Исцеление немого вызывает два различных отклика (9:32-35) (никакой параллели у Марка или Луки)
Исцеление немого вызывает два различных отклика и является обобщением цели служения Иисуса в области Его учения исцелений.
Заключительное чудо данного раздела - исцеление Иисусом немого человека путем изгнания беса, который был причиной этой болезни (9:33). Текст весьма краток и говорит, что человека привели к Иисусу, и Он изгнал беса. Акцент текста сделан на реакции тех, кто видел чудо. Никто не сомневался относительно факта чуда, но реакция на него в значительной степени была различной. Многие изумлялись, говоря: "Никогда не бывало такого явления в Израиле" (9:33). Другие же, такие как фарисеи, приписывали это сатане (9:34). Так что вопрос не в том, сделал ли Иисус замечательные чудеса, но в том, какова реакция человека на то, что делал Господь.
Итак, раздел чудес Евангелия от Матфея заканчивается (9:33) подобно тому, как и 1-ый раздел обучения, когда люди изумлялись (7:28). Но возрастает противление со стороны религиозных начальников, и они начинают высказываться против Него (9:34). Эта тема будет развита больше в некоторых следующих главах.
Раздел о чудесах Матфей заканчивает обобщением темы служения Иисуса по учению и исцелению (9:35). Обратите внимание, что по содержанию и форме оно очень похоже на итоговое утверждение, которое евангелист сделал при введении к теме служения Иисуса (в Матф. 4:23). Значение этого состоит в том, что оба указанные параллельные итоговые утверждения, кажется, функционируют как "концовки книги" и показывают, что рассматриваемый раздел Евангелия от Матфея - это объединенный раздел или одно целое. Матфей делает введение к периоду Галилейского служения Иисуса с обобщающего утверждения о теме Его служения в области учения и исцеления, затем приводит детальные примеры каждого из них и заканчивает раздел похожим обобщением.
Глава 10
Посланники Мессии и перспективы их будущего (9:36-10:4)
Следующий крупный отрывок Евангелия от Матфея включает раздел учения (Матф. 9:36-10:42), за которым следует раздел повествования (11:1-12:50). В 10-й главе тема проповеди снова обращена к учению Иисуса (5-7) и служению исцеления (8-9), так как именно этим должны будут теперь заниматься Его ученики, как представители Мессии. "Но проповедь связана даже еще ближе с главами 11-12, что предвещает все более и более враждебный отклик со стороны религиозных начальников на действия Иисуса и Его учеников" (Бломберг, 165).
Введение. Направление миссионеров (делателей) 9:36-10:4).
Нужда в делателях (9:36-38)
Рассмотрение метафоры "блуждающие овцы" (9:36)
От описания продвижения Иисуса по "всем городам и селениям, уча ... и исцеляя" (9:35), Матфей переходит к повествованию о том, что видел и чувствовал Иисус во время Своих путешествий. Он видел, что толпы народа были "изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря" (9:36). Эта метафора о блуждающих овцах очень сильно подчеркивает потребность в тружениках, чтобы пасти людей. Иисус знает, что народ имеет более фундаментальную потребность, чем только физическое исцеление - люди нуждаются в Евангелии, и им нужен пастырь.
Иисус видел (Матф. 9:36), что толпы народа были "изнурены" или "обеспокоены"; первоначальное значение этого слова - "снимать кожу, очищать" (БАГД, 758), то есть, это значит, что люди были подобны ободранным и оборванным овцам, когда какие-либо хищные животные или колючие кустарники разрывали их кожу (Френс, 179; Моррис, 239). ["Изнурены" - это греческое словоeskulmenoi (от skullw, "скулло"), причастие совершенного вида в пассивном залоге, которое показывает, что состояние было именно таким в прошлом, и результаты продолжаются.] Когда овцы в таком состоянии, то потребность в пастухе очевидна. Иисус также видел, что люди были "рассеяны" - т.е., они брошены упавшими, обессиленными, беззащитными, уязвимыми и беспомощными перед любой угрозой нападения. [Греческое слово для обозначения "рассеяны" - это errimmenoi, причастие совершенного вида в пассивном залоге от слова riptw ("рипто"), которое показывает, что действие произошло в прошлом, а его результаты продолжаются. В LXX это употреблено в отношении Сисары, который "лежит мертвый, и кол в виске его" (Суд. 4:22). Если рассмотреть данное явление с этой стороны, то овцы могут быть повержены на землю по причине какого-то смертельного ранения или удара.] Говоря эту фразу, Иисус подразумевал, что люди были, "как овцы, не имеющие пастыря". Не имеющие пастыря овцы находятся в большой опасности от нападения хищников, и "даже без угрозы нападения они находятся в беде, если они не имеют никакого пастуха, поскольку овцы не могут хорошо позаботиться о корме. Они нуждаются в пастухе, чтобы он водил их на зеленые пастбища, к тихим водам (Пс. 22:2). Козлы сами очень хорошо справляются, но овцы - нет" (Моррис, 239). Это был существенный упрек фарисеям, книжникам и саддукеям, которые, как предполагалось, должны были пасти народ Божий. Не имеющие пастуха овцы сами умрут либо от нападения врагов, либо от голодного изнурения! А как вы? Какой вы пастырь? В каком состоянии ваши овцы? Они изодраны и растерзаны врагами и хищниками? Подвергаются ли они нападениям, повергнуты ли на землю и уязвимы ли? Ведете ли вы их, предоставляя духовную пищу, воду и оказывая заботу?
