III. За сферою всех символов
1. Силе несвойственно противодействие. Противодействие ослабило бы силу, а ослабленная сила — противоречивая концепция. 3Слабая сила бессмысленна, а сила, что ослабила ее, использовалась с целью ограничения. 4И следовательно, она сама должна быть ограничена и немощна, раз и ограничение, и ослабление были ее целью. 5Чтоб быть самой собой, силе не нужно противостояния. 6Слабость не может вторгнуться в нее, не обратив силу в нечто другое. 7Ослабить — значит ограничить и навязать противоположность, противоречащую концепции — объекту нападения. 8И, таким образом, слабость действительно соединяет идею с чем-то совсем иным и делает ее непонятной. 9Кому под силу разобраться в двойственной концепции, как, например, "ослабленная сила" иль "ненавистница-любовь?"
2. Ты порешил, что брат твой — символ "ненавистницы-любви", "ослабленной силы" и, в довершение ко всему, "живущей смерти". 2Он ничего не значит для тебя, символизируя бессмысленное. 3Он представляет двойственную мысль, одна половина которой исключает другую. 4Но и оставшаяся половина мгновенно опровергнута той, которую она свела на нет, и они обе исчезают. 5Теперь он — символическое ничто. 6Символы, представляющие несбыточные идеи, суть символы пустого места и небытия. 7Но ни пустое место, ни небытие не могут служить помехой. 8Помехой осознанию реальности может стать только вера в нечто, стоящее за символами.
3. Картина брата, которую ты себе рисуешь, бессмысленна. 2В ней нечего отрицать и не на что напасть; в ней нечего любить и ненавидеть, нечему придать силу или увидеть слабым. 3Кар-тина аннулируется полностью, символизируя противоречие, сводящее на нет ту самую мысль, что она представляет. 4И, таким образом, картина ничем не обусловлена. 5Кто в состоянии воспринять следствия без причины? 6И что есть беспричинное, если не "ничто"? 7Картины брата, что привиделась тебе, никогда не было и нет. 8Пусть же тогда пустое место, занимаемое ею, считается незанятым, а время, что ушло на созерцание ее, — потерянным и не заполненным ничем.
4. Если пустое место не воспринимать заполненным, а неиспользованный промежуток времени не считать использованным и полностью занятым, они становятся безмолвным приглашением для истины прийти и быть как дома. 2И никакая подготовка не сделает такое приглашение привлекательнее. 3Ибо то, что ты оставляешь незанятым, заполнит Бог, а там, где Он, должна быть истина. 4Неослабная и не имеющая антипода сила и есть творение. 5А для творения нет символов. 6Ничто не в состоянии указать за грани истины, ибо разве возможен символ для большего, чем всё? 7Однако истинное упразднение всего содеянного должно быть добрым. 8Поэтому, первым делом, твоя картина заместится картиной иного толка.
5. Как пустоту нельзя отобразить картиной, так нет и символа для тотальности. Реальность познаваема в конечном счете без формы, вне изображения или видения. 3Прощение — еще не безграничная сила. Однако оно не устанавливает пределов, которые навязываешь ты. 5Прощение — это средство, временно представляющее истину. Оно дает возможность Святому Духу менять картины, покуда средства не утратят смысл, а обучение не подойдет к концу. 7Польза учебного средства не выходит за рамки учебной цели. 8По достижении цели средство становится бездейственным. 9Но в интервале обучения оно имеет цель, которая тебя сейчас пугает, но вскоре завоюет твою любовь.
6. Картину брата, данную тебе для заполнения пустого места, не так давно освободившегося, не нужно защищать. 2Ибо ей ты отдашь полное предпочтение. 3Без промедления решишь: она — единственно желанная. 4Эта картина не представляет двойственных концепций. 5Хотя она — всего лишь пол-картины и не завершена, внутри нее самой всё одинаково.6Другая половина представляемого ею остается неизвестной, но не аннулированной. 7И, таким образом, Господь свободен сделать Самолично последний шаг. 8Для этого тебе не нужно ни картины, ни учебных средств. 9А, то, что в конце концов заменит все средства обучения, просто будет.
7. Прощенье исчезает, блекнут символы, а из того, что видели глаза, чему внимали уши, более ничего не воспринимается. 2Сила, всецело безграничная, приходит не разрушить, а получить всё Ей принадлежащее, возможность выбора функции исчезла отовсюду. 4Выбора, который ты так боишься потерять, у тебя никогда и не было. 5При этом, только он и кажется помехой и безграничной силе, и простым мыслям, счастливым, целокупным, не знающим противоположностей. 6Тебе неведом покой могущества, лишенного противостояния. 7Но никакого иного и быть не может. Приветствуй Силу, превосходящую и прощение, и мир символов, и конечный мир. 9Желание Бога — просто быть, поэтому Он просто есть.
