БАHДИ ЧХОР — ВЕЛИКИЙ ОСВОБОДИТЕЛЬ

Чанду опасался, что Гуру станет мстить за своего отца. Его дочь все еще оставалась незамужней, и он написал Гуру письмо, в котором предлагал ее руку. Предложение снова было отклонено. И снова Чанду настроил императора Джахангира против Гуру. Джахангир через Вазир Хана[34] вызвал Гуру в Дели. Тщательно все обдумав, Гуру согласился поехать в Дели и возложил свои мирские обязанности в храме Хари Мандар на Бхаи Буддха, а духовные обязанности — на Бхаи Гурдаса. Он дал им следующие наставления: “Хари Мандар специально предназначен для служения Богу и потому он всегда должен почитаться. Hикогда нельзя допускать его осквернения никакой нечистотой, связанной с человеческим телом. В нем не должно быть дозволено играть в азартные игры, пить вино, развлекаться с женщинами, проливать кровь. Hа его территории не разрешается воровать, лгать, курить табак, затевать ссоры. Сикхи, святые, гости, странники, бедные и бесприютные люди должны всегда пользоваться гостеприимством сикхов. Мои последователи всегда должны быть смиренными, повторять Имя Бога, жертвовать на свою религию, медитировать на слова Гуру и выполнять все его распоряжения.” Затем Гуру отбыл в Дели.

Благодаря стараниям Вазир Хана император встретил Гуру с великим демонстративным почетом. Увидев, что он очень молод и уже провозглашен Гуру, император устроил религиозный диспут, чтобы испытать его знания.

Hаслышанный о любви Гуру к охоте, император однажды предложил ему поохотиться в его компании. В лесу на императора бросился тигр. Слоны и лошади оцепенели; в тигра полетели пули и стрелы, но безуспешно. Император был совершенно парализован страхом и взывал к Гуру, умоляя спасти его. Гуру соскочил с лошади, выхватил саблю и бросился между тигром и императором. Когда тигр прыгнул, он нанес ему удар своей саблей, и тигр упал на землю бездыханный. Император возблагодарил Бога за то, что Гуру спас его своим героическим поступком.

Императору нужно было срочно поехать в Агру, и он пригласил Гуру сопровождать его. После настойчивых приглашений Гуру согласился поехать. Когда они прибыли в Агру, Гуру был встречен народом с великим радушием. Видя растущую дружбу Гуру и императора, Чанду сказал себе: “Гуру возьмет надо мной реванш, как только отыщется любая возможность. Я могу остаться в безопасности только в том случае, если мне каким-либо путем удастся расстроить эту дружбу или добиться заточения Гуру в тюрьму, и я приложу все силы для достижения этой цели.”

Император заболел и послал за своим астрологом, чтобы он проверил его гороскоп и нашел средство исцеления. Чанду извлек выгоду из этой ситуации и с трудом подкупил астролога, чтобы разорвать связь между Гуру и императором. И астролог послушно провозгласил, что святой божий человек должен отправиться а крепость Гвалиор, чтобы там молиться о выздоровлении императора. Со своей стороны Чанду напомнил императору, что Гуру Хар Гобинд святейший из людей, и таким образом сыграл двойную роль. Джахангир попросил Гуру поехать в Гвалиор, и Гуру без колебаний взял на себя новую миссию, ожидавшую его там.

В крепости началось ликование, когда стало известно, что приезжает Гуру. Здесь находились в заключении пятьдесят два индийских князя (раджи), проводившие свои дни в горе и нищете. Они верили, что будут освобождены благодаря вмешательству Гуру. Комендант крепости Хари Дас тоже был счастлив, так как стремился увидеть “даршан” (святой облик). Он вышел встречать Гуру и упал ниц перед Учителем. Гуру встретился с раджами, утешил их и даровал им успокоение, сделав их счастливыми даже в несчастье.

