VI. Друг, Богом обозначенный
1. Всё, что бы ты ни считал в сем мире ценным и благим, за что, по-твоему, стоит бороться, способно повредить тебе и непременно повредит. 2Не потому, что обладает силой заставить тебя страдать, но потому, что отрицая его иллюзорность ты обращаешь всё это в реальность. Оно реально для тебя. 4И вовсе не есть ничто. 5Ведь через эту воспринятую реальность вошел весь мир болезненных иллюзий. 6Вера в греховность, во власть атаки, в ущерб и боль, в жертву и смерть — пришла к тебе. 7Ведь сделав одну иллюзию реальной, уже не избежать всех остальных. 8Кто, выбрав наиболее желанные иллюзии, отыщет безопасность, которую лишь истина способна дать? 9Кто, понимая, что все иллюзии — одно, станет настаивать, что всё же лучше всех одна из них?
2. Так не живи убого в изоляции с одной иллюзией в качестве единственного друга. 2Такая дружба недостойна Сына Божьего, и он не удовольствуется ею. 3Всевышний одарил тебя более достойным Другом, Кому дана всякая власть на небе и на земле. 4Иллюзия же, принятая тобой за друга, скрывает от тебя Его величие и милосердие, а Его дружбу и всепрощение отстраняет от твоих радостных объятий. 5Но без него у тебя нет друзей. 6Так не стремись найти иного друга — взамен Ему. 7Другого друга нет. 8Тому, что Бог назначил, замены нет, разве иллюзия заменит истину?
3. Тот, кто живет с тенями, и вправду одинок, а одиночество — не Божья Воля. 2Позволишь ли ты тщедушной тени узурпировать трон, Всевышним предназначенный твоему Другу, если поймешь, что пустота престола оставила тебя пустым, заполненным ничем? 3Так не обманывай себя, мой друг, иначе иллюзия заместит Того, кого Всевышний называет твоим Другом. 4А в истине лишь Он и есть твой Друг. 5Он принесет тебе дары, что не от мира сего, и только Он, Кому они даны, способен гарантировать тебе их получение. 6Он их разложит на твоем престоле, когда ты предоставишь Ему место на Его престоле.
VII. Законы исцеления
1. Это — курс чудес. 23аконы исцеления как таковые понять необходимо прежде чем цель данного курса может осуществиться. 3Давай вернемся к уже упомянутым принципам и расположим их в порядке, позволяющем суммировать, что же должно произойти, дабы осуществилось исцеление. 4Ибо при первой же возможности происходит чудо.
2. Любой недуг берет начало в разделении. 2Как только разделению отказано, болезнь уходит. Она уходит, когда идея, ее принесшая, исцелена и заместилась здравым смыслом. 4Грех и болезнь увидены причиною и следствием в той связи, что тщательно скрывалась от сознания, оберегалась от света здравомыслия.
3. Вина всегда испрашивает наказания, и это требование удовлетворено. 2Не в истине конечно, но в мире иллюзий и теней, выстроенном на грехе. 3Сын Божий воспринимает то, что желает видеть, ведь восприятие и есть осуществленное желание, восприятие, созданное как замещение неизменному знанию, изменчиво. 5Но истина неизменна. 6Истину воспринять нельзя, истину можно знать, воспринимаемое способно облекаться во множество лишенных смысла форм, бессмысленность воспринимаемого в соотнесении с истиной очевидна. 9Но отстраненное от истины, воспринимаемое предстает реальным и осмысленным.
4. Законы восприятия обратны истине, и истинное в отношении знания вовсе не истинно в том, что от знания отлично. 2И тем не менее, Бог дал ответ миру недуга, который применим к какой угодно его форме. 3Ответ Господний вечен, хотя и действует во времени там, где он необходим. 4Поскольку он — от Бога, законы времени над ним не властны. 5Он — в этом мире, но он — не часть его. 6Ведь тот Ответ реален и пребывает там же, где и реальность. 7Идеи не покидают свой источник, и следствия их только кажутся от них вдали. 8Идеи — в разуме. 9Всё спроецированное вовне и видимое внешним по отношению к разуму, вовсе не вне его; оно есть следствие происходящего внутри и своего источника не покидало.
5. Божий ответ должен быть там же, где и вера в грех, ибо лишь там возможно отменить последствия греха, лишенные своей причины. 23аконы восприятия необходимо заменить на обратные, поскольку они обратны законам истины. 33аконы истины во веки истинны; они необратимы, но можно их увидеть перевернутыми. 4А корректировать это необходимо там, где пребывает иллюзия "перевернутости".
