Мазхаб имама абдуль-латыфа ибн абдур-рахмана ибн хасана

1.Сказал алляма Абдуль Латыф в опровержении врагу ахли-Сунна Ибн Джорджису:

قال في الفتاوى في جواب سؤال ورد من كيلان، في مسألة خلق القرآن ما نصه: "فمسألة تكفير أهل الأهواء والبدع متفرعة على هذا الأصل، وفي الأدلة الشرعية ما يوجب أن الله لا يعذب أحداً من هذه الأمة على خطأ، وإن عذب المخطئ في غيرها ـ ثم ساق حديث أبي هريرة في الرجل الذي أمر أولاده بتحريقه، وأن يذروه في البحر وأنه شك في قدرة الله، ومع ذلك غفر الله له لما معه من خوف الله والإيمان به، ثم ذكر كلام الشيخ في الخطأ في الفروع العملية، وأنه قد وقع في بعض السلف ـ وساق قصة داود وسليمان وحكمهما في الغنم، ثم قال: انظر إلى كلامه وتأمله فإنه أنذر وأعذر، وتحاشى عن تكفير أهل البدع العظام القائلين بنفي قدرة الله أو عدم البعث".هذا كلامه بحروفه،

«Сказал Ибн Джорджис: "Сказал Ибн Теймия в своих фатвах отвечая на вопрос из кейляна о вопросе сотворения Корана: «Вопрос такфир людей бид’а ответвляется от этой основы, и пришло в шариатских доводах то что даёт что аллах не наказывает никого из этой Уммы за ошибку, даже если накажет ошибшегося из других». Затем Ибн Теймия привёл хадис Абу Хурейры о человеке который приказал своим детям сжечь себя, и развеять его пепел в мое, и что он засомневался в способности Аллаха воскресить его однако Аллах простил ему по причине его сильного страха Аллаха и веры в Него. Затем аль-Иракы привёл слова Ибн Теймии об ошибках некоторых саляфов в фуру ахкамов, затем привёл историю Дауда и Сулеймана, затем сказал: «Посмотри на его слова и поразмысли над ними, истинно, он предостерег, и оправдал, и воздержался от такфира людей великих нововведений, которые отрицают способность Аллаха и воскрешение». Кончились слова аль-Иракы.

Что же говорит шейх Абдуль-Латыф в ответ на эту шубху?

Говорит шейх Абдуль Латыф:

.والجواب أن يقال:قد أكثر هذا العراقي من التشبيه بعدم تكفير المخطئ وعدم تأثيمه، وقد مرّ من الجواب عن هذه الشبه ما فيه كفاية. وأكثر كلامه تكرير وإسهاب، يوهم الجهال به أنه قد قرر الصواب، وأوضح الخطاب، ولا يروج هذا إلا علىالعوام ومن لا بصيرة له بحقيقة دين الإسلام. وقد قدمنا أن طرد قول العراقي واستدلاله يفيد عدم التأثيم والتكفير في الخطأ في جميع أصول الدين، كالإيمان بوجود الله وربوبيته وإلهيته وقدره وقضائه، والإيمان بصفات كماله الذاتية والفعلية، ومسألة علمه بالحوادث والكائنات قبل كونها، والمنع من التكفير والتأثيم بالخطأ في هذا كله رد على من كفر معطلة الذات، ومعطلة الربوبية، ومعطلة الأسماء والصفات، ومعطلة إفراده تعالى بالإلهية والقائلين بأنه لا يعلم الكائنات قبل كونها كغلاة القدرية، ومن قال بإسناد الحوادث إلى الكواكب العلوية، ومن قال بالأصلين النور والظلمة؛ فإن التزم العراقي هذا كله فهو أكفر وأضل من اليهود والنصارى، وإن زعم أن ثمَّ فرقاً بين هذا وبين مسألة النزاع التي هي دعاء الأمواب الغائبين فيما لا يقدر عليه إلا ربّ العالمين فيوجدنا هذا الفرق، وليوجدنا دليلاً على صحته، فإن لم يفعل ـ ولن يفعل ـ بطل تقريره وتأصيله، وعلم أهل العلم والإيمان أنه دلس مشبه، ليس من أهل الفقه والدين، ولا ممن يعرف الإسلام والمسلمين، ويفرق بين الموحدين والمشركين، بل هو في ظلمات الطبع والجهل والشرك المبين.كلام شيخ الإسلام إنما يعرفه ويدريه من مارس كلامه وعرف أصوله، فإنه قد صرّح في غير موضع أن الخطأ قد يغفر لمن لم يبلغه الشرع، ولم تقم عليه الحجة في مسائل مخصوصة، إذا اتقى الله ما استطاع، واجتهد بحسب طاقته، وأين التقوى والاجتهاد الذي يدعيه عباد القبور والداعون للموتى وللغائبين؟ كيف والقرآن يتلى في المساجد والمدارس والبيوت؟ ونصوص السنة النبوية مجموعة مدونة معلومة الصحة والثبوت؟والحديث الذي ذكره الشيخ في رجل من أهل الفترات قام به من خشية الله وخوفه والإيمان بثوابه وعقابه ما أوجب له أن أمر أهله بتحريقه، فأين هذا من هؤلاء الضلال الذين نبذوا كتاب الله وراء ظهورهم، واتبعوا ما تتلوا الشياطين على دعاء غير الله، والشرك برب العالمين، فسحقاً لهذا الجاهل المفتري، وبعداً لكل ضال غوي

