Глава v. государственно-религиозные отношения
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ В ХVIII ‑ ХХ ВЕКАХ
¨ Изменение роли и места религии в результате буржуазных революций. Протестантизм. Католицизм. Иудаизм. Буддизм. Ислам.
В ХVII в. на смену феодальным общественным отношениям приходит капитализм, то есть общественный строй, основанный на эксплуатации буржуазией труда наемных рабочих. Победоносные буржуазные революции произошли в Англии, Франции, Америке. Они принесли коренные изменения в промышленности и сельском хозяйстве, бурное развитие крупного производства, буржуазно-национальные движения и войны, образование новых национальных государств.
Европейская цивилизация, в отличие от традиционных обществ, выдвинула в качестве важнейшей ценности личность. Это привело в свою очередь к идее прав человека, гражданского общества – общества, основанного на признании потребностей и интересов личности, защите ее достоинства и свободы. Многие достижения европейской цивилизации приобрели значение общечеловеческих ценностей.
Все это непосредственно сказалось на положении религии в обществе, содержании государственно-церковных отношений.
Изменение роли и места религии в результате буржуазных революций.Одной из первых на капиталистический путь развития вступила Англия. В начале ХVII в. здесь активное распространение получила новая идеология, нашедшее свое выражение в пуританской религии[20]. Критика старых феодальных порядков облекалась в религиозную форму.
Как уже отмечалось ранее, реформация церкви была проведена в Англии в ХVI в. В результате главой англиканской церкви стал король. Земельные владения у монастырей были отобраны, церковь потеряла свою прежнюю самостоятельность и превратилась в служанку короля. Епископы и другие церковные иерархи назначались королем или с его одобрения. С церковной кафедры оглашались королевские указы, священники осуществляли строгий –полицейский надзор за верующими. Епископский суд, и прежде всего верховный церковный суд – «Высокая комиссия», разбирали всякие религиозные дела по обвинению в отступлении от господствующей церкви.
Идеалом пуритан было учение и порядки, установленные Кальвином в Женеве. Это учение обладало всем необходимым для укрепления «духа капитализма». Главным у пуритан считалось добродетельное трудолюбие, бережливость и скупость. Грехом являлось все то, что мешало накоплению. Если труд приносит человеку богатство – это знак богоизбранности, награда за примерную жизнь. Бедняков пуритане презирали, считая их отверженными Богом.
В 20-30-е годы ХVII в. пуританизм превратился в идеологию широких масс населения, недовольных старыми порядками, опорой которого был абсолютизм. В дальнейшем вся борьба происходила между королем, олицетворяющим абсолютизм, и парламентом, где ведущую роль играли пуритане.
Гражданская война завершилась полной победой парламента. Король бежал, а затем был казнен. Церковь стала подчиняться парламенту. В последующем, монархия была восстановлена, но она уже была не абсолютной, а ограниченной сильным парламентом. Особым законом была провозглашена свобода религии для лиц и сект, не принадлежавших к господствующей англиканской церкви. Духовенство перестало быть одним из господствующих сословий.
В ХVII в. в американском обществе господствовало религиозное мировоззрение, насаждался нравственно – религиозный фанатизм, посещение церкви было обязательным. Воскресенье полностью посвящалось молитве. За разговоры в воскресенье на улицах на светские темы наказывали вплоть до выставления в колодках у позорного столба. Светское искусство считалось предосудительным. Нередко практиковались «охоты» за ведьмами» и преследования за «чародейство». Почти все учебные заведения были сосредоточены в руках церкви.
Однако с середины ХVIII в. в жизни американского общества происходят серьезные перемены, связанные с формированием национальной буржуазии. Широкое распространение получают идеи просветительства, успешно развивается светское образование, наука, литература, искусство. Церковь постепенно уходит на второй план.
Позиции церкви были подорваны еще и тем, что в ходе войны за независимость духовенство англиканской церкви выступило в лагере лоялистов, поддерживающим Англию, выступающих против независимости.
Освобождение от колониальной зависимости привело к раскрепощению традиционного религиозного сознания населения.
