Гуру едет на юг - на встречу с аурангзебом
В Дамдама Сахиб Гуру посетили посланцы императора. Они прибыли, чтобы в ответ на письмо, отправленное Гуру, — вышеупомянутое “Зафарнаме” — передать ему просьбу императора о личной встрече. В записках Аурангзеба — Ахкам-и-Аламгири — последний признается, что получил письмо от Гуру Гобинд Сингха, и приводит содержание приказов, отданных им Муним Хану из Лахора, о примирении с Гуру и о создании приемлемых условий для его поездки на юг. Из Ахкам-и-Аламгири явствует также, что Аурангзеб жаждал встречи с Гуру. Возможно, император хотел обеспечить мир в Панджабе, чтобы это позволило ему сосредоточить силы на выполнении своих планов покорения Марахтов на юге Индии. Как бы то ни было, тридцатого октября 1706 года (некоторые утверждают, что двадцатого октября) Гуру принял решение ехать на юг, чтобы встретиться с Аурангзебом.
Он выехал по направлению Раджастханской дороги к Ахмеднагару, где находился лагерь императора. Покинув Дамдаму, он проехал через Кевал, Джхору и достиг Сарсы. Далее его путь проходил через Нохар, Бхадру, Сахеву, Мадха Сингхана и Пушкар, место паломничества, посвященное Брахме. Оттуда он двинулся в Наренпур, известный повсюду как Дадудвара, где раньше жил святой Даду и процветала его секта. Гуру посетил кладбище и имел беседу с Махантом Джаит Рамом. Сикхи упрекали Гуру за то, что он выстрелил из лука, салютуя гробнице Даду. Ман Сингх процитировал собственноручно написанную Гуру инструкцию: “Никогда, даже по ошибке, не поклоняйтесь мусульманским или индуистским кладбищам и местам кремаций.” Гуру пояснил, что салютовал гробнице, желая испытать преданность своих сикхов и то, как они помнят его инструкции. Однако он признал, что формально заслуживает штрафа, и, смеясь, уплатил сто двадцать пять рупий. Здесь Гуру встретил Бхаи Дайя Сингха и Дхарам Сингха, возвращавшихся от Аурангзеба после выполнения своей официальной миссии. Затем он прибыл в Багхаур, где получил известие о кончине Аурангзеба и о том, что между его сыновьями разразилась война за престолонаследие. Ехать дальше уже не было смысла, и Гуру остался на некоторое время в Багхауре.
Бахадур Шах, старший из сыновей Аурангзеба, торопился из Пешавара, чтобы дать отпор своему младшему брату Азиму, провозгласившему себя императором. Бхаи Нанд Лал, до того как он перешел на постоянную службу при дворе Гуру, служил у принца Бахадур Шаха. Поэтому Бахадур Шах обратился к Гуру за помощью через посредничество Бхаи Нанд Лала[65], пообещав Гуру, что будет равно милостив и справедлив как к индуистам, так и к мусульманам и исправит зло, которое причинил им его отец. И Гуру предоставил ему в помощь подразделение своей армии в сражении при Джаджу, из которого Бахадур Шах вышел победителем. В благодарность за своевременную помощь Бахадур Шах пригласил Гуру в Агру, где он короновался. Двадцать четвертого июля 1707 года Гуру было даровано царское одеяние почета.
Во время своего пребывания в Агре Гуру сделал Дхолпур, место, расположенное примерно в 25-30 милях от Агры, центром своей миссионерской деятельности. Он совершал миссионерские поездки по окрестностям Матхуры, Алигарха, Агры, а также в княжества Бхаратпур и Алвар в течение многих месяцев, прежде чем отбыл в Даккан. Многие люди стали его последователями. Рассказывают, что Гуру вел переговоры с императором Бахадур Шахом, но эти переговоры еще не были завершены, когда императору пришлось поехать в Раджастан на подавление мятежа нескольких раджпутских князей. Он предложил Гуру сопровождать его. Но тут Бахадур Шах получил известие, что его младший брат Кам Бакхш провозгласил себя в Даккане императором Индии. Бахадур Шах двинулся к Даккану через Читторгарх. Оттуда он поехал в Бурханпур. Гуру сопровождал его до Хайдарабада, остался там надолго и встретился с йогом Дживан Дасом. Он также повстречал Маханта Джаит Рама из Дадудвары, который случайно оказался здесь. Оба они рассказывали Гуру о некоем Байраги Мадхо Дасе и его великой сверхъестественной силе. Он решил встретиться с Байраги Мадхо Дасом. В то время Гуру испытывал неудовлетворенность уклончивыми ответами Бахадур Шаха по поводу принятия окончательного решения, осуждающего зверства наместника Сирхинда Вазир Хана и других офицеров в Панджабе. Император под тем или иным предлогом уклонялся от прямого ответа. Поэтому Гуру сопровождал императора в Хинголи и поехал в Надер, куда и прибыл в июле 1708 года.