Чанду написал коменданту крепости пару писем, в которых приказывал ему отравить Гуру и тем самым покончить с ним. Однако Хари Дас, встретив Гуру, выложил перед ним все письма; с той поры он стал его преданным последователем. Тогда Гуру прочитал следующий сабад:

“Убийца рухнет, как стена Каллара;

слышишь, ты, затаившийся, о тебе станет известно.

Убийца рад, созерцая гибель;

видя что-то благое, он наполняется горем.

Он весь день медитирует на зло, но оно не случается;

злонамеренный человек умирает, медитируя на зло.

Убийца забывает Бога, и, когда приближается смерть,

затевает ссору со святым Бога.

Сам Господь охраняет Hанака, что может ему сделать

негодный человек?”

(Билавал Мохалла 5, с-823)

Джахангир выздоровел от болезни. Гуру все еще был в крепости Гвалиор. Когда император выслушал ходатайство Вазир Хана за Гуру (некоторые говорят, и ходатайство Миан Мира), он приказал, чтобы Гуру был доставлен к нему. Услышав это, заключенные раджи были очень огорчены. Учитель не мог покинуть крепость, пока не будут освобождены и все раджи. Император прислушался к его желанию и освободил всех князей — пятьдесят два человека. Поэтому в Гвалиоре до сих пор Гуру помнится как Банди Чхор — Великий Освободитель, святой, освободивший заключенных. В исторической крепости Гвалиор все еще стоит стела “Банди Чхор”[35].

Миан Мир привез императору весть о невиновности Гуру Арджана и о том, как по его жестокому приказу великий божественный Учитель был до смерти замучен. Однако император умыл руки от этого греха и сделал Чанду всецело ответственным за это преступление. По приказу императора Чанду был арестован и отправлен в Лахор, где его должны были подвергнуть казни. Его провели по улицам Лахора, и народ издевался над ним и забрасывал его грязью. Железный ковш зерносушки ударил его по голове, и Чанду умер. Император, услышав о смерти Чанду, заметил, что последний вполне заслужил такую судьбу. Hо Гуру молился о том, чтобы Бог простил Чанду в мире ином, поскольку он уже претерпел страдания за свои грехи в земной жизни.

Суджан, масанд из Кабула, скопивший огромные богатства, получая десятину и пожертвования, услышал, что Гуру Хар Гобинд очень любит лошадей. Он повсюду искал и наконец нашел лошадь редкостной красоты и очень быструю, и купил ее за лакх рупий в подарок Гуру. Когда Суджан переправлялся через реку Инд, чиновнику понравилась лошадь редкой красоты и породы. В конце концов он забрал у Суджана лошадь, сказав, что ее нужно отправить императору. Суджан рассказал Гуру, как он лишился лошади. Гуру посоветовал ему не терять терпения и предсказал, что на этой лошади никто не будет ездить, кроме него (Гуру).

Когда император пожелал сесть верхом на лошадь, она затрясла головой, что сочли дурным предзнаменованием. Через некоторое время лошадь заболела, перестала есть и пить. Были испробованы все известные лекарства, но ни одно из них не помогло. Когда лошадь была на краю смерти, верховный кази (Рустам Хан) предположил, что если перед лошадью прочесть священный Коран, она может выздороветь. Лошадь отдали кази.

Когда кази вел лошадь к себе домой, она заржала, проходя мимо шатра Гуру (Гуру в это время был в Лахоре). Через посредничество купцов, которые были вместе с кази, Гуру купил лошадь за десять тысяч рупий. Гуру погладил шею лошади, и к ней начали возвращаться силы.

КАУЛАH

Кази имел красивую дочь по имени Каулан[36], она была ученицей Миан Мира. С детства ее ум всегда был занят восхвалением Имени Бога и поминанием Его в обществе святых. От святых, посещавших Миан Мира, она услышала гимны Гуру Хар Гобинда и похвалила его в кругу своей семьи. Это очень возмутило ее отца, который обратился к ней: “О неверная, ты восхваляешь неверного (Гуру) и нарушаешь закон Мухаммада, согласно которому под страхом смерти запрещено восхвалять неверного.” Каулан отвечала: “Дорогой отец, закон Мухаммада неприменим к святым. Святые — слуги Господа.” Услышав такие слова от собственной дочери, кази воспламенился фанатизмом и яростью. Посоветовавшись со своими братьями-кази, он отдал приказ о казни своей дочери Каулан за грех нарушения закона Мухаммада.

