VIII. Величие в сравнении с высокомерием
1. Величие — от Бога и только от Него. 2Поэтому оно — в тебе. 3Как только ты, пусть смутно, это осознаёшь, ты покидаешь эго непроизвольно, ибо в присутствии Божьего величия явной становится абсурдность эго. 4Эго, даже не понимая происшедшего, расценит перемену как нападение "врага", и постарается, обольстив тебя дарами, вернуть в лоно его собственной "защиты". 5Раздувание собственного я — вот всё, что оно может предложить. 6Высокомерие эго — его единственная альтернатива Божьему величию. 7Каков будет твой выбор?
2. Высокомерие всегда — прикрытие отчаяния. 2На него нет надежды, ибо оно нереально. 3Это попытка уравновесить твою малость, продиктованная верой в реальность твоей малости. 4Вне этой веры высокомерие бессмысленно, и было бы немыслимо его желать. 5Суть высокомерия эго — в соперничестве, ибо оно всегда сопряжено с атакой. 6Это — иллюзорная попытка превзойти, но не исправить. 7Мы уже говорили, что диапазон эмоций эго — от подозрительности до ярости. 8Эго остается подозрительным, покуда ты в отчаянии от самого себя. 9Оно становится неистовым, как только ты решаешь покончить с самоуничижением и ищешь выхода. 10Тогда оно предлагает тебе иллюзию атаки как "решения".
3. Эго не понимает разницы между величием и высокомерием, ибо не видит разницы меж чудотворными побуждениями и собственными представлениями. 2Я говорил тебе, что эго осознаёт угрозу своему существованию, но не понимает разницы между двумя принципиально различными типами угроз. Глубокое чувство уязвимости делает эго неспособным к суждению в каком-либо ином ключе, кроме атаки. 4Почувствовав угрозу, эго видит перед собою выбор: атаковать немедленно либо ретироваться с тем, чтобы напасть потом. 5Если ты примешь предложение, продиктованное его гордыней, оно нападет немедленно. 6Если же нет, то эго подождет.
4. Эго парализовано в присутствии Божьего величия, ибо величие Божье учреждает твою свободу. 2Даже слабый намек на твою реальность буквально изгоняет эго из разума, поскольку у тебя пропадает всякая заинтересованность в нем. 3Величие целиком свободно от иллюзий и, будучи реальным, оно убедительно. 4Но убедительность реальности не останется с тобою, ежели ты позволишь эго на нее напасть. Оно приложит все усилия к своему восстановлению, мобилизуя всю энергию против твоего освобождения. Оно станет убеждать тебя в твоем безумии, доказывая, что величие не может быть реальной частью тебя из-за ничтожности, в которую оно верит. 7Твое величие, однако, не иллюзорно, поскольку не тобою создано. 8Ты создал высокомерие и нынче его боишься, ибо оно — форма атаки, величие же твое от Бога, Сотворившего его Своей Любовью.
5. Побуждаемый собственным величием, ты можешь только благословлять, ибо величие — твое богатство. 2Благословляя, ты его удерживаешь в своем разуме, защищая от иллюзий и сохраняя себя в Разуме Господнем. 3Помни всегда, что ты не можешь быть нигде, кроме как в Божьем разуме. 43абыв об этом, ты придешь в отчаяние и станешь нападать.
6. Эго зависит исключительно от твоей терпимости к нему. 2Если ты пожелаешь увидеть свое величие, ты отрешишься от отчаяния и следовательно не пожелаешь эго. 3Твое величие — Божий ответ эго, ибо это — подлинное величие. 4Ничтожность и величие несовместимы, чередование их невозможно. Ничтожность и высокомерие, напротив, должны чередоваться, поскольку то и другое — не истинно, и, следовательно, они принадлежат одному уровню. 6Будучи уровнем чередований, он и переживается как чередования, а крайности — его существенная характеристика.
7. Истина и ничтожность друг друга отрицают, ибо величие есть истина. 2Истина не колеблется, извечно оставаясь истиной. 3Как только величие ускользает от тебя, ты его замещаешь чем-то, созданным тобой самим. 4Возможно, — верой в малость; возможно — верой в собственную непомерность. 5Так или иначе, не будучи истинной, вера эта безумна. 6Твое величие тебя не подведет, иллюзии — обманут непременно. ''Иллюзии и есть обман. 8Ты не способен восторжествовать, однако, ты — возвеличен. 9И в твоем возвеличенном состоянии ты ищешь себе подобных и радуешься с ними заодно.