IV. Тихий ответ
1. В безмолвии на всё даны ответы и все проблемы тихо решены. 2В конфликте не найти ответа или решения, ведь цель конфликта в том и состоит, чтобы решенье сделать невозможным, чтобы ответ не оказался совсем простым. 3В конфликте проблема остается без ответа благодаря различным воззрениям на нее. 4То, что явилось бы ответом одному воззрению, не будет им другому. 5Ты — в состоянии конфликта. 6И, совершенно ясно, не способен дать какого-либо членораздельного ответа, ибо конфликт в своих последствиях неограничен. 7Но коли дан ответ Всевышним, то, видимо, есть способ разрешения всех твоих проблем, ибо всё, что ни есть в Господней Воле, уже свершилось.
2. А это значит, что время не имеет отношения к ответу, и каждую проблему возможно разрешить сейчас. 2Но также ясно, что при нынешнем твоем мышлении решения не найти. 3А потому Господь и должен был дать тебе возможность прийти к такому умонастроению, в котором уже есть ответ. 4Таково святое мгновение. 5К нему ты должен принести и в нем оставить все свои проблемы. 6Ему они принадлежат, ибо в святом мгновении заложен на них ответ. 7А там, где на проблему есть ответ, она становится простою и разрешается легко, бесцельны были бы попытки решать проблему там, где на нее ответа нет. 9Но так же несомненно и другое: если проблему принести туда, где есть ответ, она решится.
3. Не ищи решения проблемы вне святого мгновения. 2Ибо в нем на проблему будет дан ответ, и она будет решена. 3Вне его нет решения и следовательно нет ответа. 4Вовне его не задавался ни один простой вопрос. 5Вопросам, задаваемым в миру, присуща двойственность. 6Вопрос со множеством ответов ответа не имеет. 7Не эффективен ни один из них. 8Мир задает вопрос не с целью получить ответ, а лишь для подтверждения своей точки зрения.
4. Вопросы, задаваемые в мире, — это воззрения, а не вопросы. 2Вопрос, рожденный в ненависти, не найдет ответа, ведь он сам по себе уже — ответ. Двойственный вопрос содержит и вопрос и ответ, свидетельствуя одному и тому же в разных формах. 4Мир задает единственный вопрос. 5//Какая из иллюзий подлиннее? 6Какая принесет покой, подарит радость? 7Которая утешит боль, пронзающую мир?" 8В какой бы форме ни предстал вопрос, цель у него одна. 9Он задан с целью подтверждения реальности греха, он отвечает в форме предпочтения. 10"Ка-кой грех предпочтительнее для тебя? 11Выбери этот. 12Другие — ложны. 13Что более желанно для услады тела? 14Оно — слуга и друг тебе. 15Только поведай ему свои желания, и оно будет верою и правдой тебе служить". 16Но это не вопрос, коль скоро тело тебе диктует, чего ты хочешь и куда за ним идти. 17Тело не оставляет места сомнениям в его мотивах, просто оно их формулирует в форме вопроса.
5. На псевдо-вопрос не найти ответа. 2Самим вопросом подразумевается ответ. 3Поэтому вопросы, задаваемые миром — не более, чем пропаганда самого мира. 4Подобно тому, как свидетелями тела служат его же внутренние ощущения, ответы на вопросы мира уже содержатся внутри его вопросов. 5Там, где ответы представляют собой вопросы, они не добавляют ничего и ничему не учат. 6Честный вопрос есть средство спросить о том, чего, покамест, ты не знаешь. 7Он не обуславливает ответ, а просто об ответе просит. 8Никто, однако, будучи в конфликте, не свободен задать такой вопрос, ибо он не желает честного ответа, в котором завершается конфликт.
6. Только в святом мгновении возможно честно задать честный вопрос. 2Смыслом вопроса определяется осмысленность ответа. 33десь есть возможность разъединить свои желания с ответом, чтобы последний был тебе дан и был тобою же получен. 4Ответ предоставляется повсюду. 5Но только здесь он слышим. Местный ответ не просит жертвы, ведь отвечает он на честно заданные вопросы. 7Мир вопрошает лишь о том, чья жертва необходима, безотносительно к тому, насколько она осмысленна. 8По-куда на это нет ответа, вопрос останется неузнанным и неуслышанным, не тронутым в своей сохранности, поскольку он ответил самому себе. 9Мгновение святое есть такой интервал, когда разум достаточно покоен, чтоб услыхать такой ответ, который бы не следовал из самого вопроса. 10Мгновение это предлагает нечто совсем иное и не похожее на заданный вопрос. иВозможно ли ответить на вопрос, если ответом повторяется сам вопрос?