"И в ответ мы скажем: этот аль-Иракы очень много сеет шубухаты тем что не выносится такфир ошибшемуся, и что он не несёт греха, и уже предшествовал достаточный ответ на эти шубухаты. И большинство его слов – это повторение и болтовня, которой он внушает джахилям, что он разьяснил истину. И это не проходит ни с кем, кроме простолюдинов, у которых абсолютно нет понимания религии.

И мы уже упомянули что если мы возьмем слово аль-Иракы и его аргументацию и распространим на все вопросы, то это будет значит отсутсвие такфира и греха по причине ошибки во всех основах религии, включая веру в существование Аллаха, и его Господство, и его иляхия, и его предопределение, и веру в Его Совершенные Качества, и его знание о том что происходит, до того, как это случается.

И запрет такфира ошибшегося во всем этом – это опровержение на тех, кто вынес такфир тем кто отрицают существование Аллаха и его господство, и отрицают Его Имена и Качества, и отрицают уединение Его в поклонении, и запрет такфира тех кто говорит, что Аллах не знает о том что произойдет до того как это случается, подобно слову крайних кадаритов, и запрет такфира тех, кто говорит что звёзды в небесах управляют событиями, и тех, кто сказал что есть две силы – Свет и Тьма.

И если согласен аль-Иракы с тем что вытекает из этого его слова (то есть, что не выносится такфир ошибшемуся и в этих вопросах) - то он больше куфром чем иудеи и христиане.

А если он утверждает что есть разница между всем этим, и нашим вопросом, а это – взывание к мертвым и отсутствующим в том, на что способен лишь Господь Миров, то пусть приведет нам эту разницу, приведет довод на ее достоверность!!

А если он не сделает этого – а он не сделает! То стало ложным то что он пробовал утвердить и основать, и узнали люди знания и Имана что он мудаллис сеющий сомнения, и не является из числа людей понимания и религии, и не знает ни Ислам, не мусульман,и не различает между муваххидами и мушриками, однако он во мраке запечатанного сердца, невежестве, и великом ширке!

А слова шейх уль Ислама понимает их лишь тот, кто долго работал с его словами, и знает его основы. И он во многих местах ясно сказал, что ошибка может прощаться тому до кого не дошёл Шариат, и не встал над ним довод, в определенных вопросах, если он боялся Аллаха как мог, и совершал усердие как мог.

И где же богобоязненность и иджтихад которые заявляют могилопоклонники и взывающие к мертвым? О чем речь когда Коран читается в мечетях и школах и домах, и тексты Сунны Пророка собраны, упорядочены, и известна их достоверность?

И хадис, который упомянул шейх – о человеке из ахлиль фатра, который боялся Аллаха и веровал в Его награду и наказание, и это заставило его что он приказал своей семье сжечь его. Так разве сравнимо это с этими заблудшими, которые откинули Книгу Аллаха за спины, и последовали за тем, что внушают шайтаны – дуа не к Аллаху, и ширк к Господу Миров?!!

Так пропадёт же этот невежда клеветник, и сгинет каждый заблудший отклоненный!»