Во Франции духовенство к середине ХVIII в. было первым сословием и насчитывало до 130 тысяч человек. На высшие церковные должности – епископов, прелатов, каноников назначались исключительно дворяне, обычно младшие сыновья из знатных семей. Епископы и архиепископы вели светский образ жизни, окружали себя роскошью.
Священники и все низшее духовенство жили скромно, хотя сельский священник – кюре пользовался в крестьянской общине большим влиянием. Он присутствовал на собраниях жителей деревни и сообщал им правительственные распоряжения.
Это разделение духовенства проявилось и в ходе Великой Французской революции. Высшие иерархи церкви выступили на стороне короля, а среднее и низшее духовенство на стороне третьего сословия – вновь нарождающегося класса буржуазии. Тем не менее, большинство католических священников занимало контрреволюционные позиции. Это скомпрометировало не только их, но и весь культ. Был принят специальный декрет о смертной казни для священников, замешанных в беспорядках, направленных против власти.
26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина». Все граждане стали равны перед законом. Были отменены феодальные и сословные привилегии, в т.ч. и для духовенства. «Никто не должен быть тревожим за свои убеждения, даже религиозные, если их проявления не нарушают общественного порядка, установленного законом …,» – отмечалось в Декларации.
Начиная с 1790 г. во Франции стал постепенно складываться новый революционный культ. Первоначально он находил выражение в гражданских праздниках и погребальных почестях, «культе республики и естественной морали».
В октябре 1793 г. Конвент ввел «революционный календарь». Летоисчисление, «оскверненное предрассудками и ложью», заменялось счетом по годам революции. Началом новой эры было объявлено 22 сентября 1792 года. Месяцы делился на 3 декады и получили название по сельскохозяйственным работам и погодным условиям (мессидор – месяц жатвы, нивоз – месяц снега и т.п.).
В октябре 1793 г. правительство запретило все религиозные церемонии за пределами церкви, придало светский характер похоронным процессиям. Затем Конвент издал декрет, согласно которому каждая отдельная коммуна имела право отказаться от отправления католического культа. С этого момента процесс дехристианизации пошел гораздо быстрее.
В ноябре 1793 г. коммуна г. Парижа приняла постановление закрыть все церкви и храмы всевозможных вероисповеданий. И наконец, государство перестало платить священникам деньги. Церковь фактически была отделена от государства.
Параллельно стал распространяться культ Разума, как боевое патриотическое оружие против католического духовенства. В храмах стали размещать бюсты философов, а затем деятелей революции, погибших от рук контрреволюционеров. Однако Комитет общественного спасения выступил против дехристианизации. Был утвержден принцип свободы культов.
Так в Новое время зародилась новая система взаимоотношений государства и религии, наиболее важными элементами которой стали: свобода совести, религий, вероисповедания; превращение духовенства из господствующего сословия в профессиональную группу, осуществляющую религиозные культы. На первое место выходит протестантизм. Особенностью Англии было то, что церковь не была в полной мере отделена от государства, поскольку ее главой продолжал оставаться монарх.
Протестантизм.В XIX ‑ ХХ веках наиболее крупным протестантским течением остается лютеранство.
Лютеранские евангелические церкви существуют во многих странах мира. В Европе они наиболее влиятельны в скандинавских странах и Германии. В странах Азии лютеран мало, значительнее их присутствие наблюдается в Америке.
Общее число лютеран к концу ХХ в. составляет примерно 80 млн. Одной из причин быстрого распространения этого учения является идея Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничил религиозную и общественную жизнь. Содержание первой составляет вера, христианская проповедь, деятельность церкви; второй – мирская деятельность, государство и разум.
В середине XVIII в. баптисты развили бурную деятельность в Северной Америке, где достигли большого успеха. В 1814 г. в США создан “Баптистский союз”, к концу XIX в. созданы предпосылки для организации “Всемирного баптистского союза” (1905 г.). Под его руководством баптисты издают десятки газет и журналов, располагают почти 30 университетами и высшими школами. В конце XIX в. баптизм через Германию проник и в Россию. В стране был создан “Всероссийский баптистский союз”.