7. Тогда и не пытайся решать проблемы в мире, который от ответа отстранен. 2Но принеси проблему в то единственное место, в котором для тебя с любовью сохраняется ответ. 3Там — все ответы на твои проблемы, ибо они отделены от проблем и видно, на что можно ответить и каков вопрос. 4Внутри же мира ответы просто порождают другой вопрос, при этом оставляя без ответа первый. 5В святом мгновении ты можешь соотнести вопрос с ответом и получить ответ, специально приготовленный тебе.
V. Пример исцеления
1. Есть только один способ исцелять и это — исцелиться самому. 2Чудо продолжится и без твоей помощи, ты нужен только для его начала. 3Прими же чудо исцеления; тогда оно распространится далее, в силу того, что оно есть. 4В природе чуда продолжать себя с момента своего рождения. 5А рождено оно в тот миг, когда оно получено и отдано. 6Никто не обращается за исцелением к другому. 7Но каждый может себе позволить исцелиться и этим предложить другому полученное им самим. 8Можно ли оделить другого тем, чего у тебя нет? 9И кто способен разделить с другими то, в чем он отказывает себе? 10Святой Дух говорит с тобою. 11Не с другим. 12Но тем, что ты Его услышал, голос Его распространится далее, ибо ты принял сказанное Им.
2. Здоровье есть свидетельство здоровья. 2Незасвидетельство-ванное, оно осталось бы неубедительным. 3Представшее воочию, оно доказано, предоставляя неоспоримые доказательства в свою пользу. 4Никто не исцеляется посредством двойственных вестей. 5Если твое единственное желание исцелиться, ты будешь исцелять. 6Твоя единственная цель способствует этому. 7Но если ты боишься исцеления, оно не сможет прийти через тебя. 8Для исцеления необходимо всего одно условие: полное отсутствие страха. 9Обуреваемые страхом не исцеляются и не исцеляют. 10Это не значит, что для исцеления конфликт должен раз и навсегда покинуть твой разум. 11Будь оно так, в исцелении не было бы нужды. 12Но это означает твою любовь, пусть на мгновение, лишенную атаки. 13Мгновения достаточно. 14Ведь чудеса не ждут своего часа.
3. Святое мгновение есть местопребывание чудес. 2Отсюда каждое из них рождено в мир, свидетельствуя о состоянии разума, переступившего конфликт, достигшего покоя. 3А из обители покоя чудо несет успокоение на поле брани, показывая, что война безрезультатна. 4Ибо вся боль, которую стремилась принести война — разбитые и изувеченные тела, крик умирающих, молчание мертвых, — мягко изъята и ласково утешена..
4. Там, куда с целью исцеления явилось чудо, нет грусти. 2Для этого необходим лишь краткий миг твоей любви без нападения. 3В этот единый миг ты исцелен, в это мгновение всё исцеление свершилось. 4Что остается вне тебя, когда ты принял благословение, несомое святым мгновением? 5Не бойся же благословения, ибо Благословляющий тебя любит весь мир; Он не оставил в мире ничего, чего бы следовало бояться. 6Но, уклоняясь от благословения, ты видишь мир действительно пугающим, ибо ты отнял у него успокоение и поддержку, оставил его умирать.
5. Разве столь горько обойденный мир не выглядит проклятием тому, кто мог его спасти, но в страхе перед исцелением отступил? 2Глаза всех умирающих полны укора, страдающие шепчут: "Чего ж ты испугался?" 3Подумай хорошенько над таким вопросом. 4Он задан для твоего же блага. 5Мир умирающий только того и просит, чтобы хоть на мгновение ты отдохнул от нападений на самое себя, а миру дал возможность исцелиться.
6. Приди к мгновению святому и исцелись, ибо всё в нем полученное ты принесешь с собой по возвращении в мир. благословленный, ты принесешь благословение. 3Ты жизнью наделен, чтобы дарить ее страдающему миру. 4Более нет укора в страдальческих глазах, они сияют благодарностью к тебе, принесшему благословение. 5Святого мига лучезарный свет осияет твои глаза и даст им зрение, чтобы за пеленою мук увидеть лик Христа. 6Исцеление заместит страдание. Увидевший одно из них, другого не воспримет, поскольку и страдание, и исцеление не могут быть в одном и том же месте. 8То, что увидишь ты, увидит мир и станет тому свидетелем.