Источник: «Минхадж ат-тасис уа ат такдис», 214-215

2. Сказал имам Абдуль-Латыф, опровергая слова Ибн Джорджиса "Любая ошибка в понимании прощается, даже если это вопросы акыды":

وهل أوقع الاتحادية والحلولية فيما هم عليه من الكفر البواح والشرك العظيم والتعطيل لحقيقة وجود رب العالمين إلا خطؤهم في هذا الباب الذي اجتهدوافيه، فضلوا وأضلوا عن سواء السبيل؟ وهل قُتل الحلاّج باتفاق أهل الفتوى على قتله إلا ضلال اجتهاده؟ وهل كفر القرامطة وانتحلوا ما انتحلوه من الفضائح الشنيعة، وخلعوا ربقة الشريعة إلا باجتهادهم فيما زعموا؟ وهل قالت الرافضة ما قالت، واستباحت ما استباحت من الكفر والشرك وعبادة الأئمة الإثني عشر وغيرهم، ومسبة أصحاب الرسول صلى الله عليه وسلّم وأم المؤمنين الصديقة بنت الصديق رضي الله عنهما، إلا باجتهادهم فيما زعموا؟ وهؤلاء سلف العراقي في قوله: " إن كل خطأ مغفور". وهذا لازم له لا محيص عنه هنا

«И разве ввело иттихадитов и хулюлитов в тот ясный куфр и великий ширк в котором они, и отрицание истинности существования Господа Миров, кроме как их ошибка в этом разделе, где они совершили иджтихад, и заблудились и заблудили других от прямого пути?

И разве был убит аль-Халлядж, учитывая единогласие людей фатвы на его убийстве, кроме как по причине заблуждения в своём иджтихаде?

И разве стали неверными батыниты и пришли в вероубеждении к тем ужасным отвратительным убеждениям, и сбросили Шариат с себя – кроме как по причине их иджтихада в этих вопросах?

И разве рафидиты не сказали то, что сказали, и разрешили то что разрешили из куфра и ширка, и поклонения 12 имамам, и другим, и ругания сподвижников Пророка мир ему и матери правоверных, правдивой дочери Правдивого Аиши, да будет доволен им Аллах – кроме как по причине их иджтихада в том, что они утверждают?

И это – саляфы Дауда Ибн Джорджиса в его утверждении о том, что каждая ошибка в иджтихаде является прощаемой, и это то что обязательно вытекает из этого утверждения, и от этого ему не спрятаться здесь»

Источник: "Минхадж ат-тасис уа ат такдис", 1/329

3. Сказал имам Абдуль Латыф Ибн Абдур-Рахман Ибн Хасан, да смилуется над ним Аллах, опровергая Дауда Ибн Джорджиса аль Иракы, главного врага недждийского призыва, который также как и оппонент, заявил, что Ибн Теймия, как и Ибн аль Каййим, оправдывают могилопоклонников по ошибочному иджтихаду.

Сказал имам опровергая это утверждение:

وأعجب من هذا في الجهالة وأبعد في التيه والضلالة أنه زعم أن هذين الشيخين لا يقولان بتأثيم من دعا الأولياء والصالحين واستغاث بهم من دون الله في حاجاته وملماته، وأنهما عذراه وقالا: هو معذور مأجور. ويل أمه، ما أكذبه، وما أضله عن الفهم الصحيح وأبعده. جميع عباراتهما، وكل مصنفاتهما ضريحة ظاهرة في تضليل فاعل ذلك والحكم عليه بالشرك الأكبر، وأنه ممن عدل بالله وسوى بربه غيره، وأنه يستتاب فإن تاب وإلاّ قتل مرتداً، وأن الله سبحانه بعث جميع رسله وأنزل سائر كتبه ليعبد وحده لا شريك له، ويكفر بما عبد معه من الأنداد والآلهة. وهذا أصرح شيء وأظهره في الكتاب والسنة، وكلام علماء الأمة وفقهائها، لا سيما شيخ الإسلام وتلميذه، فإنهما قد اهتما بهذا الأصل وقرراه ووضّحاه وأقاما عليه من الأدلة والبراهين ما يعز جمعه واستفاؤه.إذا عرفت هذا، فاعلم أن مستند المسلمين في العقائد ومرجعهم في أصول الدين وفروعه إلى كتاب الله تعالى وسنة رسوله، وإجماع من سلف من علماء الأمة. وأن التقليد في باب أصول الدين، ومعنى شهادة أن لا إله إلا الله وشهادة أن محمداً رسول الله لا يفيد ولا يجدي عندهم، وإن كان المقلَّد ـ بفتح اللام ـ فاضلاً عالماً في نفسه. وهذا العراقي يظن أن المسلمين يكفرون أهل الشرك وعباد الصالحين ويقاتلونهم على التوحيد، تقليداً للشيخ وغيره. وهذا لأنه لا يحسن سوى حرفة التقليد والكتاب والسنة عنده عن الاستدلال والاحتجاج بمكان بعيد، والمسائل التي يسقط الذم عن المخطئ فيها إذا اجتهد واتقى الله ما استطاع هي المسائل الاجتهادية، أي التي يسوغ الاجتهاد فيها أو ما يخفى دليله في نفسهن, ولا يعرفه إلاّ الآحاد؛ بخلاف ما علم بالضرورة من دين الإسلام، كمعرفة الله بصفاتهوأسمائه وأفعاله وربوبيته ومعرفة ألوهيته وكتوحيده بأفعال العبد وعباداته؛ فأي اجتهاد يسوغ هنا وأي خفاء ولبس فيه؟ وليس يصح في الأذهان شيء إذا احتاج النهار إلى دليل وجميع الكفار، إلا من عاند منهم، قد أخطأوا في هذا الباب واشتبه عليهم، أفيقال بعذرهم وعدم تأثيمهم أو أجرهم؟ سبحان الله! ما أقبح الجهل وما أبشعه.

