Исцеление женщины, страдавшей кровотечением.
Но прежде, чем они ушли очень далеко, и когда множество людей "теснили Его" (Марк 5:24), к Иисусу сзади подошла женщина, коснулась Его одежды (9:20) и была немедленно исцелена (Марк 5:29) от кровотечения, длившегося 12 лет. [Толкователи почти единодушно соглашаются, что кровотечение было из ее утробы. Это кровотечение делало женщину нечистой по обрядовому закону (Лев. 15:25), что означало, что всякий и все, к чему она прикасалась, было нечистым. В результате, все ее контакты должны были совершаться на расстоянии, и она должна быть отлучена от синагоги, храма, от исполнения большинства общественных и религиозных дел (Мак-Артур "Матфей" 8-15, 80). Таким образом, ее кровотечение было чем-то большим, чем физическим недомоганием, но также общественной и религиозной тягостностью.] Обернувшись, Иисус сказал: "Вера твоя спасла тебя" (совершенный активный индикатив от ущжщ; 9:21). И "с того часа" (9:22) она была исцелена физически ("спасла", аорист пассивный от ущжщ). Почему Иисус привлек внимание к женщине и к ее исцелению? Зачем делать открытое объявление и рисковать смутить ее, вместо того, чтобы просто дать ей незаметно скрыться в толпе? Причина, вероятно, в том, чтобы излечение женщины стало широко известным, чтобы она снова могла полноценно участвовать в обычной религиозной и общественной жизни, из которой она была исключена из-за своей нечистоты (Моррис, 230). Это чудо было настолько существенным для раннехристианской Церкви, что Евсевий делает о нем особое примечание, говоря, что в его дни (с. 325) люди показывали дом той женщины в городе Кесария Филлиппова. И что там в воротах ее дома было две памятные статуи: женщина, стоящая на преклоненных коленах и протягивающая руки к другой статуе, изображающей Иисуса. ["Екклесиастическая История", 7:18.]
Воскрешение дочери Иаира
Затем Иисус продолжает путь к дому Иаира и, придя туда, Он видит нанятых официальных плакальщиц, помогающих совершать траур и играющих на флейтах и других инструментах. Это обстоятельство очень существенно, потому что показывает уверенность людей в факте смерти девочки. Пригласив с Собой только Петра, Иакова, Иоанна, наряду с родителями (Лук. 8:51), Иисус взял девочку за руку и сказал "Девица! Встань" (9:25; Лук. 8:54), и она встала!! [Не указывается, почему Он выделил этих троих. Но именно они будут при преображении Господнем, а также ближе всех к Иисусу в Гефсимании.] Это, бесспорно, самое большое чудо Иисуса до описываемого времени, хотя в будущем Он совершит еще два воскрешения: единственного сына вдовы из Наина (Лук. 7:11-17) и Лазаря (Иоан. 11). Только Мессия, Который есть Бог, может воскрешать мертвых.
Применение Матф. 9:18-26
Обратите внимание, что и женщина с кровотечением, и отец умершей дочери знали, к Кому обратиться за помощью. Оба имели веру, что ответ - в Иисусе, и что со своими нуждами и прошениями они должны идти прямо к Нему. Это как раз то, что и мы должны делать также.
План Матф. 9:18-26
I. Просьба Иаира (9:18-19).
A. Кто приносит просьбу: начальник синагоги по имени Иаир (9:18; Марк 5:22).
Б. Что он делает: он поклонился Иисусу (9:18).
B. Его просьба и большая вера: "Моя дочь теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива" (9:18).
Г. Иисус и Его ученики следуют за Иаиром (9:19).
II. Исцеление женщины, страдавшей кровотечением (9:20- 22).
A. Состояние женщины: кровотечение, длившееся 12 лет (9:20).
Б. Действие женщины: она подошла к Нему сзади и прикоснулась к краю Его плаща (9:20).
B. Вера женщины: "Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею" (9:21).
Г. Ответ Иисуса: физически она исцелена - "с того часа стала здорова", и духовно она спасена - "вера твоя спасла тебя" (9:22).
III. Воскрешение дочери Иаира (9:23-26).
A. Прибытие Иисуса и сцена в доме Иаира (9:23).
Б. Заявление Иисуса и призыв к вере (9:24).
