Из постановления IV Латеранского собора о борьбе с ересями (1215)
Мы отлучаем и предаем анафеме всякую ересь, выступающую против святой веры, ортодоксальной и католической... Мы осуждаем всех еретиков, к какой бы секте они ни принадлежали; разные по обличью, они все связаны между собой, ибо тщеславие всех их объединяет. Все осужденные еретики должны быть преданы светским властям или их представителям для понесения достойного наказания. Клирики будут предварительно лишены сана. Собственность осужденных мирян будет конфискована, клириков же — поступит в казну той церкви, которая платила им жалованье.
Просто подозреваемые в ереси, если они не смогут доказать своей невиновности, опровергнуть выдвигаемых против них, обвинений, будут подвергнуты анафеме. Если они пребудут под анафемой год и своим поведением за этот срок не докажут своей благонадежности, то пусть их судят как еретиков.
Следует предупредить, вызвать и в случае надобности заставить наложением канонических наказаний светские власти, какое бы положение они ни занимали, если они хотят быть верными церкви и считаться таковыми, сотрудничать в защите веры и изгонять силой из подвластных им земель всех еретиков, объявленных таковыми церковью. Впредь всякий при вступлении на светскую должность должен будет дать такое обязательство под присягой. В том же случае, если светский правитель, которого церковь предупреждала и от которого она требовала принять меры против еретиков, не проявит должного рвения в очищении своих земель от этой заразной ереси, то таковой правитель будет наказан... отлучением. Если он в течение года не исправится, то о нем будет доложено правящему папе на предмет, чтобы папа освободил его вассалов от подчинения ему и объявил его земли свободными для занятия правоверными католиками, которые после изгнания еретиков вправе завладеть ими, чтобы обеспечить на них чистоту веры.
Вопросы
1. Случайно ли, что в раннем учении валъденсов (XII в.) и в сравнительно поздней ереси Дольчино (начала XIV в.) есть общие положения? Кстати, в чем они состоят?
2. IV Латеранский собор грозит еретикам всяческими карами. Тем не менее Дольчино, проповедуя полвека спустя, да еще в Италии — рядом с папским престолом, — собирает тысячи последователей. Чем вы можете это объяснить?
3. Каким слоям населения могли особенно понравиться «заблуждения апостольских братьев» и почему?
4. Что именно вызывало недовольство католической церковью и почему это недовольство со временем усиливалось?
Нищенствующие монахи
На грани ереси
Ереси широко распространялись в Европе потому, что люди были недовольны порядками в официальной церкви. Они видели, что духовенство — как белое, так и черное — часто живет в праздности и роскоши; папы больше заботятся о своей земной власти, чем о спасении душ христиан.
Св. Франциск. Фреска (XIII в.)
За столетия, прошедшие после крещения основной части Европы, христианское учение постепенно распространилось до самых низших и необразованных слоев общества. Когда-то люди выполняли все обряды, предписанные церковью, а сами в душе оставались верными старым, по сути еще языческим, верованиям. К XIII в. следы язычества еще сохранялись, но главное было уже в ином. Христианство действительно завоевало души европейцев. Не по обычаю, не по требованию приходского священника, а с подлинным внутренним чувством, порой с настоящей страстью и исступлением обращались они в радостях и в печалях к христианскому Богу. Простым верующим, жаждавшим общения с Богом, казалось, что со всеми ее слабостями и пороками официальная церковь не может помочь найти путь к тому, что они искали. И тогда верующие пытались сами в меру своих знаний и чувств приобщиться к Иисусу. Многие тогда уходили в секты, создавали новые учения, бывшие, с точки зрения официальной церкви, еретическими. Но некоторым удалось пройти как бы по самой грани, разделявшей церковность и ересь. Изобретенные ими новшества в христианском учении или в христианском образе жизни были в конце концов, хотя и не без колебаний, одобрены Римом. Самым знаменитым из живших в XIII в. обновителей духа христианства был Франциск Ассизский (1181/82—1226) — и сейчас один из самых почитаемых и любимых святых католической церкви.
