Практическое применение Матф. 3:1-12

1. Неверующие должны исповедать свой грех и покаяться.

2. Мы, как верующие, должны быть убеждены в искренности своего покаяния. Когда Иоанн проповедовал, многие приходили, исповедовали свои грехи, каялись. Со стороны все они выглядели одинаково, но в душе некоторые (такие как религиозные лидеры) лишь имитировали настоящее покаяние. Чтобы проверить свое покаяние и узнать, искренно ли оно, мы должны взглянуть на плоды нашей жизни, чтобы узнать, приносим ли мы плод - "достойный плод покаяния" (3:8). Недостаточно лишь сказать, что нужно покаяться и принять крещение. Очень важно видеть, что наша жизнь приносит плод Духа силою Духа. "Единственное число здесь очень важно. Иоанн не призывает людей накапливать хорошие дела, он ищет перемены в ориентации всей жизни, что в результате приведет к плодотворной жизни" (Morris, 58).Христианин, не приносящий плода, - не христианин вообще (Иак. 2:14-26). Нельзя основанием своей надежды считать тот факт, что мы выросли в христианском доме, посещаем церковь, несем служение, или просто, согласно нашим собственным словесным утверждениям, покаялись и приняли крещение. Необходимо, чтобы изменения нашей жизни и упорство в вере стали очевидны. В 1 Иоан. 4:20 говорится: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец". Иакова 2:17: "Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе". В параллельном месте Иоанн Креститель рассказывает толпе, как это должно выглядеть: уметь делиться и давать ("у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же"), быть честным по отношению к работе и к деньгам (Лк. 3:10-14). Также помните, что все эти добрые дела должны быть результатом Божьей благодати через облечение Его силой, а не благодаря нашим собственным усилиям.

Признание и облечение Мессии силой во время Его крещения (3:13-17)

Предпосылки крещения Христа

Значение крещения Христа: 1) оно является знаком начала Его общественного служения (Деян. 1:21-22; 10:37-38); 2) крещение стало тем моментом в Его жизни, когда Он был облечен силой Духа Святого на служение; 3) именно во время крещения Бог поставил на Иисуса печать Своего благоволения. [Речь не идет о том, что Иисус не имел Духа Святого до момента Крещения (и это опровергает учение гностика Керинфа, который в 1-ой половине II века учил, что только во время крещения на Иисуса сошел Дух Святой, и что Он оставил Иисуса в момент Его смерти [Encyclopedia of Early Christianity, 190]). Очевидно, что он ошибался, поскольку Иисус был зачат "от Духа Святого" (Мтф. 1:20) и имел Духа с рождения. Хотя, это "освящение было божественным знаком поручения Иисусу Его Мессианского труда" (Toussaint, 73).] Все три лица Святой Троицы стали частью этого знаменательного события, которое записано в каждом из Евангелий.

Матфей начинает свой рассказ с описания географических и духовных предпосылок крещения Иисуса. Что касается географии, то Иисус пришел из Назарета (Мк. 1:9), бывшего Ему домом около 30 лет, к Иордану, где крестил Иоанн (3:13). Древнее поверье, отмеченное еще Ори геном, говорит, что крещение Иисуса происходило на юго-востоке от Иерихона, на западном берегу реки Иордан, на месте, называемом Вифавар. [Origen, Commentary on the Gospel of John, book 6:24.] Это то же место, которое Евсевий, Златоуст, Иероним и Мадеба отметили на своих картах как место крещения Иисуса. [Chrysostom, Commentary on the Gospel of John, Homily 17, John 1:28-29. Roland Gold, "The Mosaic Map of Madeba," Biblical Archaeologist 21:3 (1953):62. Существуют, однако, некоторые текстуальные и небиблейские доказательства того, что место, где Иоанн крестил Иисуса, было напротив Вифаваре, на восточном берегу Иордана. (Finegan, Archeology of the New Testament, 13).] Когда Иисус прибыл туда, Иоанн Креститель осознал, что не пристало Тому, Который, как он знал, был Агнцем Божиим (Иоан. 1:29), быть крещенным крещением покаяния в грехе. Поэтому он неоднократно пытался удержать Иисуса от крещения от него, говоря: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (3:14). ["Иоанн же удерживал Его" (diekwluen) (3:14). Несовершенное время здесь предполагает, что Иоанн неоднократно прилагал усилия, т.е. он "продолжал удерживать Его".] Иоанн знал, что им следовало поменяться местами, и Иисусу следовало крестить его. Иисус тактично признает силу аргументов Иоанна, но все равно настаивает на принятии от него крещения. Почему?