Результат наблюдения за людьми в этом состоянии - глубокое сострадание Иисуса к ним. Греческое слово для обозначения сострадания (aplagxnizomai; "спланхнос") буквально относится к внутренности или внутренним органам, которые были в понимании евреев "местом чувств, эмоции и привязанностей" (LSJ). [В современном понимании средоточие чувств - это сердце. Приводится по Моррису, 238, н. 86.] Это показывает, что Иисус не был ожесточен по отношению к потребностями и бедами окружающих Его людей, но, напротив, позволял, чтобы их нужды затронули Его глубоко внутри, чтобы Он испытывал огромное сострадание. А как вы? Позволяете ли вы нуждам окружающих людей затрагивать вас и вызывать у вас чувство сострадания, которое будет вести к молитве о них (9:38) и на дела для них? Или же ваше сердце холодно к состоянию таковых людей?
Применение Матф. 9:36
Затрагивает ли вас тот факт, что окружающие вас люди изнурены, ободраны и раздираемы духовными хищниками, духовно беззащитны? Волнует ли это вас глубоко внутри, в вашей внутренности ("спланхнос")? Или вы научились не позволять чужим нуждам касаться вас или волновать ваши чувства? Нужды других людей должны будоражить нас, чтобы мы рассмотрели, как можем быть их пастырями и заботиться о них. Имеете ли вы сострадание к окружающим Вас, кто находится в изнуренном и рассеянном состоянии?
Какой вы пастырь? По названию только (подобно тому, как были фарисеи) или в слове и в деле? Надлежащая пастырская забота включает в себя защиту и насыщение овец. Как у вас это получается? Над чем конкретно Бог хотел бы, чтобы Вы трудились и что улучшали?
Рассмотрение метафоры "созревающий урожай" (9:37-38)
Теперь тема переходит от овец к сбору урожая. Иисус изображает людей, как созревшую жатву, имея в виду, что они готовы к тому, чтобы быть включенными в Царство, если делатели поделятся с ними Евангелием и приведут их в Царство. [Вместо того, чтобы рассматривать жатву как погибающих и избранных людей, некоторые авторы видят в этом картину суда (Мак-Артур "Матфей" 8-15, 114). Хотя данная метафора, со всей ясностью, является библейской (Ис. 17:10-11; Иоил. 3:11-14; Матф. 13:30; Откр. 14:14-20), в контексте нет ясных указателей, что имеется в виду именно это. Фактически ближайший контекст, похоже, указывает не на суд, но на пастырскую заботу (9:36). Эта мысль, похоже, продолжается в данном стихе другой метафорой "о заботе хозяина о своем урожае" (Моррис, 240). Также слово "много" не подходит к мнению о суде, так как очевидно не соответствует этому взгляду (Карсон, 8:235).] Иисус подчеркивает потребность в тружениках, когда говорит, "жатвы много, а делателей мало" (9:37). Имеется много людей, которых нужно привести к Христу ("жатвы много" - 9:37), но для того, чтобы собрать урожай в житницу, необходимо все больше и больше рабочих ("делателей мало" 9:37). Подчеркивается безотлагательность: рабочие необходимы теперь, чтобы пожинать урожай, пока еще есть время для этого дела.
Затем Иисус отмечает метод для восполнения этой нужды - "молите" (9:38). Заметьте, Он не говорит: "Идите!" (что случится достаточно скоро в 10:6, и позже в 28:19), но прежде велит молиться. Молитва предшествует отправлению на служение. Ответ на большую нужду миллионов людей, которые умирают без Христа, находится, прежде всего, в молитве. И более конкретно - молитвы о том, чтобы труженики пошли на поля жатвы. Часто, когда мы видим такую потребность, то немедленно хватаемся за дело или составляем планы. Но когда Иисус увидел огромное множество людей, нуждающихся в пастыре и в Евангелии, Он повелел, чтобы мы "просили", "молили" (БАГД, 175) Господина жатвы, чтобы Он "выслал" ("эксбалло"; использованный в ст. 9:25 для обозначения выбрасывания людей из дома) рабочих на созревшие поля. "Стихи 37-38 по праву ведут христиан всех веков к тому, чтобы они молились, звали и направляли братьев и сестер на все виды служения. У миллиардов, которые не слышали Евангелие, нужда в нем остается столь же насущной, как и всегда ..." (Бломберг, 167). Давайте молиться, потому что, как жатва продолжается, так продолжает оставаться и нужда в работниках.
Применение Матф. 9:37-38
Лично вы, как часто молитесь о направлении миссионеров? Это должно быть регулярной частью нашей молитвенной жизни. Это - первоочередная задача от нашего Господа.
Совместно, как пасторы и служители церкви, ведете ли вы своих людей к молитве о миссионерах, и молитесь ли вы во время богослужений, чтобы Господь выслал тружеников и миссионеров.
На первом ли месте в вашей церкви стоит задача миссионерского служения и направления миссионеров? Если нет, то вам нужно поставить эту задачу на первое место, сделав ее сначала приоритетом в вашем сердце, приоритетом в вашей группе руководства, а затем в церкви.
Начните думать о вашей группе руководства и способных молодых людях, как о потенциальных миссионерах. Научите их служить Богу в вашей церкви с открытым сердцем к тому, чтобы быть посланными на труд. Тогда собирайте деньги и посылайте миссионеров.
Побуждайте ваших людей к молитве, материальному даянию и миссионерскому пути.