Некоторые авторы, такие, например, как Буте Шах и Малькольм, утверждают, что Гуру поехал в Даккан потому, что впал в отчаяние от страшных превратностей судьбы и лишений, ставших его уделом, и захотел перемен. Другие считают, что он поступил на службу к Моголам. Каннингем пишет, что Гуру получил под свое командование воинское подразделение в долине Годавари.
Все эти точки зрения далеки от истины. Они являются безответственными и демонстрируют величайшее неуважение к вере сикхов. Похоже на то, что большинство этих авторов абсолютно невежественны относительно основных положений сикхизма. Всем этим авторам необходимо указать на то, что идеология Гуру (всех сикхских Гуру) основана на следующем высказывании:
“Тера киа меетха лагаи, Хар Нам падаратх Нанак Мангаи.” (Аса Мохалла 5, с-394),
что означает в переводе:
“Сладостна Твоя Воля, мой Господь;
Нанак взыскует дара Имени.”
В возрасте девяти лет Гуру Гобинд Сингх пожертвовал своим отцом, чтобы спасти индуизм; он столкнулся лицом к лицу с огромной империей Моголов в зените ее могущества. Когда жена спросила его, куда ушли ее четверо сыновей, он ответил:
“Что из того, если твои четверо сыновей ушли?
Они живы и вовек будут жить — Хальса,
Миллионы наших возлюбленных храбрых сынов.”
В Зафарнаме Гуру открыто угрожает императору. Он пишет:
“Что из того, что мои четверо сыновей убиты, если живет Хальса, все мои сыновья? Какая доблесть — погасить несколько вспышек жизни? Ты лишь сильнее разжигаешь яростное пламя...”
В этих строках — ни следа горя или отчаяния. Перед лицом этой неоспоримой очевидности абсурдно принимать на веру теорию отчаяния.
“Теорию службы” в свете идеологии и идеалов Гуру тоже можно отбросить. Зачем ему было поступать на службу к правительству Моголов? Его последователи называли его “истинный царь”, и он действительно был истинным царем, сидящим на троне Гуру Нанака. Как истинный царь, он имел большие богатства и настоящую свиту. Даже если мы хоть на миг прислушаемся к мнению этих авторов, все же память о зле, причиненном ему и его последователям, у Гуру была еще слишком свежа, чтобы он согласился вступить в армию угнетателей. Невозможно совместить эту “теорию службы” с тем фактом, что Гуру поручил Банда Бахадуру руководство Хальсой Панджаба. Вообще вся эта дискуссия безосновательна, и авторы, утверждающие, что Гуру поступил на службу к Моголам, похоже, просто льют на него грязь.
ГУРУ В НАДЕРЕ
В Надере Гуру выбрал для себя живописное место на берегу реки Годавари. Обычно приводят две причины, заставившие его предпочесть это место. Во-первых, он хотел повидать Банда Байраги. Во-вторых, там было восемь ашрамов различных религиозных сект. Гуру хотел вступить в диалог с главами этих ашрамов, чтобы показать им истинный путь и убедить их принять его взгляды. Вероятно, поэтому он сразу начал обращаться к различным конгрегациям. Люди, искавшие духовного света, толпами стекались к нему. Вскоре в Даккане поистине был воспроизведен Анандпур.
Вскоре сюда дошло известие о том, что армия императора разграбила Садхауру и преследует пира Будху Шаха как мятежника за веру в Гуру Гобинд Сингха, которого мусульмане считали “кафиром” — неверным.
Однажды Гуру пришел к отшельнику Байраги Мадхо Дасу. Обнаружив, что Байраги нет дома, и будучи наслышанным о том, что тот, обладая сверхъестественными силами, может уничтожить любого, кто сядет на его ложе, Гуру удобно устроился там. Его спутники убили козла и зажарили его в очищенном квадрате Байраги. Ученик последнего пошел и рассказал своему учителю о действиях Гуру. Убить животное возле жилища Байраги означало святотатство. Еще одно святотатство состояло в том, что Гуру занял ложе, которое служило Байраги троном. Байраги был вне себя от гнева и в ярости бросился на Гуру. Он напрягал все свои силы, желая повредить ему, но тщетно. Обнаружив свое бессилие, Байраги спросил Гуру, кто он такой. Гуру отвечал, что он — Гобинд Сингх. Байраги успокоился, и весь его гнев внезапно перешел в благоговение. Божественный Свет, лившийся из глаз Гуру, полностью изгнал тьму из сознания Бхайраги, и тот тут же упал на камни перед Учителем и в абсолютном смирении признал себя его (Гуру) Банда — рабом.
