Служение Христа в Галилее (4:23-25). Обобщение

Прежде, чем перейти к подробному описанию учения Христа (Мтф. 5-7) и совершенным Им исцелениям (Мтф. 8-9), на фоне широко распространяющейся популярности Иисуса Матфей излагает Нагорную проповедь. В этот момент Своего служения Иисус был очень популярен. Настолько популярен, что люди приходили к Нему отовсюду (из Галилеи, Десятиградия, Иерусалима, Иудеи, и из-за Иордана), чтобы исцелиться и последовать за Ним. Именно на пике Своей популярности, на раннем этапе служения Иисус представил самую великую из когда-либо проповедуемых Им проповедей - Нагорную проповедь.

5. Тема и план Матф. 4:23-25

Тема. В Мтф. 4:23-25 Иисус призвал и пообещал сделать "ловцами человеков" две пары братьев. Их немедленный ответ последовать за Ним должен быть примером для нас в том, как поступать, если мы хотим быть истинными учениками Христа.

План

I. Предпосылки призыва

А. Что делал Иисус:

1) "Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев...Симона и Андрея" (4:18)

2) "оттуда идя далее, увидел Он.. .Иакова.. .и Иоанна" (4:21)

Б. Что делали ученики:

1) Петр и Андрей закидывали сети в море (4:18)

2) Иаков и Иоанн чинили свои сети (4:21)

II. Призывает:

1) Петра и Андрея: "Идите за Мною" (4:19)

2) Иакова и Иоанна: "И призвал (eicaXeaev) их" (4:21)

III. Обещание: "Сделаю вас ловцами человеков" (4:19; возможно, подразумевается в 4:21)

IV. Их ответ:

1) Петр и Андрей: "они тотчас, оставивши..., последовали за Ним" (4:20)

2) Иаков и Иоанн: "они тотчас, оставивши..., последовали за Ним" (4:22)

Авторитетное учение Мессии: Нагорная проповедь (5-7)

1. Вступительные вопросы

А. Связь между Нагорной проповедью и проповедью на равнине (Лук. 6:20-49).

Это похожие и, вероятно, разные проповеди, данные в разных обстоятельствах. [Ниже перечислены те, кто придерживается взгляда разных проповедей: Augustine, The Harmony of the Gospels, 2:19:45; Lange, Morris, 93; Alfred Plummer (который также перечисляет 11 других стороников этого взгляда), A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel According to St. Luke, 177; John Walvoord, 43.] Путешествующий проповедник, как Иисус (Матф. 4:23; Марка 1:38), скорее всего адаптировал и изменял похожие проповеди, обращаясь к различным группам и их нуждам. И вероятность того, что именно это сделал Иисус с данными проповедями, весьма велика, в обеих проповедях при сравнении нет ни одного стиха, который бы совпадал с любым другим стихом в точности. К тому же фразеологии и выражения отличны несмотря на то, что это кажется одним и тем же учением Иисуса. В третьих, две проповеди имеют разные темы. [Тема ПР. - "сущность ученичества - любовь" (Fitzmyer [The Gospel According to Luke, 630] and Bock [p. 567]), тогда как тема НП "Божия воля о том, как гражданин царства должен жить" (Dockery and Garland, Seeking the Kingdom: The Sermon on the Mount Made Practical for Today, 9).] Это показывает, что Иисус не проповедовал их в одно и тоже время и тем же людям. И, последнее, поскольку Матфей расположил Нагорную проповедь в самом начале служения Иисуса (третье основное событие), а Лука расположил Проповедь на равнине гораздо позже (примерно 14-е событие [Bock, 1:935-6]) то, похоже, что Нагорная проповедь была дана в начале, а Проповедь на равнине была дана немного позже в Христовом служении.

Для более детального рассмотрения различных толкований взаимоотношения проповедей см. Приложение 1, которое детально рассматривает взаимоотношение Нагорной проповеди и Проповеди на равнине.

Б. Подходы к Нагорной проповеди.

[Лучшие детальные исследования различных толкований Нагорной проповеди включают в себя: Bock, 936-944; Carson, 126-28; Davies and Allison, "Reflections on the Sermon on the Mount", Scottish Journal of Theology, 44 (1991): 284-293; Dockery and Garland, 5-12; C. F. Henry, Christian Personal Ethics, 278-326; Warren S. Kissinger, The Sermon on the Mount: A History of Interpretation and Bibliography, 1-125; John A. Martin, "Dispensational Approaches to the Sermon on the Mount", in Essays in Honor ofJ. Dwight Pentecost, 39-48; Harvey K. McArthur, Understanding the Sermon on the Mount, 105-48; Toussaint, Behold the King, 86-94.]

Недостижимый идеал.

Этот взгляд рассматривает Нагорную проповедь как недостижимый идеал, который слишком высок: "для обычного человечества и даже слишком высок для человека выше среднего". [Joseph Klausner, Jesus of Nazareth: His Life, Times, and Teaching, 392.] Сказать, что Нагорная проповедь недостижимый стандарт для человека, чтобы ему самому достичь его, конечно же, истинно и правильно, поскольку ни один из нас не может совершенно исполнить Божий праведный стандарт. Все же, когда такой взгляд используется как извинение к пренебрежению или нестаранию следования Нагорной проповеди, тогда - это неправильно. Иисус ожидал от людей исполнения Нагорной проповеди и жизни согласно ей (7:21, 24-27, 28:20), а не только простого почитания высоких идеалов. [Ориген после цитат некоторых наставлений Иисуса сказал: "Спаситель... имел ввиду ничто другое, как то, что это в нашей силе - соблюдать то, что заповедано. И мы по праву заслуживаем осуждения, если преступаем эти заповеди, которые способны сохранить" (De Principiis III 1:6; cited in H. McArthur, 179, n. 11).]



Наши рекомендации