Царственный святой, характеризующийся большей праведностью, относится к окружающим так, как хотел бы, чтобы относились к нему (7:12)

Ясно объяснив, как мы не должны относиться к окружающим - с лицемерным придирчивым отношением - Иисус продолжает объяснять, как мы должны относиться к ним: так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам (7:12). Этот стих известен как Золотое Правило, потому что он подводит итог всему учению Иисуса в Нагорной проповеди, да и всему Ветхому Завету ("Закон и Пророки"), о том, как нам следует относиться к нашему ближнему.

Многие до Иисуса давали этому правилу отрицательную формулировку. Конфуций сказал: "Не делай своему ближнему ничего, чего ты не хотел бы, чтобы твой ближний сделал впоследствии тебе" (Analects 15:23). [М. A. Inch, "Golden Rule," EDT, 469.] Язычник бросил вызов (приблизительно в 20 г. н.э.) современнику Иисуса раввину Хиллелу, попросив его подвести итог закона за короткое время, пока бросивший вызов язычник мог простоять на одной ноге (Carson, 187). Он ответил, говоря: "Не делай никому того, что ненавистно тебе. Вот - весь закон, а все остальное - комментарии" (Shabbath 31 а). Все же Иисус отличился уникальностью, потому что Он излагает правило в положительной форме и Он является первым, кто это сделал (Morris, 172). [Davies и Allison верят, "что есть много места для сомнений по этому поводу" (стр. 687). Но как Morris наблюдательно замечает, они не дают никакого доказательства в поддержку утверждения того, что Иисус не был первым, сформулировавшим Золотое Правило положительно (Morris, 172).] Он сделал утверждение гораздо существенней, потому что Золотое Правило в своей отрицательной формулировке могло быть выполнено при помощи полного бездействия. Относительно "просто воздержаться от нанесения вреда окружающим, но намного сложнее взять инициативу на себя и сделать нечто хорошее для них" (Barton, 134). В судный день, описанный в Мф. 25:41-46, проклятые с успехом могли бы заявить, что они выполнили Золотое Правило в его отрицательной формулировке. Все же их осуждение основывается на том факте, что они не делали добро, а не на том, какое зло они не причинили. Положительная формулировка правила - выделяющая характеристика царственного святого. Она побуждает нас не просто воздерживаться от зла, но активно жертвовать ради окружающих.

Вообще, правило начинается со взгляда внутрь себя и размышления над тем, как мы хотели бы, чтобы к нам относились. Потом наше внимание перемещается на окружающих, и мы начинаем относиться к ним так, как хотели бы, чтобы относились к нам. Более точно, первое слово стиха (в греческом тексте) - это решительное "что-либо" или "все" (panta), что чрезвычайно неограниченно в возможностях. Это существенно, потому что такой широко открытый взгляд в себя и на то, какого отношения мы хотели бы к себе, вскоре будет применяться ко всем окружающим и будет иметь большое влияние на то, как мы должны относиться к ним. "Желание" (qelhte), о котором говорит Иисус, предполагает, "что то, что человек хочет, чтобы окружающие сделали ему, является чем-то правильным, тем, что он и должен желать" (Broadus, 160), и что все хотят справедливого и выгодного отношения к себе. Это не включает в себя никаких извращенных и греховных желаний. К примеру, преступник, будучи виновным, вероятно, желал бы, чтобы судья оправдал его. Из этого правила не следует, что судья должен отпустить его (Ibid.). Таким образом, зная, как нам относиться к окружающим, "все, что нам нужно сделать - это использовать наше воображение, чтобы поставить себя на место другого человека и спросить себя: "Какого отношения хотел бы я к себе в данной ситуации?"" (Stott, 191).

Такая внутренняя проверка того, чего бы мы хотели, чтобы окружающие сделали для нас (7:12а), теперь становится шаблоном или моделью того, что мы должны делать для окружающих - "так и вы поступайте с ними" (7:12б). Глагол "поступайте" в этой фразе стоит в настоящем времени, что означает, что мы должны это делать постоянно. Мы могли бы перевести эту фразу следующим образом: "непрерывно продолжайте делать окружающим то," что вы хотели бы, чтобы они сделали для вас. Настоящее время делает повеление требовательным утверждением, включающим в себя не только изредка проявляющееся служение и поступки на благо окружающих, но непрерывное и искреннее выполнение этого правила с упорным постоянством.

Причина, по которой мы должны поступать с окружающими так, как хотели бы, чтобы они поступали с нами, заключается не в том, что мы ожидаем в отплату, но в том, что таким поведением мы исполняем "Закон и Пророков" (то есть, Ветхий Завет) (7:12в). Другими словами, весь закон и все определенные правила, которые даются в Ветхом Завете, могут быть сведены в этот великий общий принцип бескорыстной любви. Таким образом, Золотое Правило является не только контрастом тому, как мы не должны судить нашего брата (7:1-5) (хотя таковым оно тоже является), но и способом исполнить все, что говорится в Нагорной проповеди и во всем Ветхом Завете об отношении к окружающим.

Этот принцип очень прост, безмерно глубок и поразительно практичен. Он "улаживает сотню трудных аспектов, которые непрерывно возникают в отношениях между людьми в таком мире, как этот; он предотвращает потребность установления бесконечных небольших правил нашего поведения в определенных ситуациях, охватывая все спорное одним могущественным принципом" (Ryle, Expository Thoughts on the Gospels, 66). Этот принцип должен характеризовать жизнь верующего и "управлять его жизнью дома, на фабрике, в автобусе, в офисе, на улице, в поезде, в его играх - всюду" (Barclay, 281). Таким образом, когда дело подходит к отношению к нашему брату, Иисус, в сущности, говорит следующее: "Позвольте Мне подвести итог всему, чему Я учил, одним простым принципом. То, что вы хотите, чтобы люди сделали вам, продолжайте делать для них, поскольку это - суть всего Ветхого Завета".

Заключение проповеди: призыв к принятию решения и воплощению сказанного в жизнь (7:13-27)

До этого момента проповеди Иисус описывал граждан Царства (их благословенность и влияние) и определял праведность, которая должна характеризовать их жизни для того, чтобы они могли вступить в Его Царство (5:20-7:12). Теперь Он подходит к заключению, которое предназначено для призыва Его слушателей к решению или ответу. Он призывает их (и нас) войти в Царство узкими вратами (7:13-14), остерегаться опасностей лжепророков (7:15-20) и самообмана (7:21-23), которые могут воспрепятствовать входу в это Царство, и применять в жизни то, что Он преподал в проповеди (7:24-27).

Наши рекомендации