Государственно-религиозные отношения в зарубежных странах и в россии: история и современность

(Учебное пособие для слушателей юридического факультета)

Москва

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра теории и истории государства и права

Утверждено

учебно-методической

комиссией Ученого совета РТА

«__» ____________ 2005 г.

Н.Н.ДИМИТРОВ

И.В.ЗАИКИНА

ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

(Учебное пособие для слушателей юридического факультета)

Москва

ББК

Д

Автор:

Н.Н.ДИМИТРОВ, доцент кафедры теории и истории государства и права РТА, кандидат исторических наук

И.В.ЗАИКИНА, доцент кафедры теории и истории государства и права РТА, кандидат юридических наук

Рецензенты:

НОВИКОВ Ю.А. - заведующий кафедрой теории и истории государства и права Российской таможенной академии, доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор.  
ФЕЩЕНКО Ю.П. - начальник кафедры теории и истории государства и права Военного университета, профессор.  
ПЕТРИЙ П.А. - начальник кафедры философии и религоведения Военного университета, доктор философских наук, профессор.

В пособии кратко изложены материалы из истории возникновения религий, социально-политическая обусловленность этого общественного феномена, показана роль церкви в развитии отечественной государственности и права, рассмотрены основные исторические этапы формирования взаимоотношений государства и церкви различных конфессий в России, показаны основные модели государственно-церковных отношений на современном этапе.

Пособие предназначено для слушателей юридического факультета, а также преподавателей, изучающих историю отечественного государства и права.

@Российская таможенная академия ФТС России, 2005.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

  Введение ……………………………………………
I. Возникновение и становление религий, основы их вероучения …………………………………  
II. Развитие основных мировых религий в Средние века и их роль в феодальном государстве и обществе ……………………………………………    
III. Древнерусское государство и религия в Х – ХIII веках …………………………………………  
IV. Церковь в период формирования централизованного государства и до становления абсолютизма в России …………………………………….    
V. Государственно-религиозные отношения в зарубежных странах в ХIХ – ХХ веках ………….  
VI. Государственно-религиозные отношения в годы Советской власти ……………………………..  
VII. История православного монашества в России ……………………………..…………………………  
VIII. Государство и религия в современном мире и в России …………………………………………….  
  Заключение ………………………………………..
  Список литературы ………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Это пособие призвано помочь слушателям юридического факультета, изучающим историю государства и права, разобраться в одном из важнейших вопросов – роли и месте религии, церкви в развитии государственности и права как в зарубежных странах, так и в России.

Как показал всемирный опрос, проведенный институтом Гэллопа на рубеже ХХ – ХХI веков, 87% населения Земли являются приверженцами той или иной религии[1].

Исследования, проведенные в России в 2002 году, показали что 69% россиян считает себя верующими, относят себя к той или иной конфессии[2]. В нашей стране действет около 15 тысяч религиозных объединений[3], представляющих различные вероисповедальные направления. Религиозная активность не ограничивается богослужебной практикой в станах храмов, развивается миссионерская, просветительская, благотворительная деятельность религиозных организаций. Возник ряд общественных движений и партий конфессиональной направленности.

Религиозная сфера общественной жизни постоянно взаимодействует с другими сферами общества, в т.ч. и с государственно-правовой. В последнее время это особенно проявляется в миротворчестве, в сфере противодействия международному терроризму, укрепления нравственных основ российского общества.

Юристы, которые по роду своей деятельности призваны решать вопросы, связанные с функционированием религиозных объединений, обеспечением свободы совести и убеждений граждан должны быть компетентными в истории и современном состоянии этого вопроса.

Это также особенно необходимо в нашей многонациональной стране, где сосуществуют верующие, принадлежащие к различным конфессиям, и атеисты. Для благополучного и мирного проживания в таких условиях необходима толерантность к любым точкам зрения, взаимоуважение людей любых взглядов и убеждений.

Религия – это система устоявшихся взглядов. Чтобы уважительно относится к любым формам религии, необходимо знать религиозные традиции, иначе по неведению, нехотя, можно задеть религиозные чувства живущих рядом людей. Для самоуважения и сохранения культурных традиций следует знать историко-религиозные основы государственности и права, культуры своего народа.

Нередко религиозные лозунги используются различного рода экстремистами, преследующими на деле далеко не религиозные цели. Чтобы отделить плевелы от зёрен, также необходимо знать не только основные религиозные постулаты, но и то, как они возникали и в связи с чем трансформировались.

Если изучению различного рода философских систем, социологии религии ещё уделяется в высших и средних специальных учебных заведениях определённое место, то даже на знакомство с основными мировыми религиями, концепциями их взаимоотношений с государствами, историей развития норм канонического права учебных часов не выделяется. Для частичного восполнения этого пробела и предназначено настоящее учебное пособие.

