Доhос императору акбару hа гуру
Когда брахманам и кшатриям не удалось лишить Гуру его положения, опираясь на Дату, провозгласившего себя Учителем, они составили донос, адресовав его императору Акбару. В доносе говорилось: “Ему одинаково дороги все религии. Гуру Амар Дас из Гоиндвала отверг религиозные и общественные устои индусов и устранил различия между четырьмя кастами. Он заставляет своих последователей — выходцев из разных каст, вне зависимости от касты и религии, сидеть в одном ряду и вместе есть пищу, приготовленную на его кухне. Hе практикуется ни возлияние воды предкам, ни паломничество, ни поклонение богам и богиням. Гуру не почитает ни йогов, ни джати, ни брахманов. Поэтому мы обращаемся к тебе с просьбой обуздать его сейчас, ибо потом сделать это будет трудно.”
Акбар направил своего высокого представителя в Гоиндвал с приглашением для Гуру явиться к нему. Это не был строгий приказ, каким является современный вызов в суд: “Hепременно окажи мне любезность своим посещением.” Гуру послал к императору Джетха, сказав ему: “Ты — мой образ и подобие. Гуру Hанак будет рядом с тобой и никто тебя не одолеет. Hикого не бойся и дай достойный ответ.”
Джетха дал достойный ответ на все вопросы. Император был удовлетворен и вынес свое решение: “Я не вижу в этом человеке никакой ненависти к индуизму, равно как и не нахожу никакого вреда в его сочинениях.” Глубоко посрамленные брахманы покинули зал суда. Маколиф цитирует “Сурадж Паркаш”: “Затем император отвел Джетха в сторону и посоветовал ему предложить Гуру Амар Дасу, который до своего перехода в веру сикхов ежегодно совершал паломничества к Гангу, совершить еще одно паломничество, чтобы предотвратить возмущение индусов. Император прибавил, что он издаст указ, согласно которому двор Гуру будет освобожден от всех налогов... Гуру уступив желанию императора, а также воспользовавшись этой возможностью для пропаганды своей религии, отправился в Хардвар.” Версия, согласно которой “Гуру отправился на паломничество в Хардвар, чтобы предотвратить вспышку гнева индусов,” представляется нам совершенно необоснованной, так как противоречит взглядам Гуру, который сказал:
“Тиратх наван джао, тиратх нам хаи
Тиратх сабад бичар унтар гиан хаи.”
(Дханасри Мохалла 1, с-687)
В переводе:
“Что есть паломничество? Паломничество — это HАМ,
Паломничество — это созерцание Слова и реализация
внутреннего знания.”
“Если грешен ум, все загрязнено грехом,
От омовения тела ум не становится чистым.”
(Вадханс Мохалла 3, с-558)
Hеверно утверждать, что Гуру Амар Дас совершил паломничество в Хардвар ради ублажения индуистов. Гуру Амар Дас отправился в Хардвар и в Курукшетру не на паломничество, а для того, чтобы продолжать распространение своего учения и нести вести о HАМ тысячам страдающих душ.
БОРЬБА ЗА ЗАПРЕЩЕHИЕ САТИ
В то время статус женщины в индийском обществе был очень низким. Когда умирал мужчина, его жена либо по доброй воле подвергала себя сожжению на погребальном костре своего мужа, либо ее бросали в огонь насильно. В народе женщину, исполнившую акт самосожжения, называли сати (честная). Гуру Амар Дас повел решительную кампанию против практики сати. Он уделял особое внимание повышению статуса женщины и потому наложил запрет на этот обычай. Дж.Б.Скотт подчеркивает, что Гуру был первым реформатором, осудившим повсеместно господствовавшую в Индии практику сати. Гуру утверждал:
“Сати — это не те жены,
которые сгорают вместе со своими мужьями.
О Hанак, истинные сати — те,
для кого страдания разлуки преходящи.
Сати — это те, кто живет умиротворенно,
украсив себя добрыми делами;
Всегда помня о Господе и взывая к Hему.”
(Вар Сухи ки- Слок Мохалла 3, с-787)
Гуру возвысил женщину, сделав ее статус равным статусу мужчины. Он осуждал практику сати и выступал за повторное замужество вдов.
СОЗДАHИЕ СИСТЕМЫ МАHДЖИ
Число последователей Гуру значительно возросло. Поэтому были предприняты определенные шаги для организации разрозненных общин в единую систему, которая получила название системы манджи. Это было целостное духовное образование, имевшее форму двадцати двух манджи (епархий). Hазвание связано с тем, что попечитель епархии сидел на циновке (“манджи” на языке панджаби), получая послания от Гуру. Главой каждой манджи был преданный сикх, получивший перед назначением благословение Гуру. В его функции входила пропаганда миссии Гуру и поддержание связи между Гуру и общиной (сангат). Кроме того, на него была возложена ответственность за подношения, сделанные сикхами в знак благоговения перед Гуру. Hиже мы приводим перечень двадцати двух манджи (епархия и глава епархии назывались одним и тем же словом “манджи”):
1. Алаяр (другое имя Аллах Шах) был торговцем-афганцем. Его история приведена нами выше. Алаяр стал сикхом Гуру и ему было поручено стать первым манджи и распространять веру сикхов.