6. Немыслимо, чтобы какая-то одна иллюзия была доступна истине не в той же мере, что и остальные. 2Но есть возможность придать одной из них большую ценность, нежели другим, и с меньшей благосклонностью отдать их истине для исцеления и помощи. 3Ни в одной иллюзии нет ни на йоту правды. Однако некоторые из них кажутся правдивее других, что явно лишено всякого смысла. 5Такая иерархия иллюзий показывает только предпочтения, а не реальность. 6Какое отношение предпочтение имеет к правде? 7Иллюзии суть иллюзии; все они — ложь. 8Твое предпочтение не наделяет их реальностью. 9Ни одна из них не истинна ни в одном аспекте, и все они с равной легкостью должны уступить тому, что Бог дал как ответ им всем. 10Едина Господня Воля. 11И каждое желание, идущее с ней вразрез, не имеет основания в истине.
7. Грех — не ошибка, поскольку он уходит дальше исправления — к его полнейшей невозможности. Однако вера в то, что грех реален, позволяет каким-то ошибкам казаться безнадежными для исцеления и надежным фундаментом для преисподней. 3Будь это так, Царству Небесному противостояла бы его противоположность, столь же реальная, как и оно само. 4И раздвоилась бы Господня Воля, и всё творение подчинялось бы законам двух противоборствующих сил, покуда не потерял бы Бог терпение, не расщепил бы мир и не напал бы на Самое Себя. 5Так Сущий выживает из Ума, провозглашая, что грех отнял у Него Его реальность и под конец принес Его Любовь к стопам возмездия. 6Этой безумной картине нужна равно безумная защита, но и она не сделает саму картину истинней.
8. Ничто не сделает осмысленным то, в чем смысла нет. 2А истине не нужна защита, чтобы быть истинной. 3Нет у иллюзий ни свидетелей, ни следствий. 4Тот же, кто видит их, обманут. 5Прощение — здесь единственная функция, несущая каждому аспекту Сына Божьего ту радость, которой лишает мир, где как казалось, правит грех. 6Возможно роль прощения в кончине смерти и убеждений, рожденных пеленой вины, тебе не так уж и ясна. 7Грехи — те убеждения, которые ты поместил меж братом и собой. 8Они лимитируют тебя временем и пространством, оставив малый интервал тебе и столько же — ему. 9Символ подобного разделения в твоем восприятии есть тело, которое явно отделено и обособлено. 10Но этот представляет только твое желание быть обособленным и отстраненным.
9. Прощение убирает всё, стоящее между тобой и братом. Оно — желание единения, а не размежевания с ним. 3Мы называем это "желанием", поскольку оно всё еще допускает возможность выбора, еще не вышло полностью за пределы мира выбора. 4Но это желание — в одном ряду с условиями Царства Небесного и не противоречит Божьей Воле. 5Хотя прощение еще не возвращает тебе полного наследия, оно убирает препятствия, воздвигнутые тобою между Раем, где ты есть, и осознанием того, где ты и что ты есть. 6Факты не изменить. 7Но можно их отрицать и таким образом о них не знать, хотя до отрицания они и были хорошо известны.
10. Спасение, полное и совершенное, просит всего о толике желания истинному стать истинным; скромной готовности не замечать того, чего не существует; легкого вздоха, что скажет о предпочтении Царства миру, в котором правят запустение и смерть. 2С ответом радостным восстанет в тебе творение, и заместит мир, видимый тебе, на совершенное и целокупное Царство Небесное. 3Что есть прощение, как не желание быть истинною истине? 4И что останется неисцеленным, отколотым от Единства, вмещающего всё внутри Себя? 5Греха не существует. 6Любое чудо возможно в тот миг, когда Сын Божий вое- I примет свои желания в единстве с Божьей Волей.
11. Что есть Господня Воля? 2Желает Он, чтобы у Сына было всё. 3Это Он гарантировал, сотворив его как всё. 4Но если всё, что ты имеешь, и есть всё то, что ты есть, то ничего нельзя утратить. 5Вот это и есть то чудо, благодаря которому творение стало твоею разделяемою с Богом функцией. 6Она непонимаема отдельно от Него и следовательно не имеет смысла в этом мире. 73десь Сын Господень просит не слишком много, но слишком мало. 8Он жертвует своим отождествлением со всем, чтобы найти убогое, но зато свое собственное сокровище. 9И здесь ему не миновать чувства изоляции, потери, одиночества. 10Ибо такое уж сокровище он ищет. 11И перед ним испытывает страх. 12Но разве страх — сокровище? 13Разве ты ищешь неопределенности? 14Или же то ошибка в определении твоей воли и в том, что ты на самом деле есть?
