VI. Пробуждение к избавлению
1. Нельзя не верить тому, что видишь, но в равной мере нельзя увидеть то, во что не веришь. 2Всякое восприятие построено на опыте, а опыт приводит к убеждениям. 3Покуда убеждения не укоренились, любое восприятие не стабильно. 4Как следствие, ты видишь то, во что ты веришь. 5Именно это я имел в виду, сказав: "Блаженны не видевшие и уверовавшие", ибо те, кто верует в воскресение, узрят его. 6Воскресение есть полное торжество Христа над эго: не нападением, но превосходством. 7Ибо Христос действительно поднимается над эго и всеми его деяниями и восходит к Отцу и Его Царству.
2. К чему ты выберешь присоединиться — к воскресению или же к распятию? 2Осудишь своих братьев или их освободишь? Преодолеешь ли свою тюрьму, взойдя к Отцу? 4По сути, все эти вопросы одинаковы, а потому ответ дан всем им вместе. 5Болыпая путаница существует по поводу того, что означает восприятие, поскольку это слово употребляется и для осознанности и для интерпретации ее. 6Но нету осознания без интерпретации, ибо твое осознание и есть твоя интерпретация.
3. Курс этот предельно ясен. 2Если же ты не видишь этого с предельной ясностью, то только потому, что толкуешь его превратно и следовательно в него не веришь. 3Поскольку вера определяет восприятие, ты не воспринимаешь его смысл, поэтому и не принимаешь его. Однако разный опыт ведет к различным убеждениям, а с ними к разного рода восприятию. 5Ибо восприятие приходит с убежденностью, а опыт действительно учит. 6Я веду тебя к новому опыту, который ты всё менее и менее станешь отрицать. 7Постигать Христа легко, ибо, чтобы воспринимать совместно с Ним, не нужно никаких усилий. 8Его восприятие — твое естественное осознание, и только привнесение тобою собственных искажений изнуряет тебя. 9Позволь же Христу в тебе толковать за тебя и не старайся ограничить то, что видишь, своими куцыми убогими идеями, не стоящими Сына Божьего. 10Ибо покуда Христос не вступит во владение тем, что подлинно Его, Сын Божий будет видеть себя сиротою.
4. Я есть твое воскресение и твоя жизнь. 2Ты живешь во мне, ибо ты живешь в Боге. 3И каждый живет в тебе, и ты живешь в каждом. 4Возможно ли тогда воспринимать отсутствие достоинств в брате и не воспринимать его в себе? 5Возможно ли, воспринимая это отсутствие в себе, не воспринять того же в Боге? 6Поверь же в воскресение, ибо оно свершилось и свершилось оно в тебе. 7Это истинно ныне и присно и вовеки веков, ибо воскресение есть Воля Божья, не ведающая ни времени, ни исключений. 8Только не делай исключений сам, иначе не воспримешь того, что достигнуто за тебя. 9Ведь мы восходим к Отцу вместе, как это было вчера, и сегодня, и во веки веков, ибо такова природа Божьего Сына, каким его сотворил Отец.
5. Нельзя недооценивать как силу преданности Божьего Сына, так и власть над ним чтимого им бога. 2Ибо Сын помещает себя у алтаря своего бога, будь это бог, им созданный, или же Бог, сотворивший его. 3Вот почему рабство Сына столь же абсолютно, сколь и его свобода: он станет повиноваться только богу, которого он примет. 4Бог распятия требует распятия, и почитатели его ему послушны. 5Во имя его они распинают себя, уверенные, будто сила Сына Божьего рождается от жертвенности и боли. 6Бог воскресения ничего не требует, ибо Он не желает отнимать. 7Не требует Он и послушания, ибо послушание предполагает подчинение. Он просто тебе желает постичь собственную волю и следовать ей не в духе подчинения и жертвы, но в радости свободы.
6. Воскресение должно побуждать тебя к радостной преданности, ведь воскресение — символ радости. 2Вся его побуждающая сила заключена в том факте, что воскресение тебе являет то, чем ты желаешь быть. 3Свобода оставить позади всё, что приносит боль и унижает, и пугает, не может быть навязана тебе, но может быть предложена милостью Божьей. 4И Божьей милостью ты можешь принять ее, ибо Бог милостив к Своему Сыну, принимая его безоговорочно как Своего Собственного. 5Кто же тогда твой собственный? Отец отдал тебе всех Своих, а вместе с ними Он всегда с тобою. 7Охраняй же их в их воскресении, надежно окруженный тем, что твое навечно, иначе тебе не пробудиться в Боге.
