Гуру отправляется в паунта сахиб

Между тем раджа Нахана, Медани Паркаш, пригласил Гуру к себе в гости. Приглашение было принято, и Гуру отправился в Нахан. Ответственность за оборону Анандпура была возложена на Гулаб Рая и Шам Даса. Раджа вышел навстречу Гуру, приветствовал его и поселил в своем дворце. Однажды Гуру был приглашен раджей на охоту, и последний пожаловался ему, что гархвальский раджа Фатех Шах постоянно оспаривает у него территорию, на которой они сейчас стоят. Он сказал, что ему очень бы хотелось, чтобы в этом месте был построен форт для защиты от врага. Гуру поставил на этом месте шатер и собрал свой дарбар (двор). Он заложил первый камень в основание форта. Благодаря помощи со стороны армии раджи и рвению и энергии рабочих за короткое время постройка форта была завершена. Гуру дал ему название “Паунта”, поселился там и продолжал наращивать свою армию.

Гархвальский раджа Фатех Шах пришел к выводу, что поскольку Гуру поселился возле его территории, выгоднее быть с ним в хороших отношениях. Он решил нанести Гуру визит. При дворе Гуру его встретили с великими почестями. Во время его визита Гуру направил к нему своего дядю Кирпала с предложением о том, что было бы неплохо, чтобы между ним и раджей Нахана установились добрые отношения. Раджа Фатех Шах немедленно дал свое согласие. Тогда Гуру послал за раджей Нахана. Он свел обоих раджей вместе и на глазах у всего двора заставил их обняться и заключить дружбу.

В это время прибежал житель гор с известием о том, что разъяренный тигр уничтожает скот в округе. Он просил Гуру освободить местность от дикого зверя. Гуру взял с собой обоих раджей и всех остальных туда, где, как говорили, обитал тигр. Услышав шаги охотников, тигр присел на задних лапах, устремив взгляд на своих преследователей. Гуру обратился к присутствующим с предложением поймать тигра с помощью меча и щита. Никто не вышел вперед. Тогда Гуру взял свой меч и щит и бросился на тигра. Тигр, рыча, вскочил и прыгнул на Гуру, но тот принял его на щит и, всадив меч ему в бок, разрубил его надвое. Раджи и свита были поражены и восхищались его силой и доблестью.

ПРИТЯЗАНИЯ РАМ РАЯ

Рам Рай, старший сын Гуру Хар Рая, будучи послан в Дели выступать от имени Гуру, находясь при дворе Аурангзеба, исказил священные слова Гуру Нанака из желания угодить императору. За это Гуру отлучил его от веры сикхов и отрекся от него. Император подарил ему поместье, где он построил город Дехра Дун, в котором и остался жить. Рам Рай провозгласил, что он и есть подлинный Гуру. Будучи послушным орудием в руках владыки империи Моголов, он постоянно старался вредить делу сикхов. И теперь, когда Гуру Гобинд Сингх приехал в Паунту, находившуюся всего в тридцати милях от Дехра Дуна, Рам Рай испугался и не мог набраться смелости встретиться с ним. При дворе Рам Рая началась по этому поводу дискуссия. Узнав о тревоге Рам Рая, Гуру послал к нему Нанд Чанда и Дайя Рама с заверениями в том, что ему не будет причинено никакого вреда. Получив послание Гуру, Рам Рай очень обрадовался. Он подарил Нанд Чанду и Дайя Раму почетные облачения и решил отныне быть с Гуру в дружеских отношениях.

Рассказывают, что встреча Гуру и Рам Рая произошла в лодке посреди реки. Рам Рай прикоснулся к стопам Гуру в знак покорности и сказал: “Я счастлив видеть тебя. Когда я уйду, защити мою семью... Мой отец Гуру Хар Рай всегда говорил, что в нашей семье родится тот, кто восстановит и отремонтирует корабль, чтобы он благополучно перевозил души.” Он попросил прощения. Рам Рай был кремирован своими масандами, когда он находился в трансе, вопреки мольбам и просьбам его жены, Панджаб Каур. В ответ на жалобу Панджаб Каур Гуру подверг строгому наказанию виновных масандов и наградил тех, кто сохранил ей верность.