12. Давай посмотрим, в чем состоит ошибка, чтобы ее исправить, а не защищать. 2Грех — это вера, будто атаку можно спроецировать из разума вовне, где и возникла вера. 3Именно здесь становится реальной и осмысленной твердая вера в то, что идеи покидают свой источник. 4Из этой-то ошибки и вырос мир греха и жертвенности. 5Мир этот есть попытка доказать твою невинность, одновременно дорожа атакой. 6Попытка безуспешная, ибо ты продолжаешь себя чувствовать виновным, не понимая почему. 7Следствия видятся отдельно от их причины и предстают неподконтрольными и неотвратимыми. Подобным образом хранимое раздельно, не в состоянии соединиться.
13. Причина и ее следствие едины, неделимы. 2Господь тебе желает постижения вечной истины: Он сотворил тебя как часть Себя, что истинно и посейчас, ибо идеи не покидают свой источник. 3Таков закон творения: каждая идея, родившаяся в разуме, лишь добавляет к его богатству и никогда не отнимает от него. 4Это в равной мере справедливо и для злокозненных желаний, и для истинных, поскольку разум, даже желая быть обманутым, не станет тем, что он не есть. 5Поверить, будто идеи покидают свой источник, значит призвать иллюзии стать истиной, хотя и без особого успеха. 6Ведь всякая попытка обмануть Господня Сына безуспешна.
14. Чудо становится возможным, когда причина и ее следствия сводятся вместе, а не хранятся врозь. 2Исцеление следствия без причины просто переместит его в другие формы. 3Это — не освобождение. 4Сын Божий никогда не удовольствуется меньшим, нежели полное спасение и избавление от вины. 5Иначе он всё еще требует от себя жертвы, тем самым отрицая, что всё — его и что оно не ограничено потерями какого-либо рода. 6Самая крошечная жертва равна в своих последствиях полной идее жертвенности. 7Если возможна потеря в какой угодно форме, то Божий Сын становится неполноценным и не самим собой. 8Он не узнает ни себя, ни своей воли. 9Он отрекается от своего Отца и от себя, и в своей ненависти превращает обоих во врагов.
15. Иллюзии служат той цели, с которой они созданы. 2Из этой цели черпается их мнимый смысл. 3Всем созданным иллюзиям Бог дал иную цель, которая оправдывает чудо, какую бы иллюзии ни принимали форму. 4В каждом чуде содержится всё исцеление, поскольку всем иллюзиям Господь ответил как одной. 5А что едино для Него, должно быть одним и тем же. 6Если ты видишь одно и то же разным, ты просто-напросто себя обманываешь. 7То, что бог сочетал, не разлучить. 8Царство Его едино; таким оно сотворено, таким останется навечно.
16. Чудо зовет тебя твоим исконным именем, которое ты узнаешь благодаря истине в твоей памяти. 2К тому же имени взывает и твой брат, ради его освобождения и твоего. 3Царство Небесное сияет над Сыном Божьим. 4Не отрекайся от него во имя собственной свободы. 5В каждом мгновении снова рождается Господень Сын, покуда он не выберет более не умирать. 6С каждым желанием навредить он выбирает смерть взамен того, что в воле для него его Отца. 7Ведь каждое мгновенье предлагает ему жизнь, ибо его Отец желает ему жить.
17. В распятии помещено и избавление, поскольку исцеление не нужно там, где нету ни страдания, ни боли. 2Прощение — ответ атаке любого рода. 3Таким путем атака лишается своих последствий, а ненависти дан ответ во имя любви. 4Вечная слава тебе, кому дано спасти Господня Сына от ада, и распятия, и смерти. 5Ты обладаешь этой силой, поскольку так повелел его Отец. 6В твоих руках действительно покоится спасение, чтобы его и предложить, и получить в единстве.
18. Использовать подаренную Богом силу согласно Его желанию — естественно. 2В том нет гордыни, чтобы оставаться таким, каким Он сотворил тебя, используя всё, чем Он одарил, дабы ответить на все ошибки Сына, дабы освободить его. 3А вот отказ от данной Богом силы и предпочтение ничтожного бессмысленного желания Его воле — и впрямь гордыня. 4Дар Сущего тебе не ограничен. 5Нет для него неодолимого препятствия или проблемы, неразрешимой в его милосердном свете.