7. Ты не найдешь покоя, покуда из ладоней Сына Божьего не извлечешь последнего гвоздя, пока со лба его не уберешь последнего шипа. 2Божья Любовь окружает Его Сына, осужденного богом распятия. 3Не учи, что я умер напрасно. 4Лучше учи, что я не умер, показывая, что я жив в тебе. 5Ибо отмена распятия Божьего Сына — это работа искупления, в котором каждому отведена равноценная роль. 6Господь не судит Своего безвинного Сына. 7Могло ли быть иначе, если Он отдал ему Себя?
8. Ты самолично пригвоздил себя к кресту, сам водрузил на голову венец терновый. 2Но ты не в состоянии распять Божьего Сына, ибо не умирает Божья Воля. 3Сын Божий искуплен от своего собственного распятия, и тебе не под силу предать смерти того, кому Бог даровал жизнь вечную. 4Сон распятия еще смежает твои веки, но видимое во сне — не есть реальность. 5Покуда ты воспринимаешь Сына Божьего распятым, ты спишь. 6Покамест ты веришь, что в состоянии распять его, ты видишь дурные сны. 7Ты, начиная пробуждаться, всё еще видишь сны, всё еще их не позабыл. 83абвение снов и осознание Христа приходит с пробуждением других для соучастия в твоем избавлении.
9. Ты пробудишься по своему собственному зову, ибо Зов к пробуждению — в тебе. 2Если я жив в тебе, ты — пробужден. 3Только при этом тебе необходимо увидеть всё, что я делаю через тебя, иначе ты не почувствуешь, что то же самое я сделал и в тебе. 4Не устанавливай пределов тому, что я, по-твоему, способен сделать через тебя, иначе ты не примешь то, что я способен сделать для тебя. 5Но это уже сделано, и если ты не отдашь всего, что получил, ты не узнаешь, что твой искупитель жив и что ты пробудился вместе с ним. Искупление узнается лишь соучастием в нем.
10. Господень Сын спасен. 2Лишь это осознание неси Сыновству, и твоя роль в искуплении станет такой же ценной, как моя. 3Ибо твоя роль должна быть подобна моей, если ты учишься у меня. 4Поверив, что твоя роль ограничена, ты ограничиваешь мою роль. 5Чудеса не различаются по степени трудности, ибо равны все Божьи Чада, и равенство их — в единстве. 6Вся сила Божья — в каждой Его части, и ничто, противоречащее Его Воле, — ни велико и ни мало. 7Чего нет, то не имеет величины или размеров. 8Для Бога всё возможно. 9Христу дано подобие Отцу.
VII. Условие реальности
1. Мир, видимый тебе, не сотворен Отцом, ибо мир вовсе не таков, каким ты его видишь. 2Бог сотворил лишь вечное, а всё, что ты способен видеть, — бренно. Следовательно, должен существовать и мир иной, невидимый тебе. 4В Библии говорится о новом Небе и новой земле, но эту истину конечно не стоит понимать буквально, ибо вечное не творится заново, воспринимать по-новому значит воспринимать снова, подразумевая, что ранее или в каком-то интервале времени, ты вовсе не воспринимал. 6Что же это за мир, ожидающий твоего восприятия?
2. Каждая продиктованная любовью мысль, когда-либо принадлежавшая Господню Сыну, вечна. 2Мысли любви, которые сыновний разум воспринимает в этом мире, — единственная мирская реальность. 3Они всё еще суть восприятие, поскольку Сын еще не разуверился в собственной отчужденности. 4Но они — вечны, коль скоро они исполнены любви. 5А исполненные любви, они подобны Отцу и следовательно не умирают. 6По сути, реальный мир воспринимаем.7Для этого необходимо только желание не воспринимать ничего иного. 8Ибо воспринимая и добро, и зло, ты принимаешь и ложь, и истину, не делая различий между ними.
3. В чем-то одном эго способно увидеть благо, но никогда — во всем. 2Вот почему диапазон его восприятия так широк. 3Эго не отрицает добро всецело, ибо ты с этим никогда бы не согласился. 4Но оно всегда добавляет нечто нереальное к реальному идаким образом, смешивает иллюзии с реальностью. 5Восприятие не может быть частично истинным. 6Если ты веришь и в истину, и в иллюзии, ты не способен определить, что из них истинно. 7Чтоб утвердиться в личной автономии, ты силился творить не так, как твой Отец, веря, будто создаешь нечто, с Ним несхожее. 8Но всё, что истинно, Ему подобно. 9Восприятие одного лишь реального мира поведет тебя к реальному Раю, поскольку сделает тебя способным понять его.