ПИР БУДХУ ШАХ

Пир Будху Шах, мусульманский святой, жил в Садхауре — примерно в десяти или пятнадцати милях от Паунта Сахиб. Его набожность была широко известна, и у него было множество учеников. Он слышал о Гуру Нанаке и его миссии. Ему стало также известно о том, что трон Гуру Нанака теперь занимает Гуру Гобинд Сингх, живущий сейчас по соседству с ним. В конце концов Будху Шах захотел посетить Гуру. Гуру усадил пира рядом с собой. Пир попросил: “Умоляю тебя, скажи, как человеку найти Всемогущего Бога?” Во время беседы пир смиренно склонился перед Учителем. В глазах Гуру горело пламя, излучавшее Божественный Свет, и пир с внезапной радостью воскликнул: “Аллах-ху-акбар!” (Велик Всемогущий Бог!). Через минуту он признался: “Учитель, мой дух был слеп. Ты показал мне Свет.” Благословенны души, на которые Гуру изливает божественную милость.

БИТВА ПРИ БХАНГАНИ

В один прекрасный день Гуру получил от Фатех Шаха из Гархвала приглашение на свадьбу его дочери с сыном кахлурского раджи Бхим Чанда, который вынашивал в своем сердце враждебные чувства к Гуру. Было решено, что сам Гуру не будет присутствовать на церемонии, а пошлет своего девана Нанд Чанда и Дайя Рама с дорогими подарками для принцессы.

Кратчайший путь для свадебной процессии проходил через Паунта Сахиб. Гуру отказался пропустить ее через свою территорию, так как не доверял Бхим Чанду, которого сопровождало множество воинов. После долгих переговоров Гуру разрешил жениху с несколькими спутниками воспользоваться переправой возле Паунта Сахиб. Остальным участникам процессии, включая Бхим Чанда, пришлось следовать в Сринагар, столицу княжества Гархвал, в обход. Происшедшее привело Бхим Чанда в ярость, и он стал искать случай дать волю своему гневу. Он еще больше рассвирепел, когда узнал, что посланник Гуру находится в числе приглашенных на свадьбу со стороны невесты. Он отказался согласиться на брак своего сына с дочерью Фатех Шаха, если последний будет сохранять дружеские отношения с Гуру. Таким образом, Бхим Чанд предложил Фатех Шаху выбирать между ним и Гуру. Фатех Шах был вынужден уступить. В результате Нанд Чанду и Дайя Раму пришлось забрать назад свои подарки. На обратном пути Нанд Чанд и его спутники подверглись нападению со стороны отрядов Бхим Чанда, но им удалось вернуться целыми и невредимыми. Когда свадебная церемония завершилась, Бхим Чанд устроил совет, на который были приглашены Фатех Шах и другие горные раджи — Кирпал из Каточа, Гопал из Гулера, Хари Чанд из Хадура и раджа Джасвала, присутствовавшие здесь. Они решили на обратном пути напасть на Гуру.

Горные раджи отдали своим войскам приказ войти в Паунта Сахиб. Однако весть о готовящемся нападении опередила наступление армии, и Гуру не был захвачен атакой врасплох.

По совету пира Будху Шаха в армию Гуру записалось 500 патханов. Командовали ими пять военачальников — Кале Хан, Бхикан Хан, Ниджабат Хан, Хайят Хан и Умар Хан. Патханы увидели, какими скудными средствами располагает Гуру, и все, за исключением Кале Хана с его сотней воинов, в одиннадцать часов предали Гуру и присоединились к горным раджам. Садху из секты удаси, за исключением их военачальника Маханта Кирпала, пошли по их стопам. Гуру сообщил Будху Шаху о неповиновении воинов-патханов. Пир Будху Шах расценил их поведение как свой личный позор. В порядке компенсации потери Будху Шах предоставил в распоряжение Гуру самого себя, своего брата, четверых своих сыновей и семьсот своих учеников.