19. Пребудь в покое, где Бог тебе желает быть. 2И будь тем средством, с чьей помощью твой брат найдет покой, в коем осуществятся все твои желания.3Давай объединимся, неся благословение в мир смерти и греха. 4Ведь то, что спасает каждого из нас, может спасти нас всех. 5Меж Сыновьями Божьими различий нет. 6Союз, который отрицается особостью, спасет их всех, ибо в едином нет места для особости. 7Всё, что ни есть, принадлежит любому сыну. 8Желания не разделяют брата с такими же, как он. 93абрать что-либо у кого-то, значить лишить того же самого всех остальных. 10Но и благословение одного подарит благословение всем как одному. 20. Твое исконное имя — имя всех, так же как их имена — твои. 23ови брата по имени, и Бог ответит, поскольку ты обратился к Богу. 3Разве откажет Он в ответе, когда Он уже дал ответ всем, кто к нему воззвал? 4Чудо не может изменить чего бы то ни было. Однако то, что вечно было истинным, способно сделать узнаваемым для тех, кто истины не знает, и этим малым даром позволить истине быть самой собой, Божьему Сыну — тем, что он есть, а всё творение освободить, дабы оно воззвало к имени Предвечного единым целым.
VIII. Мгновенность спасения
1. Одна твоя проблема всё еще остается нерешенной: ты видишь интервал между моментом, когда ты прощаешь и тем моментом, когда скажутся благие результаты доверия, оказанного брату. 2Это есть отражение той малости, которую ты предпочел оставить между тобой и братом, чтобы держать его с собой "чуть-чуть" раздельно. 3Ведь время и пространство — одна иллюзия, разнятся только ее формы. 4Если она спроецирована за грань твоего разума, ты о ней думаешь как о времени. 5Чем ближе она к тому, где она есть, тем больше ты воспринимаешь ее пространством.
2. Есть некий интервал, который ты хранишь между собой и братом, воспринимаемый как время, поскольку ты всё еще видишь себя снаружи от него. 2А это делает доверие невозможным. 3Ты вовсе не убежден, будто доверие способно разрешить твои проблемы именно сейчас. 4Ты полагаешь, что безопасней оставаться чуть бдительней, чуть осторожней в защите интересов, воспринимаемых тобой как разные. 5С подобным восприятием нельзя и мыслить о тех благах, которые прощение дает сейчас. 6В том интервале, что по видимости лежит между дарением и получением дара, тебе сопутствуют и жертва и потеря. 7Ты видишь конечное освобождение, но не его немедленные результаты.
3. Спасение — мгновенно. 2Если его не воспринять таким, ты станешь его бояться, веря, будто риск потери в интервале между моментом выбора спасения — целью и ощущением результатов — слишком велик. 3В подобной форме ошибка всё еще затеняет источник страха. 4Спасение стерло бы пространство между вами, позволив вам мгновенно соединиться. 5Имен-но здесь усматриваешь ты потерю. 6Не проецируй же свой страх на время, оно — тебе не враг. 7Время так же нейтрально, как и тело, за исключением назначения, которое ты видишь в нем. 8Если ты сохраняешь малое пространство между собой и братом, тебе понадобится еще немного времени, чтобы еще немного задержаться с его прощением. 9А в силу этого интервал между моментом изъятия прощения и получением его кажется опасным, а ужас в нем оправданным.
4. Однако брешь между тобой и братом может быть только в настоящем, только сейчас, ее не воспринять в будущем времени. 2Ею не пренебречь иначе как в настоящем. 3Ты не боишься будущих потерь. 4Тебя страшит немедленное единение. 5Разве же не сиюминутны твои горести? 6Будущие причины покуда не имеют следствий. 7Поэтому, объятый страхом, ты должен искать причину в настоящем. 8Лишь это и нуждается в коррекции, а вовсе не будущее состояние.
5. Все твои планы безопасности связаны с будущим, а будущее ты планировать не можешь. 2Ни цель его еще не обозначилась, ни то, чему суждено произойти, еще не получило своей причины. 3Кто в состоянии предсказывать последствия без их причины? 4Кто убоится следствий, не связывая их с причиной и не считая их гибельными сейчас! 5Вера в грех порождает страх и, как и его причина, глядит вперед или назад, не замечая того, что здесь и ныне. 6Но только здесь и ныне возможна его причина, если последствия его уже оценены как устрашающие. 7А если не замечать его причины, она устранена от исцеления и от него защищена. 8Ведь чудо всегда — сейчас. Оно — здесь, в нынешнем милосердии внутри единственного интервала времени, которым пренебрегают и страх, и грех, но который и есть единственное время.