4. Восприятие добра не есть знание, но отрицая антипод добра, ты получаешь возможность осознать условие, в котором не существует противоположностей. 2А это и есть условие знания. 3Без осознания этого ты не удовлетворил условий знания, и покуда ты их не выполнишь, ты не узнаешь, что знание уже твое. 4Ты создал множество идей и поместил их между собою и Творцом, а убеждения эти и есть тот мир, который ты воспринимаешь. 5Истина в нем не отсутствует, но она омрачена. 6Ты не знаешь разницы меж тем, что ты создал, и тем, что сотворил Господь, поэтому-то ты и не знаешь разницы меж тем, что ты создал и что ты сотворил. 7Верить в свою способность воспринять реальный мир — значит верить в то, что ты способен познать себя. 8Ты в силах познать Бога, поскольку в Его Воле — быть познанным. 9Реальный мир — это всё, что Святой Дух сохранил для тебя из того, что ты создал сам, и восприятие только этого и есть спасение, потому что оно есть признание: только реальность истинна.
VIII. Проблема и ее решение
1. Курс этот очень прост. 2Возможно ты считаешь, что тебе не нужен курс, который под конец провозглашает, что лишь реальность истинна. 3Но веришь ли ты этому? 4Когда ты воспримешь реальный мир, то убедишься, что этому не верил, вместе с тем быстрота, с которой твое новое и единственно реальное восприятие переведется в знание, оставит тебе лишь миг, чтобы понять: только оно и истинно. 6А после всё, тобою созданное, позабудется: хорошее и плохое, ложное и истинное. 7Ибо по мере слияния воедино Небес с землею даже реальный мир исчезнет из поля зрения. 8Кончиной мира станет не гибель его, а перенос на Небеса. 9Новое толкование мира есть переход от восприятия к знанию.
2. Библия призывает вас уподобиться малым детям. 2Дети осознают, что им неведом смысл воспринимаемого ими, поэтому они и обращаются к взрослым за разъяснениями. 3Не заблуждайся, полагая что понимаешь воспринимаемое тобой, ибо его значение утрачено для тебя. 4Однако Дух Святой сохранил для тебя смысл всего, и если ты Ему позволишь тот смысл истолковать, Он восстановит в тебе то, что ты отверг. 5Считая же смысл понятным, ты не видишь необходимости обращаться за разъяснением к Нему.
3. Тебе неведомо значение воспринимаемого тобой. 2Ни одна мысль твоя не истинна целиком. 3В признании этого — твое уверенное начало. 4Ты не был направляем ложно, ты просто отказался от какого бы то ни было наставника. Наставничество в восприятии тебе крайне необходимо, ибо ты ничего не понимаешь. 6Признайся в этом, но с этим не мирись, ведь понимание — твое наследие. 7Любому восприятию учатся, и ты не оставлен без Учителя. 8Но твое желание учиться у Него зависит от твоего желания усомниться во всем, чему ты обучил себя, ибо тот, кто учился тщетно, не должен оставаться своим собственным учителем.
4. Истину утаить возможно лишь от самого себя. 2Но Бог не откажет в Ответе, который Он дал тебе. 3Тогда проси о том, что твое, но не тобою создано, и не защищай себя от правды. 4Ты создал проблему, которую Бог разрешил. 5Тогда задай себе один простой вопрос: 6Что мне желанней: проблема или ее решение? 7И выбери решение, и станет оно твоим, ибо увидишь его, как оно есть, и осознаешь, что оно уже — твое.
5. Ты вероятно сетуешь на то, что этот курс недостаточно конкретен для понимания и пользования им. 2Но может статься, ты не выполнил его конкретных рекомендаций? 3Это не курс игры в идеи, это — курс практического применения идей. 4Что может быть конкретнее заверения в том, что, попросив, ты обязательно получишь? 5Святой Дух даст ответ на каждую конкретную проблему, покуда ты убежден в конкретности проблем. 6Его ответ одновременно един множественен, покуда ты считаешь множеством Одного. 7Его конкретность, вероятно, тебя страшит из-за того, что, как ты думаешь, она способна от тебя потребовать. 8Но только спрашивая, ты узнаешь, что Богу ничего не нужно от тебя. 9Бог дарит, Он не забирает. 10Ты отказываешься спросить, потому что веришь: спрашивать — значит отбирать, а не делиться.
6. Святой Дух даст тебе только твое, и ничего не заберет взамен. 2Ведь всё принадлежит тебе, и это всё ты разделяешь с Богом. 3Такова целокупная реальность. 4Способен ли Дух Святой, желающий исключительно твоего восстановления, истолковать неверно твой вопрос, столь необходимый для получения Его ответа? Ответ ты уже слышал, хотя превратно понял сам вопрос. 6Ты веришь, будто просить водительства Святого Духа __ значит напрашиваться на лишения.