Затем Учитель наставил его в истинах сикхской веры и окрестил его. Бхайраги получил имя Гурбакш Сингх, но оставался известным как Банда или Банда Сингх. Он слышал от сикхов о жестокостях, чинимых правительством Моголов в Панджабе, в том числе и об убийстве невинных детей Гуру, и был готов оказать любую услугу Учителю. Гуру поручил ему поехать в Панджаб, чтобы бороться с преследованиями Хальсы правительством. Давая ему это поручение, Гуру вручил ему свой лук и пять стрел и сказал: “Твоя слава будет расти, пока ты будешь оставаться целомудренным. Целомудренный не уклоняется от битвы, его враги не в силах ему противостоять. Как только ты отступишь от принципов Хальсы и вступишь в незаконную связь с женщиной, храбрость тебя покинет.” Гуру послал нескольких сикхов помогать Банда Сингху в его начинании. Банда принял присягу, поклонился Гуру и уехал. В этом можно видеть яркое проявление способности Гуру Гобинд Сингха заставить воробья охотиться на сокола: вдохновить одного сикха на борьбу со стодвадцатитысячной армией. Банда Бахадур, отшельник, исповедовавший доктрину непротивления насилием, властью Гуру стал величайшим полководцем своего времени.
(Банда Бахадур поднял флаг Гуру в селении, расположенном примерно в тридцати пяти милях от Дели. Сикхи со всего Панджаба, собравшись под его знамя, развернули такое мощное и сокрушительное наступление, что за несколько месяцев покорили Саману, Шахбад, Садхауру и Чхат Банур. Затем последовал Сирхинд. Банда Бахадур повел столь сильную и стремительную атаку, что враг не смог противостоять натиску его армии. Вазир Хан и его министр Сучнанд были преданы мечу. Император Бахадур Шах не смог подавить наступление Банда Бахадура и умер в ложной уверенности, что сикхи побеждены).
После отъезда Банда Сингха Гуру жил в разных местах округи: в Шикар Гхате, где обычно охотился; в Нагина Гхате, где один сикх преподнес ему дорогой перстень с печатью, который он бросил в реку; в Хира Гхате, где он избавился от столь же ценного бриллиантового перстня; в местности, которая теперь называется Сангат Сахиб, где он обычно давал религиозные наставления своим последователям.
Тесные связи, установившиеся между Гуру и императором Бахадур Шахом, тревожили Вазир Хана, наместника Сирхинда. Это он приказал замуровать заживо в стену и обезглавить малолетних сыновей Гуру. Это на нем лежала ответственность за большинство зверств, учиненных над сикхами в Панджабе. Вазир Хан боялся, что его жизнь окажется под угрозой, если новый император и Гуру придут к компромиссу. И потому он организовал заговор с целью убить Гуру и подослал к нему двух патханов, Гуль Хана (его другое имя было Джамшед Хан) и Ата-уллу, чтобы они привели в исполнение его злой умысел.
Религиозные собрания, проводимые Гуру в Надере, посещали люди всех социальных слоев, чинов и званий. Вскоре среди слушателей, к которым обращался Гуру, присоединились двое патханов. На третий или четвертый день Джамшед Хан улучил возможность и, когда Гуру Гобинд Сингх вернулся в свои покои после вечерней молитвы, он ворвался к нему и нанес ему удар кинжалом. Гуру убил его на месте, хотя сам был серьезно ранен. Его напарник, убегая, был заколот сикхом, который, услышав шум, бросился в покои Гуру.
По поводу обстоятельств убийства Гуру бытует множество разнообразных мнений и легенд. Каннингем пишет, что однажды к Гуру пришел афганский купец, продавший ему лошадей, и потребовал немедленной платы. Гуру, который был ограничен в средствах, просил его прийти как-нибудь потом. Патхан замахнулся на него с бранью, чем спровоцировал Гуру нанести ему удар, оказавшийся смертельным. Тело купца увезли и похоронили, и его семья, казалось бы, смирилась с судьбой. Но сыновья его вынашивали планы мести и отыскали возможность их осуществить. Им удалось крадучись пройти вслед за Гуру, когда он уходил в свои апартаменты, и нанести ему, спящему и беззащитному, смертельную рану. (Cunningham - History of Sikhs, p-82)
Другие авторы, такие, как Мак-Грегор (History of Sikhs, vol.1 p-99-100), утверждают, что Гуру вскоре осознал свою ошибку и, желая компенсировать утрату семье жертвы, стал выказывать особое расположение вдове и воспитал ее сына, заменив ему отца. Когда мальчик подрос, он был якобы спровоцирован самим Гуру ударить его. Мальчик это сделал, и последствия оказались для Гуру роковыми. Трумп (Trumpp) также придерживается этой версии и, чтобы придать ей рациональное обоснование, объясняет, что Гуру был разочарован в жизни и желал положить ей конец.