7. Итак, твое исцеление — вот всё, что необходимо миру для его собственного исцеления. 2Ему необходим всего один урок, но выученный в совершенстве. 3Тогда если урок забудется, мир мягко тебе напомнит о том, чему ты сам его учил. 4Своей признательностью мир не обойдет тебя, позволившего исцелить себя, чтобы он жил. 5Мир призовет своих свидетелей, чтобы явить лицо Христа тебе, принесшему им видение, которым они свидетельствуют ему. 6Мир обвиняющий сменился миром, в котором все глаза с любовью устремлены на Друга, принесшего освобождение. 7И твой счастливый брат увидит множество друзей среди своих, как он считал, врагов.
8. Проблемы по сути своей не специфичны, но они принимают специфические формы, и эти формы составляют мир. 2Ни-кто не понимает природы своих проблем. 3Иначе никто бы их не видел. 4Самая суть проблемы в том, что она — не проблема. 5Поэтому покуда некто ее воспринимает, он сути ее не видит. 6Но исцеление очевидно в конкретные моменты, и обобщая, оно объемлет их все. 7Ведь все проблемы — одно и то же, безотносительно к их форме. 8Всякое обучение имеет своей целью обобщение, которое завершается когда две ситуации увидены как одна благодаря общности их компонентов. 9Но это может быть достигнуто лишь Тем, Кто в разных ситуациях не усматривает различий, видимых тебе. 10Окончательное обобщение постигнутого делается не тобой. 11Но то, что оно всё же сделано наперекор всем видимым тобой различиям, уверит тебя в том, что различия — нереальны.
9. Далее твое исцеление продолжится к тем проблемам, которые ты не считал своими. 2И станет очевидным, что с решением одной проблемы решится множество других. 3Ясно, что не различия способствовали этому, поскольку обучение не перескакивает от одних ситуаций к им противоположным, показывая один и тот же результат. 4Всё исцеление должно проследовать в порядке, соответствующем верно воспринятым и не нарушенным законам. 5Не бойся того, каким образом ты воспримешь законы. 6Пусть ты неправ, зато в тебе есть Тот, Кто прав.
10. А посему, предоставь обобщение постигнутого Тому, Кто понимает законы обобщения и обеспечит их нерушимость и беспредельность. 2Твоя задача — применять к себе всё то, чему Он научил тебя, а остальное Он сделает Сам. 3Таким путем могущество тобой постигнутого будет подтверждено всеми возможными свидетелями, им найденными. 4И первым среди них ты увидишь брата, но встанут тысячи за ним и тысяча за каждым из них. 5Каждый будто бы озабочен своей проблемой, несхожей с проблемами других. 6Но все проблемы разрешатся вместе. 7И общий ответ на них покажет, что и вопросы были не раздельны.
11. Мир тебе, кому исцеление дано! 2Ты убедишься, что одарен покоем как только примешь собственное исцеление. 3Тебе не нужно знать его всеобщей значимости, чтоб оценить всю его пользу для тебя. 4То, что произойдет внутри мгновения, куда пришла любовь, лишенная агрессии, останется с тобою навсегда. 5Одним из следствий этого станет твое и брата исцеление. 6Куда бы ты ни шел, повсюду будет ощущаться многократный эффект исцеления. 7Причем свидетельства, тобой увиденные, будут лишь малой частью тех, что есть на самом деле, беспредельность не постигается простым подсчетом ее разрозненных частей. 93а исцеление твое Господь тебя благодарит; Он знает: оно — дар любви Божьему Сыну, а следовательно и Ему.
VI. Свидетели греха
1. Боль удостоверяет реальность тела. 2Ее скрипучий, резкий голос перекрывает слова Святого Духа, предотвращая их проникновение в твое сознание. 3Боль привлекает к себе внимание и, отвлекая от Него, сосредоточивает всё внимание на себе. 4Цель ее та же, что и наслаждений; то и другое суть средства превратить тело в реальность. 5А то, что разделяет одну и ту же цель, есть одно и то же. 6Таков закон цели, объединяющий всех тех, кто разделяет эту цель. 7Однако боль и наслаждение нереальны, ввиду недостижимости их цели. 8Стало быть, они — лишь средства пустоты, служащие ничего не значащей цели. 9И вместе со своею целью они разделяют ее бессмысленность.