7. Младенец Божий, ты ведь совсем не понимаешь своего Отца. 2Ты веришь в мир, который отбирает, поскольку убежден, что можно обрести отняв. 3А с этим восприятием ты потерял из виду реальный мир. 4Ты в страхе перед видимым тобою миром, однако реальный мир всё еще твой, если о нем попросишь. 5Так не отказывайся от него, ибо лишь он освободит тебя. 6То, что от Бога, не закабаляет Его Сына, которого Он сотворил свободным и чья свобода надежно защищена Его Бытием. 7Блажен ты, просящий истины Господней без страха, ибо лишь так ты постигаешь, что Его ответ — освобождение от страха.
8. Прелестное дитя Господне, ты просишь лишь о том, что я обещал. 2Разве я стану тебя обманывать? 3Царство Небесное действительно внутри тебя. 4Верь же, что истина внутри меня, ибо я знаю, что она — в тебе. 5Нет в Божьих Сыновьях того, чего б они не разделяли. 6Проси об истине любого Сына Божьего, и ты попросил о ней меня. 7Каждый из нас несет в себе ответ, чтобы отдать любому, о нем просящему.
9. Проси о чем угодно Сына Божьего, тебе ответит его Отец, ибо Христос не обманут в своем Отце, и Отец его не обманут в Нем. 2Не обманись же в своем брате и только его исполненные любви помыслы считай единственной его реальностью, ибо отказываясь признать раздвоение в его разуме, ты исцеляешь свой. 3Прими брата таким, каким приемлет его Отец, и исцели его во Христе, ибо Христос есть его исцеление и твое. 4Христос есть Божий Сын, не разлучаемый с Отцом, каждая мысль которого исполнена любви, подобно Мысли Его Отца, которой он сотворен. 5Не обманись в Господнем Сыне, иначе ты обманешься в себе. 6А обманувшись в себе, ты обманешься в своем Отце, в Коем немыслим никакой обман.
10 В реальном мире нет недуга, ибо в нем нет ни разделения, ни отчуждения. 2Только любви исполненные помыслы приемлются, а поскольку никто не оставлен без твоей помощи, Помощь Господня следует за тобой повсюду. 3Как только ты пожелаешь принять ту Помощь, попросив о Ней, ты станешь эту Помощь отдавать, ибо будешь желать Ее. 4Не будет ничего недоступного для твоей исцеляющей силы, поскольку в самой малой просьбе не будет тебе отказа. 5Какие же проблемы не исчезнут в присутствии Ответа Божьего? 6Проси тогда о постижении реальности своего брата, ведь именно ее ты станешь в нем воспринимать, и ты увидишь свою красоту, отраженную в нем.
11. Не принимай меняющихся представлений брата о нем самом, ибо его расщепленный разум есть разум твой, и ты не примешь своего исцеления без его. 2Ведь вы разделяете реальный мир так же, как разделяете Царство Небесное, и исцеление брата есть исцеление твое. 3Возлюбить себя — значит исцелить себя, но невозможно, воспринимая часть самого себя как ненужную, достичь подобной цели.4Брат мой, мы исцеляем сообща, как сообща живем и любим. 5Не обманись же в Божьем Сыне, ведь он един с самим собою и с Отцом. 6Люби его, возлюбленного своим Отцом, и ты познаешь Любовь Отца к себе.
12. Почувствовав обиду на брата своего, вырви ее жало из своих мыслей, ибо обижен ты Христом и в Нем обманут. 2Исцеляй во Христе и не усматривай обиды в Нем, ибо в Нем нет обиды. 3Если воспринимаемое обижает тебя, то ты обижен сам собою и осуждаешь Господня Сына, которого не осуждает Бог. 4По-зволь Святому Духу устранить все обиды Божьего Сына на самого себя и никого не воспринимать иначе, как через Его наставничество, ибо Он спасет тебя от всякого осуждения. 5Прими Его исцеляющую силу и пользуйся ею во имя всех, кого Он шлет к тебе, ибо Воля Его — исцелить Божьего Сына, в коем Он не обманут.
13. В младенческих фантазиях орудуют драконы, привидения, чудища; эта игра воображения рождает страх. 2Но если дети доверятся кому-то и спросят о значении воспринятого ими, если они согласны отказаться от собственных толкований в пользу реальности, то страхи их уйдут. 3Когда ребенку помогают перевести "привидение" в занавес, "чудище"— в тень, а "дракона" — в сновидение, ребенок перестает бояться и счастливо смеется над своими страхами.
