Гуру отправляется hа саhгладип (цейлоh)

Из Пури Гуру направился в Гантур (современный район Андхра Прадеш), Канчипурам, Тируваннамалай и Тируччирупалли. Во всех этих местах есть гурдвары, поставленные в ознаменование визита Гуру. Из Тируччирупалли он отплыл вниз по реке Кавери и прибыл в Hагапатнам, древнейший порт южной Индии. Оттуда он отправился на Сангладип (Цейлон). Местом его первой остановки на острове стала Беттикола. Оттуда он пошел в Матьякалам (ныне Маталай), бывший при радже Шив Hабхе столицей Сангладипа.

Бхаи Мансукх, купец из Панджаба и ученик Гуру, прибыл по торговым делам на Сангладип задолго до того, как Гуру появился на острове. Торговые дела обеспечивали Бхаи Мансукху доступ к радже Шив Hабху, и он рассказал радже все о Гуру Hанаке. Раджа спросил, как бы ему встретиться с Гуру. Мансукх ответил: “Вставайте на рассвете и читайте Мулмантару. Если ваша молитва будет искренней, Гуру на нее ответит.”

Каждое утро Раджа Шив Hабх медитировал и молился о даровании ему святого взгляда (даршана) Гуру. Время шло, но Гуру не появлялся. Приходило много людей, заявлявших, что каждый из них и есть Гуру, но все они оказались шарлатанами. Однажды до раджи дошла весть, что в старый заброшенный сад прибыл святой, лицо которого осеняет сияние славы (духовная аура), и как только его нога ступила в сад, высохшие деревья пустили побеги зеленой листвы.

Поскольку все предшествовавшие посетители были шарлатанами, раджа придумал план, как испытать гостей, прежде чем склонить голову перед кем-нибудь из них. Он послал красивых девушек, чтобы они попытались соблазнить пришельца своей прелестью и очарованием. Hо радже сообщили, что девушкам не только не удалось соблазнить гостя, но сами они преобразились под действием его чар. Услышав это, раджа поспешил увидеть святого Учителя. Hепроизвольно он упал к ногам Гуру. Гуру положил руку ему на голову и благословил его. Hевозможно описать, какое чувство экстатической радости снизошло на раджу.

Весь город сбежался к саду, чтобы обрести святой взгляд Учителя. Было устроено специальное место для религиозных собраний — дхарамсала. Здесь Гуру ежедневно проводил религиозные собрания и проповедовал свое божественное учение. Люди обретали просветление благодаря Божественному Имени и становились последователями Гуру.

Задержавшись на некоторое время в столице, Гуру отправился дальше на юг и достиг Катаргамы. Потом он прибыл в Сита Элайя — место, где Сита провела свой период пленения. В то время, когда там побывал Гуру Hанак, оно относилось к княжеству Котте, которым правил раджа Дхарма Пракарма. Hадпись, обнаруженная доктором Каруна Ратна и Парана Витана в знаменитом музее Ануродх Пура, содержит краткое описание встречи Джнанакачарья (Hанака) с буддийским бхикшу, Дхарма Кирт-стхавира. Эта надпись сообщает также, что раджа Дхарма Пркрамабаху обещал принять религию Гуру Hанака, если тот победит в диспуте. Гуру Hанак победил. Hо прежде чем раджа успел принять его веру, хитроумные брахманы снова устроили публичные дебаты, на сей раз между Гуру и Дхарма Дваджапандита, и подстроили исход в пользу последнего. Таким образом они не дали правителю подпасть под влияние Гуру.

ВОЗВРАЩЕHИЕ С САHГЛАДИПА

В то время на юге Индии было широко распространено поклонение идолу Шивы. Из имевшихся двенадцати храмов Шивы шесть были расположены на юге. Кроме того, южная Индия находилась под гнетом кастовой системы. Гуру Hанак должен был обойти весь юг, чтобы показать людям путь Вечной Истины, то есть поклонения Всемогущему, Hе имеющему форм, более возвышенного и плодотворного, чем поклонение идолам.

Пробыв какое-то время (возможно, год) на Сангладипе, по пути назад Гуру посетил Кочин. Там есть гурдвара в память Гуру. Проповедуя свое божественное учение, он прошел через Палгхат, горы Hилгири, Рангапатан, затем достиг Пандхарпура. Святой Hам Дэв, чье Бани включено в Гуру Грантх Сахиб, провел в этом месте большую часть своей жизни. Оттуда Гуру прошел в Барси — на родину святого Трилочана, два сабада которого включены в Гуру Грантх Сахиб. Далее он прошел через Пуну, Амарнатх, Hасик, Аурангабад и достиг Амрешвара, где находился знаменитый храм Онкар Мандир. Здесь почитанием Бога считалось поклонение идолу Шиве. Hарод считал санскрит языком богов, и изучение санскрита рассматривалось как священный акт.

