Б. Второе препятствие покою. Убеждение: тело ценно тем, что оно может предложить
1. Мы говорили, что первое препятствие, которое необходимо преодолеть покою — это твое желание от него избавиться. 2Покоя не желают там, где доминирует влечение к вине, второе препятствие, подстерегающее покой, тесно увязанное с первым, есть вера, будто бы тело ценно тем, что оно предлагает. 4Ибо здесь влечение к вине проявлено через тело и увидено в нем.
2. Такова ценность, которой тебя, как ты считаешь, лишит покой. 2Покой якобы отберет ее и сделает тебя бездомным. 3Поэтому-то ты и отказываешь ему в пристанище. 4Ты чувствуешь, что "жертва" непомерна для тебя. 5Но жертва ли это или освобождение? 6Что же, в действительности подарило тебе тело в оправдание твоей странной веры, будто бы в теле заключено спасение? 7Неужто ты не видишь, что это — вера в смерть? 83десь восприятие фокусируется на искуплении как на убийстве. 9Именно здесь рождается идея: любовь есть страх.
3. Гонцы Святого Духа, разосланные далеко за грани тела, призывают разум объединиться в святом союзе и обрести покой. 2Такую весть я дал им для тебя. 3Лишь нарочные страха видят тело, поскольку они в вечном поиске всего, способного страдать. 4Ужели это жертва — отделиться от способного страдать? 5Святой Дух тебя не просит пожертвовать надеждой на услады тела; у тела такой надежды нет. 6Но равно оно не в состоянии наполнить тебя страхом перед болью. 7Боль есть единственная "жертва", которой просит Дух Святой, и от которой Он тебя избавит.
4. Покой продолжен от тебя лишь к вечному, он изливается во вне от вечного в тебе. 2Всё остальное он одолевает. 3Второе препятствие покою — не плотнее первого. 4Ибо ты не желаешь ни избавляться от покоя, ни ограничивать его. 5Что же это за препятствия, которые ты вклинил между покоем и продолжением его, если не те преграды, что ты соорудил между своею волей и исполнением ее? 6Ты хочешь единения, а не разгула страха. 7Спасения, а не боли, вызванной виной. 8И ты желаешь, чтобы твой Отец, а не могильный холм из глины был твоим домом. 9С тобой в Святых взаимоотношениях — Сын твоего Отца. 10Он не утратил общения с Ним или с самим собою. пСвоим согласием на единение с братом ты подтвердишь, что так оно и есть. 12Тебе это не стоит ничего, напротив, ты освобождаешься от платы.
5. Ты дорогой ценой расплачивался за свои иллюзии, но то, что обошлось тебе так дорого, не принесло покоя. 2Не рад ли ты узнать, что жертва Небесами невозможна и равно невозможно требование жертвы от тебя? 3Такого нет препятствия, которое ты мог бы противопоставить нашему союзу, ведь я уже присутствую в твоих святых взаимоотношениях. 4Мы одолеем все преграды вместе, ведь мы стоим внутри ворот, а не снаружи. 5С какою легкостью ворота распахнутся изнутри, чтобы впустить покой, благословляющий усталый мир! 6Разве нам так уж трудно вместе преодолеть барьеры, когда ты присоединился к беспредельному? 7Конец вины — в твоих руках, чтобы его дарить. 8Ужели ты остановишься, отыскивая вину в собственном брате?
6. Позволь мне стать для тебя символом окончания вины, узри своего брата таким же, каким ты видишь меня. 2Прости мне все грехи, которые, по-твоему, Сын Божий совершил. 3И в свете твоего прощения он будет помнить, кто он такой, забыв о том, чего вовсе и не было. 4Я твоего прошу прощения, ведь если ты виновен, то должен быть виновным я. 5Но если я преодолел вину и победил мир, ты был со мною. 6Символ вины или ее кончину увидишь ты во мне, помня, что я символизирую для тебя то, что ты видишь в самом себе.
7. Из твоих святых взаимоотношений истина провозглашает истину, любовь глядит на самое себя. 2Спасение струится из внутренних глубин обители, предложенной тобою моему Отцу и мне. 3Мы вместе пребываем в ней в безмолвном единении Отца и Сына. 4Приди же, преданный святому союзу Отца и Сына в самом себе! 5И не старайся отделиться от того, что отдано тебе с признательностью за предоставление покою его обители в Раю. 6Пошли же миру радостную весть об окончании вины, и мир тебе ответит. 7Подумай о счастии, которое наступит, как только каждый засвидетельствует кончину греха, покажет, что власть греха исчезла. 8А где же вина, когда исчезла вера в грех? 9Где нынче смерть, когда умолк ее неистовый глашатай?
8. Прости же мне твои иллюзии, освободи меня от наказания за то, в чем я не виноват. 2Так, обучая свободе брата, ты познаёшь свободу, которой я учил, и тем меня освобождаешь. 3Я уже нахожусь в твоих святых взаимоотношениях, а ты всё еще меня держишь узником за кордоном препятствий, тобою установленных свободе и преграждающих мне путь к тебе. 4Но невозможно удержать снаружи Того, Кто уже внутри. 5И в Нем вполне возможно, чтобы наш союз, в котором мы уже едины, стал фокусом иного восприятия, несущего свой свет целому миру, заключенному в тебе.