6. Осуществлению исправлений не нужно время. 2Приятие же этого осуществления кажется занимает вечность. 3Изменение цели, внесенное в твои взаимоотношения Святым Духом, содержит в себе все последствия, которые ты увидишь. 4Можно увидеть их сейчас. 53ачем же ждать, покуда они раскроются во времени, боясь, что они могут не прийти, хотя они уже присутствуют? 6Уже отмечалось, что всё от Бога "содействует ко благу". 7Но создается впечатление, что это совсем не так. 8Бла-го в форме отчаяния довольно трудно заранее счесть благом. 9Кроме того, эта идея полностью бессмысленна.
7. Зачем добру являться в форме зла? 2Случись такое, не было бы то обманом? 3Но если уж добро вообще появится, его причина — здесь. 4Так почему же его следствия сейчас незримы? 5Отчего только в будущем? 6И ты стараешься удовольствоваться вздохом и "логикой", которых ты сейчас не понимаешь, но уж когда-нибудь поймешь. 7Тогда-то и прояснится смысл всего. 8Это не доводы; они несправедливы и явно намекают на наказание, покуда время освобождения не придет. 9С заменой цели на благую, не остается оснований для интервала, в котором должна прийти беда, с тем, чтобы когда-либо ее воспринять как благо, но нынче — только в форме боли. 10Это есть жертва "настоящим"; подобной жертвы не мог назначить Дух Святой за то, что Он дарит безвозмездно.
8. У сей иллюзии есть причина, которая, хотя и неверна, уже должна быть в твоем разуме. 2Эта иллюзия — ее единственное следствие, единственная форма, в которой воспринимается ее результат. 3Тот промежуток времени, в коем возмездие воспринимается как форма выражения "добра" есть лишь один аспект ничтожного пространства, всё еще не прощенного, лежащего меж вами.
9. Так не довольствуйся же счастьем в будущем. Оно бессмысленно, и для тебя — несправедливая награда. 3Ведь у тебя есть повод для освобождения сейчас. 4Какая польза от свободы в форме плена? 53ачем освобождению рядиться в одежды смерти? 63адержка не имеет смысла, а "доводы", согласно коим следствия нынешней причины должны сказаться в будущем, суть просто отрицание того факта, что причина и следствие должны прийти в единстве. 7Ищи освобождения не от времени, но от ничтожного пространства, всё еще разделяющего вас. 8Не позволяй ему скрываться под маской времени и таким образом сохранять себя, поскольку в измененной форме его нельзя узнать. 9Твоею стала цель Святого Духа. 10Так отчего бы Его счастью не стать твоим?
IX. Ибо они пришли...
1. Подумай, насколько свят ты, от коего Глас Божий с любовью взывает к брату, чтобы в нем пробудить тот Голос, что отвечает на твой зов! 2И как же должен быть свят он, когда в нем дремлет твое собственное спасение, соединенное с его свободой! 3Сколько бы ты ни осуждал его, Бог — в нем. 4И тебе не узнать, что равно Он — в тебе, покамест ты нападаешь на избранный Им дом, сражаешься с его Хозяином радушным. 5Будь к нему добр. 6С любовью гляди на брата, несущего в себе Христа, дабы узреть его величие, возрадоваться тому, что Рай с тобою неразлучен.
2. Так ли уж непомерна просьба о толике доверия к нему, несущему тебе Христа, чтобы тебе простились все столь дорогие сердцу твоему грехи? 2Не забывай, что тень между тобой и братом застит лик Христа и омрачает память о Предвечном. 3Разве ты обменяешь Их на исконную ненависть? 43емля, где ты стоишь — земля святая, благодаря Тем, Кто стоит на ней подле тебя, благословляя ее Своей невинностью и покоем.
3. Кровь ненависти блекнет, чтобы зазеленела вновь трава и засверкали белизной цветы на ярком солнце. 2Былое место смерти стало живым храмом в мире света. 3Благодаря Им. 4Именно Их Присутствие вновь возвело святость на ее законное место, на ее древний трон, благодаря Им, всюду возникают чудеса подобно зеленеющей траве и благоухающим цветам на истощенной, высохшей, необитаемой, выжженной ненавистью земле. 6Но всё, что натворила смерть, Они искоренили. 7Стоишь ты ныне на земле, такой святой, что Небеса склоняются, чтобы соединиться с ней и сделать ее себе подобной. 8Исчезла тень старинной ненависти, отчаяние и увядание исчезли навсегда с лица земли, куда Они пришли.
4. Что для Них сотня, тысяча или десятки тысяч лет? 2Когда Они приходят, цель времени исчерпана. 3Когда Они приходят, то, чего не было, уходит в небытие. 4Когда Они приходят, всё, на что притязала ненависть, отдано любви, свобода озаряет каждое живое существо и поднимает его в Царство Небесное, где свет становится всё лучезарней с каждым отдельным светом, вернувшимся домой. 5Неполное стало целостным, радость Небесная умножилась, поскольку им принадлежащее возвращено. Очищена кровавая земля, безумные же сбросили тоги своего безумия, чтобы соединиться с Ними на той земле, где ты стоишь.