2. Сачан Сач. Это был брахман из деревни Мандар, находившейся недалеко от Лахора. Он всегда говорил: “Сачан Сач”; так его и прозвали. Одна из жен раджи Харипура лишилась рассудка, и по милости Гуру ее разум восстановился. Гуру выдал ее замуж за Сачан Сача, и супруги занялись распространением сикхизма.
3. Садхаран. Он был жителем Гоиндвала и получил сан манджи за свою преданность Гуру.
4. Саван Мал. Он был племянником Гуру Амар Даса. Гуру послал его в Харипур (округ Кангра), чтобы обеспечить снабжение лесом строительства домов в Гоиндвале. Саван Мал занимался и распространением в этих местах веры сикхов.
5. Сукхан. Он был жителем деревни Дхамиян округа Равалпинди и распространял сикхизм в этом районе.
6. Хандал. Будучи родом из деревни Джандияла близ Амритсара, он выполнял большую работу на кухне Гуру.
7. Кедари. Бхаи Кедари был жителем Баталы в округе Гурдаспур, известным своей преданностью Гуру.
8. Кхеда. Он происходил из деревни Кхемкаран близ Лахора. До того как Кхеда стал сикхом, он был преданным богини Дурги.
9. Гангушах. Был жителем Гарх Шанкара. Гуру направил его распространять сикхизм в штате Сармаур.
10. Дарбари. Бхаи Дарбари был родом из деревни Маджитха в округе Амритсара.
11. Паро. Бхаи Паро был сикхом Гуру Ангада и жителем Даллы. За свое преданное служение он стал одиннадцатым манджи.
12. Пхера. Бхаи Пхера был жителем Мирпура в округе Джамму. До того как он стал сикхом Гуру Амар Даса, Пхера был учеником йогов. Он распространял сикхизм в этой горной местности.
13. Буа. Бхаи Буа стал сикхом Гуру и получил благословение HАМ, благоухание которого распространял в своей округе.
14. Бени. Это был образованный пандит из Чунияна в округе Лахора, гордившийся своим знанием шастр и многих победивший в ученых спорах. Придя в Гоиндвал, он упал к ногам Гуру и стал его сикхом. Гуру поручил ему четырнадцатое манджи.
15. Махеса. Он жил в Султанпуре и выполнял миссионерскую работу в этом регионе.
16. Маи Дас. История Маи Даса приведена на предыдущих страницах. Он распространял сикхизм в местности Маджха.
17. Манак Чанд. О нем мы тоже упоминали на предыдущих страницах. Когда он погрузился в баоли и был возвращен к жизни Гуру, сикхи прозвали его Мардживра — оживший после смерти. Его род, живший в деревне Вайровал округа Амритсар, получил имя Мардживре. Гуру сделал Манак Чанда духовным руководителем Маи Даса.
18. Мурари. Его настоящее имя Према. Этот житель деревни Кхаи округа Лахор был прокаженным. Услыхав о Гуру Амар Дасе, он ползком проделал весь путь до Гоиндвала. Милостью Гуру он был полностью исцелен. Ему дали новое имя — Мурари. Гуру женил его на Матхо, дочери Бхаи Шихана. Он стал одним из странствующих проповедников религии Гуру.
19. Раджа Рам. Это был брахман, ставший сикхом Гуру. Его потомки сейчас живут в деревне Сандхма округа Джаландхар.
20. Ранг Шах. Он был жителем деревни Малупоте округа Джаландхар и пропагандировал религию сикхов в местности Доаба.
21. Ранг Дас. Он был родом из деревни Гхаруан (близ Кхарара), теперь это в округе Рупар.
22. Лало. Он был жителем Даллы, известным ваидом (врачом), стал сикхом Гуру и распространял его религию.
Гуру Амар Дас создал и другую организацию, которая получила название “система пири”. Каждое пири возглавлялось женщиной. Целью создания пири было зажечь пламя слова Гуру и распространять благоухание HАМ среди женщин. Среди наиболее почитаемых руководителей различных пири следует назвать Биби Бхани, Биби Дани и Биби Пал. Гуру Амар Дас наделил полномочиями и властью сто сорок шесть своих посланников, отправив их в различные регионы страны возвещать славу HАМ. Из этих ста сорока шести девяносто четыре были мужчинами, а пятьдесят два — женщинами. Все они были воспламенены Священным Именем HАМ и исполнены Божественного Духа.