Эти версии абсолютно беспочвенны. Их авторам следовало бы понимать, кем был Гуру. Гуру Гобинд Сингх занимал божественный трон Гуру Нанака и, таким образом, был воплощением Божественного Света. Божественное начало никогда не испытывает разочарования или огорчения. Гуру никогда не произнес ни единого слова, которое выражало бы горе. Он никогда ничем не выказывал отчаяния, хотя и прошел через беспримерные страдания. В его сочинениях и текстах его проповедей не сохранилось ни вздоха горя. Когда Нура Махи принес весть о зверском убийстве его младших детей, Гуру возблагодарил Бога: “Отец, мать, четверо сыновей — все это было кредитом, данным мне Тобою. Сегодня я удовлетворен и счастлив, полностью вернув Тебе долг.” Другой пример подобного смирения едва ли можно встретить в анналах истории человечества.
В последние годы на эту проблему новый свет пролила хукамнама, согласно которой Гуру никогда не могло быть предъявлено никакого требования о немедленном платеже. В действительности патхан отказался от всяких требований, как только Гуру ему напомнил об этом. Это явствует из хукамнамы (благодарственного письма Гуру), пожалованной Гуру патхану за его услугу и дружественное поведение, которая до сих пор хранится у потомков последнего. (Kartar Singh: Life of Guru Gobind Singh, p-263)
Расследование исторических обстоятельств этого дела приводит к пониманию того, что здесь был замешан император. Он был в ярости на Гуру из-за того, что тот направил Банда Сингха в Панджаб, вдохновив его на возобновление борьбы и убийство Вазир Хана. По-видимому, император боялся и того, что Гуру может примкнуть к марахтам, сражавшимся против Моголов, пока сам он занят борьбой со своим братом в Хайдарабаде. Возможно, именно по этой причине он не оставлял Гуру одного. Бахадур Шах ошибочно полагал, что гибель Гуру послужит смертельным ударом по планам возобновления революции в Панджабе, и потому он вступил в тайный сговор с двумя патханами, присланными Вазир Ханом, желая положить конец жизни Гуру. Эту точку зрения подтверждают следующие исторические факты:
28 октября 1708 года император приказал подарить одеяние почета сыну Джамшед Хан Афгана, убитого Гуру Гобинд Сингхом. В имперских ведомостях, куда вносились новости двора Бахадур Шаха, мы можем прочесть:
“Кех Гуру Гобинд Сингх Рай Джамшед Хан Афган ра баджан Куштах буд кхилат-е-Матами баписар-и-Хан Мазкур Мрахмат шуд.” (Акхбарат-и-Дарбар-и-Муалла от 24 шаба второго года правления Бахадур Шаха (28 октября 1708 года), цитируется доктором Ганда Сингхом в “Макхиз-и-Тварикх-и-Сикхан”, с-83).
Джамшед Хан не был высокопоставленным лицом, которому император был бы вынужден оказывать высокие почести. Он был всего лишь лазутчиком Вазир Хана.
Двумя днями позже, тридцатого октября 1708 года, приказом императора одеяние почета было пожаловано семье Гуру Гобинд Сингха. Это значит, что император поставил Джамшед Хана и Гуру Гобинд Сингха на одну и ту же ступень, и говорит о том, что Джамшед Хан пользовался покровительством императора.
“Одиннадцатого ноября 1708 года было объявлено, что после умершего Гуру осталось громадное наследство.” Придворных интересовал вопрос, как император им распорядится. Последовал приказ, что имущество Гуру не поступит в имперскую казну. “Это имущество дервиша (святого). Касаться его не следует”, — гласил приказ императора.
Отказ императора присвоить собственность Гуру вопреки желанию своих приближенных демонстрирует его дипломатичность и хитрость. Это было чистейшее замыливание глаз в целях сокрытия своей виновности, благочестивое надувательство, пишет Х.Р.Гупта в своей книге “A history of Sikh Gurus”, p.240.