5. Царство Небесное признательно за дар, так долго в нем отсутствовавший. 2Ибо Они пришли собрать Своих. 3Всё запертое на замки — открыто; всё отстраненное от света открыто для него, чтобы он всё заполнил и не оставил места или расстояния между Светом Царства Небесного и миром.
6. Святейшим на земле становится то место, где ненависть исконная преобразилась в нынешнюю любовь. 2Они явились тотчас в храм живой, в готовую для Них обитель. 3Святее места нет на Небесах. 4Они пришли, чтобы остаться в храме, предложенном как место Их отдохновения и твоего. Отпущен-ное ненавистью для любви становится самым блестящим светом Небесного сияния. 6И каждый свет Царства Небесного стал ярче в признательность за то, что ему возвращено.
7. Вокруг тебя парят с любовью ангелы, оберегая от мыслей, запятнанных грехом, и сохраняя свет там, куда он пришел. 2Следы твои освещают мир, ибо куда бы ты ни шел, прощение в радости идет подле тебя. 3Каждый землянин признателен тому, кто возродил его обитель, укрыв его от горестной зимы и леденящей стужи. 4Разве же Царь Небесный и Сын Его могут быть менее благодарны за то, что много больше?
8. И ныне храм живого Бога отстроен вновь хозяином радушным Тому, Кем он был сотворен. 2Там, где Он пребывает, живет и Сын Его, с Ним неразлучный. 3И вместе Они благодарят за то, что наконец Им рады. 4Там, где вздымался крест, ныне стоит Христос воскресший, и древние рубцы исцелены в Его видении. 5Древнее чудо пришло благословить и заместить исконную вражду, явившуюся убивать. 6С нежной признательностью возвращаются Отец и Сын к тому, что — Их, и будет Их вовеки. Осуществилась ныне цель Святого Духа. 8Ибо Они пришли! 9Ибо Они, наконец, пришли!
X. Конец несправедливости
1. Что же осталось упразднить для осознания Их Присутствия? 2Только одно: твой избирательный взгляд по отношению к атаке; ведь иногда ты видишь атаку справедливой, в другое время — неоправданной и неуместной. 3Считая ее несправедливой, ты видишь справедливым гневный ответ. 4Так ты по-разному воспринимаешь одно и то же. 5Подобная путаница беспредельна. 6Случись она вообще, она была бы абсолютной. 7Ее присутствие в какой угодно форме скрывает Их Присутствие. 8Их знают либо с ясностью, либо не знают вовсе. Смятенное восприятие — помеха знанию. 10Вопрос не в степени его запутанности и не в том, насколько оно мешает знанию. 11Само присутствие такого восприятия захлопывает дверь для Их Присутствия и держит Их тебе неведомыми.
2. Но что же означает восприятие атаки в какой-то ее форме как несправедливой по отношению к тебе? 2Это лишь говорит о том, что в неких формах ты признаешь атаку справедливой. 3Иначе как оценить какие-то из них несправедливыми? 4Тогда одни формы атаки наделены значением, они воспринимаются осмысленными. 5И лишь в немногих видят отсутствие смысла 6Тем самым отрицается факт бессмысленности любой атаки, равно беспочвенной, бездейственной и не имеющей последствий. Присутствие Их заслонено любой завесой, опущенной меж Их сияющей невинностью и осознанием, что это — твоя собственная невинность, равно присущая всему живому. 8Господь не лимитирует. 9То, чему есть предел, не есть Царство Небесное. 10Стало быть, это — ад.
3. Несправедливость и атака — одна ошибка, в которой они так тесно слиты, что там, где появляется одна, наверняка увидишь и другую. 2С тобой нельзя несправедливо поступить. 3Вера в обратное — просто другая форма концепции, будто кто-то другой, а не ты сам, лишил тебя чего-то. 4В проекции причины жертвы — корень всего, воспринимаемого несправедливым и незаслуженным. 5Но именно ты требуешь жертвы от себя, в глубокой несправедливости к Сыну Господню. 6У тебя нет врага, за исключением самого себя, ему же ты и вправду враг, поскольку ты его не знаешь как себя. 7Возможна ль большая несправедливость, нежели лишить его того, что он есть, отвергнуть его право быть самим собою и требовать пожертвовать твоей и твоего Отца Любовью как незаслуженной им?