"Удивительнее предшествовашего в степени невежества, и еще дальше этого, в степени отклонения и заблуждения – что этот аль-Ираки заявил, что Ибн Теймия и Ибн аль-Каййим говорят о том, что тот кто (по ошибочному иджтихаду) делает дуа к авлия и праведникам, и взывает к ним помимо Аллаха в своих нуждах и тяжелых ситуациях – не несет грех (та'сим), и что они оправдывают его, и говорят, что он оправдан и получает одну награду.

О горе его матери! Какой же он лживый, и какой же он отклоненный и заблужденный от верного понимания, и как же он далёк от него!

Все их выражения, и все их труды ясны и очевидны в обьявлении заблужденным того кто это делает, и хукме на него о том что он мушрик большим ширком, и что он из тех, кто приравнивает Аллаху других, и что от него требуется покаяние и если он не кается то убивается как муртадд, и что Аллах послал всех своих Посланников, и ниспослал все свои Книги, чтобы поклонялись лишь Ему одному, и не придавали Ему сотоварища, и выявляли неверие в то, чему поклоняются помимо Него из идолов и ложных обьектов поклонения.

И это – самая ясная и очевидная вещь в Коране и Сунне, и словах ученых и факихов Уммы, особенно шейх уль Ислама, и его ученика Ибн аль Каййима.

Ведь они так заботились об этой основе, и утверждали ее, и разьяснияли ее, и устанавливали на нее доводы и доказательства, до такой степени что очень трудно это всё собрать и обьять.

И если это стало ясно тебе, то знай, что опора мусульман в вероубеждениях и основах религии и ответвтлениях – Коран и Сунна, и единогласное мнение саляфов из числа ученых Уммы. И таклид в разделе основ религии, и смысла свидетельства "Ля иляха илля Ллах", и свидетельства что Мухаммад Посланник Аллаха – не годен у мусульман, даже если тот за кем следуют, сам по себе будет благородным учёным.

А этот аль-Иракы думает, что мусульмане выносят такфир мушрикам и поклонникам праведников, и сражаются с ними ради таухида, лишь делая таклид Ибн Теймии или кому то другому. И это потому, что он не умеет ничего кроме таклида, а Коран и Сунна далеки от него при аргументации.

Затем, вопросы, в которых порицание спадает с ошибшегося в них, если он совершил иджтихад, и боялся Аллаха как мог – это вопросы иджтихада, то есть те, в которых дозволен иджтихад, или в которых скрыты их доказательства, и не знают этих доказательств кроме как отдельные люди.

В отличие от того, что известно предельно очевидно из религии Ислам, как познание Аллаха, и Его Качеств и Имен, и Действий, и Его Господства (ар рубубия), и познание его улюхии, как уединение Его в действиях раба, и его поклонениях. Так какой же иджтихад допустим здесь?! И какая скрытность, и какая запутанность может быть здесь?!

И как сказал поэт:

"И не достоверно в сознании ничего..

Если нуждается полдень в далиле"

И все кафиры, кроме тех кто намеренно противостоит истине – ошиблись в этом разделе, и впали в сомнения. Разве можно сказать, что они оправданы, и не несут греха, или получают награду?!! Субхан Аллах! Какой же это мерзкий джахль, и какой ужасный!"

Источник: "Минхадж ат-та'сис уа ат такдис фи кафш аш шубухат Дауд Ибн Джорджис", 1-14

Наши рекомендации