14. Дитя мое, ты в страхе перед своими братьями, перед собою и своим Отцом. 2Но ты попросту обманут в них. 3Спроси Учителя Реальности про них и, слушая Его, ты тоже посмеешься над собственными страхами, и им на смену придет покой. 4Ведь страх — не атрибут реальности, он — в разуме детей, не понимающих реальность. 5Только непонимание пугает их, а научившись истинному восприятию, они перестают бояться. 6Поэтому испугавшись снова, они опять попросят об истине. 7Тебя пугает вовсе не реальность твоих братьев или Отца, или самого себя. 8Тебе неведома их суть, поэтому ты их воспринимаешь монстрами и привидениями, и драконами. 9Спроси об их реальности Того, Кому она известна, и Он тебе расскажет, кто они такие. 10Ведь ты не понимаешь их, а поскольку ты обманут тем, что видишь, тебе нужна реальность, дабы развеять твои страхи.
15. Разве не обменяешь ты свой страх на истину, если обмен свершается просто за спрос о нем? 2Ибо если Бог не обманут в тебе, ты в состоянии обмануться только в себе самом. 3Но ты способен познать истину о себе от Святого Духа, Который тебя научит: в тебе, как в части Бога, обман немыслим, воспринимая себя без самообмана, ты принимаешь реальный мир вместо ложного, тобою созданного. 53атем Господь склоняется к тебе, и сделав за тебя последний шаг, возносит тебя к Себе.
Глава 12. УЧЕБНЫЙ ПЛАН СВЯТОГО ДУХА
I. Суд Святого Духа
1. Уже неоднократно говорилось о том, чтобы ошибку не обращать в реальность, а способ исполнения этого довольно прост. 2Желая верить в ошибку, ты должен сделать ее реальной, ибо она неистинна. 3Но истина реальна сама по себе, и чтобы в нее поверить, ты ничего не должен делать. 4Пойми, что ты не реагируешь на что-то прямо, ты всегда отвечаешь на свою интерпретацию чего бы то ни было. 5И в силу этого твоя интерпретация становится оправданием для твоей реакции. 6Вот почему анализ чьих-то побуждений столь пагубен для тебя. 7Решив, что некто и вправду попытался на тебя напасть или покинуть, а то и поработить, ты ответишь так, будто он это уже сделал, тем самым превратив его ошибку в реальность для себя. 8Истолковать ошибку — значит придать ей силу, а сделав это, ты пренебрег истиной.
2. Анализ побуждений эго необычайно сложен, неоднозначен и не свободен от вмешательства твоего собственного эго. 2Весь процесс отражает явную попытку продемонстрировать твою способность понимать воспринимаемое. 3Последнее подтверждается тем, что ты относишься к своим интерпретациям так, будто они верны. 4При этом ты, вероятно, сможешь контролировать свои реакции на уровне поведения, но не на эмоциональном уровне. 5А это уже явится расщеплением или атакой на целостность твоего разума и противопоставлением одного его уровня другому.
3. Есть лишь одна интерпретация побуждений эго, имеющая некоторый смысл. 2И будучи суждением Святого Духа, она не требует от тебя никаких усилий. 3Каждая продиктованная любовью мысль — истинна. 4Всё остальное — просьба об исцелении и помощи, какую бы оно ни принимало форму. 5Разве заслуживает оправдания тот, кто отвечает гневом на мольбу о братской помощи? 6Только желание помочь будет уместным ответом брату, ибо о том и лишь о том он просит. 7А предлагая ему что-либо иное, ты посчитал себя вправе напасть на его реальность, истолковав ее себе в угоду. 8Возможно, опасность такого шага для твоего собственного разума еще не в полной мере очевидна. 9Приняв просьбу о помощи за что-то другое, ты и ответишь на нее, как на что-то совсем другое. Следовательно, твой ответ будет соответствовать не реальности, как таковой, а лишь твоей интерпретации ее.
4. Кроме твоей воображаемой потребности в атаке, нет ничего, мешающего воспринять любой призыв о помощи тем, что он есть. 2Только подобная потребность побуждает тебя к бесчисленным "сражениям" с реальностью, в которых ты отрицаешь реальную потребность в исцелении, сделав ее нереальной. 3Но ты бы так не поступал, когда бы не противился приятию реальности такою, какая она есть, и каковой ты, следовательно, себя лишаешь.
5. Послушай доброго совета и не суди о том, чего не понимаешь. 2Лично заинтересованный свидетель ненадежен, поскольку истина стала для него тем, чем он желал ей быть. 3Просьбу о помощи ты не воспринимаешь таковой, поскольку не желаешь предлагать или же принимать ту помощь. 4Не распознать просьбы о помощи — значит в ней отказать. 5Настаиваешь ли ты на том, что сам в ней не нуждаешься? 6Именно это ты и делаешь, отказываясь услышать просьбу брата, ибо только ответив на нее ты можешь сам рассчитывать на помощь. 7От-кажешь ему в помощи — и не узнаешь Божьего Ответа самому себе. 8Святому Духу твоя помощь в толковании побуждений не нужна, тебе же Его помощь необходима.