8. Величие и высокомерие легко различимы, ибо любовь возвращаема, а гордыня — нет. 2Гордыня не приводит к чудесам и следовательно лишает тебя истинных свидетельств твоей реальности. 3Истина не заслонена и не сокрыта, а ее очевидность для тебя заключена в той радости, которую ты несешь свидетелям истины, являющим ее тебе. 4Они подтверждают твое величие, но не гордыню; гордыня не разделяема. 5Господь тебе желает узреть Его творение, ведь в этом Его радость.
9. Разве величие твое высокомерно, если Сам Бог — ему свидетель? 2А разве может быть реальным то, чему свидетельств нет? 3Какое благо приходит от гордыни? 4А если благо не приходит от нее, Святому Духу ею не воспользоваться. 5Того, что Ему не обратить в Господню Волю, не существует. 6Гордыня иллюзорна, поскольку ею замещается твое величие. 7Но то, что сотворил Господь, — незаместимо. 8Господь не целокупен без тебя, ибо Его величие целокупно, и в нем немыслимо твое отсутствие.
10. В Разуме Божьем ты незаменим. 2Никто другой в нем не займет твоего места, и покуда ты оставляешь свое извечное место пустующим, оно просто ждет твоего возвращения. 3Бог через Голос Свой тебе о нем напоминает и Самолично в нем сохраняет твои продолжения. 4Но ты о них узнаешь, только вернувшись к ним. 5Тебе не заместить ни Царства, ни себя. 6Бог, знающий тебе цену, того не пожелал и, следовательно, этого не происходит. 7Ценность твоя — в Божьем Разуме и, следовательно, не в одном твоем. 8Принятие себя таким, каким Единый сотворил тебя, не есть гордыня, а есть, напротив, отрицание ее. 9Принятие своей ничтожности и есть гордыня, предполагающая веру в то, что твоя оценка самого себя правдивее Божьей.
11 Но если неделима истина, твоя самооценка должна быть Божьей. 2Ты ценности своей не устанавливал, и ей защита не нужна. 3Ничто не в состоянии на нее напасть или же одолеть ее. Она не изменяется. 5Ценность твоя просто есть. 6Спроси Святого Духа, что она такое, и Он тебе ответит; только не бойся Его ответа, идущего от Бога. 7Это — величественный ответ, благодаря его Источнику, а в силу подлинности Источника, подлинен и Его ответ. 8Внимай Ему, не сомневаясь в том, что слышишь, ибо Бог не обманывает. 9Желает Он, чтоб веру эго в малость ты заместил Его возвышенным Ответом твоей сущности, дабы ты более в ней не сомневался, зная ее тем, что она есть.
Глава 10. ИДОЛЫ НЕДУГА
Введение
1. Ничто вне самого тебя не вызовет в тебе любовь и не повергнет в страх, поскольку вне тебя нет ничего. 2Как время, так и вечность — в твоем разуме; они останутся в конфликте до тех пор, покуда ты не воспримешь время только как средство возвращения себе вечности. 3А это недостижимо, покамест ты убежден, что всё происходящее с тобой обусловлено внешними факторами. 4Тебе необходимо осознать, что время целиком в твоих руках, и в мире нет ничего, способного снять с тебя эту ответственность. 5Только в воображении способен ты попрать законы Божьи, однако их тебе не обойти. Они учреждены для твоей защиты и также нерушимы, как нерушима твоя безопасность.
2. Кроме тебя Бог ничего не сотворил и ничего, кроме тебя, не существует, ибо ты — часть Его. 2А что еще, кроме Него, возможно? 3Вне Бога ничего не происходит, ибо вне Бога нет ничего реального. 4Твои творения добавляются к Нему, как и ты сам, но ничего не добавляется иного, ибо всё существовало всегда. 5Что опечалит тебя, кроме бренного, и разве станет бренное реальным, если единственное творение Божье — ты, и Он сотворил тебя вечным? 6Твой святой разум определяет всё, что будет происходить с тобой. 7Каждый ответ на всё воспринятое зависит от тебя, ибо твой разум определяет восприятие всего.
3. Бог не меняет Своих Мыслей о тебе, ибо не сомневается в Самом Себе. 2Всё, что Он знает, познаваемо, поскольку Он знает это не для одного Себя. 3Он сотворил тебя для Себя, но оделил тебя могуществом творить для тебя самого, чтобы ты был Ему подобен. 4Вот почему твой разум свят. 5Что может превзойти Божью Любовь? 6Тогда что может превзойти и твою волю? 7Ничто извне не в состоянии тебя коснуться, ведь пребывая в Боге, ты превосходишь абсолютно всё. 8Поверь же в это и ты поймешь, как много от тебя зависит. 9Почувствовав угрозу твоему покою, спроси себя: "Разве Бог изменил Свои Мысли обо мне?" 103атем прими Его решение, ибо оно воистину неизменно, и откажись менять свои мысли о себе. 11Решение Божье никогда не будет против тебя, иначе оно было бы против Него Самого.