Брат Франциск
Франциск родился в семье купца из итальянского города Ассизи. Он провел юность в пирах и всевозможных удовольствиях. Однако знакомство с евангельскими преданиями подготовило в душе Франциска переворот, совершенно изменивший его жизнь. Решив во всем следовать заповедям Христа, Франциск отказывается от имущества, уходит из дома и, ведя жизнь нищего, все силы отдает молитвам, посту и проповеди Слова Божиего. Он не получил богословского образования, не питал склонности к мудреным толкованиям Священного Писания. Франциск понимал слова Евангелия буквально, и простотой своей, религиозной наивностью вызывал насмешки и презрение богатых и ученых аббатов и епископов. Сказал Христос своим ученикам: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» — и Франциск шел из города в город босиком, в драной рясе, подпоясанной обрывком веревки, ночуя в шалашах или под открытым небом. Сказал Иисус: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» — и Франциск читал проповеди «всей твари» — не только людям, но также птицам и животным. Зверей и птиц он называл братьями: «брат волк», «брат жаворонок» и говорил, что каждая былинка на свете заслуживает любви. Кротостью и смирением Франциск удивлял всех, с кем ему доводилось встречаться. В страстных молитвах Франциск доводил себя до такого состояния, что в видениях встречался с Иисусом, Богоматерью, святыми. Более того, и другие люди видели, как у Франциска открывались и начинали кровоточить раны на запястьях и ступнях — в тех местах, где прибивали гвоздями к кресту тело Иисуса.
Джотто. Сон папы иннокентия III о св. Франциске (XIII в.)
Франциск от многих слышал издевательства, кто-то считал его сумасшедшим, другие — еретиком, третьи — святым. Как бы то ни было, со временем у Франциска становилось все больше последователей, из которых впоследствии составился новый монашеский орден — францисканцев.
Францисканцы заметно отличались от других монахов. Во-первых, они жили действительно в евангельской бедности, чего нельзя было тогда сказать ни об одном из старых монашеских орденов, накопивших к тому времени огромные богатства.
Во-вторых, бенедиктинцы или цистерцианцы удалялись от мира и предавались размышлениям и молитвам за прочными стенами монастырей, а францисканцы шли в мир — к людям, прежде всего к простым горожанам и крестьянам. Для францисканцев проповедь, обращенная к народу, значила не меньше молитвы, обращенной к Богу. Францисканцы не были мрачными отшельниками. Они с восхищением и любовью относились к миру как к прекрасному созданию Бога. В-третьих, монахами старых орденов становились по преимуществу богатые, состоятельные люди, а аббатами избирали, как правило, членов самых знатных семейств. Для Франциска все были равны, в его ордене происхождение не играло никакой роли.
Франциск и Рим
Франциск создал новый вид монашества. Нищенствующие монахи скоро приобрели огромное уважение, особенно среди простых людей городов и деревень. Перед папской курией возникла проблема: что делать с этими неучеными нищими, осмеливающимися прилюдно толковать Писание? Объявить ли их еретиками, или же дать им благословение?
Есть разные легенды о том, как встретился Франциск с самым могущественным из всех пап средневековья Иннокентием III. Один бенедиктинский монах рассказал, что Иннокентий III был неприятно поражен жалким и грязным видом Франциска и не стал с ним разговаривать, а послал его к свиньям. Франциск выполнил буквально приказ папы и возвратился еще грязнее, но с просьбой на этот раз внять его мольбе. Папа был растроган подобным смирением и отнесся к пришельцу милостиво. Еще говорят, что Иннокентий III переменился к Франциску, увидев во сне, как Франциск подпер плечом покачнувшийся было главный римский собор.
Св. Доминик. Икона (XIII в.)
Надо отдать должное проницательности Иннокентия III. Он понял, что францисканцы могут стать очень полезны церкви и не надо их отталкивать. Он взял с Франциска клятву послушания и сделал братьев его ордена частью церковной организации. Францисканцы были благодарны Риму и верно служили святому престолу, а ведь голос их среди народа был намного слышнее, чем проповедь, скажем, раскормленного епископа-сребролюбца. Но чем дальше, тем больше францисканцы (или, как их еще называли, — «меньшие братья» — минориты), как и старые ордены, начали обрастать имуществом. Они стали строить себе монастыри и соборы. Правда, считалось, что у самого ордена ничего нет — все, чем он пользуется, как бы одолжено на время у римской церкви. Но любому было ясно, что тут просто словесные уловки. Поэтому Франциск в последние годы жизни отказался возглавлять орден и стал рядовым монахом. И после смерти святого верные его последователи среди миноритов долго еще пытались сопротивляться обогащению ордена, но усилия их успехом не увенчались.