6. Лишь понимание явится уместным ответом брату. 2Ты должен благодарить его за мысли, полные любви, и за призыв о помощи, ибо то и другое способно привнести любовь в твое сознание, если ты их истинно воспримешь. 3Любое напряжение исходит от попыток не делать этого. 4Как прост тогда Господний план спасения! 5Только один ответ уместен для реального, ибо реальность не порождает конфликта. 6Есть только один Учитель реальности, Который понимает ее суть. 7Он не меняет Своих Мыслей о реальности, ибо реальность не меняется. 8И пусть твои толкования реальности бессмысленны в твоем раздвоенном состоянии, Его толкования остаются последовательно истинными. 9И Он дарует их тебе, поскольку они — для тебя. 10Не "помогай" же брату на свой лад, ведь ты не в состоянии помочь даже себе. 11Но если ты услышишь его призыв о Божьей Помощи, то распознаешь собственную нужду в Отце.
7. Твоя интерпретация нужд брата твоего есть толкование твоих собственных нужд. 2Оказывая помощь, ты о ней просишь, и восприняв в себе всего одну нужду, ты будешь исцелен. 3Ибо ты признаёшь Божий Ответ таким, каким желаешь Ему быть, и если ты Его воистину желаешь, Он будет истинно твоим. 4Каждая просьба, на которую ты отозвался во Имя Христа, всё более приближает к твоему сознанию воспоминание об Отце. 5Тогда ради своей же собственной нужды, услышь в каждой мольбе о помощи то, что она есть, дабы Господь тебе ответил.
8. Всё более и более последовательно применяя интерпретацию Святого Духа к реакциям других, ты станешь убеждаться в равной применимости Его критериев к тебе самому. 2Просто опознать страх — еще недостаточно для избавления от него, но это совершенно необходимо для уяснения потребности в подобном избавлении. 3Святой Дух всё еще должен перевести страх на язык истины. 4Если распознав страх, остаться с ним, то это будет шагом от реальности, а не по направлению к ней. 5Но мы неоднократно подчеркивали, как важно опознать страх и не скрываясь посмотреть ему в лицо. 6Теперь подумай, какой полезной для тебя окажется трактовка Святым Духом мотивов поведения других. 7Обучая тебя воспринимать в других лишь мысли, полные любви, а остальное считать мольбой о помощи, Он учит тому, что страх, сам по себе, есть зов о помощи. 8Таков, в действительности, смысл опознания страха. 9Если ты страх не ограждаешь, Он его истолкует по-иному. 10В этом и состоит конечная ценность обучения воспринимать атаку просьбой о любви. 11Мы уже знаем про неизбежную связь страха с атакой. 12Если только атака и порождает страх, и если воспринимать ее мольбой о помощи (а так оно и есть), то нереальность страха должна стать очевидной. 13Ибо страх есть призыв к любви в неосознанном признании того, что отрицалось.
9. Страх есть симптом твоего собственного глубокого чувства утраты. 2Если воспринимая его в других, ты научишься восполнять потерю, то основная причина страха устраняется. 3Тем самым ты учишь себя, что страха в тебе нет. 4Средство для устранения страха — в тебе, и ты продемонстрировал это, даря его. 5Страх и любовь — единственные доступные тебе эмоции. Одна из них — эмоция ложная, созданная отрицанием, а отрицание зависит от веры в отрицаемое для своего собственного выживания. 7Правильно интерпретируя страх как позитивное утверждение маскируемой им веры, ты разрушаешь его видимую пользу, делая его бесполезным. Неэффективная защита автоматически отбрасывается. 9Если то, что скрывалось страхом, возвысить до ясного, неоспоримого превосходства, страх потеряет всякий смысл. 10Ты отказал ему в способности скрывать любовь, что было его единственною целью. ПИ пелена, скрывающая лик любви, рассеялась.
10. Если ты видишь только любовь, которая и есть реальность мира, можно ли лучше поступить, нежели в каждой защите против нее узнать замаскированную мольбу о ней ? 2И разве существует лучший способ постичь ее реальность, нежели на просьбу о любви ответить, ею одарив? Трактовка страха Святым Духом действительно рассеивает его, ибо осознанную истину невозможно отрицать. 4Таким путем Святой Дух замещает страх любовью и переводит заблуждение в истину. 5Тем же путем и ты постигнешь от Него, как заместить твой сон о разделении фактом единства. 6Ведь разделение — всего лишь отрицание союза, и истолкованное правильно, оно свидетельствует твоему вечному знанию о том, что единство подлинно.