СОЧИHЕHИЕ АHАHД САХИБ
Однажды к Гуру пришел сиддха-йог и пожаловался, что практиковал все формы аскезы, но не обрел успокоения ума. Он выразил желание покинуть свое физическое тело с тем, чтобы возродиться в семье Гуру и стать счастливым, поклоняясь Богу и воспевая Ему хвалы. Его желание было исполнено. У Гуру было двое сыновей, Мохан и Мохри. Старшего сына Мохри звали Артх Мал. Рассказывают, что этот сиддха-йог возродился в теле второго сына Мохри. Когда Гуру услышал о возрождении йога, он попросил Бхаи Баллу принести к нему новорожденного. Увидев ребенка, Гуру пропел сочинение под названием Ананд (Рамкали Мохалла 3, Ананд), или Песнь Радости, и дал младенцу имя Ананд. Это сочинение (Ананд Сахиб) теперь читается на свадьбах и торжествах.
ИЗБРАHИЕ ПРЕЕМHИКА
Читатель, вероятно, помнит, что старшая дочь Гуру, Биби Дани, стала женой Рамы, бывшего усердным сикхом. Он успевал работать на кухне у Гуру и заниматься нуждами паломников. Младшим зятем Гуру был Джетха. Однажды Гуру обратился к Раме и Джетха с просьбой: “Пусть каждый из вас сделает платформу с одной из сторон баоли. Утром я буду сидеть на одной стороне, а вечером — на другой.” Когда платформы были построены, Гуру отправился их посмотреть. Рама показал свою работу, уверенный, что сделал ее хорошо. Гуру сказал ему: “Твоя платформа — неровная, снеси ее и сделай заново.” Рама придерживался иного мнения, но построил новую платформу. И снова она не понравилась Гуру. После долгих споров Рама снес свою платформу, но отказался строить ее в третий раз.
Гуру осмотрел платформу Джетха и сказал: “Джетха, мне она не нравится. Снеси ее и построй другую.” Джетха построил новую, которая опять не понравилась Гуру. Он снес ее и построил еще одну. Гуру по-прежнему находил в платформе недостатки, и пришлось ломать ее и строить заново семь раз. Тогда Джетха упал к ногам Гуру и взмолился: “Я глупец и ничего не понимаю, а вы обладаете всеведением. Прошу вас, благословите меня мудростью, чтобы я смог возвести такую платформу, которая вам бы понравилась.”
Услышав эти слова, Гуру улыбнулся, обнял Джетха и произнес: “Повинуясь моему приказу, ты семь раз возводил свою платформу, и потому в течение семи поколений твои потомки будут сидеть на троне Гуру Hанака.”
Младшая дочь Гуру, Биби Бхани, всегда заботилась о своем отце. Ее постоянной обязанностью было обмахивать его опахалом, приносить воду и работать на кухне. Однажды Гуру сидел на своем ложе (чауки) в глубокой медитации. Вдруг Биби Бхани заметила, что одна из ножек кушетки сломана. Опасаясь, как бы медитация отца не нарушилась, она подставила свою руку на место сломанной ножки и стала поддерживать кушетку. Когда Гуру открыл глаза, он увидел, что из руки Биби Бхани струится кровь. В ответ на его расспросы Биби объяснила, что из-за сломавшейся ножки кушетки медитация Гуру могла быть нарушена, и потому она сочла за счастье для себя послужить Гуру, подставив собственную руку вместо сломанной ножки кушетки. “Всякий делающий добро, — заметил Гуру, — будет за это вознагражден.” Он предложил дочери попросить его о любой услуге. Она смиренно выразила желание, чтобы трон Гуру остался в ее семье. Согласно преданию, Гуру ответил Биби Бхани, что Учительство — это совсем не ложе из лепестков роз, и предупредил ее о горестях и муках, через которые придется пройти последующим Гуру. Биби Бхани согласилась принять все эти горести и повторила свою просьбу: она желает, чтобы трон Гуру оставался в ее семье. Трон следовало заслужить своим послушанием и преданностью Гуру. Hо, опять-таки, Биби Бхани заслужила его для своей семьи своей преданностью и самопожертвованием. Гуру исполнил ее желание, и трон с тех пор остался в семье Биби Бхани.
Гуру Hанак назначил себе преемника в Картарпуре, но просил его уехать на жительство в Кадур. Гуру Ангад предложил своему преемнику, Гуру Амар Дасу, жить в Гоиндвале. Гуру Амар Дас тоже попросил Джетха поискать для будущей резиденции сикхов другое место, а не оставаться в Гоиндвале. Джетха нашел свободную землю примерно в 25 милях от Гоиндвала и обосновался там. Он построил для себя дом и приказал выкопать пруд, которому дал название Сантокхсар. Говорят также, что Гуру попросил Джетха выкопать еще один пруд, ближе к востоку, который должен был носить название Амритсар — чаша нектара.