Католицизм.В XIX ‑ ХХ веках католицизм превратился в крупнейшую и наиболее распространенную разновидность христианства. По данным Ватикана число последователей этой религии составляет около 1 млрд. человек.
Католическое вероисповедание широко распространено среди населения Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Польши, Словакии, Венгрии, Литвы, Восточной Латвии, Латинской Америки, США. На территории СНГ последователи католицизма проживают в основном в западных областях Украины и Белоруссии. Имеются католические приходы и в России.
Католическая церковь объединена в единую мировую, строго иерархизированную церковную организацию. Своеобразное двойственное положение любого католика на любом континенте обусловлено тем, что являясь гражданином определенного государства и подчиняясь его законам, верующий в то же время обязан подчиняться и установкам, исходящим из Ватикана. Нередко они затрагивают вопросы политики, социальной структуры общества, собственности, заработной платы и прочих экономических проблем, культуры и т.д.
Центр католицизма и резиденция его главы – Римского папы – Ватикан, крохотное город-государство на территории Рима (44 га). Это государство возникло в 1925 году и является абсолютистской монархией. Глава государства и глава Римского престола Папа Римский Иоанн Павел II. Он объединяет в своем лице законодательную, исполнительную, судебную и религиозную власть.
Правительством Ватикана является курия. Она осуществляет повседневное руководство всеми сторонами жизни Римско-католической церкви и ватиканского государства.
Главное учреждение римской курии – государственный секретариат. Государственного секретаря принято считать главой правительства. Государственный секретариат имеет два отдела: отдел по общим вопросам и отдел по отношениям с иностранными государствами.
В качестве самостоятельных учреждений, действующих при государственном секретариате, функционирует созданный в 1988 голу совет кардиналов и еспископов и существующая с 1930 года папская комиссия по делам России.
Помимо государственного секретариата, в состав курии входят 9 своеобразных министерств – конгрегаций: по вопросам вероучения; восточных церквей; богослужения и соблюдения таинств; канонизации; по делам епископов; евангелизации народов; по делам духовенства; институт освященной жизни и обществ апостольской жизни; католического образования.
Кроме того, имеется папские трибуналы (3), канцелярии (3) и апостолический церковный суд, занимающийся рассмотрением дел, связанных с внутренней жизнью церкви.
С недавнего времени в римскую курию входя 12 папских советов, деятельность которых направлена на расширение и укрепление связей церкви с внешним миром. Это советы по делам мирян, по содействию единству христиан, по вопросам семьи, по вопросам справедливости и мира, по проблемам милосердия, по межконфессиональному диалогу, по культуре и другие.
В Ватикане действует Папская академия наук, члены которой назначаются Папой Римским. С 1917 года действует учебно-научный центр «Руссикум», имеющий своей целью расширение контактов и деятельности на территории России.
Первичной ячейкой РКЦ является приход (парафия), который управляется священником. Приходской священник назначает епископом и подчиняется только ему. Несколько приходов образуют деканат, но декан лишь связующее звено между приходом и епископской курией. Деканаты объединены в диоцизы, которыми управляют епископы. Несколько диоцизов образуют митрополию, или архиепископство.
В католической церкви три степени иерархии: епископство, пресвитерство и диаконство.
Высшим духовным чином после Папы является кардинал. Кардиналы избирают Папу и могут быть сами избраны на этот пост. Их назначает Папа с согласия консистории – кардинальской коллегии.
Старшие епископы местных национальных церквей называются примасами.
Абсолютным пожизненным правителем Ватикана и РКЦ является Папа Римский. Он избирается через 18 дней после смерти очередного главы церкви кардиналами, которые созывают по этому случаю специальное закрытое собрание ‑–конклав. Для избрания Папы требуется 2/3 голосов участников конклава плюс один голос. Число участников этого закрытого собрания не должно превышать 120 человек.
Папа Иоанн Павел II родился 18 мая 1920 года в г. Вадовице под Краковом (Польша), в семье мелкого служащего. Перед второй мировой войной до немецкой оккупации Польши учился в Ягеллонском университете Кракова. Затем, до освобождения страны советскими войсками в 1945 г. работал на одном из краковских химических предприятий, затем в каменоломне. Одновременно нелегально посещал занятия в подпольной семинарии.