Ученые нищие
«Небесным братом» св. Франциска называют основателя другого нищенствующего ордена — св. Доминика (1170—1221). Он родился в Испании, но долгое время жил в Южной Франции. Туда он отправился, чтобы бороться проповедью с идеями еретиков-альбигойцев. Во Франции у Доминика родилась мысль создать монашеское братство специально для противодействия всевозможным еретическим учениям и сектам. Чтобы бороться с еретиками, нужно очень хорошо разбираться во всевозможных богословских тонкостях. Поэтому в отличие от францисканцев доминиканцы, или братья-проповедники, очень много времени и сил отдавали ученым занятиям. Монахи-доминиканцы славились своей ученостью и часто занимали кафедры в лучших университетах. Доминиканцами были самые выдающиеся богословы XIII в., да, пожалуй, и всего средневековья — Альберт Великий и Фома Аквинский.
Но и в трибуналах, допрашивавших и судивших еретиков, также главную роль играли «специалисты по ересям» — доминиканцы. Обыгрывая название своего ордена, братья-проповедники иногда называли себя «псы Господни» (по-латыни — «домини канес»). Доминиканцы должны были просвещать мир, проповедуя истину, и вместе с тем, как псы, охранять церковь от ложных учений. Не случайно эмблемой ордена стало изображение собаки, несущей в пасти горящий факел.
Монах-доминиканец проповедует перед народом. Миниатюра (XIV в.)
Доминиканцы стремились добраться до самых отдаленных стран, чтобы там сеять семена католицизма. Уже в 1233 г. — всего через 17 лет после основания ордена — братья-проповедники начали строить монастырь вид Киевом. А в 1272 г. они были уже в Китае.
От буквального следования обету нищеты орден отошел еще раньше, чем францисканцы. Этого следовало ожидать уже хотя бы потому, что ордену с самого начала нужны были помещения для библиотек, школ, а затем и храмы для проповедей.
Вопросы
1. Можно ли сказать, что многие ереси и движение францисканцев выросло из одного корня? Что общего между еретиком и монахом-миноритом, а что их различает? Попробуйте сравнить учение Франциска с ересью Сегарелли и Дольчино, во многом подражавших миноритам.
2. Объясните, почему св. Франциска Ассизского сейчас на Западе нередко называют «основателем экологического движения»?
3. Почему наивные толкования Франциском Писания пользовались большей популярностью, чем изощренные рассуждения ученых-богословов?
4. Зачем был нужен Иннокентий III Франциску, а Франциск — Иннокентию III?
5. Можно ли заметить собственное отношение монаха-бенедиктинца к встрече Иннокентия III и Франциска?
6. Составьте два рассказа: один от имени наместника Иисуса Христа на земле Иннокентия III, а другой — от имени последователя Иисуса Христа — Франциска о том, что они почувствовали при первой встрече друг с другом.
7. Что общего между миноритами и «псами Господними» и чем они отличаются?
8. Могли ли нищенствующие ордены оставаться действительно нищенствующими намного дольше, чем это оказалось на самом деле?
Св. Францизск Ассизский.
Приветствие добродетелям
Радуйся, царица премудрость, Господь храни тебя с сестрой твоей, святой и чистой простотой. Госпожа святая бедность, Господь храни тебя с братом твоим, святым смирением. Госпожа любовь святая, Господь храни тебя с братом твоим, святым послушанием. Все святейшие добродетели, храни вас Господь, проистекающих и идущих от него. В целом мире не наказан ни один человек, кто одною из вас мог бы обладать, если не умрет он прежде того. Обладающий одною и не повредивший другие — всеми обладает; и повредивший одну — не обладает ни одной и все повреждает.
Каждая из них прогоняет пороки и грехи. Святая премудрость изгоняет сатану и все злобствования его. Чистая святая простота прогоняет всю мудрость мира сего и мудрствование плоти. Святая бедность прогоняет всякую алчность, скупость и заботы мира сего. Святое смирение побеждает гордость и всех людей мира сего и все, что в мире. Любовь святая прогоняет все искушения дьявольские и все страхи плотские. Святое послушание прогоняет все желания телесные и плотские и владеет умерщвляемым телом своим для послушания духу и для послушания брату своему и подчиняет человека всем людям в мире этом, и не только людям, но даже всем животным и зверям, чтобы могли они делать с ним, что хотят, насколько дано будет им свыше от Бога.