II. Путь помнить Бога
1. Чудеса — это просто перевод отрицания на язык истины. 2Если любить себя означает исцелить себя, больные себя не любят. 3Поэтому они и молят о любви, которая их исцелит, но в которой они себе отказывают. 43най они правду о себе, они бы не болели. 5Стало быть, задачей чудотворца становится отрицание отрицания истины. 6Недужным нужно исцелить себя, ведь истина — в них самих. 7Но коль скоро она омрачена, свет от другого разума должен прийти в их разум, поскольку он и есть их свет.
2. Свет в них самих горит всё так же ярко, безотносительно к плотности мглы, окутавшей его. 2Но мгла не застит света, покуда ты не придаёшь ей подобной силы. 3Ведь мгла только тогда и обретает силу, когда Сын Божий наделяет силой мглу. 4Он должен сам отнять ее у мрака, помня, что всякая сила — от Бога. 5Ты в состоянии об этом помнить за всё Сыновство. 6Не позволяй своему брату о том забыть, ибо его забывчивость — твоя. 7Но память твоя об этом — его память, поскольку Бога невозможно помнить в одиночку. 9Именно это ты забыл, воспринимать исцеление брата как свое собственное исцеление и есть путь помнить Бога. 10Ибо забыв Его, ты позабыл о братьях, и Божий Ответ на твое забвение и есть путь помнить о Нем.
3. Воспринимай в болезни брата иную форму просьбы о любви и предложи ему то, что, как он думает, он не способен предложить самому себе. 2Какой бы ни была болезнь, от нее есть единственное средство. 3Ты станешь целостным, восстанавливая целостность, ибо увидеть в болезни просьбу о здоровье, значит увидеть в ненависти призыв к любви. 4А дать своему брату то, чего он истинно желает, значит предложить то же самое самому себе, ибо знание брата твоего как самого себя есть Воля твоего Отца. Ответь на его просьбу о любви, и ты получишь ответ на свою просьбу. 6Исцеление — это Любовь Христова к Отцу и к Самому Себе.
4. Вспомни, что говорилось о пугающих чувственных восприятиях маленьких детей: они пугают малышей лишь потому, что те не понимают их сути. 2Если они попросят разъяснений и примут их, то страхи детские исчезнут. 3Но если дети утаят кошмары, боязнь останется при них. 4Легко помочь смущенному ребенку, ибо он признается, что суть воспринимаемого ему неведома. Однако ты уверен, что разбираешься в собственных восприятиях. 6Дитя, ты прячешь голову под плотными покровами, нагроможденными тобою на себя. 7Ты прячешь собственные страхи во тьме своей ошибочной уверенности, отказываясь открыть глаза и посмотреть на них.
5. Давай не сберегать свои кошмары, ибо они — негодные дары Христу, а следовательно и тебе. Отбрось покровы и взгляни на то, чего боишься. 3Только предчувствие страшит тебя, ибо реальность несуществующего не пугает. 4Не нужно медлить, ибо из жутких, полных ненависти снов, тебе не вызволить себя без помощи, а Помощь — рядом. 5Учись быть тихим посреди смятенья, ведь тишина — конец борьбы и странствие к покою. 6Гляди в лицо любому образу, поднявшемуся, чтобы задержать тебя, ибо цель неизбежна, поскольку она — вечна. 7Любовь как цель есть твое право; она принадлежит тебе наперекор всем снам.
6. Ты всё еще желаешь того же, что и Бог, и никакие ночные страхи не отвратят Божье дитя от его цели. 2Ведь цель твоя дана тебе Всевышним, и ты ее осуществишь, поскольку в этом — Его Воля. 3Проснись и помни свою цель, ибо на то есть твоя воля. 4Всё, что достигнуто для тебя, должно быть твоим. 5Пусть твоя ненависть не преграждает путь любви, ибо ничто не выстоит против Любви Христовой к Его Отцу или Любви Его Отца к Нему.
7. Ты вскоре меня увидишь, ибо я не скрываюсь оттого, что ты таишься. 2Я разбужу тебя так же определенно, как пробудился сам, ибо я пробудился для тебя. 3В моем воскресении — твоя свобода. 4Наша с тобою миссия — уйти от распятия, а не от спасения.5Доверься моей помощи, ведь я не шел один, и я пойду с тобою, как шел со мною наш Отец. 6Разве тебе неведомо, что с Ним я шел в покое? 7Разве не означает это, что в нашем странствии покой сопровождает нас!
8. В совершенной любви нет страха. 2Всё совершенное в тебе мы будем делать совершенным для тебя. 3Боишься ты не неизвестного, а известного. 4Ты не провалишь свою миссию, поскольку я не провалил свою. 5Дай же мне толику доверия во имя моего совершенного доверия к тебе, и вместе мы легко достигнем цели — совершенства. 6Ведь совершенство просто есть и отрицанию не подлежит. 7Отрицать отрицание совершенства легче, нежели отрицать истину, и ты убедишься в том, чего мы в состоянии достичь вместе, когда увидишь его уже достигнутым.