Гуру расположил свои войска на возвышенности поблизости от деревни Бхангани, примерно в шести милях от Паунта Сахиб. Организация нападения была поручена пятерым сыновьям Биби Виро — Санго Шаху, Джит Малу, Гопал Чанду, Ганга Раму и Мохри Чанду. Их умело прикрывали Бхаи Дайя Рам, Деван Нанд Чанд, дядя Гуру Кирпал и Махант Кирпал. В то время как приказы Гуру передавались дальше, он пристегнул свой меч, перекинул через плечо колчан, взял в руку лук, вскочил на коня и, громко крича: “Сат Шри Акал”, бросился разить врага. Согласно летописям, конь Гуру мчался так стремительно, что из-под его копыт взметались облака пыли, заслонявшие солнце, а воинственные крики его солдат напоминали раскаты грома в ветреное и дождливое время года. Как уже упоминалось выше, к силам Гуру присоединились отряды пира Будху Шаха и сотня патханов под командованием Кале Хана.

Войска противника возглавлял раджа Фатех Шах, к которому присоединились раджа Хари Чанд из Хадура, раджа Гопал из Гулера, раджа Чандела, раджи Дадхвала и Джасвала и четыре сотни патханов, перебежавших со стороны Гуру. Началось жестокое и кровопролитное сражение. С обеих сторон было убито множество храбрых воинов. Хотя армия противника значительно превосходила войско Гуру в численности, ее солдаты не обладали таким духом самопожертвования и не были так преданы своим командирам, как сикхи.

Махант Кирпал попал в Хайят Хана, командира патханов, и убил дезертира. Джит Мал и раджа Хари Чанд сошлись в поединке. Стрелы попали их лошадям в лоб, и обе лошади пали. После короткой передышки, когда зазвенели друг о друга их мечи, Хари Чанд упал наземь без чувств и Джит Мал рухнул замертво. Санго Шах, другой кузен Гуру, и командир патханов Ниджабат Хан сошлись в схватке и оба пали мертвыми. Тогда Гуру пришпорил коня и бросился в самую гущу битвы. Он пустил стрелу в командира патханов Бхикан Хана. Она не попала в него, но убила его коня, и Бхикан Хан обратился в бегство. Тогда Нанд Чанд и Дайя Рам пошли в яростную атаку на деморализованных патханов, которая вылилась в массовое убийство предателей. Когда горцы увидели, что патханы терпят поражение, они бросились бежать с поля битвы. В это время к Хари Чанду вернулось сознание, он снова вступил в бой и сразил своими стрелами много храбрецов. Увидев это, Гуру бросился на Хари Чанда. Он сам так описывает битву в Бачитар Натаке:

“Хари Чанд, один из горных раджей, в ярости пускал стрелы. Одна из его стрел попала в моего коня. Второй он метил в меня, но Бог меня хранил, и она только просвистела, пролетая мимо. Его третья стрела пробила пряжку моего пояса и задела мое тело, но не ранила меня. Только Бог хранил меня, Своего слугу. Когда я почувствовал прикосновение стрелы, мой дух воспламенился. Я схватился за лук и, прицелившись, убил юного командира Хари Чанда с первого же выстрела. Я пускал стрелы одну за другой. Мои противники стали разбегаться. Раджу Корари тоже сразила смерть. После этого горцы в панике бежали и я милостью Всемогущего Бога одержал победу...”

Гуру направился к тому месту, где лежали мертвые тела Сангхо Шаха, Джит Мала и других отважных сикхов. Двое сыновей Будху Шаха тоже были убиты. Гуру приказал воздать великие почести убитым с обеих сторон. Тела сикхов были кремированы, индуистов — брошены в реку, а мусульман — похоронены с соблюдением всех обрядов. Пир Будху Шах зашел навестить Гуру вместе со своими двумя оставшимися в живых сыновьями. В этот момент Гуру расчесывал свои волосы. Будху Шах стал умолять его подарить ему расческу вместе с выпавшими волосами в качестве священного сувенира. Гуру подарил ему свой тюрбан, расческу с волосами и небольшую саблю. Но величайшим из всех даров было данное ему Гуру благословение НАМ.