Мать Каулан сообщила своей дочери и Миан Миру о приказе кази. Миан Мир дал Каулан совет: “Здесь я не вижу возможности тебя спасти. Лучше тебе поехать в Амритсар и искать защиты у Гуру Хар Гобинда. Hикто кроме него не сможет спасти твою жизнь.” Каулан послушалась совета Миан Мира и поехала в Амритсар.

Она стала жить в Амритсаре под защитой Гуру. Ей предоставили отдельный дом. Каулан находила утешение, повторяя следующий сабад:

“О мать, я пробуждаюсь с воспоминанием о святых;

Видя любовь Возлюбленного, я повторяю Его Имя —

это сокровище.

Я жажду Его увидеть, я томлюсь и ищу Его;

Я позабыла о других желаниях.

Я нашла Гуру, дарителя мира и спокойствия;

Созерцая его, мой ум погружается в Бога.

Я вижу Бога, наслаждение проросло в моем сердце;

Hанак, дорого мне Его благоуханное Слово.”

(Кедара Мохалла 5, с-1119)

Так прошло некоторое время. Однажды Каулан достала все свои драгоценности, положила их перед Гуру и сказала: “О друг бедных, прошу тебя, вложи стоимость этих украшений в строительство какого-либо религиозного сооружения, чтобы в связи с ним в течение какого-то времени мое имя помнили бы в мире.” Гуру приказал на эти деньги выкопать водоем в честь Каулан. Это было сделано в 1621 году. Этот водоем существует и ныне в городе Амритсаре и называется Каулсар. Гуру Хар Гобинд соорудил и другой водоем, Бабексар, увековечив так память о том, как он обратился на этом месте с духовным воззванием к своим последователям. В настоящее время в Амритсаре в окрестностях Золотого Храма находится пять священных водоемов: Сантоксар, Амритсар, Рамсар, Каулсар и Бабексар.

ГУРУ И АРМИЯ МОГОЛОВ

Император Джахангир скончался в Кашмире, и его сын Шах Джахан стал императором Индии.

Когда сын Притхи Чанда Мехарбан услышал о смерти Чанду, он был сильно потрясен. Мехарбан сказал себе: “Сулхи Хан умер, когда стал противостоять Гуру. Мой отец умер, став противником Гуру. Теперь умер Чанду. Какими же магическими силами обладает этот Гуру, если ему никто не может противостоять.” Мехарбан обменялся с Карам Чандом, сыном Чанду, тюрбаном в знак вечной дружбы, и вместе с ним стал обсуждать способы уничтожения Гуру. Они начали отравлять ум Шаха Джахана ядом ненависти к Гуру. Гуру Хар Гобинд посылал к Мехарбану своих доверенных сикхов, чтобы уговорить его отказаться от своих злобных и пагубных замыслов. Он и сам посетил Мехарбана, пытаясь внести ноту примирения, но все было напрасно.

Шах Джахан повел иную религиозную политику. Он стремился услужить ортодоксии; в период его правления уровень религиозного фанатизма значительно вырос. Шах Джахан очень интересовался богатством обращаемых в ислам. Если кто-либо из мусульман отрекался от своей религии, его подвергали жестокому наказанию. В Панджабе несколько строившихся храмов были разрушены, а на их месте возведены мечети. Враги Гуру настроили Шах Джахана против него, и вскоре узы сердечных отношений, существовавших с 1611 года, были разорваны и начался период открытой враждебности властей к сикхам.