9. Ты, кто старательно гнал от себя любовь, успеха не добился, но выбрав избавление от страха, достигнешь своего. 2Гос-подь с тобой, а ты того не знаешь. 3Но Искупитель жив и пребывает в тебе в покое, из коего Он сотворен. 4Разве на осознание этого не обменяешь ты осознание страха? 5Когда мы одолеем страх, — не умалением и не сокрытием его, не отрицанием его значения каким угодно образом, — это и будет тем, что ты действительно увидишь. Препятствий к истинному видению не отбросить, не увидев их, ибо отбросить их — значит решить не в их пользу. 7Если ты их увидишь, судить их станет Святый Дух, а судит он по справедливости. 8Но Он не может вымести своим сиянием того, что ты скрываешь, ибо ты этого Ему не предложил, а Он у тебя ничего не отнимает.
10. Поэтому мы обращаемся к организованной, осмысленно построенной и тщательно продуманной программе, имеющей целью научить, как предлагать Святому Духу всё, чего ты не желаешь. 2Он знает, что с этим делать. 3Ты же не понимаешь, как пользоваться Его знанием. 4Из отданного Святому Духу исчезнет всё, что не от Бога. 5Но сам ты должен согласиться это увидеть, иначе Его знание останется бесполезным для тебя. 6Конечно, Он не оставит тебя без помощи, ведь помощь — Его единственная цель. 7Нет ли достойнее причины бояться видимого мира, нежели шанс увидеть причину страха и отказаться от него навечно?
III. Вклад в реальность
1. Однажды я попросил тебя продать имение свое, раздать всё бедным и идти за мною. 2Вот что при этом я имел в виду: без всякой привязанности к ценностям сего мира ты можешь бедных научить тому, где им искать свое сокровище. 3Бедные — просто те, кто сделали неверный вклад; и как же они действительно бедны! 4А раз они нуждаются, тебе дано им помочь, поскольку ведь и ты — среди них. 5Подумай, как прекрасно ты выучил бы свой урок, не пожелай ты с ними разделить их нищеты. 6Ведь бедность означает недостаточность, но существует лишь один вид недостаточности, поскольку есть всего одна потребность.
2. Положим, твой брат просит тебя настойчиво о том, чего ты делать не желаешь. 2Сама его настойчивость должна тебе сказать, что в этот шаг он верит, как в свое спасение. 3Если же ты упорно отказываешь ему в этом, и если твоя мгновенная реакция — противодействие, ты видишь свое спасение в том, чтобы не делать этого. 4Тогда ты совершаешь ту же ошибку, что и он, и делаешь его ошибку реальной для вас обоих. Настойчивость означает заинтересованность, а то, в чем ты заинтересован, связано с твоим пониманием спасения. 6Вопрос всегда в себя включает два вопроса; во-первых, что нужно спасать? 7И во-вторых — каким путем!
3. Когда ты сердишься на брата и по какой бы то ни было причине, ты веришь, что спасать необходимо эго, а средство его спасения — атака. 2Если брат нападает — ты разделяешь эту веру, а если нападаешь ты, то укрепляешь ее. 3Помни, что те, кто нападают, — бедны. 4И бедность их нуждается в дарах, а не в дальнейшем обнищании. 5Ты, кто способен им помочь, действуешь безусловно пагубно, если их бедность принимаешь как свою. 6Не будь ты заинтересован в том же самом, что и они, ты никогда не проглядел бы их нужду.
4. Опознай то, что несущественно и если братья твои просят о чем-то "безрассудном", сделай это, поскольку оно несущественно. 2Откажешься, и противостояние твое покажет, что это для тебя весьма существенно. Следовательно, только ты и сделал просьбу брата "безрассудной", поэтому-то каждая его просьба — для тебя. 4Но отчего ты так упорно отказываешь ему? 5Ведь отказывая ему, ты отрекаешься от себя и обедняешь вас обоих. Он просит о спасении, так же как и ты. бедность — от эго, а не от Бога. 8Нет "безрассудных" просьб для того, кто понимает ценное и не желает принимать ничего иного.
5. Спасение — для разума и достигается оно через покой. 2Разум — единственное, что можно спасти, и покой — единственный путь к спасению. 3Любой ответ, не продиктованный любовью, рождается смятением по поводу того, "что" и "как" спасать, и данный выше ответ — единственно возможный. 4Не потеряй его из виду, и никогда, пусть даже на мгновение, не допускай возможности иного ответа. 5Иначе ты определенно поместишь себя в среду нищих, не знающих, что они пребывают в изобилии и