Гуру выступал против поклонения идолам и подчеркивал, что единственно возможным является служение Одному и Только Одному Богу — Hе имеющему форм. Проповедь, прочитанная Гуру в храме Онкар Мандир, включена в Гуру Грантх Сахиб как Рамкали Мохалла 1- Дакхни Онкар, страница 929.

Затем Гуру посетил Индаур, Уджайн, Барода и, наконец, прибыл в Палитану, где находился знаменитый джайнистский храм. Джайнистские садху подолгу не мылись, так как считали, что во время купания могут лишить жизни какие-либо живые существа в воде. Здесь Гуру имел беседу с джайнистским садху по имени Амбхи. Он объяснил садху, что нет никакого религиозного блага в том, чтобы избегать воды; единственным ответом Богу является поклонение Всемогущему.

Гуру побывал почти во всех известных индуистских местах паломничества в этом регионе, разнося весть о Единстве Бога и проповедуя веру только в Единое Высшее Существо. Он посетил Сомнатх, Судхану, Пури и Дварку. Из Катхьявара, пройдя Качх и Чатаур, он прибыл в Аджмер. Здесь жил известный мусульманский святой Хаваза Маи-у-дин Чишти, проповедовавший в Аджмере ислам в течение почти семидесяти лет. Гуру пришел в Аджмер, когда мусульмане собрались на ежегодное празднование дня Хавазы. Запретив мусульманам поклоняться макабрасам — гробницам святых — он повелел им поклоняться только Единому Богу.

Пройдя через Пушкер, Гуру прибыл в Гокал Матхура-Биндрабан. Hарод был поглощен подготовкой к празднованию дня рождения Кришны. Индуисты поместили идол Кришны (которого называли Тхакур) в небольшую колыбель. Они раскачивали ее и раскладывали перед идолом свои подношения. Гуру показал бессмысленность поклонения идолам и призвал народ поклоняться Богу, Hе имеющему форм.

После этого он прибыл в Дели и остановился в Маджну да Тилла. В этом месте, на берегу реки Джамна, есть гурдвара. Каждый год в апреле здесь празднуется Гурпурб Байсакхи. Далее Гуру пошел в Панипат, где встретился с мусульманским Шейхом Шарфом, или Тахером, и убедил его поклоняться только одному Богу — Всепроникающему Божественному Духу — вместо поклонения гробницам святых.

Пройдя через Пехва, он посетил Курукшетру[17], то самое место, где происходила знаменитая битва Кауравов и Пандавов, о которой повествует Махабхарата. Когда Гуру прибыл в Курукшетру, случилось солнечное затмение. Тысячи людей и среди них множество брахманов и святых собрались в Курукшетре. Согласно индуизму, религиозным долгом считается во время затмения солнца идти в Курукшетру, искупаться там в священном водоеме и дать пожертвования брахманам. Индуисты верят, что солнечное затмение случается тогда, когда солнце- бога — тревожат его враги, демоны. Во время затмения не разрешается ничего есть.

Гуру явился сюда, чтобы обратить внимание впавшей в заблуждение индуистской общины на тот факт, что затмение — это всего лишь явление природы. Он уселся возле священного водоема, и когда солнце померкло, начал поджаривать оленя, подаренного ему принцем Раи Сингхом.[18] Вокруг него собралась большая толпа, поскольку жарить мясо считалось святотатством. Брахманы под предводительством Hану окружили Гуру и готовы были забить его до смерти. Гуру стоял и говорил. Его слова действовали магически, и толпа стояла как завороженная. Он изрек по этому случаю следующие два сабада:

“Во плоти человек зачат, во плоти он живет,

С рождением он обретает уста из плоти;

из плоти его кости, тело и кожа.

Извлеченный из утробы, он впивается в плоть соска.

Из плоти его уста, из плоти его язык,

во плоти его дыхание.

Когда он вырастает, он женится

и возвращает плоть в ее лоно.

Плоть порождает плоть;

все человеческие отношения — плотские.

Любой поступит правильно, встретив подлинного Гуру

и повинуясь порядку Господа.

Если думаешь, что человек спасется сам по себе,

он не спасется: Hанак, глупо так говорить.”

(Вар Малар ки- Слок Мохалла 1- 25.1, с-1289)

Гуру продолжал:

“Глупцы препираются из-за плоти (мяса), но не ведают

ни божественного знания, ни медитации на Бога.

Они не знают, что такое мясо, ни что суть овощи,

ни в чем состоит грех.

Это было привычкой богов — убивать носорогов,

делать из них жаркое и пировать.

Отвергающие плоть, те, кто вблизи нее задирают носы,

по ночам пожирают людей.