I. Дома в Боге
1. Своих творений ты не знаешь просто потому, что против них направлены твои решения, покамест расщеплен твой разум; однако нападение на сотворенное тобой самим немыслимо. 2Помни, что в равной мере оно немыслимо для Бога. 33акон творения выражается в том, что ты любишь свои творения, как самого себя, поскольку они — часть тебя. 4Стало быть, всё сотворенное — в совершенной безопасности, оберегаемое Любовью Божьих законов. 5Любая часть твоего разума, не знающая этого, изгнала себя из знания, не удовлетворив его условиям. 6Кто, как не ты, на это был способен? 7Признайся в этом с радостью, ибо подобное признание есть понимание, что твое изгнание — вовсе не от Бога, а следовательно ты не в изгнании.
2. Ты дома — в Боге, видишь сон изгнания, но в силах пробудиться от него к реальности. 2Тебе ли принадлежит подобное решение? 3По собственному опыту ты знаешь, что всё во сне воспринимается реальным, пока ты спишь. 4Но с пробуждением приходит осознание: того, что виделось таким реальным, не было вовсе. 5Это тебя не удивляет, хотя во сне и нарушались законы, действующие наяву. 6Разве не мог ты просто перейти из одного сна — в другой, так и не пробудившись к реальности?
3. Станешь ли ты тратить усилия в попытке примирить происходящее в конфликтных снах или откажешься от одного и от другого сна, поняв, что реальность не согласуется ни с тем и ни с другим? 2Ты не помнишь себя наяву. 3Услышав Святого Духа, ты, вероятно, почувствуешь себя лучше, ибо любить покажется тебе возможно, но ты еще не помнишь, что когда-то оно так и было. 4А вспомнив, ты поймешь, что так оно может быть вновь, возможное еще не достигнуто. 6Что было, есть и сейчас, если оно вечно. 7И вспоминая, ты узнаешь: то, что ты помнишь — вечно, поэтому оно — сейчас.
4. Ты вспомнишь всё, как только пожелаешь того всецело, ведь если желать всецело и есть творить, то ты покончишь с разделением, и возвратишь свой разум одновременно своим творениям и своему Творцу. 2А их узнав, ты более не станешь помышлять о сне, желая только пробуждения и радости. 3И сны уже немыслимы, ибо твоим единственным желанием станет истина, и став наконец твоею волей, она — твоя.
II. Решение забыть
1. Лишь зная что-то, возможно с ним себя разъединить. Знание должно предшествовать разъединению, поэтому, вытеснение — не более, чем решение забыть. 33абытое тогда пугает, но только потому, что разъединение — это атака на истину. 4Ты в страхе по той причине, что ты забыл. 5Ты знание заместил осознанностью снов, ибо боишься собственной отъединенности, а не того, с чем ты себя разъединил. 6Когда отъединенное приемлется, оно перестает страшить.
2. Однако, отказ от размежевания с реальностью приносит много больше, нежели просто отсутствие страха. 2В этом решении заключены и радость, и покой, и слава творения. 3Так предложи Святому Духу только свое желание помнить, ибо Он сохраняет для тебя знание Сущего и самого тебя, ждущее твоего приятия. 4С радостью отринь всё, преграждающее путь воспоминанию, ибо Бог — в памяти твоей. 5Как только ты пожелаешь Его вспомнить и снова познать свою реальность, Голос Его тебе поведает, что ты — часть Его. 6Не позволяй чему-либо в сем мире задерживать твое воспоминание о Нем, ибо в воспоминании этом — знание самого себя.
3. Вспомнить — означает просто возродить для разума то, что уже в нем. 2Ты вспоминаемого не создаешь; ты снова принимаешь содержимое разума, отвергнутое им. Способность принять истину в этом мире есть, в плане восприятия, параллель творению в Царстве Небесном. 4Бог сдержит Свое обещание, если ты выполнишь свое, а возвращение Бога в обмен на возвращение твое и есть обмен восприятия на знание. 5Воля Его для тебя не знает невозможного. 6Дай только знать о своей воле Его вспомнить — и созерцай! 7Он всё тебе отдаст, ты только попроси.
4. Любой атакой ты отрицаешь самое себя. 2Ты учишь себя намеренно тому, что ты — не то, что есть. 3Твое отрицание реальности мешает принятию Божьего дара, ибо ты принял нечто другое взамен. 4Если понять, что это — всегда атака на истину, а истина есть Бог, то станет ясно, почему атака всегда сопряжена со страхом. 5А если далее ты осознаешь, что ты — часть Бога, то разберешься, почему всегда прежде всего ты нападаешь на себя.