Изучение истории государственно-религиозных отношений особенно важно потому, что именно в процессе формирования религиозного взгляда на мир были выработаны основные моральные нормы, значение которых не оспаривается даже самыми последовательными атеистами. Религиозные представления о морали – это отражение реальной жизни, переплетённое с видением некоего идеала, квинтэссенции справедливости.

Целью изучения истории государственно-религиозных отношений является возникновение и развитие религии, её распространение, влияние на государственную жизнь и право различных стран мира, а также социальных концепций основных мировых религий, современное состояние государственно-церковных отношений.

В пособии раскрываются причины и условия возникновения религии вообще и, мировых религий, в частности, поясняется роль, генезис и эволюция религии в жизни государства и общества, разъясняются политико-правовые основы государственно-религиозных отношений, зарубежный и отечественный опыт в этой сфере, раскрывается содержание принципа свободы мысли, совести, религии и убеждений, история их развития, показывается роль таможенных органов, юристов в государственно-религиозных отношениях.

История религии и её взаимоотношений с государством возникла в эпоху средневековья и первоначально была призвана обосновать истинность вероучения на базе имеющихся исторических данных гражданской и церковной истории, однако, пока история религии находилась в рамках богословия, ни о какой научности не могло быть и речи. Главное было в выполнении заказа конкретной религиозной организации.

Русские историки относились к церкви негативно, видя в ней силу, враждебную просвещению, жадную до денег и власти, а потому опасную для государства. Таково было мнение В.Н. Татищева, М.М. Щербатова, Н.М. Карамзина.

Как самостоятельная отрасль история религии выделяется с ХIХ в., однако первые исследования англичан Э. Тейлора и В. Робертсона и француза Шантепи де ля Соссея основывались во многом на умозрительных заключениях, а не на фактическом материале. Учёные впервые разделили историю человеческих верований на этапы по принципу преобладания определённых воззрений в ту или иную эпоху.

Первый труд по истории русской православной церкви принадлежит датчанину Адаму Селлю, который преподавал латынь в Санкт-Петербурге в Александро-Невской семинарии. Первым из русских исследователей был митрополит московский Платон. В “Краткой российской церковной истории” он в хронологической последовательности изложил основные события, не обходя негативных моментов, однако без серьёзного анализа причин и последствий действий государства в отношении церкви.

В издание справочной литературы по истории церкви внес свой вклад митрополит киевский Евгений, но его обобщающий труд “История славянско-русской церкви от начала оной до наших времён” остался незавершённым.

Когда историей церкви занялись профессиональные историки, например, архиепископ ростовский Филарет, в оборот было введено много новых исторических источников, что значительно укрепило историческую базу его “Истории русской церкви”. Филарет сумел сочетать исторический и тематический подходы, но, как и светские историки, строго придерживался официальной точки зрения. Фундаментальный труд создал митрополит Макарий, также профессиональный историк. Его 12-томная “История русской церкви” – пример высокого профессионализма и добросовестности.

Когда при изучении истории религии стали использоваться достижения социологии, политологии, социальной психологии, она была поставлена на подлинно научную основу в трудах Э. Дюркергейма, К. Ясперса, М. Вебера и других исследователей. Если на Западе это изучение шло непрерывно и успешно, были созданы значительные труды и обширная научно-популярная литература, то в нашем государстве этот процесс проходил неоднозначно. И гражданская, и особенно партийная история твёрдо выполняла установку на то, что религия – заблуждение, которое рассеется по мере успешного продвижения общества к коммунизму. Тем не менее в рамках курсов «Научного атеизма» хотя и с исключительно критической точки зрения изучались и основные мировые религии.

В настоящее время проблемам истории религиозных учений и движений стали уделять гораздо больше внимания. Появляются и фундаментальные исследования и популярная литература. Можно отметить “Историю религии” В.С. Поликарпова, включающую также и хрестоматию (М.: Экспертное бюро, Гардарика, 1997). Учебник написан для читателей, знакомых с основами курса, поэтому несколько перегружен сведениями из истории древних религий и недостаточно внимания уделяется современности. Однако он может быть рекомендован для изучения, поскольку написан на хорошей научной основе.

“Введение в религоведение” А.А. Радугина представляет собой курс лекций (М.: Центр, 1996). В издании основное внимание уделено вопросам вероучений различных религий, их изложению и анализу, а не истории, поэтому использование его представляет определённую трудность, однако не умаляет его несомненных достоинств.

Самый большой по объёму (600 с.) источник – справочник “Религии мира”. К достоинствам книги можно отнести прекрасные иллюстрации, современный дизайн, а самое главное, что в издание включены последние исследования западных учёных-религоведов. ( Минск: Белфакс, 1997).

Определенный интерес для слушателей могут представить и такие новые книги по религии, список которых дан в конце пособия.


  …Есть Бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в себе вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога. Н.Гумилев

Наши рекомендации