B. Иисус отсылает плакальщиц (9:24).
Г. Иисус воскрешает девочку из мертвых (9:25).
Д. Результат: весть об Иисусе разнеслась "по всей земле той" (9:26).
Исцеление Сыном Давида двух слепых (9:27-31)** (никакой параллели у Марка или Луки).
Мессия исцеляет двух слепых
Следующее чудо - исцеление двух слепых - сосредотачивается на Мессианстве Иисуса. Люди называют Его Мессианским званием "Сын Давида" (9:27; 1:1; 22:42), и Иисус исцеляет слепого, исполняя Мессианское пророчество (29:18: 35:5; 42:7). Это чудо говорит также о важности веры - "Веруете ли...? ... "Ей, Господи" (9:28) - подобно, как и некоторые из предыдущих историй о чудесах (8:10, 13; 8:26; 9:2; 9:18; 9:23).
Отрывок начинается с того, что Иисус покинул дом Иаира в Капернауме и проходил мимо двух слепых, которые взывали о милосердии и называли Иисуса "Сыном Давида" (9:27). [Использование звания Сына Давида в обращении к Иисусу - это не настолько экстраординарная вещь, как могут подумать некоторые. В Палестине во времена Иисуса были большие Мессианские ожидания" (Карсон, 8:233).] Возможно, как раз использование этого звания заставило Иисуса повременить с исцелением, пока они не вошли в дом, потому что "отклик на такое звание вполне мог навести многих из прохожих на мысль, что Он утверждал, что был политическим Мессией" (Моррис, 233), что противоречило миссии и цели Иисуса, а также задержка с ответом могла быть способом увеличения веры слепых. [Употребление артикля указывает на конкретный дом: возможно, дом, в котором жил Иисус, и вполне возможно, дом Петра.]
Войдя в дом, Иисус подтверждает их веру, касается глаз слепых и исцеляет "по вере" их (9:28-29). Это означает - в ответ на их веру, а не соответственно с их верой (Бломберг, 163). Мы могли бы перефразировать это так: "Раз вы верите, то ваша просьба удовлетворена" (Карсон, 8:233). Существенно, что Иисус совершает чудеса исцеления слепых больше, чем "любые другие" (Моррис, 232), потому что по пророчеству Ветхого Завета Мессия будет это делать (Ис. 29:18: 35:5; 42:7). Таким образом, это выполнение пророчества и подтверждение Мессианства Иисуса.
Сразу после исцеления людей Иисус "строго сказал им", чтобы они никому не сообщали о происшедшем. Почему? 1) Иисус знал, что эти люди были восторженные вестники (9:31) и полагали, что он Мессия, "Сын Давида" (9:27). Подобное сочетание качеств могло быть очень опасным в Палестине первого века, поскольку это могло бы вести к преждевременной конфронтации с римлянами (которые в конце убили Иисуса за то, что Он "Царь Иудейский") или к неверно направленному восстанию еврейских националистов. Таким образом, Иисус хотел подавлять любое преждевременное и чрезмерно ревностное внимание к очень волнующей теме Его Мессианства. 2) Кроме того, Иисус, вероятно, знал, что эти люди могли подчеркивать совершенное над ними чудо до такой степени, что за Ним последуют массы народа, ожидая от Него удовлетворения чисто внешних нужд и потребностей (подобно исцелению или насыщению; Иоан. 6:26), вместо утоления насущных духовных причин.
Несмотря на очень серьезное предупреждение Иисуса, исцеленные слепые не повиновались и, "вышедши, разгласили о Нем по всей земле той" (9:31). "Эти два человека имели веру, и именно в ответ на их веру им было дано зрение. Но при этом у них не было послушания. Их глубокое доверие Иисусу не вмещало понятия, что Он вместе с дарованным зрением мог дать им равно глубокое решение исполнять Его волю" (Моррис, 235). Вера в одной области не гарантирует повиновения в другой, так что все мы должны быть прилежными, чтобы быть последовательными во всей нашей жизни.
План Матф. 9:27-31
I. Обстановка, в которой происходила история, и просьба слепых о милосердии (9:27).
II. Подтверждение их веры (9:28).
III. Исцеление слепых (9:29-30).
IV. Предупреждение Иисуса и непослушание исцеленных (9:30-31).