Запрет и утверждение сбалансированности в применении (7:7-11)

Но как нам знать, кто - собаки, а кто - свиньи? Как нам различать их? И как нам поддерживать равновесие между распознанием свиней и собак и осуждаемой придирчивостью? Без сомнения, это трудная задача, как и применение остальной части Нагорной проповеди. Поэтому Иисус обращается к средствам применения из предшествующего раздела и проповеди в целом - к молитве. [Отношение 7:7-11 к окружающему контексту разделило толкователей. Три основных взгляда: 1) этот раздел никак не относится к контексту. Подразумевается, что Матфей на данном этапе плохо использовал свои источники (Hill, 148; McNeil). 2) этот раздел - пример того, о чем шла речь ранее, или непосредственного раздела, или проповеди в целом (Broadus, 155; Morris, 169; Schweizer, The Good News According to Matthew, 172). 3) все же некоторые считают это место введением или вступительным комментарием/иллюстрацией Золотого Правила (MacArthur, Matthew 1-7, 442; Gundry, 123). Хотя последний взгляд и возможен, но второй правдоподобней и лучше выносит смысл из содержания 7:7-11, так как сосредоточивается главным образом скорее на молитве, чем на даянии.] Для того, чтобы уметь распознавать, правильно судить окружающих и воплощать остальную часть проповеди, человеку необходима сверхъестественная помощь, так как собственными силами этого достигнуть невозможно (Ин. 15:5). Barton выразил это так: "Способность жить для Бога - всего на расстоянии молитвы" (стр. 132). Поэтому Иисус, повелевая непрерывно молиться, использует при этом три императива настоящего времени ("просите, ищите, стучите"). Эти три слова не передают различные уровни или типы молитвы (contra Hendriksen, 362), но являются разными способами указания на ту же самую истину - нам нужно молиться искренне и непрерывно. ["Просите, ищите и стучите - метафоры для определения молитвы, а не отдельные увещевания. Их можно также найти в раввинских высказываниях как метафоры для молитвы" (Dockery and Garland, 107).] Молитва не является полупассивным ритуалом, в котором мы иногда делимся с Богом тем, что нас беспокоит. Молитва требует стойкости и постоянства. Суть ясна - не прекращайте молиться, будьте постоянны в молитве.

Для того, чтобы окончательно убедить нас молиться, Иисус дважды уверяет нас в необходимости и успехе этого. Первая поддержка раскрывает верность Бога в ответах на Свои обещания (7:7-8), а вторая - любящий характер Бога. Смотря на первую, мы видим, что должны молиться, потому что Бог обещает ответить на наши молитвы. Если мы непрерывно молимся, Иисус обещает: "Дано будет вам", "найдете" и "отворят вам" (7:7). Потом в стихе 8 Он использует два высказывания в настоящем времени ("получает", "находит"), чтобы донести и "подчеркнуть действительность обещаний для настоящего времени" (Hagner, 174). Таким образом, мы понимаем, что нам необходимо молиться, потому что Бог обещает ответить, но только если молиться мы будем постоянно и непрерывно.

Вторую поддержку в пользу молитвы можно найти в сравнении между тем, как злые земные родители дают благие даяния своим детям, когда они просят, и тем, насколько больше благих даяний даст нам наш совершенный небесный Отец (7:9-11).

Его совершенный отеческий характер гарантирует, что Он сделает не меньше. Иисус, чтобы побудить нас молиться, приводит два примера и, доказывая это, излагает Свою точку зрения от малого к большему. Каждый знает, что когда дети просят у родителя хлеба или рыбы, то даже самый греховный родитель не подаст им нечто извне похожее, например, камень (круглый и имеющий форму Палестинского хлеба), не предназначенный для приема в пищу, или опасную змею (которая напоминала угря, водящегося в Галилейском море). В стихе 11 Иисус проясняет всю суть. Если злые и греховные земные отцы дают хорошие подарки своим детям, когда те просят, то насколько больше хорошего даст святой Бог Своим детям. Конечно, Он сделает для нас не меньше, и мы можем быть уверенны, что Он ответит на нашу молитву. Так что вперед, просите!!

Важно обратить внимание на то, что, хотя обещание ответов на молитву не ограничено, контекст все же содержит условие. [Хотя Иисус и не ставит в этих стихах других явных условий к молитве, это не означает, что их не существует. Например, в другом месте Священное Писание учит нас, что некоторые молитвы не получают ответа, потому что мы просим с эгоистичными поводами (Иак. 4:2-3), без веры (Иак. 1:6-8), или же они не являются волей Божьей (1 Ин. 5:14).] Стих 11 говорит, что Бог "даст блага просящим у Него". Нужно непрерывно просить, но ответ на молитву обусловлен знанием Бога и Его желанием дать только то, что действительно является благим. Бог решает, что содействует нашему окончательному благу, но не мы. "Часто наши молитвы не получают желаемого ответа, потому что мы не смотрим глазами Бога, знающего, что является, в конечном счете, благим даянием для нас" (Blomberg, 130). Мы можем молиться о чем-то, что не посодействует нашему окончательному благу, а Бог, как любящий Отец, конечно же не даст нам того, что причинило бы нам вред. Нашим отношением всегда должно быть: "Да будет воля Твоя" (6:10).



Наши рекомендации