5. Любая атака есть нападение на самого себя. Она не может быть ничем иным. 3Рожденная твоим решением быть не тем, что ты есть, она — атака на твое тождество. 4Иными словами, атака — это дорога к утрате собственного тождества, ведь нападая, ты забываешь, кто ты такой. 5А если твоя реальность и есть реальность Бога, то нападая, ты о Нем не помнишь. 6И вовсе не потому, что Он исчез, а потому, что ты намеренно решил о Нем забыть.
6. Когда б ты осознал, как это разрушительно для твоего душевного покоя, ты бы не принял столь безумного решения. 2Ты принимаешь его только потому, что всё еще уверен: оно поможет заполучить желанное. Отсюда следует, что ты желаешь нечто, отличное от душевного покоя, но еще не решил, что именно. Логический исход твоего решения предельно ясен, если ты только пожелаешь на него взглянуть. 5Приняв решение против реальности, ты бдительность свою направил против Бога и Его Царства. 6Именно эта бдительность и заставляет тебя бояться памяти о Нем.
III. Бог недуга
1. Ты не напал на Бога; воистину ты любишь Его. 2Разве под силу тебе изменить свою реальность? 3Никто не в силах погубить себя своею волей. 4Когда ты думаешь, что нападаешь на себя, то это верный признак ненависти к тому, чем ты себя считаешь. 5На это ты и нападаешь. 6То, что ты принимаешь за себя, одержимо ненавистью, и этот странный образ способен проявиться крайне пагубно. 7Но вред, им причиненный, не более реален, чем сам образ, хотя создатели идолов обычно служат им. 8Те идолы — ничто, а почитатели их — больные Божьи Сыновья. 9Господь желает вызволения их из недуга и возвращения в Свой Разум. 10Твою способность им помочь Господь не ограничит, ибо Он подарил ее тебе. иЕе не бойся, ведь в ней — твое спасение.
2. Какой еще есть Утешитель у недужных Божьих чад, если не Божья сила, явленная через тебя? 2Помни: не важно, где именно в Сыновстве принят Утешитель. Он принимается всегда для всех, и когда разум твой Его приемлет, воспоминание о Нем пробуждено во всем Сыновстве. 4Исцели своих братьев простым принятием Всевышнего за них. 5Разумы ваши не разделены, и у Единого для исцеления имеется всего один канал, ведь у Него — всего лишь один Сын. 6Узы, связующие Господа с Его детьми, объединяют их друг с другом и с Ним. Осознать это — значит их исцелить, ибо это есть осознание того, что никто не отчужден, а посему никто не болен.
3. Верить, что Божий Сын способен заболеть, значит поверить, будто часть Бога в состоянии страдать. 2В любви немыслимо страдание, ибо любовь не нападает. Следовательно воспоминание о любви несет с собой неуязвимость. 4Не принимай же сторону болезни в присутствии Господня Сына, пусть даже он и верит в нее сам, ибо твое приятие Бога в нем — признание в нем Божьей Любви, о коей он забыл. 5Твое признание его как части Бога напоминает ему истину о нем самом, которую он отрицает. 6Поддержишь ли ты в нем отрицание Бога, тем самым потеряв из поля зрения себя? 7Или напомнишь ему о его целостности и будешь помнить вместе с ним Творца?
4. Верить, что болен Божий Сын, значит чтить того же идола, коего чтит он. 2Бог сотворил любовь, а не идолопоклонство. 3Любая форма поклонения идолам — пародия на творение; ей учат больные разумы, слишком разъединенные, чтобы знать: творение разделяет силу, а не узурпирует ее. 4Болезнь есть идолопоклонство, поскольку она есть убеждение в возможности лишить тебя твоего могущества. 5Но это немыслимо, поскольку ты — часть Бога, Который и есть могущество. 6Недуж-ный бог должен быть идолом, созданным по образу, который видит в нем его создатель. 7Именно так воспринимает эго Сына Божьего: недужным богом, самосотворенным, самодостаточным, неистовым и очень уязвимым. 8Такому идолу желаешь ты служить? 9Такой ли образ станешь зорко охранять? 10Неужто ты и впрямь боишься его утратить?
5. Взгляни спокойно на логический исход системы представлений эго и рассуди, действительно ли тебе нужен подобный дар, поскольку именно его и предлагает тебе эго. 2Ради такого дара, ты готов напасть на Божественность в своих братьях и таким образом потерять из виду собственную Божественность. 3И ты готов хранить тот дар сокрытым, оберегая идола, который, как ты думаешь, предотвратит угрозу, которую он символизирует, но которой не существует.
