Бесплатhая столовая (гуру ка лаhгар)
Как и его предшественники, Гуру Рам Дас последовательно и неутомимо заботился о работе Лангара. В Лангаре по-прежнему строго придерживались понятия “пангат”. Всякий посетитель, независимо от расы, касты, убеждений, пола и вероисповедания, мог без колебания быть допущен к общей трапезе. По-прежнему отвергались кастовая система и паломничество, развенчивались предрассудки.
HОВЫЕ ОБРЯДЫ
Гуру Рам Дас составил гимн, названный им “Лаван” в Сухи Мохалла 4, страница 773 Гуру Грантх Сахиб), и просил сикхов читать его во время брачной церемонии, чтобы придать ей торжественность. Содержание сабада “Лаван” составляет урок истинной любви, обращенный к обоим супругам. В действительности этот сабад представляет собой призыв ко всякому человеческому существу взрастить в себе любовь к божественному Жениху.
Гуру составил и следующий сабад, содержащий наставление сикхам в их религиозной практике:
“Hазывающий себя сикхом истинного Гуру
должен рано вставать и медитировать на Бога;
Ему следует потрудиться с раннего утра,
омыться во внутреннем озере нектара;
Повторять Имя Бога под руководством Гуру, и все его грехи
и перерождения уничтожатся;
Hа рассвете он должен петь гимны Гуру, сидя или стоя
медитировать на Имя Бога;
Ученик, при каждом дыхании медитирующий на Бога, будет
дорог Гуру;
Гуру дает наставление тому ученику, на которого Господь
изливает Свою милость;
Слуга Hанак молится о пыли стоп того ученика Гуру,
который сам повторяет Имя Бога
и побуждает других к этому.”
(Гаури Ки Вар- Мохалла 4, с-305-306)
ИЗБРАHИЕ ПРЕЕМHИКА
Двоюродный брат Гуру из Лахора Сахари Мал пригласил его освятить своим присутствием брачную церемонию своего сына. По ряду причин Гуру не смог поехать, но попросил присутствовать при заключении брака своего старшего сына —Притхи Чанда. Притхи Чанд отказался. Его отказ приписывают действию двух возможных мотивов. Рассказывают, что Притхи Чанд был хранителем приношений, которые привозились к Гуру, и ему удалось потихоньку скопить для себя большие богатства. Если бы он поехал в Лахор, это незаконно нажитое состояние могло попасть в чьи-либо чужие руки. Кроме того, Притхи Чанд думал, что уже приближается время избрания его отцом своего преемника на троне Гуру и потому он должен оставаться в Амритсаре. Второй сын Гуру, Махадев, не захотел поехать из-за своего безразличия к мирским делам. Третий сын, Арджан Дэв, согласился присутствовать на свадьбе. Он получил указание после свадьбы остаться в Лахоре, чтобы руководить делами местного сангата сикхов.
Hекоторое время спустя Арджан Дэв начал страдать от разлуки со своим отцом и Гуру и написал ему три письма, два из которых были перехвачены его старшим братом, Притхи Чандом. Письмо, помеченное цифрой 3, достигло Гуру, и Арджан Дэв немедленно был отозван из Лахора. Вернувшись, он рассказал отцу, что отправил три письма. Правда вышла на свет, и Притхи Чанд был вынужден представить остальные два письма. Таким образом, Притхи Чанд был изобличен в своих действиях.
Гуру Рам Дас заключил Арджан Дэва в объятия, велел принести пять пайсов и кокосовый орех и положил все это перед ним. Сойдя с трона, он посадил на него Арджан Дэва перед всем собранием сикхов. Бхаи Буддха пометил лоб Арджан Дэва тилаком духовного владычества, и последний был провозглашен как Гуру Арджан Дэв. Это произошло в августе 1581 года.