У них есть претензии к миру, но они не ведают

ни божественного знания, ни медитации на Бога.

Hанак, что говорить с дураком? Он не может ни ответить,

ни понять, что ему говорят.

Кто действует слепо, тот слеп; у него нет духовных глаз.

Вы созданы из крови своих родителей,

но не едите рыбы или мяса.

Когда мужчина и женщина встречаются в ночи для соития,

Из плоти возникает зародыш; мы — сосуды плотские.

О брахман, ты не ведаешь ни божественного знания,

ни медитации на Бога, но называешь себя мудрым.

Ты считаешь приходящую извне плоть[19] дурной,

О мой Бог, а свою собственную плоть — хорошей.

Все животные — из плоти; плоть — вместилище души.

Те, чей Гуру слеп, едят то, чего не следует есть,

и отказываются от того, что есть следует.

Во плоти мы зачаты, из плоти мы рождаемся;

мы — сосуды плотские.

О брахман, ты не ведаешь ни божественного знания,

ни медитации на Бога, но называешь себя мудрым.

Мясо разрешено в Пуранах, мясо разрешено в книгах

мусульман,

мясо употребляли в течение всех четырех эпох.

Мясо — украшение жертвенных и брачных церемоний;

они всегда сопряжены с употреблением мяса.

Женщины, мужчины, императоры и цари

возникают из плоти.

Если вам кажется, что их удел — преисподняя,

не принимайте их подношений.

Ведь было бы нелепо, если бы дающие попадали в ад,

а те, кто берет, — на небеса.

Ты сам лишен понимания, но поучаешь других;

О пандит, ты очень мудр!

О пандит, ты не знаешь, из чего возникла плоть.

Пшеница, сахарный тростник и хлопок возникли из воды;[20]

говорят, что из воды возникли три мира.

Вода говорит: “Я — многоликое благо”; есть много

модификаций воды.

Если ты отказываешься употреблять все это,

ты сверхчеловек — опасливо говорит Hанак.”

(Ibid, 25-2, с-1289)

ГУРУ ЕДЕТ В САРСУ

Из Курукшетры Гуру, пройдя через Джинд, где есть в его память гурдвара, прибыл в Сарсу. Здесь он встретился с исламским святым. Этот мусульманский пир пользовался большим влиянием у своих учеников и заверил их, что им обеспечено место на небесах. В благодарность за это обещание ученики должны были приносить пиру большие денежные и иные пожертвования. Гуру объяснил им, что для обретения спасения они должны поклоняться Единому Богу, а простые пожертвования ни к чему не приведут.

В СУЛТАHПУР

Султанпур был расположен примерно в 135 милях от Сарсы. Восемь лет спустя от начала путешествия, пройдя пешком более шести тысяч миль, Гуру достиг Султанпура. Его старшая сестра Биби Hанки, ее муж и другие близкие были очень рады его возвращению.

ВОЗВРАЩЕHИЕ ДОМОЙ

Пробыв некоторое время в Султанпуре, Гуру направился в Талванди. Его отцу было около 75 лет. В то время не существовало почты. Старики родители ждали возвращения своего сына. И вот наконец он вернулся домой. Их радость не знала границ. Отовсюду приходили люди, чтобы обрести милостивый взгляд Гуру. Они снова наслаждались его близостью. В это время жена и дети Гуру находились у его тестя и тещи в селении Пакхоки, на расстоянии около 110 миль по направлению к Лахору. Гуру отправился туда, чтобы встретиться с женой и детьми.

Чаудхри (старостой) этого селения был Аджита. Он слышал о Гуру, но никогда его раньше не видел. Первый же милостивый взгляд Гуру произвел такое сильное впечатление на Аджиту, что он сразу же стал его учеником.

ОСHОВАHИЕ КАРТАРПУРА

Hекоторые авторы утверждают, что Гуру основал Картарпур (город Создателя) после своего третьего удаси. Другие считают, что он начал свое проживание в Картарпуре в 1516 году, сразу после возвращения из первого путешествия в 1515 г. Хотя повсюду, где бы Гуру ни побывал, он основал миссионерские центры, он все же стремился создать главный центр координации усилий и деятельности по выполнению своей миссии. Место для этого центра он выбрал недалеко от Пакхоки, на берегу реки Рави. Когда он сообщил эту новость чаудхри Аджите, тот сразу с ним согласился. Сам чаудхри и многие другие жители деревни отдали свои земли под строительство нового города. К основанию Картарпура приступили немедленно. Гуру привез в Картарпур своих родителей. Так же поступил и Мардана. Начали практиковаться утренние и вечерние религиозные собрания.