4. Остерегайся искушения воспринимать себя несправедливо обойденным. 2При таком подходе ты ищешь не Их невинности, а собственной — ценой чьей-то вины. 3Возможно ли купить невинность, переложив на чужие плечи свою вину? Невинность ли желаешь ты заполучить своей атакой на него? 5Не ищешь ли ты отмщения за собственную атаку на Сына Божьего? 6Не безопаснее ли верить, что в этом ты невинен и несмотря на свою невиновность, просто пал жертвой? 7Каким бы образом ни строилась игра в вину, потеря неизбежна. 8Кто-то должен утратить свою невиновность, чтобы другой ее забрал и сделал своею собственной.
5. Ты полагаешь, будто твой брат к тебе несправедлив, уверенный, что кто-то должен быть несправедлив, чтобы другой остался невиновен. 2В этой игре ты видишь единственную цель всех своих взаимоотношений. 3Ее ты и стараешься добавить к той цели, что им уже дана. 4Цель же Святого Духа в том, чтобы Присутствие твоего святого Гостя сделать тебе известным. 5А к этой цели нечего добавить, ведь без нее бесцелен мир. 6Прибавить к этой цели или от нее отнять — значило бы лишить всякой цели мир и себя. 7Каждая мнимая несправедливость мира по отношению к тебе есть твоя собственная несправедливость по отношению к нему, ибо ты превращаешь его в мир без цели, лишенный функции, которую в нем видит Дух Святой.8 И каждому живому существу на сей земле отказано в простой справедливости.
6. Ты и представить себе не можешь, как сказывается на тебе, судящем несправедливо и видящем всё в свете своего суждения, твоя несправедливость. 2Тускнеет, становясь страшнее, мир; даже следа счастливой искры, которую несет спасение, тебе не воспринять, чтоб осветить свой путь. 3И видишь ты себя лишенным света, покинутым во тьме, несправедливо брошенным без цели в бесплодном мире. 4Мир справедлив, поскольку Дух Святой принес несправедливость к внутреннему свету, где вся она разрешена, замещена любовью и справедливостью, воспринимая где-либо несправедливость, просто скажи: 6Этим и впрямь я отрицаю Присутствие Отца и Сына. 7Я предпочту Их знать, нежели видеть несправедливость, которую своим сиянием изгоняет Их Присутствие.
Глава 27. ИСЦЕЛЕНИЕ СНА
I. Картина распятия
1. Желание быть обиженным, несправедливо обойденным, есть компромиссная попытка соединить агрессию с невинностью. 2Кому удастся совместить несовместимое, сделать единым несоединимое? 3Иди благим путем, и ты не убоишься зла, не испугаешься ночных теней. 4Но символами страхов свою стезю не осложняй, иначе ты сплетешь венец терновый, которого ни брату, ни тебе не миновать. 5Ведь распинаешь ты не одного себя. 6Если с тобою обошлись несправедливо, твой брат страдает от той же самой несправедливости, какую видишь ты. 7Нельзя пожертвовать одним собою. 8Ведь жертва абсолютна. 9Будь она вообще возможна, она включала бы в себя всё Божие творение вместе с Отцом, в жертву принесшим Своего возлюбленного Сына.
2. В твоем освобождении от жертвы проявлено его собственное освобождение. 2Но каждое свое страдание ты видишь доказательством его вины в атаке на тебя. 3И превращаешь себя в символ его утраченной невинности; одного взгляда на тебя достаточно, чтобы понять: он осужден. 4То, что по отношению к тебе несправедливо, ему, однако, поделом. Несправедливое возмездие, мучительное ныне для тебя, принадлежит ему; как только оно упокоится на нем, ты свободен. Оставь желание быть живым символом его вины, иначе сам же угодишь в расставленные для него капканы смерти. 7Однако в невиновности его ты обнаружишь собственную невиновность.
3. Всякий раз видя себя страдающим, обиженным, несправедливо обойденным или нуждающимся в чем-то, ты обвиняешь брата своего в атаке на Сына Божьего. 2Картину своего распятия ты держишь у него перед глазами, чтобы он видел свои грехи, начертанные твоею кровью и твоею смертью в Царстве Небесном и шествующие перед ним, и закрывающие перед ним ворота, и обрекающие на муки ада. 3Но всё это начертано в аду, а вовсе не в Раю, где ты недосягаем для атак, доказывая этим невиновность брата. 4Картину самого себя, ему предложенную, показываешь ты себе и вкладываешь в нее всю свою веру. 5Святой Дух побуждает тебя представить ему картину тебя иного, без боли и упрека. 6И то, что было мученичеством за его вину, становится безукоризненным свидетелем его невинности.