2. Грех мечется от боли к наслаждениям и снова к боли. 2Ведь их свидетели — одни и те же; они несут одну и ту же весть: Ты — здесь, вот в этом теле, и ты — уязвим.3 Ты можешь наслаждаться, но только ценою боли". 4К этим свидетелям присоединяется множество других. 5Каждый покажется отличным от других благодаря другому имени, да еще тому, что отвечает он, вроде бы, другому звуку. 6Во всем же остальном свидетели греха тождественны. 7Назовешь наслаждение болью, и оно причинит боль. 8Но назови боль наслаждением, и ты не испытаешь боли. 9Свидетели греха кочуют от имени к имени, один как бы шагнет вперед, другой назад. 10Но кто шагнул вперед — неважно. 11Свидетели греха внимают только зову смерти.
3. Тело, бесцельное само в себе, удерживает все твои воспоминания и надежды. 2Ты пользуешься его глазами, чтобы видеть, его ушами, чтобы слышать, и позволяешь ему поведать тебе о том, что оно чувствует. Оно не знает. Оно лишь называет имена, тобою отданные в его пользование, когда ты обращаешься к свидетелям его реальности. 5Тебе не выбрать среди них реального свидетеля, так как любой из них подобен остальным. 6То имя или это — вот весь твой выбор. 7Свидетеля не сделать истинным, назвав его именем истины. 8Он станет истинным, только свидетельствуя ей. 9В противном случае, он — лжец, если даже ты и называешь его Святым именем Божьим.
4. Свидетель Божий не видит никаких свидетельств против тела. 2Равно не внемлет он свидетелям с иными именами, по-разному свидетельствующим реальности тела. 3Ему известно: тело нереально. 4Ибо ничто на свете не вместило бы того, что, по твоим соображениям, вмещает тело. 5А части Бога Самого тело бессильно указывать, что чувствовать, в чем видеть свою роль. 6Но должен Он любить всё, чем ты дорожишь. 7Поэтому противу каждого свидетеля телесной смерти Он шлет свидетеля твоей жизни в Нем, смерти не Знающем. 8Каждое, принесенное Им чудо свидетельствует о нереальности тела. 9И наслаждение тела, и его боль Он исцеляет одинаково, ибо Его свидетели поистине замещают свидетелей греха.
5. Чудо не различает свидетелей греха по именам. Оно просто доказывает, что представляемое ими остается без последствий. 3А доказательством сему служат свидетели самого чуда, пришедшие на место свидетелей греха. 4Неважно, каким именем ты назовешь свое страдание. Оно ушло. 6Тот, Кто приносит чудеса, воспринимает все имена единым именем и называет страхом. 7Страх — в той же мере свидетель смерти, в какой свидетельствует жизни чудо. 8Это свидетель неоспоримый, поскольку чудо есть следствие той жизни, которую оно несет. 9И умирающие оживают, мертвые воскресают, и исчезает боль. 10Чудо же говорит не за самое себя, а лишь за то, что оно представляет.
6. Но в этом грешном мире есть свои символы и у любви. 2Чудо прощает потому, что олицетворяет всё истинное и запредельное прощению. 3Как глупо, как безрассудно думать, будто чудо подчиняется законам, искоренить которые оно пришло! 43аконы, управляемые грехом, имеют разных свидетелей различной силы. Они свидетельствуют разным видам мук. 6Но для Того, Кто чудесами благословляет мир, укол вины, убогое мирское наслажденье или агония самой смерти — один и тот же звук: мольба об исцелении и зов истца о помощи в многострадальном мире. 7Чудо свидетельствует их тождественности. Оно доказывает их идентичность. 93аконы, их называющие разными, отменены, показаны бессильными. 10Цель чуда — в осуществлении этого. 11Сам Господь Бог — порука силы чудес в том, чему они свидетели.
7. Стань очевидцем чуда, а не законов грешных. 2Более нет нужды в твоих страданиях. 3Но есть необходимость в исцелении, поскольку все мытарства и все печали мира сделали его глухим к собственному спасению и свободе.
8. Воскресенье мира ждет исцеления твоего и счастья как доказательств исцеления мира. 2Святой миг станет замещением твоих грехов, если ты только понесешь с собою его следствия. 3Тогда уже никто не выберет страдание. 4Разве могла тебе достаться лучше роль? 5Так исцелись же, чтобы исцелять, и станут неприменимы к тебе законы повиновения греху. 6И истина откроется тебе, позволившему символам любви прийти на смену символам греха.