Причины крещения Христа

Иисус Сам называет причину, почему Он должен принять крещение: потому что "ибо так надлежит нам [Иисусу и Иоанну] исполнить всякую правду" (3:15). Ключевая фраза здесь: "исполнить всякую правду", что является "проявлением этически правильного поведения человека" (EDNT, 1:326) или "праведности в смысле исполнения божественного предназначения (или иудейских норм поведения того времени)" (BAGD, 196). Часто мы неправильно понимаем то, что говорит здесь Иисус, потому что приписываем термину "праведность" то, как понимал это слово Павел. По Павлу "праведность" (dikaiosunh) - "почти равна спасению" (BAGD 197), но у Матфея "праведность" подразумевает "практику благочестия" (BAGD, 196) или "нравственное поведение в соответствии с волей Божьей" (Davies and Allison, 1:327). Поэтому Иисус, в сущности, говорит Иоанну следующее: "Ты прав, поскольку Мне нет необходимости каяться в грехе, то и нет необходимости во внешнем знаке крещения. Но позволь Мне все равно получить крещение, потому что таким образом мы оба сделаем то, что нравственно хорошо, находится в соответствии с Божьими нормами и этическими требованиями" (EDNT 1:329). Точно так же, как было необходимостью для Иисуса молиться в синагоге, бывать на пирах, платить подать в храме, так и принять крещение было правильным для Него. На то была Божья воля, чтобы набожные иудеи были крещены Иоанном Крестителем, потому что Царство приблизилось, и чтобы Иоанн, Божий предшественник, приготовил путь. Иисус не был исключением. И хотя на Нем не было греха, в котором нужно было каяться, Ему все равно нужно было, как требовалось от всех иудеев, следовать путями праведности. А Иоанн должен был исполнить свою роль предшественника.

Результаты крещения Христа

Интересно, что Матфей не описывает само крещение, но описывает вместо этого все, что случилось потом, в результате крещения. Крещение Христа имело двойственный результат: Дух Святой сошел на Иисуса, как голубь (3:16), и Отец вслух выразил Свое благоволение в Сыне (3:17).

Сошествие Духа на Иисуса также имело несколько значений. Первое: голубь сам по себе является символом невинности и простодушия (10:16). Второе: сошествие Духа в виде голубя было знаком для Иоанна Крестителя, подтверждающим, что Иисус есть Мессия (Иоан. 1:32-34). Третье: в сошествии Духа на Христа исполнились пророчества ВЗ, что на Нем "почиет Дух" (Ис. 11:2; 42:1; 61:1). И последнее: именно Дух Святой наделил Иисуса силой для служения Мессии (Ис. 61:1; Мтф. 12:28; Деян. 10:38).

Бог не только послал Духа Своего на Христа во время крещения, но также подтвердил, что Иисус был достойным и снискавшим Его одобрения Сыном (в значении, что Он был той же природы и сущности, что и Бог), "в котором Мое благоволение" (3:17). ["Мой Сын" (o uioV mou) в 3:17 - это, возможно, цитата из Псалма 2:7. "Чтобы подтвердить то, что Иисус - Божий Сын, Бог Отец говорит, что Иисус, Его Сын, является единосущным, потому что Он одной природы со Своим Отцом" (Paul Enns, Moody Handbook of Theology, p. 87). Евр. 1:2-3 показывает, что титул "Сын", применяемый ко Христу, "безоговорочно подтверждает Его божественную сущность как вечного Сына в Троице, равного Богу Отцу во всех признаках" (Wayne Grudem, Systematic Theology, 547). "Сын Божий" - это могло быть Мессианским титулом в дохристианском Иудаизме (James D G Dunn, Christiology, 12-64, cited by Davies and Allison, 1:340, n. 92). "В Котором Мое благоволение" (en w eudokhsa) - это, скорее всего, цитата из Ис.42:1, где предсказано, что Дух будет положен не Него, к которому благоволит Божья душа.] Так как Иисус начинает Свое открытое служение, Бог Отец ставит печать одобрения на Своего возлюбленного Сына и наделяет Его силой для грядущего труда.

Наши рекомендации