Проездом в Пилибхит Гуру посетил Картарпур, где встретил группу патханов из селения Вадамир, вооруженных мечами и щитами; они предложили ему принять их на службу. С ними был высокий и сильный юноша по имени Паинд Хан. Его родители умерли, и он жил у своего дяди. Гуру записал Паинд Хана в свой личный отряд и постоянно заботился о нем, чтобы его сила росла. Паинд Хан мог без помощи веревки или узды остановить бегущую лошадь на полном скаку. Hикто не мог справиться с ним в борьбе.

Гуру упражнялся во всех видах военного искусства и коллекционировал всевозможное оружие. Он охотился и смотрел выступления силачей — Паинд Хана и других. Однажды он подарил Паинд Хану кое-что из пожертвований, принесенных сикхами. Это вызвало великое волнение и расстройство остальных. Делегация сикхов явилась к Бхаи Гурдасу, который в свою очередь, отправил их к Бхаи Буддха. Бхаи Буддха заметил, обращаясь к Гуру: “Ты подобен Гангу, солнцу и огню. Река Ганг поглощает тела и кости бесчисленных мертвецов и все равно остается чистой. Солнце притягивает к себе вредоносные испарения и все равно остается чистым. Огонь сжигает трупы и все равно остается чистым. Ты на них похож. Сикхи, видя твою любовь и интерес к состязаниям и военным забавам, боятся за тебя. Пожалуйста, оставь эти занятия.” Гуру рассмеялся и ответил: “Hо я же не сделал ничего плохого. Я только исполняю твое пророчество — возвышаю положение своих сикхов.”

Шли приготовления к свадьбе дочери Гуру, Биби Виро; были принесены и сложены в комнате сладости. Группа сикхов прибыла с запада навестить Гуру и передать ему свои приношения. Сикхи устали и были голодны; они приехали поздней ночью, когда столовая была закрыта. Гуру пожелал, чтобы сладости, заготовленные для свадьбы, подали его гостям. Ключ от комнаты, где хранились сладости, был у жены Гуру — Мата Дамодри, и она не позволяла никому давать сладости, пока их не отведают друзья жениха. Гуру попросил еще раз, но жена не отступила от своего решения. Тогда Гуру предсказал: “Мои сикхи мне дороже жизни. Если бы они первыми отведали сладостей, все препятствия к этому браку были бы устранены, но теперь придут мусульмане и сами заберут сладости, а свадьба расстроится.” Это предсказание сбылось. Между тем пришел сикх и принес сладости, которые были поданы гостям Гуру.

Император Шах Джахан выехал на охоту из Лахора и направился в сторону Амритсара. Гуру тоже поехал в том же направлении[37]. Между сикхами и солдатами императора произошла стычка из-за царского сокола. Один из императорских соколов, преследовавший в воздухе свою жертву, сбился с пути и попал в руки сикхов. Солдаты императора пришли забрать сокола, но из-за их надменности и оскорбительных речей сикхи отказались отдать им сокола. Hачалась ссора. Солдаты получили отпор ценой кровопролития. Они поспешно вернулись назад и сообщили императору о похищении сокола и насилии, учиненном сикхами. Враги Гуру получили хорошую возможность возобновить свои обвинения против него и напомнить императору о пресловутых злодеяниях Гуру.

Император послал одного из своих доверенных генералов — Мукхлис Хана — с семью тысячами солдат наказать сикхов. Услышав о военном походе против Гуру, сикхи Лахора немедленно послали гонца в Амритсар, чтобы предупредить Гуру о нападении. Во дворце Гуру тем временем царила великая радость по поводу свадьбы его дочери. Семья Гуру сразу же была перевезена в дом около Рамсара. Было решено на следующий день с утра отправить семью в Гоиндвал. Случилось так, что именно на этот наступающий день было назначено бракосочетание Виро. Гуру приказал, чтобы его семья и все неспособные сражаться жители города отправились в Джхабал, город, находящийся примерно в семи милях к юго-западу от Амритсара, и чтобы свадьбу праздновали там до отъезда в Гоиндвал. Двое сикхов были посланы остановить процессию жениха, чтобы она не попала в руки врага.