В 1946 г. принял сан священника и в течение 2-х лет учился в Римском католическом колледже «Ангеликум», где защитил кандидатскую диссертацию. До середины 50-х годов преподавал в семинариях и на теологическом факультете Ягеллонского университета. С 1954 г. работал доцентом, затем заведующим кафедрой этики Люблинского католического университета. В 1958 г. защитил докторскую диссертацию «Оценка возможности создания христианской этики на основе системы Макса Шелера».
С 1958 г. – епископ, затем архиепископ (1964 г.), кардинал (1967 г.), митрополит Краковский. Активно участвовал в подготовке документов II Ватиканского собора (1962-1965 гг.) по вопросам семьи и брака. Автор около 800 философско-теологических трудов, в т.ч. книг “Любовь т ответственность” (1960), “Личность и поступок” (1969).
В Папе, по католическому учению, сосредоточена вся полнота церковной власти. Своими декретами и буллами он может не только определять всю жизнь церкви, но и устанавливать, либо изменять церковные обряды и каноны.
Ему воздаются необычайные внешние церковные почести. На официальных аудиенциях у Папы все представители высшей церковной иерархии должны преклоняться перед ним и целовать его туфлю, на которой изображен крест. Во время торжественных процессий Папа появляется перед народом на установленном на носилках троне, под болдахином, в сопровождении множества церковных сановников и дает благославление не только городу Риму, но и всему миру.
По данным Ватикана в мире насчитывается свыше 420 тысяч католических священников, действующих в 194 тыс. приходов, более 1 млн. монахов и монахинь. Монахини работают в сфере здравоохранения, воспитания, образования, миссионерства.
Особую структуру РКЦ представляют монашеские ордена. Самый известный из них – Орден иезуитов, созданный в 1534 г. испанским монахом Игнатием Лойолой. В настоящее время в нем около 25 тыс. членов, он руководит 177 католическими университетами и культурными центрами, 500 школами, которые посещают 1,5 млн. человек. Этот и другие 140 орденов активно занимаются религиозно-политической пропагандой, религиозно-воспитательной и другой деятельностью в различных уголках мира.
В условиях определенного разрыва между учением РКЦ и современной действительностью в период правления Папы Иоанна ХХIII (1958-1963 гг.) было принято решение созвать ХХI (II Ватиканский ‑ 1962-1965 гг.) собор. Предыдущий проходил в 1869-1870 гг.
За прошедший период произошли гигантские преобразования мирового масштаба. На новый собор возлагалась задача приспособления церкви к изменившимся условиям. Сбор принял 16 документов: 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации, которые носят в основном компромиссный характер. Это вызвало к жизни дискуссии по вопросам интерпретации принятых документов.
Начало современной социальной концепции католицизма положила энциклика Папы Льва ХIII «Рерум новарум» («Новые вещи», 1891 г.). Она содержала анализ социально-экономической ситуации в конце ХIХ в., определяла основные задачи по разрешению конфликтов между рабочими и работодателями, предлагала определенные практические шаги в этом направлении для субъектов экономической деятельности.
Отмечая наличие «социального вопроса» и классовой борьбы как реальных фактов, Лев ХIII усматривает причину их в ошибочном общественно-экономическом устройстве, при котором рабочий чувствует себя одиноким и беззащитным. Следовательно, церковь должна выступать в защиту трудящихся, которые по словам энциклики, нередко подвергаются жестокой эксплуатации со стороны капиталистов. Этому способствует чрезмерная концентрация собственности в руках «немногочисленной горстки богачей, которая держит практически в рабском положении огромное число пролетариев».
Однако, отмечает Папа, еще более порочным и неприемлемым является социалистическое решение проблемы, так как оно имеет своей целью ликвидацию частной собственности, а это повредило бы труженикам, так как именно собственность является основной целью их усилий. Бог дал земные блага всем людям, и дал потому, что они обладают разумом. Разум же говорит нам, что «индивид лучше заботиться о своем благе, чем государство».