VII. Сновидец
1. Страдание есть сосредоточение внимания на том, что причинил тебе жестокий мир. 2В нем нелицеприятно выступает безумная мирская версия спасения. 3Как и во сне возмездия, где спящий не осознает, что привело к атаке на него, он видит себя жертвой немотивированной агрессии со стороны чего-то, но не себя. 4Он — жертва этого "чего-то", пришедшего извне, за что, конечно, он не несет никакой ответственности. 5Он должен быть невинен, поскольку он, не ведая, что сделал сам, знает о том, что сделано ему. 6При этом его собственная атака на себя довольно очевидна, поскольку именно он всё еще страдает. 7Ему не избежать страданий, доколе их причину он видит вне себя.
2. Итак, тебе показано, что избавление твое возможно. 2Всё, что тебе необходимо, это увидеть проблему такой, какая она есть, а не такой, какою ты ее вообразил. 3Есть ли какой-либо иной подход к решению проблемы, простой, но заслоненной тяжелыми, густыми облаками осложнений, созданных с целью оставить проблему неразрешенной? 4Вне мрака туч проблема явится в своей изначальной простоте. 5Выбор окажется совсем не труден, поскольку проясненная проблема предстает абсурдом. 6И никого не затруднит решение простой проблемы, если в ней распознана причина страданий, которую легко изъять.
3. "Логическое обоснование" мира, коим он создан, на коем он зиждется и коим сохраняется, весьма просто: "Причина всех моих поступков — ты. 2Твое присутствие оправдывает мою ярость, ты существуешь и мыслишь со мною врозь. 3Покамест ты нападаешь, я должен быть невинен. 4Мои страданья — следствие твоих атак". 5Увидев суть подобной "логики", нельзя не разглядеть ее несостоятельности и бессмысленности. Однако она кажется осмысленной, поскольку, на первый взгляд, мир причиняет тебе боль. 7И, вроде бы, не нужно уходить от очевидного, чтобы понять тому причину.
4. На самом деле, необходимо выйти за пределы очевидного. 2Нужно избавить мир от осуждения, и эта потребность мирянами разделяется сообща. 3Но этой общей необходимости они не осознают. 4Ведь каждый думает, что если он исполнит свою часть, то на него падет всё осуждение мира. 5Такою он воспринимает свою роль в освобождении мира. 6Возмездие должно иметь свой фокус. 7В противном случае, нож мстителя в его руках повернут острием к себе. 8Он должен увидеть нож в руках другого, дабы остаться жертвою атаки, которой он не выбирал. 9Теперь он пострадал от ран, чужой рукою нанесенных, а не его.
5. Такою видит он цель мира. 2Увиденный подобным образом мир предоставит средства, которые покажут осуществимой его цель. 3Средства свидетельствуют о цели, но сами не являются причиной. 4Причина же не изменится, увиденная раздельно со своими следствиями. 5Причина порождает следствия, которые затем свидетельствуют ей, а не самим себе. 6Итак, направь свой взор за их пределы. 7Не в следствиях заключена причина боли и греха. 8И не задерживайся на страданиях и грехе, ибо они — лишь отражение своей причины.
6. Твоею ролью в избавлении мира от осуждения станет твое собственное избавленье. 2Не забывай: свидетель миру зла не в состоянии свидетельствовать ничему, кроме того, что видится как потребность зла в этом мире. 3Именно здесь впервые предстала твоя вина. 4В твоем разъединении с братом зачата твоя первая атака на себя. 5Именно ей свидетель — мир. 6Другой причины не ищи; за помощью в искоренении мира не обращайся к неисчислимым легионам мирских свидетелей. 7Они поддерживают притязания мира на твою верность, бессмысленны попытки найти истину в том, что ее скрывает.
7. Свидетели вины, все как один, толпятся внутри ничтожного пространства. 2Там-то и обнаруживается причина твоего мировоззрения. 3Было время — ты не понимал причин всему, обрушившемуся в мире на тебя, тобой непрошеному и нежеланному. 4В одном ты твердо был уверен: среди бесчисленных причин страдания и боли не числилась твоя вина. 5Ты не просил себе подобных горестей. 6Так родились на белый свет иллюзии. 7Создатель их не видит себя их создателем, а посему реальность их не зависит от него. 8Какой бы ни была причина их возникновения, она от него далека; всё, что он видит — вне его разума. Реальность собственного сна не вызывает у него сомнений, поскольку он не видит своей роли в создании иллюзий и их воображаемой реальности.