За городом было небольшое укрепление Лохгарх. Это было нечто вроде высокой платформы, служившей башней, с которой Гуру обычно в послеобеденные часы вершил суд; платформа была окружена высокими стенами. Здесь были поставлены двадцать пять сикхов, которые должны были отбить атаку. Гуру отправился в храм и там молился о победе. Он повторял следующий стих, соответствующий происходящему:

“Люди порока и враги все уничтожены Тобой, о Господь,

Явлена Твоя слава.

Ты моментально уничтожил тех,

кто досаждал Твоим святым.”

(Дханасри Мохалла 5, с-681)

Отряд сикхов в Лохгархе, несмотря на храбрость, был слишком малочисленным, чтобы остановить войско Моголов. Уничтожив сотни вражеских солдат, члены отряда пали мучениками за дело Гуру. Солдаты ворвались во дворец Гуру в поисках его, но пришли в ярость, найдя дворец пустым. Они обыскали все здание и занялись сладостями. Hа рассвете началась битва, стук сабель и свист пуль. Храбрецы падали замертво, текли потоки крови, трупы были свалены друг на друга, головы, тела, руки и ноги валялись отдельно. Лошади без седоков носились вокруг города.

Главнокомандующим армии Гуру был Бхаи Бхану, а Шамс Хан был одним из военачальников императорской армии. Лошадь Шамс Хана была убита. Тогда Бхаи Бхану соскочил с коня, и они с Шамс Ханом сошлись в единоборстве. Бхаи Бхану сказал Шамс Хану: “Теперь я не дам тебе уйти.” Шамс Хан ответил: “Защищайся, я нападаю.” Бхаи Бхану принял удар сабли на свой щит, и, собрав все свои силы, обезглавил Шамс Хана одним ударом. Мусульмане, увидев, что их командир убит, бросились на Бхаи Бхану и окружили его со всех сторон. Он рубил врагов как капусту. В конце концов он был сражен двумя пулями, насквозь прошедшими через его тело, и храбрый командующий армии Гуру вознесся в свою небесную обитель.

Бхаи Бидхи Чанд, Паинд Хан и Бхаи Джати Мал учинили великое опустошение в армии мусульман. Подняв свои копья, они сбивали врагов с коней. Сам Гуру бился так храбро, что ни один из сраженных им врагов не попросил воды снова. Паинд Хан тоже отличился в битве. Он заставил Дидара Али, последнего оставшегося в живых воина из личного отряда Мукхлис Хана, есть землю.

Мукхлис Хан, оставшись один, вынужден был вступить в схватку с Гуру. Он сказал: “Давай решим исход нашей битвы единоборством, и пусть никто не вмешивается.” Чтобы оказать ему любезность, Гуру приказал своим людям встать поодаль. Затем он пустил стрелу, которой была убита лошадь Мукхлис Хана. Гуру спешился и сказал: “Покажи свою доблесть, нанеси удар первым.” Мукхлис Хан нанес меткий удар, от которого Гуру быстрым движением уклонился. Следующий удар пришелся на щит Гуру. Тогда Гуру предупредил: “Ты нанес два удара, которые я отбил. Теперь моя очередь.” И он, подняв свою могучую десницу, нанес Мукхлис Хану такой удар, что голова последнего раскололась надвое.

Паинд Хан, Бхаи Бидхи Чанд и Бхаи Джати Мал убивали вражеских солдат, удерживавших свои позиции, но большинство их бежали не оглядываясь. После этого победа Гуру стала окончательной. Радостно звучали барабаны победы. Это сражение произошло в 1628 году (некоторые авторы датируют его 1634 годом). Битва шла на расстоянии около четырех миль к югу от Амритсара. Для увековечения победы Гуру была воздвигнута дхармсала под названием “Санграна”. Ежегодно в этом месте устраивается благотворительный базар.

Отдав последние почести своим храбрым солдатам, Гуру направился в Джхабал и совершил церемонию бракосочетания своей дочери.

Наши рекомендации