РКЦ выступила за расширение числа собственников также и потому, что личная собственность является основой свободы человека, в то время как общая обезличенная собственность не создает возможности для свободного развития личности, ее таланта, ограничивает инициативу человека.
Издание этой энциклики стало крупным событием в жизни РКЦ. Обращаясь к основным идеям этого документа, развивая их в новых условиях, Римские Папы в различные годы ХХ века издавали свои «социальные» энциклики.
Апогея в своем развитии вопросы взаимоотношений труда и капитала в социальной доктрине РКЦ достигли в энциклике «Матер эт Магистра» («Мать и наставница», 1961) Иоанна ХХIII и энциклике «Популорум прогрессио» («Развитие народов», 1967) и апостолическом послании «Октогезима адвениенс» («Наступают восьмидесятые», 1971) Павла VI. Иоанн ХХIII и Павел VI выступили с критикой государств, правительств, которые ничего не делают для устранения противоречий между бедными и богатыми, для ликвидации безработицы, для того, чтобы максимально большое число людей владело собственностью, а все имели право на 8-часовой рабочий день, социальное страхование и т.д. По сути, это были социальные программы рыночной экономики с умеренной регулятивной функцией государства.
Нынешний понтифик Иоанн Павел II – автор ряда энциклик, наиболее важные из которых – “Редемптор хоминис” (“Искупитель человека”, 1979), “Дивез ин мизерекордиа” (“Богатый в милосердии”, 1980), “Лаборем экзерценс” (“Трудом своим”, 1981) и др.
Согласно его концепции, об обществе можно говорить только сквозь призму личности и ее богодатного достоинства. Социальные конфликты, утверждает Папа, проистекают из-за определенных социально-экономических условий, но прежде всего – из-за обусловленного грехом разлада в самом человеке и дезинтеграции его с миром.
В качестве рецепта для разрешения многочисленных проблем, порожденных современной цивилизацией, Папа предлагает воплотить в жизнь социально-экономическое учение РКЦ, придерживаться принципа приоритета личности над вещью, духа над материей.
По мнению понтифика политика РКЦ должна заключаться в ее аполитичности, собственная политика истолковывается Ватиканом только как форма духовного пастырства в мире, служения людям с помощью Евангелия.
В 80-е годы ХХ века в церкви произошел резкий крен в сторону абсолютного пацифизма.
В настоящее время основными догматами РКЦ являются: общехристианский символ веры, «Кредо», включающее в себя 12 догматов и семь таинств.
Папа Римский – видимый глава церкви, приемник апостола Петра, истинный наследник Христа на Земле | Папа Римский непогрешим | Возможность отпущения грехов, даруя грешникам прощение – продажа Индульгенций | ||
Власть Папы Римского выше власти Вселенских соборов | ДОГМАТЫ | Чистилище – промежуточная инстанция между адом и раем, где души умерших очищаться от грехов | ||
Источником вероучения является: Священное писание и Священное Предание | Учение о запасе добрых дел | |||
«Святой дух» исходит не только от Бога, но и от Сына | О непорочном зачатии Девы Марии | |||
Целибат – обет безбрачия для духовенства | Возможность причащения хлебом и вином только для духовенства | О телесном вознесении Богоматери |
Таинства: Крещение, Причащение, Миропомазание, Брак, Елеоосвящение, Покаяние – в РКЦ имеют свои особенности и отличия.
Иудаизм.С начала XVIII в. евреи постепенно стали выходить из Польши и Оттоманской империи к городам Европы, где больше ценилась еврейская коммерческая деятельность. В XVIII столетии их значительное число направилось в Африку.
В XIX в. наблюдается растущая терпимость к иудаизму, однако именно в этом столетии религиозное движение иудаизма стало сливаться с политическим: возникает сионизм. Его суть – воссоздание национального еврейского государства и сбор в его границах евреев всего мира. С конца XIX в. еврейские подвижники под религиозными лозунгами начали переезжать в Палестину, и весь еврейский мир стал им активно помогать.