На рану Гуру европейским хирургом императора немедленно были наложены швы, и через несколько дней он выглядел совсем поправившимся. Но вскоре, когда он натягивал крепкий и упругий лук, плохо залеченная рана открылась и из нее потоком хлынула кровь. Теперь Гуру стало ясно, что Небесный Отец призывает его, и он написал последнее для его миссии пространное послание к собранию Хальсы. В среду, шестого октября 1708 года (Будхвар, Катик чаутх, шукла паккх, Самбат 1765), в Надере (Даккан) Гуру попросил Бхаи Дайя Сингха принести Грантх Сахиб. Оноткрыл книгу Грантх Сахиб, положил перед ней пять пайсов и кокосовый орех и торжественно поклонился ей как своему ПРЕЕМНИКУ, ГУРУ ГРАНТХ САХИБ. Говоря: “Вахегуру джи ка Хальса, Вахегуру джи ки Фатех”, он обошел вокруг священного тома и воскликнул: “О возлюбленные члены Хальсы, пусть тот, кто хочет видеть меня, смотрит на Гуру Грантх. Повинуйтесь Грантх Сахиб. Это видимое тело всех Гуру. И пусть тот, кто желает встретиться со мной, усердно читает ее гимны.” И Гуру запел гимн собственного сочинения:
“Агья бхаи Акал ки табхи чалайо Пантх
Сабх Сикхан ко хукам хаи Гуру маньо Грантх
Гуру Грантх Джи маньо паргат Гуран ки дех
Джо Прабху ко милбо чахе кходж шабад меин ле
Радж карега Хальса аки рахей на кое
Кхвар хое сабх миланге баче шаран джо хое.”
В переводе:
“По воле Бессмертного Сущего был создан Пантх.
Все сикхи едины, признавая Грантх своим Гуру.
Видя в Гуру Грантх воплощение всех Гуру.
Кто хочет встретиться с Гуру, может найти Его в ее гимнах.
Будет править Хальса, а не ее противники,
Разделенные объединятся, и все преданные будут спасены.”
В знак благодарного признания духовных свершений основателя своей религии Гуру изрек двустишие на персидском языке, которое переводится так:
“Гобинд Сингх получил от Гуру Нанака
Гостеприимство, меч, победу и быструю помощь.”
(Эти строки были вырезаны на печати, изготовленной сикхами после того, как Гуру вознесся в свою небесную обитель, и Ранджит Сингх, получив титул махараджи в Панджабе, запечатлел их на монетах своей чеканки).
И Гуру ушел в свою небесную обитель. Сикхи сделали все необходимые приготовления для церемонии прощания, как он их учил. Была пропета Сохила и всех наделили священной пищей — парсахдом.
Когда все оплакивали потерю, вошел один из сикхов и сказал: “Вы думаете, что Гуру мертв? Я встретил его сегодня утром — он скакал верхом на своем гнедом коне. Когда я, поклонившись ему, спросил, куда он едет, он улыбнулся и ответил, что направляется в лес на охоту.”
Сикхи, слышавшие этот рассказ, пришли к заключению, что всеэто была игра Гуру; что он живет в непрекращающемся блаженстве и показывается везде, где его вспоминают. Тот, кто хранит в своем сердце хотя бы зерно любви к Господу, благословен, и Гуру открывается такому преданному неисповедимыми путями. Поэтому по такому Гуру, физически отошедшему на Небеса, не должно быть скорби.
Учитель возвратился в свой Вечный Дом пятого числа светлой половины месяца Катик 1765 Самбата (седьмого октября 1708 года по Р.Х.). Он был тогда в возрасте сорока двух лет.
Перед тем, как покинуть этот мир, Гуру заповедал: “Если кто-нибудь воздвигнет в мою честь святилище, его потомство погибнет.”
Сикхский храм в Надере называется Абчалнагар. Его построил в 1832 году, обойдя запрет Гуру, махараджа Ранджит Сингх. Со смертью махараджи Ранджит Сингха правление его династии закончилось. Пророчество Гуру исполнилось.
ГУРУ ГРАНТХ САХИБ
( с 1708 г. и вовеки )
КОНЦЕПЦИЯ ГУРУ В СИКХИЗМЕ
В религии сикхов понятие “гуру” не используется в своем обыденном значении; оно не может относиться ни к учителю, ни к наставнику, ни к знатоку чего-либо, ни даже вообще к телесному человеческому существу. Это слово состоит из двух отдельных слов — ГУ и РУ.
“ГУ” означает “тьма”; “РУ” означает “свет”.
Свет, рассеивающий всякую тьму, именуется