Значение битвы при Бхангани

Победа в сражении при Бхангани имела далеко идущие последствия. Она подняла дух и укрепила мораль сикхов. Поскольку Гуру не потребовал себе даже дюйма территории, не выиграл никаких материальных преимуществ, вера, которую он защищал, укрепилась еще больше. Слава Гуру распространялась все шире, и потому намного увеличились поставки для него оружия и лошадей; сотни людей хотели записаться в его армию. Победа Гуру не прошла без последствий и для правительства Моголов в Дели. Горные раджи также взглянули на все по-новому. Несмотря на то, что раджи и Гуру придерживались противоположных идеологий, раджи стремились к дружественным отношениям с Гуру, поскольку были заинтересованы в ослаблении власти Моголов: тогда бы они освободились от бремени ежегодных податей, которые взимал с них император. Поэтому их лидер, раджа Бхим Чанд, примирился с Гуру.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В АНАНДПУР

Гуру оставался в Паунта Сахиб около трех лет. Слава Учителя привлекала к его двору поэтов, певцов и ученых. В этот период Гуру составил Джап Сахиб, Свайи и Акал Устат.

Он приказал своей армии возвращаться в Анандпур и сам отправился туда через Садхауру, на несколько дней сделав остановку в Лахарпуре. Раджа Нахана направил своего посланника, чтобы тот передал Гуру о его желании встретиться с ним, но Гуру не захотел встречи. Покинув Нахан, Гуру вступил на территорию штата Рамгарх и более чем на неделю остановился в Табре. Затем он заехал в Райпур[45] в ответ на приглашение местной рани. Она выказала ему величайшее гостеприимство, подарила красивую лошадь в дорогостоящей сбруе и в качестве пожертвования преподнесла кошелек, полный рупий. Гуру подарил ее сыну саблю и щит. Далее он, продолжая свой путь в Анандпур, проехал через Тоду, Наду, Дхаколи, Котлу, Гханаулу, Бунгу, и достиг Киратпура. Оттуда он в октябре 1687 года приехал в Анандпур. В четвертый день светлой половины месяца Магх 1743 Самбата (1687 года по Р.Х.) родился его старший сын, Аджит Сингх.

ЭКСПЕДИЦИЯ АЛИФ ХАНА

Южная Индия восстала. Императору Аурангзебу много лет пришлось заниматься подавлением мятежа на юге Индии. Расходы на ведение затяжной войны оплачивались за счет обложения высокими податями северных и восточных провинций страны. В то время наместником Джамму был Миан Хан. Он послал своего главнокомандующего Алиф Хана с поручением обложить данью горных раджей. Сначала тот обратился к радже Кангры Кирпалу: “Либо ты будешь платить мне дань, либо мы будем сражаться.” Раджа Кирпал преподнес ему подарки и сказал, что самый богатый и влиятельный из всех раджей — кахлурский раджа Бхим Чанд. Если он заплатит дань первым, все остальные последуют за ним. Если же Бхим Чанд откажется платить, он (Кирпал) окажет Алиф Хану поддержку. Кирпал и биджарвальского раджу Дайяла убедил пойти навстречу требованиям Алиф Хана.

Алиф Хан принял предложение раджи Кирпала и поехал в столицу Бхим Чанда. Он остановился в Надауне и послал к Бхим Чанду гонца с изложением своих требований. Бхим Чанд ответил, что он скорее вступит в войну, чем станет платить дань. Первый министр Бхим Чанда подсказал ему, что он может обеспечить себе желаемую победу только в том случае, если заручится поддержкой Гуру. Тогда Бхим Чанд послал своего первого министра к Гуру с просьбой об активной поддержке. Гуру согласился поддержать движение отказавшихся от уплаты дани, которое выражало дух сопротивления имперским притязаниям Моголов. Сам Гуру лично стал во главе сильной армии. Раджи Джасвала, Дадхвала и Джасрота также решили принять участие в надвигающейся войне.

Бхим Чанд начал атаку стрельбой из луков, но стрелы не причинили противнику вреда из-за расположения войск; они только попадали в деревянные стропила крепости. Отряды Бхим Чанда начали терять энтузиазм. В этот критический момент Гуру сыграл решающую роль. Он схватил свое ружье и прицелился в раджу Дайяла. Храбро сражаясь, раджа упал на землю. Одна за другой летели в противника стрелы, пущенные Гуру. Стрелы и пули лились дождем, и в битве произошел перелом. Алиф Хан и его люди бежали; Бхим Чанд одержал победу. На некоторое время он остался в Надауне, где достиг взаимопонимания с Алиф Ханом через посредничество Кирпала.

Гуру же, пробыв там около недели, возвратился в Анандпур. В седьмой день месяца Чет 1747 Самбата (1691 года по Р.Х.) родился его сын Джуджхар Сингх.

Наши рекомендации