Двадцатый век вошел в историю еврейского народа как век наиболее массового уничтожения. Холокост до сих пор является фактом центрального значения во всех взаимоотношениях евреев и неевреев. В середине века при попустительстве большинства правительств Европы и христианских лидеров было уничтожено более шести миллионов евреев, почти всё европейское еврейство, (треть всех евреев мира). Человечество содрогнулось. Шок от холокоста позволил более активно проводить агитацию за создание еврейского государства.
Когда 14 мая 1948 г. кончилось действие мандата над Палестиной, выданного Великобритании по окончании первой мировой войны, было провозглашено новое государство – Израиль. Оно является светским, однако религия играет в его жизни заметную роль. Суббота, например, общегосударственный выходной день: не работают магазины, общественный транспорт, государственные учреждения.
Запись актов гражданского состояния производят в синагогах, по религиозным вопросам судит особый суд, религиозные партии верховодят в политике.
Ортодоксальный иудаизм – религия Израиля, он управляет и многими аспектами личной жизни. Только ортодоксальным раввинам (и сефардам, и ашкенази) можно совершать обряды свадьбы, вести надзор за разводами и прочими аспектами жизни.
За пределами Израиля иудаизм неоднороден: есть ортодоксы, реформаторы и консерваторы. Наиболее известное ортодоксальное течение – хасидизм. Он возник в западных районах Российской империи (местечко Любавич) в конце XVIII в. Основателем считается раввин Израэль Баал Шев Шем Тов. Основные особенности хасидизма – форма богослужения и внешний вид (черный сюртук и пейсы). Ортодоксы скрупулёзно следуют всем догматам иудейской религии.
Реформаторы выступают за учёт в религиозной практике иудаизма изменений в общественной жизни и науке, они допускают значительные отклонения от традиций – отказ от иврита, сокращение служб, совершение служб в воскресение, назначение раввинами женщин. Консервативный иудаизм выступает против резких нововведений, но не отрицает возможности внесение изменений в религиозную практику при условии их тщательного обдумывания.
Иудаистская религия нашла отражение в мировой культуре. Вся литература и речь западного мира испещрены сегодня такими выражениями, как: “зеница ока”, “повергнуть в прах”, “плоть от плоти”, “козёл отпущения”, “двуличный” и т. д. Все эти словосочетания пришли в наш язык со страниц Библии.
Буддизм.В середине ХХ в. в странах Восточной и Юго-Восточной Азии развернулось национально-освободительное движение. Наряду с другими общественно-политическими теориями, например, марксизмом, буддизм стал идеологической основой этих движений. Так, сочетание буддизма с марксизмом вызвало попытки построения “общества буддийского благоденствия”, предпринятые в Бирме и на Цейлоне.
В конце ХХ в. буддизм активно проникает в Западную Европу и США. Основная социальная страта, где укореняется буддизм – молодёжь, недовольная традиционным христианством. Она считает буддизм более терпимым к проявлениям другой идеологии, более нравственным, более соответствующим их понятиям о справедливости, более соответствующим современным научным представлениям. Кроме того, молодёжь видит в медитации возможность освобождения сознания от власти тела и достижения необычных духовных переживаний.
Таким образом, протестная составляющая против бездуховности и подчинённости чистогану окружающего общества – важная причина распространения буддизма на Западе.
Трансляторами учения стали как эмигранты из стран Восточной Азии, так и европейцы, пожившие там.
В Россиюбуддизм проник достаточно давно – в начале XVII века и распространился в сопредельных с Китаем регионах, населённых бурятами, калмыками и тувинцами. Посредниками в распространении учения были тибетцы, поэтому буддизм принял форму ламаизма.
Организационно он оформился следующим образом: во главе духовенства каждого народа стоял бандидо-хамбо-лама, назначаемый из Тибета. Служителей культа готовили монастыри – дацаны, и в каждой семье первенец должен был стать ламой.
Особенностью ламаистских служителей было то, что они не только совершали религиозные обряды, но оказывали существенную помощь населению в лечении болезней. Они прекрасно знали тибетскую медицину и лечение травами. Их услугами пользовались даже русские государи.