А. Влечение к боли
9. Твоя роль весьма скромна — отдать Святому Духу идею жертвенности всю целиком. 2И получить покой, что Он дает взамен без каких бы то ни было ограничений, способных помешать его распространению и следовательно ограничить твое осознание покоя. 3Ведь то, что Он дает, должно продолжиться, чтобы осталась в тебе его неограниченная сила, чтобы ты пользовался ею в освобождении Сына Божьего. 4Вовсе не от покоя ты желаешь избавляться; им обладая, ты не способен положить ему предел. 5Если покой бездомен, бездомны ты и я. 6И Тот, Кто есть наш дом, бездомен вместе с нами. 7Разве этого ты желаешь? 8И разве в поисках покоя ты сделаешься вечным странником? 9Разве свою надежду на счастье и покой ты вложишь в то, что обречено на неудачу?
10. Вера в вечное всегда оправдана, ибо оно — вечное благо, в своем терпении беспредельно и целиком исполнено любви. Оно приемлет тебя всецело, дает покой. 3Однако, вечное соединится только с тем, что в тебе уже покойно и бессмертно как сам покой. 4Тело не в состоянии дать ни покоя, ни радости, ни боли, да и в смятение не приведет. 5Тело есть средство, а не цель. 6Само по себе оно не имеет цели, приемля только ту, которая ему дана. 7Тело всегда будет казаться средством достижения цели, которую ты приписал ему. 8Лишь разум устанавливает цель, лишь разум способен увидеть средство ее достижения и оправдать его использование. 9Покой или вина — вот состояния к которым стремится разум. 10И эти состояния суть обитель эмоции, вызывающей их к жизни, и следовательно совместимой с ними.
11. Задумайся, однако же, над тем, какая из эмоций совместима с тобою. 2Перед тобою свободный выбор. 3Но всё, что в нем заключено, придет с ним заодно, и то, кем ты себя считаешь, неотделимо от твоего решения. 4Тело — великий лицемер, предатель веры.5 В нем — корни разочарования и семена неверия, но лишь тогда, когда ты просишь у него то, чего оно не в силах дать. 6Разве твоя ошибка — достаточное основание для угнетенности и разочарования, для мстительной атаки на то, что, как тебе казалось, подвело тебя? 7Свою ошибку не используй для оправдания собственного неверия. 8Ты не грешил, но ошибался в том, что предано тебе. 9А исправление твоей ошибки даст тебе основание для веры.
12. В погоне за телесными усладами ты обязательно находишь боль. 2Необходимо хорошо усвоить эту взаимосвязь, ведь именно ее считает эго свидетельством греха. 3Эта взаимосвязь — вовсе не кара. Она — лишь неизбежный результат отождествления себя с телом; это отождествление и служит приглашением боли. Оно призывает страх войти и стать твоею целью. 6Влечение к вине должно прийти с ним вместе, и что бы тело, побуждаемое страхом, ни делало, всё будет сопровождаться болью. 7Тело разделит боль любой иллюзии, и иллюзия наслаждения будет тою же, что и иллюзия боли.
13. Так ли уж это неизбежно? 2Понукаемое страхом, тело следует курсом вины, служа хозяину, чье влечение к вине поддерживает иллюзию его существования. 3Тогда это и есть влечение к боли. Руководимое подобным восприятием, тело становится слугою боли, ища ее покорно и повинуясь идее, будто боль есть наслаждение. 5Именно эта идея лежит в основе страстной привязанности эго к телу. 6И эту безумную взаимосвязь эго утаивает, живя за ее счет. 7Тебя же оно учит, что наслажденье тела и есть счастье. 8А про себя нашептывает: "Оно есть смерть".
14. Должно ли тело представлять какую-либо ценность для тебя? 2Ценность того, из чего оно создано, определенно невелика. 3И так же определенно, оно бесчувственно. Оно передает те чувства, которые тебе желанны. 5Как всякое средство связи, тело получает и рассылает порученные ему вести. Оно к ним не испытывает чувств. 7Все чувства, вложенные в эти вести, принадлежат их отправителю и адресату. 8Как эго, так и Дух Святой, прекрасно понимают это и равно понимают, что отправитель и есть адресат. 9Святой Дух сообщает тебе об этом с радостью. 10А эго утаивает, поскольку не желает, чтобы ты осознал истину. иКто стал бы рассылать исполненные ненависти, злобные вести, поняв, что он их шлет самому себе? 12Кто стал бы обвинять и осуждать себя?
15. Вести эго рассылаются от тебя с уверенностью, что от них, исполненных атаки и вины, пострадает кто угодно, только не ты. 2А если ты и пострадаешь, доля другого будет много горше. 3Великий лгун прекрасно знает, что это не так, но будучи "врагом" покоя, он побуждает тебя рассылать вовне послания ненависти и таким образом освобождать себя. 4Чтоб убедить тебя в осуществимости подобного, эго побуждает тело искать боль в атаке на другого, называет боль наслаждением и предлагает ее в качестве свободы от атаки.
16. Не слушай сумасбродства эго, не верь тому, что несбыточное и есть истина. 2Не забывай, что эго посвятило тело цели — греху и вкладывает в него всю свою веру, чтобы подобное стало явью. 3Печальные служки эго поют протяжные и нескончаемые гимны телу в хвалебных одах эго. 4Каждый должен поверить, что уступить влечению вины значит избавиться от боли. 5Каждый обязан мыслить себя телом, без коего он бы тотчас же умер, но в коем его всё равно ждет смерть.
17. Приверженцам эго не дано понять, что они посвятили себя смерти. 2Свобода им дана, но ими не получена, а то, что отдано, должно быть принято, чтобы воистину быть отданным. 3Ведь и Святой Дух — средство общения; Он получает вести от Отца и отдает их Сыну. 4Подобно эго, Дух Святой — и отправитель, и адресат. 5Ведь посланное через Него, к Нему вернется, поскольку в поисках себя оно себя находит. 6Таким же образом эго находит смерть, которую оно ищет, и возвращает ее тебе.