглядел внешне иначе, чем остальные, когда все были вместе. Апостолы никогда не сомневались относительно его истинности, так как даже до самого последнего момента ни один из них не мог себе представить, что Иуда был предателем (Иоан. 13:22), и каждый из них говорил: "Не я ли, Господи?" (Матф. 26:22; Лук. 22:23). Конечно, все мы знаем, что Иуда потратил впустую свое большое преимущество ходить с Господом и быть учеником Бога Вселенной, и он предал Его (Матф. 26:47-50) за ничтожную сумму - 30 сребреников. В ту самую ночь Иуда вышел и повесился, и при падении с веревки "расселось чрево его, и выпали все внутренности его" (Матф. 27:1-10; Деян. 1:18-19).