В дореволюционной России буддизм был терпимой религией. Правительство допускало и контролировало деятельность ламаистов, главы монастырей утверждались губернаторами, а Бандидо-хамбо-лама должен был проходить утверждение самим императором. Буддийское духовенство стремилось в свою очередь завоевать благосклонность царствующего дома, так, Екатерина II и все её приемники были провозглашены воплощением богини Цаган-Дара-Эхэ.
Буддийская религия оказала существенное влияние как на культуру принявших её народов, так и на общемировую культуру.
Буддизм способствовал развитию садоводства. Вокруг монастырей монахи сажали сады из священных деревьев – ашоки, ибо под ней, согласно легенде, был рождён Будда; фиги – под ними Будда достиг просветления; манго и фикусы, под которыми он проповедовал; сал – дерево, под которым Будда умер.
Буддизм оказал влияние на развитие живописи. Принцип изменчивости материального мира лёг в основу канонов китайской и японской живописи, характерным признаком которой является незавершённость. Суть китайского искусства выражена в афоризме Су Ши: “Когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растёт”.
Буддийское учение традиционно облекалось в форму притчей, метафор, сравнений с целью придания абстрактным рассуждениям эмоциональной убедительности, поэтому буддийскую тематику взял традиционный японский театр. Но много внимания уделяет этому и театр Индии.
Всемирной известностью пользуются буддийские храмы (в том числе уникальные пещерные храмы Индии), скульптуры, ступы (по преданию Будда приказал сжечь его тело после смерти и поместить пепел в четырёх каменных урнах-ступах на перекрёстке четырех дорог). Позже ступы, уже, естественно, без праха Будды, стали строиться на всех перекрёстках и украшаться скульптурными изображениями.
Ряд утверждений буддизма соответствуют концепциям современной науки, что является определённой загадкой. Буддизм, например, стоит на позициях зависимости пространства и времени от материальных форм, что подтверждается фундаментальной теорией относительности.
Сходны с научными представления буддизма о возникновении, развитии и гибели крупных космических структур, взаимосвязи человека и Вселенной, о её строении и эволюции. Буддизм говорил о существовании на других планетах разумных высокоорганизованных существ задолго до появления космической науки.
Ислам.В ХIХ в. архаическое политическое устройство Османской империи, отразилось на её экономике, и она пришла в состояние полного упадка, чем не преминули воспользоваться европейцы, быстро установив абсолютный контроль над её экономкой и политикой.
Это положение не устраивала молодых турецких политиков, понимавших, что без избавления от прямого вмешательства религии в политику перспективы развития у государства нет.
В начале ХХ в. в Турции происходит революция, во главе которой встаёт молодой, честолюбивый политик Кемаль, прозванный Ататюрком (отцом турок). В результате революции Турция стала светским государством. Политическое, а затем и экономическое развитие значительно ускорились.
Однако не все приняли новую концепцию развития. Приверженцы сугубо религиозного государственного устройства объединились вокруг движения ваххабитов, возникшего ещё в конце XVIII в. в Аравии. Движение получило название по имени его основателя Мухаммеда ибн Абд-аль-Ваххаба. Этот мулла завоевал авторитет, выступая за очищение мусульманской веры подданных Османской империи от влияния “неверных”, за сохранение традиций. К числу неприемлемых изменений он относил европейскую одежду, латинский алфавит, веру в святых и т.д.
Идеями ваххабитов воспользовался в ХХ в. Абд-аль-Азиз ибн Сауд, лидер борьбы за политическую независимость Аравии. Борьба его и его сторонников после объединения Хиджаза и Неджда, считавшихся до этого отдельными государствами под личной унией ибн Сауда, с другими областями увенчалась созданием в 1932 г. самостоятельного государства, которое было названо именем лидера, ставшего королём, Саудовская Аравия. Идеологической основой новой державы стал ваххабизм, а законодательной базой – законы шариата. До сих пор Саудовская Аравия – мощный идеологический и экономический резервуар фундаменталистского движения во всём мире. Бандитская война, ведущаяся в российском Закавказье, была бы невозможна в таких масштабах без поддержки Саудовской Аравии.