8. Никто не пробуждается от сна, который снится миру за него. 2Он сам становится частью чьего-то сна. 3Ему не выбраться из сна, не созданного им самим. 4Он — лишь беспомощная жертва сна, замысленного и взлелеянного иным и от него отдельным разумом. 5Этому разуму до него нет дела, он столь же безразличен к его счастью и покою, как безразлична к нему погода или время дня. 6Тот разум его не любит; он своевольно наделяет его любою ролью в своем сне. 7Так, малозначимый, он просто — пляшущая тень, что скачет вверх и вниз, в согласии с бессмысленным сюжетом праздных сновидений мира.
9. Только подобная картина тебе доступна; единственная альтернатива в выборе, еще одна возможная причина, ежели ты — не тот, кто видит сон. 2Таков твой выбор, если ты отрицаешь, что в твоем собственном разуме находится причина всех страданий. 3Возрадуйся тому, что она в нем, ибо во времени ты стал единственным распорядителем своей судьбы. 4Перед тобою выбор: спящая смерть с пустыми сновидениями, либо радостное пробуждение и счастье жизни.
10. А между чем еще возможен выбор, если не между жизнью или смертью, сном или пробуждением, войной и миром, твоими снами и твоей реальностью? 2Есть риск принять смерть за покой, поскольку мир отождествляет тело с Я, сотворенное Всевышним. 3Ничто, однако, не может быть собственной противоположностью. 4И смерть есть антипод покоя, поскольку она — противоположность жизни. 5А жизнь и есть покой. 6Так пробудись же, позабыв все думы смертные, и ты найдешь в себе покой Господень. 7Но если тебе действительно дан выбор, тогда ты должен видеть причины всех вещей точно такими, какие они есть, и там, где они есть.
11. Есть ли возможность выбрать одно из двух состояний, если всего одно из них распознается с легкостью? 2И кто свободен выбрать между следствиями, если всего одно из них он видит для себя доступным? 3Честный выбор нельзя воспринимать как раздвоенный между тобой — пигмеем и необъятным и могущественным миром с разными его снами об истине в тебе. 4Разрыв между реальностью и снами лежит не меж мирскими сновидениями и тайными твоими снами. 5Они — одно. Мирские сновидения — не что иное, как часть твоего собственного сна, которую ты отдал миру, сочтя ее началом сна и его концом. 7Но началась та часть твоим секретным сном, который ты не воспринимаешь, хоть он — причина видимой тобою части, вне всякого сомнения, реальной. 8Возможно ль усомниться в ней, когда ты спишь и в своем тайном сне видишь ее причину такой реальной?
12. Твой сон — о брате, с тобою разделенном, исконном недруге, ночном убийце, замыслившим твою погибель, намеревающемся по злобе своей сделать твою смерть томительной и долгой. 2Но глубоко под этим сном сокрыт иной, в котором ты становишься убийцей, тайным врагом, до падали охочим, уничтожающим и брата, и ему подобный мир. 33десь кроется причина всех страданий, брешь между жалкими твоими снами и твоей реальностью. 4Ничтожная и незаметная расщелина, колыбель страха и иллюзий, время мучений и дремучей ненависти, зловещий миг — всё это здесь. 53десь зародилась нереальность. 6И здесь ее необходимо отменить.
13. Ты есть сновидец в мире снов. 2Нет у такого мира и никогда не будет иной причины. 3Не что иное как тщетный сон, страшит Божьего Сына, склоняя его к мысли, будто он утратил свою невинность, отверг Отца, затеял сам с собой войну. 4Так страшен сон и кажется таким реальным, что без мучительной испарины, без крика, порожденного смертельным страхом, сновидцу к реальности не пробудиться, если он не увидит перед пробуждением добрый сон, который даст возможность его успокоенному разуму приветствовать, а не страшиться Голоса, нежно зовущего его проснуться; сон, в коем исцелены его страдания, а брат его — ему друг. 5Бог повелел, чтобы он мягко пробудился в радости и ласке, дал ему средства пробуждения, исключающие страх.
14. Прими же сон, дарованный Им как замещение твоему. 2Сон поменять не трудно, как только станет ясно, кому он снится. 3В Духе Святом найди успокоение и добрым Его снам позволь прийти на смену тем, что грезились, сопровождаемые ужасом и страхом перед смертью. 4Он принесет прощающие сны; в них нету выбора: кто станет жертвой, кто - убийцей. 5В снах, принесенных Им, нет ни убийств, ни смерти. 6Сон вины исчезает из поля зрения, хоть и закрыты твои глаза. 7Улыбка озаряет во сне твое чело. 8Покоен теперь твой сон, ведь ныне это — сон счастливый.
