Служение Иоанна Крестителя и его благовестие (3:1-2,6)
Матфей продолжает объяснять метод служение Иоанна и его благовестие. Методом служения его была проповедь ("проповедуя" -3:16), а благовестием: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (3:2а). "Покаяться" значит "изменить мнение, позицию, взгляд" (Rienecker and Rogers, Linguistic Key, 6). ["Интеллектуальное понимание слова metanoia [metanoea] как изменение мнения играет очень слабую роль в НЗ. Скорее всего этим подчеркивается решение человека изменить свои взгляды на все. Ясно, что речь идет ни о чисто внешних переменах, ни об интеллектуальной перемене идей" (NIDNTT,! :358).] Это "прежде всего отвращение от греха" (EDNT, 2:415), "принятие Иисуса Христа" (MacArthur, Faith Works, 261). Почему Иоанн Креститель проповедовал покаяние? Потому что для многих иудеев основанием надежды попасть в Царство Божие был именно статус иудея (Мтф. 3:9), а не внутренняя праведность. И поскольку "приблизилось Царство Небесное", они должны были морально подготовиться, если хотели войти в него. Но какое царство имеет ввиду Иоанн, говоря: "ибо приблизилось Царство Небесное" (3:2)? [В Библии нет значительной разницы между словами "Царство Небесное" и "Царство Божие". Смотрите Матф. 19:23-24, где эти термины взаимозаменяемы, а также параллельные места, где они тоже взаимозаменяемы (Мтф. 19:14; Мк. 10:14).] То ли это царство, о котором говорится в ветхозаветных пророчествах? [Главной идеей словосочетания "Царство Божие" является идея "правления Бога". Есть 2 аспекта в правлении Бога. Всемирное царство, существующее без препятствий во все времена (Пс. 144:13), оно включает все, что существует в пространстве и времени (1 Пар. 29:12), и оно существует независимо от подчиненных Ему (Дан. 4:35; Пс. 74:4-7). Правление осуществляется через Сына (Кол. l:17) (McClain, The Greatness of the Kingdom, 23-36). Посредническое царство - это правление Бога через божественно выбранного представителя, оно имеет особое отношение к земле, а также своего правителя - представителя человеческой расы) (МсClain, The Greatness of the Kingdom, 23-36).] Как нам это узнать? 1) Поскольку этому царству не дается определения, это показывает, что слушающие должны были знать (из ВЗ), какое царство имелось в виду. 2) В Писании нет никакого намека на то, что Его царство чем-то будет отличаться от царства, описанного в пророчествах; 3) Евангелия связывают царство нашего Господа с царством ветхозаветного пророчества (Лк. 1:32, 33) (Alva J. McClain, The Greatness of the Kingdom, 276-281).
Методом служения Иоанна была не только проповедь, но и крещение в воде. [Греческое слово "крестить" (baptizo) может значить "погружать, окунать, затоплять, крестить" (NIDNTT 1:144). BAGD говорит, что в нехристианской литературе это слово значит "погружать, утопать, промачивать насквозь, заливать, поглощать (о волнах)" и в христианской литературе "погружать, окунать" (BAGD, 131). Оэпке говорит, что это слово значит "погружать" и использовалось в значении "затопить корабль", "погрязнуть", "затонуть" (TDNT, 1:530).] Когда люди реагировали на благовестие о покаянии и исповедывали свои грехи, тогда Иоанн Креститель крестил их (3:6). Крещение Иоанна было знаком того, что человек покаялся, очистился и был морально готов к приходу Мессии и Его царства. Это крещение отличалось от христианского крещения тем, что было подготовительным для Мессии ,тогда как христианское крещение находится в союзе с верой в Иисуса, Который уже явлен. [Христианское крещение является внешним проявлением внутренней перемены. Оно может быть произведено только над верующими, если только они могут исповедовать свой грех и вьфазить свою веру, и исходя из этого быть спасенными. Два других взгляда: 1) взгляд возрождения (поддерживается Римско-католической Церковью), который включает крещение как таковое, и если оно выполнено правильно, его достаточно для спасения, и вера не является необходимостью (Enns, Moody Book of Theology, 362-3); 2) реформистский, пресвитерианский взгляд - крещение является знаком /печатью Завета. Подобно обрезанию в ВЗ, крещение является средством для входа в Завет и знаком спасения (Enns, Moody Book of Theology, 362-3).] Хотя и другие иудеи крестили, крещение Иоанна было уникальным. Оно было адресовано целой нации (в отличие от Кумранского, предназначающегося лишь для нескольких избранных в их обществе), оно выполнялось один раз и было для всех (в отличие от повторяющихся ветхозаветных очищений, Левитских омовений, тем, что практиковались в Кумранской общине) (Davies and Allison, 1:299).