6. В Царстве Небесном нет идолопоклонства, но есть высокая оценка всему творению Божьему благодаря спокойному знанию, что каждый — часть Его. 2Сын Божий не знает идолов, но знает Своего Отца. 33доровье в нашем мире есть параллель ценности в Царстве Небесном. 4Не достоинство свое я отдаю тебе, но свою любовь, ибо ты не ценишь себя. 5Не видя в себе ценности, ты болеешь, но твоя ценность в моих глазах способна исцелить тебя, ибо достоинство Господня Сына — едино. 6Когда я сказал: "Мир мой оставляю вам", именно это я имел в виду. 7Покой идет от Бога через меня — к тебе. Он — для тебя, хоть ты о нем, быть может, и не просишь.
7. Если твой брат болеет, то только потому, что он не просит о покое и, следовательно, не знает, что обладает им. 2Приятие покоя есть отрицание иллюзий, болезнь же и есть иллюзия. 3Но каждый Божий Сын наделен силой отказаться от иллюзий где угодно в Царстве простым и полным отрицанием их в себе. 4Я в силах исцелить тебя потому, что знаю тебя. 5Я знаю за тебя твою ценность, именно эта ценность делает тебя целокупным. 6Целокупный разум не служит идолам и не знает противоречивых законов. 7Я исцелю тебя лишь потому, что несу только одну весть, и она истинна. 8Вера твоя в нее сделает тебя целокупным, когда ты поверишь в меня.
8. Господню весть я приношу без всякого обмана, и ты это постигнешь, когда поймешь, что получаешь всегда ровно столько, сколько способен принять. 2Ты мог принять покой для всех сейчас и предложить им полную свободу от всех иллюзий, поскольку ты услышал Его Глас. 3Но не имей других богов перед лицом Его, иначе не услышишь Его. 4Бог не ревнив к богам, тобою созданным, ты к ним ревнив. 5Ты их желаешь сохранить и им служить, уверенный, что они создали тебя. 6Их ты считаешь своим отцом, поскольку проецируешь на них тот устрашающий факт, что ты их создал как замену Богу. 7Но если вдруг покажется, будто они с тобою говорят, не забывай, что Бог незаменим, и что любая Ему замена есть ничто.
9. Легко поверить, что ты боишься этого ничто, в действительности же ты ничего не боишься. 2И с этим осознанием ты исцелен. 3К какому богу ты прислушаешься, того услышишь. 4Создав бога недуга, ты оказался в состоянии его услышать. 5Но ты его не сотворил, поскольку его нет в Отцовой Воле. Следовательно, тот бог — не вечен и будет упразднен для тебя в тот самый миг, когда ты пожелаешь принять только вечное.
10. Если у Бога есть всего лишь один Сын, то значит есть всего лишь один Бог. 2Ты разделяешь с Ним реальность, ибо реальность неделима. 3Принять других богов "перед лицем Его", значит другие образы поместить перед собой. 4Ты не осознаешь, с какою преданностью внимаешь своим богам и как ревниво служишь им. Однако только почитанию и обязаны они своим существованием. Отдай же свои почести достойному, и станет твоим покой. 7Ты унаследовал покой от своего реального Отца. 8Ты не способен создать себе Отца, а созданный тобой отец не в состоянии создать тебя. 9Иллюзии не стоят почестей, ведь чтить иллюзии значит чтить ничто. 10Но и бояться их не стоит, ибо не существует ничего, рождающего страх. иТы выбрал боязнь любви, ввиду ее абсолютной безвредности, и движимый этим страхом, согласился отрешиться и от своей совершенной способности помогать и от своей совершенной Помощи. И. Только у Божьего алтаря ты обретешь покой. 2Этот алтарь — в тебе, куда его поместил Всевышний. 3Голос Его все также зовет тебя вернуться, и ты Его услышишь, когда не будет у тебя других богов "перед лицем Его". 4По сути, отрекаясь от бога недуга сам, ты отрекаешься от него и за своих братьев. 5Ибо увидев бога недуга где бы то ни было, ты его принял. 6Приняв его, ты будешь верно ему служить и поклоняться, поскольку он был создан заменой Богу. 7Недужный бог есть вера, будто ты волен выбирать, который из богов реален. 8Хотя и ясно, что это не имеет никакого отношения к реальности, не менее ясно, что выбор твой имеет прямое отношение к той реальности, какою ты ее воспринимаешь.