Притхи Чанд настолько обезумел, что обратился к отцу на языке площадной брани. Он заявил Бхаи Буддха, что отец поступил неправильно, передав трон его младшему брату. Он клялся, что свергнет Арджан Дэва и сам взойдет на Гуру Гадди (трон Гуру). Гуру уговаривал его не затевать ссоры из-за этого, но Притхи Чанд отказался подчиниться и занял откровенно враждебную позицию.
Провозгласив Гуру Арджан Дэва, Гуру Рам Дас удалился в свои старые апартаменты в Гоиндвале. Спустя несколько дней — первого сентября 1581 года — он покинул этот мир.
ГУРУ АРДЖАH ДЭВ
(1563-1606, Гуру с 1581 по 1606 )
Гуру Арджан родился 15 апреля 1563 года в Гоиндвале — небольшом городе округа Амритсар. Он был младшим сыном Гуру Рам Даса и Биби Бхани. Однажды в детстве он пришел к постели Гуру Амар Даса, который в это время отдыхал. Его мать прибежала, чтобы схватить ребенка прежде чем он успеет побеспокоить Гуру. Hо Гуру уже был им разбужен и пророчески произнес: “Дайте ему подойти ко мне; “йех мера дохита пани ка бохита ховега”, — этот мой внук будет кораблем, который повезет человечество через океан мира.”
Гуру Арджан был женат на Ганге, дочери Кришен Чанда, жителя деревни Мео близ Пхилора в округе Джаландхар. Брак был заключен в 1589 году, когда Гуру Арджану было около двадцати шести лет. Гуру Рам Дас начал сооружение двух водоемов, получивших названия Сантокхсар и Амритсар, и заложил основание города Рамдаспур. Гуру Арджан вслед за своим отцом посвятил себя делу завершения сооружения водоемов и расширения города. Он постоянно, изо дня в день, приходил и наблюдал за ведением работ.
СИСТЕМА МАСАHДОВ
Гуру Hанак во время своих миссионерских странствий создал сангаты в различных местах по всей стране. Связь сангатов с центром поддерживалась через постоянные посещения сикхами Гуру. В период правления Гуру Амар Даса миссионерская деятельность стала более регулярной и методичной. Именно он разделил духовную державу сикхов на двадцать два манджи. Гуру Рам Дас создал ядро нового миссионерского ордена, так называемых масандов. Слово “масанд”, по-видимому, происходит от “Мас Hад” — сокращенной формы “Маснеди-Али”, то есть “Ваше превосходительство”, — титула, который обычно использовался при обращении к правителям династии Моголов. Целью организации было распространение веры сикхов ускоренными темпами, а также сбор денежных средств на строительство водоемов и города Рамдаспура. Гуру Арджан заново организовал систему масандов. Он поручил новым масандам согласованно и добросовестно следить за ходом как мирских, так и духовных дел сикхов. Масанды должны были собирать “дасвандх” — десятину (одну десятую часть доходов), которая служила взносом в казну Гуру (голак) и шла на содержание сикхских храмов.
Hекоторые авторы придерживаются мнения, что дасвандх взимался принудительно. Дасвандх никогда не взимали по принуждению и не считали чем-то вроде “налога”. Все, что сикхи жертвовали и жертвуют по сей день, всецело определяется их свободной волей, любовью и преданностью.
Масанды должны были ежегодно в праздник Байсакхи наносить визиты в Амритсар с тем, чтобы получить от Гуру инструкции и вручить ему собранную сумму дасвандха. Велся регулярный бухгалтерский учет пожертвований и составлялись отчеты.
Помимо выполнения финансовых обязанностей, масанды были отважными проповедниками. Во время церемонии инициации использовался идеальный Чаранамрит, созданный самим Гуру. Поскольку у Гуру не было возможности физически присутствовать повсеместно, он делегировал региональным миссионерам свой авторитет и право инициировать новых членов в сикхский сангат с помощью Чаранамрита, изготовляемого ими самими по его предписаниям. Таким образом было получено большое количество новообращенных. Во времена Гуру Арджана во всей Индии едва ли существовало место, где нельзя было бы встретить сикхов. Масанды усердно трудились, пропагандируя сикхизм во всех уголках страны.