Опасность со стороны лжепророков (7:15-20)

Предупреждая о первой опасности, Иисус говорит: "Берегитесь лжепророков" (7:15). [В применении мы могли бы добавить необходимость остерегаться лжеапостолов (2 Кор. 11:13-15), лжеучителей (2 Пет. 2:1) и лжехристов (Мф. 24:24).] Причина местонахождения этого предупреждения в данном стихе заключается в том, что Иисус знает, что одной из самых больших опасностей, удерживающих людей от тесных врат и узкого пути, являются лжепророки и лжеучителя, обманывающие их. Слово "берегитесь" или "будьте начеку" - глагол настоящего времени со значением "непрерывно быть начеку" против обманывающих нас. То, что Иисус дал такое предупреждение, свидетельствует о том, что Он верил в существование лжепророков, и что имеется объективный стандарт истины, в соответствии с которым их можно оценить. Вводящая в заблуждение и опасная природа лжепророков заметна во фразе: "которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (7:15). Их обманчивость заметна в том факте, что лжепророки не объявляют себя таковыми, но вместо этого они зарекомендовывают себя как овцы, то есть, верующие.

[Это обычно называется "символизмом", поскольку за картиной "волк в одежде овцы" стоит символ скрытой опасности и обмана лжепророков. Таковым было традиционное мнение большинства по поводу этого места Священного Писания во всей истории церкви (Ignatius, Ephesians 5; Justin, Dialogue with Trypho 35; / Apology 16; Irenaeus, Against Heresies 1; Jonathan Edwards, A Jonathan Edwards Reader, 86; Betz, 535; Carson, 191; Davies and Allison, 1:704; France, 147; Hagner, 183; Morris, 176). Все же некоторые понимают под словосочетанием "одежда овцы" буквально шерсть или кожу овцы, которую носили пророки (Otto Bocher, cited in Betz, 535, n. 143; MacArthur, Matthew 1-7, 465). В таком понимании значением не являлось бы то, что лжепророки маскируются под верующих, но что они исполняют роль истинных пастухов. Хотя и не полностью вне вопроса, это мнение вряд ли учитывает, что: 1) это несколько странный способ отзываться о ложных пастухах; 2) нигде больше в Священном писании эта фраза не относилась к ложным пророкам. В любом другом случае в Библии одежда пророков называется другим греческим словом (милоть [mhlwth] Илии и Елисея в 3 Царств 19:13, 19; 4 Царств 2:8, 13-14; "власяницы" [derriw trixinhn] в Зах. 13:4; одежда из верблюжьего волоса [kamhlou] Иоанна Крестителя в Мф. 3:4), но никогда словосочетанием "одежда овцы" (endumasin probatwn); 3) "овца" - обычная для Ветхого Завета метафора для Божьих людей (Чис. 27:17; Пс. 78:52; 100:3), и Матфей использует греческое слово "овца" (probatwn) несколько раз в своем Евангелии, подразумевая при этом верующих (Мф. 10:16; 25:32-33; 26:31), но никак не лжепророков. Таким образом, он, вероятно, это делает и тут, и значение метафоры - кто-то из ложных пророков притворяется настоящим верующим.] Они внедряются среди нас, выглядя и поступая, как верующие, но при этом очень опасны, потому что внутри они - хищные голодные волки, ищущие разорения, уничтожения и поедания овец.

Но как нам определить ложных пророков? Исследуя их плоды (7:16-20). Дважды (один раз в начале и один раз в конце этого раздела) Иисус высказывает этот принцип словами: "По плодам их узнаете их" (ст. 16а, 20). Люди, к которым обращался Иисус, жили за счет земли и хорошо знали сельское хозяйство. Из своего опыта они знали, что состояние дерева (либо дерево было хорошим и здоровым, либо плохим, больным, мертвым деревом) всегда можно определить по принесенному им плоду. Иисус говорит, что то же истинно и в духовном царстве - лжепророков можно узнать по приносимым ими плодам (то есть, их поведению, характеру). Также, как никто в сельскохозяйственном обществе не ожидал собрать наиболее ценные и широко используемые плоды (виноград и смоквы) с самых негодных растений (терновник и репейник) (7:16б), очевидно и то, что нельзя ожидать хороших плодов от лжепророков. [Keener, Background Commentary, 65. Сельскохозяйственная картина, которую рисует Иисус в 7:16 б, подвержена некоторым мнениям. Некоторые полагают, что суть заключается в том, что лжепророки приносят плод, с виду напоминающий ценный плод, но не являющийся таковым, например, как некоторые кусты терновника, приносящие плоды черных ягод, похожих на виноград, или как репейник, плоды которого иногда похожи на плоды добрые. (Carson, 191). Другие рассматривают эту сельскохозяйственную картину как подчеркивание универсального правила, в котором говорится, что и растения, и люди всегда производят плоды своего вида (Betz, 537; Guelich, 395; Luther, "The Sermon on the Mount", 260). Второй взгляд по этому поводу лучше, так как вопрос Иисуса начинается с греческого слова meti, подразумевающего отрицательный ответ на поставленный вопрос, показывая, что ситуация вводила в заблуждение, но была очевидна (Barton, 138). "Нет настолько наивного человека, чтобы он мог предположить, что колючий кустарник приносит смоквы или виноград" (Luther, 260).] Это универсальный закон, по которому вещи производят вещи своего вида, "не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые" (7:18). Таким образом, рассматривая поведение и характер пророков или учителей, можно определить являются ли они подлинными или ложными. И каждый крестьянин тех дней знал, что деревья, не приносящие плода, "срубают и бросают в огонь" (7:19; ср. Лк.13:8-9). Параллель очевидна - можно не только отличить истинного пророка от ложного по его плодам, но и знать, каким будет конец лжепророков - осуждение на муки в огне ада.



Наши рекомендации