IV. Конец недуга
1. Всякая магия — это попытка примирить непримиримое. 2А всякая религия есть подтверждение тому, что непримиримое — не примирить. 3Недуг и совершенство несовместимы. 4И если совершенным сотворил тебя Господь, ты — совершенен. 5Пове-рив во власть недуга над собою, ты поместил других Богов перед "лицем Его". 6Бог не воюет с созданным тобой богом недуга, но ты — в раздоре с ним. 7Он — символ твоего решения против Бога, и ты его боишься, ибо его не примирить с Господней Волей. 8На это божество напав, ты сделаешь его для себя реальным. 9Но отказавшись его почтить, в каком бы месте он ни появился, в какой бы форме ни предстал, ты обращаешь его в прах, из коего он был создан.
2. Реальность озарит лишь безмятежный разум. 2Ведь она в нем — всегда, и только ожидает своего приятия, которое зависит исключительно от твоего желания ее принять. 33нание реальности предполагает готовность судить нереальность тем, что она есть. Пренебрегать ничем — значит верно о нем судить и, благодаря своей способности истинно оценить его, расстаться с ним. 53нание не сходит в разум, полный иллюзий, ведь истина с иллюзиями несовместима. 6Истина целокупна, она не познается частью разума.
3. Сыновство не воспринимается больным частично, ибо воспринимать его подобным образом — значит вовсе не воспринимать его. 2Если оно едино, оно едино во всех аспектах. Единство неделимо, воспринимая других богов, твой разум расщеплен, и ты не в состоянии ограничить расщепление, поскольку оно — знак того, что часть своего разума изъята тобой из Божьей Воли. 5А значит, эта часть — вне твоего контроля. 6Быть вне контроля значит быть вне здравого смысла: так разум становится безрассудным. 7Дав разуму неверное определение, ты и воспримешь его функционирующим неверно.
4. Законы Божьи хранят в спокойствии твой разум, ибо покой есть Божья Воля, и Его законы учреждены, чтобы поддерживать покой. 23аконы Божий — законы свободы, твои — законы кабалы. 3Поскольку свобода и неволя несовместимы, эти законы не понять совместно. 43аконы Божьи действуют только тебе во благо, и кроме них, нет никаких других. 5Всё остальное — беззаконие и, следовательно, хаос. Однако, всё Им сотворенное, Бог Самолично защитил Собственными законами. 7И неподвластного им не существует. 8//Законы хаоса" — понятие бессмысленное. 9Творение повинуется законам, а в хаосе нет смысла, ибо в нем нету Бога. 10Ты "отдал" свой покой тобой же созданным богам, но некому принять твой дар, и ты не в состоянии его отдать.
5. Ты не свободен отказаться от свободы, но можешь отрицать ее. 2Тебе не сделать того, что не было в Его намерениях, ибо того, что не в Его намерениях, не происходит. 3Боги твои не вносят хаоса; ты оделяешь их хаосом и принимаешь хаос от них. Однако ничего подобного не происходит. 5Ничего не было, кроме законов Божьих, и никогда не будет ничего, кроме Господней Воли. 6Волей Его, в согласии с Его Законами, ты сотворен, и то, как ты был сотворен, установило в тебе творца. 7А созданное тобой самим — настолько недостойно тебя, что увидав его тем, что оно есть, ты вряд ли пожелаешь его. 8Ты просто не увидишь ничего. 9И твое видение невольно устремится мимо него, к тому, что в тебе и всюду вокруг тебя. 10Реальность не в силах пробиться через нагроможденные тобой препоны, но она полностью окутает тебя, как только ты откажешься от них.
6. Когда ты ощутишь защиту Божью, создание идолов окажется немыслимым. 2В Разуме Божьем нет нелепых образов, а чего нет в Господнем Разуме, нет и в твоем, ведь разум ваш един и этот разум принадлежит Ему. 3Он — твой, поскольку он принадлежит Ему, ведь для Него владеть — значит делиться. 4А ежели так оно для Него, то оно так и для тебя. 5Его определения и есть Его законы, ибо в согласии с ними Он утвердил вселенную такою, какая она есть. 6Ложные боги, которых ты стремишься вклинить между собою и реальностью, не в силах коснуться истины. 7Покой принадлежит тебе, поскольку ты Предвечным сотворен.8 Он ничего иного не сотворил.
7. Чудо есть акт Божьего Сына, отмежевавшегося от ложных своих богов и призывающего своих братьев сделать то же. 2Сей акт есть акт доверия, поскольку в нем — признание, что и твой брат на то способен. 3Тот акт — призыв к Святому Духу в разуме его брата, поддержанный единением. 4Поскольку чудотворец услышал Божий Глас, он укрепляет Его звучание в недужном брате, ослабив веру брата своего в болезнь, сам этой веры не разделяя. Могуществом одного разума осиян другой, ибо каждый светильник Божий зажжен одной и той же искрой. Она — повсюду и навечно.