Мусульманская культура внесла значительный вклад в развитие мировой цивилизации. Арабским математикам принадлежит приоритет в создании алгебры, это они первыми предложили использовать символы для обозначения неизвестных величин. Им даже удалось рассчитать диаметр и окружность Земли с точностью, удивляющей сегодняшних учёных. Используя индийскую десятичную систему с нулём, арабы усовершенствовали её и донесли до европейцев. В Европе десятичная система считается арабской, а арабское слово “сифр” (пустой) модернизировалось в европейское “зеро” (нуль).
С древнейших времён в пустыне основой ориентации служили звёзды, и это дало толчок к астрономическим наблюдениям и выявлению глобальных закономерностей. До сих пор астрономия пользуется арабскими терминами “зенит”, “азимут”, “надир” и пр. Арабские путешественники внесли значительный вклад в развитие географии. Они составили подробные карты стран, где бывали, нанесли на них крупные города, реки и главные дороги.
Арабы достигли потрясающих успехов в медицине. Они основательно изучили анатомию человека, постигли принцип кровообращения. Им были известны методы лечения целого ряда тяжёлых заболеваний, в том числе оспы, способы обезболивания. Абу Али Ибн Сина (Авиценна) почитается, наряду с Гиппократом, как один из основателей современной медицины. Труды его (философа и врача) служили в качестве важнейшего учебника в университетах Европы вплоть до XVII столетия.
Мусульмане считали Аллаха непостижимым и недоступным, как и мир, им созданный. Как же это согласуется со столь точным и детальным его изучением? Толчком к развитию мусульманской науки, зачинателем которой считается Мамун, бывший с 813 по 833 г. халифом Багдада, послужило сновидение, которое дало ему “сверхъестественный” стимул. Во сне Мамуну явился дух Аристотеля (естественно, что халиф прекрасно знал его сочинения), доказавшего халифу, что между религией и разумом нет противоречия. Поэтому не обременённый больше никакими колебаниями Мамун распорядился построить Дом мудрости – библиотеку. Здесь были собраны и переведены на арабский язык труды греческих, персидских, индийских учёных, а извлечённое при этом знание – исследовано, воспроизведено и развито.
Отправной точкой и основой исламского знания явилось греческое учение о том, что за зримым хаосом Вселенной скрыт порядок, подвластный человеческому разуму и подчиняющийся общим законам. Из этого арабские учёные сделали вывод о том, что научная деятельность решает в первую очередь философские задачи, открытие основных законов мироздания. Это позволило мусульманским учёным подняться до невиданных высот обобщения и разработать основы фундаментальных наук.
Мусульманская литература представлена как религиозными, так и светскими произведениями. Замечательными литературными памятниками являются Коран и Сунна, их язык настолько изящен и многозначен, стихи настолько глубоки по мысли, что все попытки перевода их на другие языки портят оргинальный текст до неузнаваемости. Вообще, умение облечь свои мысли в стихотворную форму считается у мусульман признаком образованности. Ислам оказал влияние на цикл арабских сказок “ Тысяча и одна ночь”, арабскую и турецкую любовную лирику, творчество Фирдоуси, Низами, Омара Хайяма.
Уникальна мусульманская архитектура. Акустика мечетей настолько совершенна, что в их огромных помещениях можно расслышать даже малейший шёпот. Готическая архитектура и архитектура Возрождения многое взяли из принципов строительства мечетей и храмов, а мавританский стиль – прямое порождение мусульманской архитектуры.
Изобразительное искусство у мусульман развито слабее. Дело в том, что Коран запрещает изображать людей и животных, поскольку считается, что им можно нанести вред, пожелав зла изображению. Однако прекрасен и совершенен растительный и геометрический орнамент и чрезвычайно живописна арабская вязь, буквы которой составляют, как правило, какое-либо изречение.
Таким образом в XIX – XX вв. основные мировые религии развивались в русле происходящих в обществе перемен, утверждавшихся капиталистических общественных отношений. Они активно занимались миссионерской деятельностью, благотворительностью, социальным миротворчеством. В этот период