15. Так пусть тебе приснится твой безгрешный брат, с тобой соединившийся в святой невинности. 2И Царь Небесный Самолично разбудит Своего возлюбленного Сына от такого сна. 3Пусть будут твои сны о братской доброте, а не о братских промахах. 4Выбери заместить сном о глубине его мышления тот сон, где ты подсчитываешь ущерб, им нанесенный. 5Прости ему его иллюзии и поблагодари за помощь. 6Не отрекайся от его многочисленных даров лишь потому, что он не совершенен в твоих снах. 7Он представляет своего Отца, Которого ты видишь предлагающим тебе и смерть и жизнь.
16. Брат мой, Он дарит только жизнь. 2А то, какими ты видишь дары твоего брата, отражает в твоих грезах дары твоего Отца тебе. 3Пусть все дары твоего брата предстанут тебе в свете милосердия и доброты. 4Пусть никакая боль не потревожит сон твоей глубокой благодарности за братский дар.
VIII. "Герой" сна
1. Тело — центральный образ в сновидениях мира. 2Нет снов без тела, а тела нет вне снов, где оно действует как зримая и достоверная личность. 3Тело есть средоточие любого сна; оно рассказывает о том, как было создано другими телами, как было рождено во внешний мир; как скоротечна его жизнь, как оно быстро умирает, чтобы соединиться с прахом тел других, таких же смертных, как оно само. 4В коротком промежутке времени, отпущенном ему для жизни, оно стремится к другим телам, в них находя друзей и недругов. 5Его непреходящая забота — собственная безопасность. 6Удобства — его жизненная догма. 7Тело стремится к наслаждениям, обходит всё, что может причинить ему страдания. 8Но более всего тело старается учить себя тому, что боль и наслажденье — не одно и то же, что их возможно друг от друга отличить.
2. Снам мира присуще разнообразие форм, поскольку тело разными путями стремится доказать свою автономию и реальность. Оно рядит себя в одежды, купленные за маленькие металлические диски или же за бумажные полоски, которые в миру считаются реальными и ценными. 3Чтоб их добыть, тело работает, производя бессмысленные вещи, затем их тратит на бессмысленные вещи, вовсе ненужные и даже нежеланные ему. 4Для собственной охраны оно нанимает другие тела, приобретая еще больше бессмысленных вещей, которые оно назовет своими. 5Тело стремится отыскать особые тела, с ним разделяющие его сон. 6Порой оно себя воображает победителем других, более слабых тел. 7В иных же фазах сна оно само — невольник тел, истязающих, преследующих его.
3. Череда событий, происходящих с телом со дня рождения и до смертного одра, — тема любого сна, когда-либо приснившегося миру. 2Ни цель этого сна, ни его "герой" не изменяются. 3И несмотря на то, что сон сам по себе и облекается во множество форм, тем самым создавая видимость великого разнообразия мест и событий, в которых оказывается его "герой", цель сновидения всегда одна, и ей он обучает разными путями. 4Снова и снова он учит одному уроку: тело — причина, а не следствие. 5Ты — его следствие, а посему не можешь быть его причиной.
4. Но ведь тогда ты — не сновидец, ты — сон. 2Тщетно блуждаешь ты от места к месту и от события к событию, вымышленных сном. 3Вот всё, что тело делает, ведь оно — только образ в сновидении. 4Но кто же реагирует на образы во сне, если, конечно, он их не принимает за реальные? 5В тот миг, когда он их увидит тем, что они есть, окончится и их воздействие на него, ведь он поймет, что наделил их следствиями, сам послужив тому причиной, и сам же их наделил реальностью.
5. Как велико твое желанье освободиться от последствий мирских снов? 2Желаешь ли ты, чтобы твой сон не представал причиной твоих действий? 3Тогда давай присмотримся к началу сна, ибо ты видишь лишь его вторую часть, причина которой — в первой. 4Из тех, кто спит и видит в этом мире сны, никто не вспомнит собственной атаки на себя. 5Никто не верит, что было такое время, когда он ничего не знал о теле и не воспринимал реальным этот мир. 6Он бы немедленно увидел во всех этих идеях одну иллюзию, слишком нелепую, чтобы воспринимать ее без смеха. 7Какими же серьезными кажутся эти идеи ныне! 8Никто уже не помнит, что когда-то подобные идеи не встречались иначе как со смехом и недоверием. 9Но можно об этом вспомнить, прямо взглянув на их причину. 10В ней мы увидим основание для смеха, а не причину для боязни.
6. Давай вернем сновидцу отринутый им сон, ведь он воспринимает