8. Во многих и осталась только искра, ибо Великие Лучи омрачены. 2Но Бог хранил искру живою, чтоб не забылись полностью Лучи. 3Увидев даже малую искру, познаешь ты великий свет, ибо Лучи невидимые не исчезли. 4Восприятие искры исцелит, но знание света будет творить. 5В обратной дороге к Богу надо признать сначала малый свет, ведь разделение было удалением от величия к ничтожности. 6Искра, однако, и поныне чиста, как чист великий свет, поскольку она есть остающийся призыв творения. 7Вложи в нее всю свою веру, и Сам Всевышний тебе ответит.
V. Отрицание Бога
1. Весьма нелепы и на редкость требовательны ритуалы бога недуга. 2В них нету места радости, поскольку угнетенность есть символ преданности такому божеству. 3Депрессия означает отказ от Бога. 4Многие страшатся богохульства, однако не понимают его смысла. 5До их сознания не дошло, что отрицая Бога, они отрицают собственное Тождество и что в этом смысле "возмездие за грех есть смерть". 6И это в буквальном смысле: отрицанием жизни воспринимается ее противоположность, замещающая, подобно всем формам отрицания, то, что есть, тем, чего нет. 7В действительности, никто на это не способен, но твоя вера в обратное — вне всякого сомнения.
2. Не забывай, однако, что отрицание Бога неминуемо ведет к проекции, и ты поверишь, что другие, а не ты, повинны в этом. 2Ты получаешь ту же весть, которую послал, поскольку эту весть ты и желаешь получить. 3Ты склонен верить, что судишь своих братьев на основании полученных от них вестей; однако ты их судил по тем вестям, что были посланы тобою. 4Свой собственный отказ от радости не возлагай на них, иначе не увидишь в них искру, тебе же самому несущую отраду. 5Лишь отрицание искры ведет к депрессии, ибо увидев своих братьев без искры, ты отрицаешь Бога.
3. Преданность отрицанию Бога — религия эго. 2Бог недуга естественно требует отрицания здоровья — прямой угрозы его выживанию. 3Теперь подумай, что это значит. 4Не будучи больным, ты не сумеешь сохранить тобою созданных богов, ведь только нездоровым они желанны. 5Богохульство тогда есть разрушение собственного я, а вовсе не Бога. 6Имеется в виду, что ты согласен не знать самое себя, лишь бы остаться нездоровым. 7Такого подношения требует твой бог, ибо, рожденный твоим безумием, он сам — безумная идея. 8Он предстает во множестве обличий; но несмотря на всё многообразие, он есть всего лишь одна идея — идея отрицания Бога.
4. Кажется, вопреки Господней воле, болезнь и смерть всё же приходят в разум Сына. 2"Атака на Бога" заставила Сына считать себя сиротой, и, движимый своей депрессией, он создал бога депрессии. 3Такой была его альтернатива радости из-за нежелания принять тот факт, что, даже будучи творцом, он сам был сотворен. Однако Сын беспомощен без своего Отца, Кто есть ему единственная Помощь.
5. Я ранее говорил, что "сам от себя" ты ничего не можешь сделать, но ты — не от себя. 2Иначе тобою сделанное стало бы истиной, а избавление — невозможным. 3Именно потому, что ты себя не создал, сердце твое да не смущается ничем. 4Боги твои — ничто, ибо Отец твой их не сотворил. 5Создать творцов, несхожих с твоим Творцом, способен ты не более, чем Он способен создать Сына, несхожего с Ним Самим. 6Если творение есть соучастие, оно творит только подобное себе. Оно способно поделиться только тем, что оно есть. 8Депрессия есть изоляция, поэтому она и не была сотворена.
6. Сын Божий, ты не согрешил, ты просто глубоко ошибся. Однако, это поправимо, и Бог тебе поможет, зная, что ты не согрешил против Него. 3Ты от Него отказывался, Его любя и понимая, что если ты признаешь свою любовь к Нему, то никогда уже не отречешься от Него. Следовательно твое отрицание Его означает, что ты любишь Его и знаешь: Он любит тебя. 5Помни: то, что ты отрицаешь, должно быть, ты когда-то знал. 6И если ты принимаешь отрицание, то можешь принять и отмену его.