4. Сила свидетеля превыше веры, поскольку она приносит убежденность. 2Свидетель достоверен, ибо он отсылает за свои пределы к тому, что он представляет. 3Больной и страждущий, ты представляешь вину своего брата и шлешь свидетеля, чтобы ему напомнить про нанесенные им раны, клянясь, что за такое зло ему с тобой вовек не расквитаться. 4Эту болезненную, жалкую картину ты принимаешь, лишь бы она способствовала наказанию брата. 5Больные беспощадны к каждому, и, этот вред распространяя, они жаждут убийства. 6Смерть кажется им невеликой платой за право сказать: "Смотри, мой брат, я умираю от твоей руки". 7Ибо болезнь — свидетельство его вины, а смерть твоя докажет, что его ошибки были грехами. 8Болезнь — ни что иное, как "маленькая" смерть, форма отмщения, хотя и не сполна. 9Но говорит она с уверенностью о том, что представляет. 10Унылую и горькую картину, посланную брату, с грустью увидел ты. 11В то, что она ему показывает, ты верил, поскольку в ней говорилось о его вине, которую ты видел и любил.
5. А ныне в руки, ставшие милосердными Его прикосновением, Дух Святой помещает картину тебя совсем иного. 2Это по-прежнему картина тела, поскольку суть твою нельзя увидеть или описать. 3Но этою картиной не пользовались в агрессивных целях, и, следовательно, в ней нет ни боли, ни страданий. Она свидетельствует о вечной истине того, что тебе невозможно повредить, указывает за свои пределы на невинность твою и брата. 5Так покажи эту картину брату, пусть он увидит, что залечен каждый шрам, отерта каждая слеза в веселии и в любви. 6Увидев в той картине свое прощение, он устремится исцеленным взглядом за ее пределы, к невинности, которую узрел в тебе. 7В ней доказательство его безгрешия и подтверждение, что он не сделал ничего, поддавшись своему безумию, и что безумие его не возымело действия. 8Что не оправдан ни один его упрек к себе, и ни одна атака не коснулась его отравленным, неумолимым жалом страха.
6. Будь же свидетелем его невинности, а не вины. 2В твоем выздоровлении — его здоровье и утеха, ибо твое выздоровление доказывает фальшь иллюзий. 3Не воля к жизни, а влечение к смерти движет этим миром. 4У мира одна цель — доказать реальность вины. 5Ни одна мысль мирская, ни действие, ни чувство не побуждаются ничем иным. 6Они — свидетели, затребованные для достоверности, для убедительности той системы, от имени которой выступают. 7Каждый из них многоголосен и говорит с тобой и братом на разных языках. Однако их весть обоим вам — одна и та же. 9Убранство тела демонстрирует очарование свидетелей вины. 103аботы о теле подчеркивают бренность и эфемерность твоей жизни, ту легкость, с какою рушится всё, что ты любишь. 11Депрессия же говорит о смерти и тщетности действительной заботы о чем-либо вообще.
7. Болезнь в какой угодно форме есть самый яркий представитель такой тщеты, опора всех других, помогающий им нарисовать картину, в которой оправдан грех. 2У нездоровых есть резон для каждого из неестественных влечений и странных нужд. 3Ибо кто в этой мимолетной жизни не оценит случайных радостей? 4Какое наслаждение в ней длительно? 5Не вправе ли недужные считать, что каждый жалкий, украденный обрывок наслаждения есть плата за ничтожные их жизни? 6Их смерть расплатится за них, довольствовались ли они благами жизни или нет. 7Как жизнь свою ни проживай, ей должен наступить конец. 8Так наслаждайся ж скоротечным и эфемерным!
8. Всё это — не грехи, а лишь свидетели нелепой веры в реальность греха и смерти и в то, что невинность, заодно с грехом, находит свой конец в могиле. 2А если это так, не лучше ли стремиться к мимолетным наслаждениям, урывкам радости там, где возможно их урвать? 3Меж тем, в такой картине тело не предстает нейтральным, без цели, унаследованной в самом себе. 4Ибо оно становится символом упрека, знамением вины, последствия которой слишком очевидны, чтоб отрицать саму причину.
9. Твоя же функция состоит в показе брату безосновательности греха. 2Как тяжко, должно быть, видеть себя картиной-доказательством того, что твоей функции не суждено осуществиться! 3Картина, рисуемая Святым Духом, не обращает тело в нечто иное. Она просто лишает тело всех знаков осуждения и обвинений. 5Представшее без цели, тело не кажется здоровым или больным, хорошим или плохим. 6Нет основания судить о нем в каком-либо аспекте. 7Оно безжизненно, но не мертво. О