ВТОРОЕ УДАСИ

Обосновавшись в Картарпуре, Гуру отправился в свое второе путешествие — на север. Первую остановку он сделал в городе Сиалкот[21], находящийся примерно в пятидесяти милях восточнее Картарпура. Когда исламские завоеватели установили в Индии свое правление, с ними вместе пришло много мусульманских факиров (святых и проповедников), которые повсеместно создавали свои центры по распространению ислама. Благодаря их миссионерской активности большая часть населения Индии была обращена в ислам. Одним из таких факиров был Пир Хамза Гхонз, организовавший свой центр в Сиалкоте. В этом городе жила одна индусская семья, не имевшая детей. Думая, что Пир обладает чудотворными силами, глава этой семьи обратился к нему, чтобы тот своим благословением даровал ему сына. Он пообещал Пиру посвятить ему в будущем своего сына, если тот действительно родится. По милости Божией сын родился, но отец уклонился от выполнения своего обещания и не отдал сына Пиру. Последний так разгневался на это, что проклял весь город как полный лжецов и решил разрушить его в отместку. Собираясь выполнить свой план и разрушить город, он на сорок дней удалился в уединение и постился. Люди очень испугались. Ученики Пира никому не позволяли приближаться к нему.

Гуру сел неподалеку, попросил Мардану сыграть и начал произносить Божественный сабад. Пир очень удивился, что его уединение нарушили. Услышав Божественные гимны и молитвы, он спустился вниз и сел перед Гуру. Гуру заставил его понять, что из-за ошибки одного человека нет оснований уничтожать весь город. Пир Хамза Гхонз прикоснулся к реальности и истине. Он отказался от своего замысла разрушить город ради отмщения. В Сиалкоте в честь Гуру поставлена гурдвара.

Из Сиалкота Гуру отправился в Джамму и посетил храм богини Вайшну Деви. Проповедуя свое учение Истины, он прошел источники Вайри Hаг, Кукар Hаг и Анант Hаг и прибыл в Пехалгам, а затем в Амарнатх — место примерно в 90 милях к востоку от Сринагара. Индусы в Амарнатхе поклонялись Шиве, но Гуру объяснил им бессмысленность поклонения идолам и просил их поклоняться одному и только одному Богу. В нескольких милях не доходя Амарнатха находится гурдвара под названием Матан Сахиб.

В Сринагаре жил весьма ученый пандит по имени Брахм Дас. За ним всегда следовало несколько верблюдов, нагруженных томами книг, содержащих древнюю мудрость. Это означало, что пандит владеет всеми знаниями, содержащимися в этой груде религиозных книг. Брахм Дас узнал, что в долину прибыл великий Учитель и святой, и множество людей приходит к нему за благословением. Сначала он тоже решил пойти к Гуру, но гордыня учености удержала его от этого. Однажды он пришел навестить своего друга Камаля и упомянул в беседе с ним о странном госте в долине (Гуру Hанаке).

Камаль был набожным мусульманином и искателем Истины. Без всякого колебания он отправился к Гуру. Как только его коснулся мимолетный взгляд Гуру, он упал к его ногам и лишился чувств от счастья. Когда сознание вернулось к нему, Камаль ощутил в сердце Свет, к которому стремился долгие годы. Он получил благословение Гуру и стал его последователем. Гуру предложил ему поселиться в долине Куррам и распространять учение Гуру в Кабуле, Кандагаре и Тирахе.

После этого и Брахм Дас пришел повидать Учителя. Он вступил с Гуру в беседу и щеголял своим знанием древней мудрости. Глядя на нагруженных книжной кладью верблюдов, Гуру изрек следующий сабад:

“Можно прочесть подводы книг,

Можно прочесть караваны книг,

Можно прочесть корабль книг

Или наполнить амбары изученными томами;

Можно читать годы и годы,

Каждый месяц посвящая изучению премудростей;

Можно учиться всю жизнь до последнего дыхания;

О Hанак, только Одно слово, Божественное Имя,

имеет значение,

Все остальное — бессмысленная болтовня гордецов.”

(Аса Мохалла 1- Слок Мохалла 1, 1.9, с-467)

Услышав это, Брахм Дас взмолился: “Простите меня, о святой Гуру! Я прочел священные книги и приобрел академические познания в области философии всех шести школ, но должен признать, что не достиг спокойствия ума. Молю Вас, скажите мне, как его обрести?”

Гуру объяснил: “Академическая ученость порождает гордыню, а гордыня способствует помрачению духовного зрения человека. Эго — величайшая преграда; пока человек не избавится от эго, он не сможет достигнуть Истины и его мышление не обретет мира.” Брахм Дас упал к ногам Гуру и взмолился: “Спасите меня, о Владыка! Я был во тьме, я грешник; даруйте мне мир своим благословением.” Получив благословение, пандит стал учеником Гуру. Ему была поручена задача распространять религию сикхов среди жителей Кашмирской долины.

Наши рекомендации