7. Отец твой не отказывался от тебя. 2И Он тебе не мстит, а лишь зовет вернуться. 3Когда ты думаешь, что Он не отвечает на твой зов, значит ты не ответил Ему на Его зов. 4К тебе взывает Он из каждой части Сыновства, движимый любовью к Своему Единственному Сыну. 5Если ты слышишь Его весть, значит Он тебе ответил, и ты постигнешь Его весть, если услышал верно. 6Божья Любовь — во всем, Им сотворенном, ведь Сын Его — повсюду. 7Гляди в покое на своих братьев, и поспешит Предвечный в твое сердце из благодарности за твой дар Ему.
8. Не обращай же взор к богу недуга, а обратись за исцелением к Богу любви, ведь исцеление — это признание Его. Признав Его, поймешь, что Он признавал тебя всегда и что в Его признании — всё твое бытие. 3Ты не способен ни заболеть, ни умереть. 4Но ты способен спутать себя с тем, что и болеет, и умирает. 5Помни тогда, что это — богохульство, ибо так поступая, ты смотришь без любви на Бога и на Его творение, с которым Он неразлучен.
9. Любить возможно только вечное, ибо любовь не умирает. 2То что от Бога — Ему принадлежит навечно, а ты — от Бога. 3Разве Господь позволил бы Себе страдать? 4Разве Он предложил бы Сыну неприемлемое для Него Самого? 5Приняв себя таким, каким тебя Всевышний сотворил, ты станешь неуязвимым для страданий. 6Для этого, однако, тебе необходимо признать в Нем своего Творца. 7И вовсе не потому, что иначе грядет неминуемая кара. 8А просто потому, что в признании Отца лежит признание себя таким, каков ты есть. 9Отец твой сотворил тебя безгрешным, не знающим ни горестей, ни мук. 10Его отвергнув, ты привносишь страдания и боль, и грех в свой разум, благодаря той силе, которой Он наделил его. 11Твой разум способен творить миры, но равно он способен и отречься от сотворенного благодаря своей свободе.
10. Ты не осознаешь, до какой степени отрицаешь самое себя и до какой степени Бог в Его Любви к тебе не желает этого. Однако Он не препятствовал тебе, ибо не знал бы Сына Своего, не будь тот полностью свободен. Препятствовать тебе значило бы напасть на Самое Себя, а Бог не безрассуден. 4Безумен ты, отрекшийся от Бога. 5Угодно ли тебе, чтобы Он разделил с тобой твое безумие? 6Бог никогда не перестанет любить Своего Сына, и Сын Его не перестанет любить Отца. 7Таким было условие сотворения Его Сына, запечатленное навсегда в Разуме Божьем. 83нать это — здравомыслие. 9А отрицать — безумие. 10Бог отдал Себя тебе при сотворении твоем, и дар Господень вечен. Откажешь ли ты Ему в себе?
11. Твоими дарами Богу возродится Царство Его для Его Сына. 2Сын Божий изъял себя из Отцова дара своим отказом принять и сотворенное для него Отцом, и сотворенное им самим во Имя своего Отца. 3Царство Небесное, сотворенное обителью Господня Сына, ждет его возвращения. 4А более ты нигде, ни при каких условиях — не дома. 5Так не отказывай себе в той радости, что для тебя сотворена, ради несчастий, тобою созданных. 6Господь дал тебе средство отмены всего созданного тобой. 7Внимай, и ты постигнешь, как помнить, кто ты такой.
12. Если Бог знает своих детей всецело безгреховными, то восприятие их виновными есть богохульство. 2Если Бог знает Своих детей свободными от боли, то богохульство — воспринимать страдание где бы то ни было. 3Если Бог знает Своих детей всецело в радости, то богохульство — быть угнетенным. 4Все перечисленные иллюзии вкупе с другими формами, в которые способно облечься богохульство, суть отказ принять творение тем, что оно есть. 5Если Бог сотворил Своего Сына совершенным, таким и нужно учиться его видеть, чтобы постичь его реальность. 6Тебе необходимо увидеть себя частью Сыновства, чтобы постичь свою реальность.
13. Воспринимая то, чего не сотворил Единый, ты Его отвергаешь. 2Его — единственно возможное Отцовство, и оно — твое, поскольку Он подарил его тебе. 3Твои дары самому себе — бессмысленны, однако твои дары своим творениям подобны Его дарам, поскольку они отданы во Имя Его. 4Вот почему твои творения реальны в той же мере, что и Божьи. 5Но чтобы знать реальность Сына, необходимо установить реальное Отцовство. 6Ты убежден, будто твои болезненные создания и есть твои реальные творения, поскольку веришь, что воспринимаемые тобою болезненные образы и есть Господни сыновья. 7Только приняв Отцовство Бога, ты можешь чем-то обладать, поскольку Его Отцовство одарило тебя всем. 8Вот почему отрицать Его — значит отрицать себя.
14. Высокомерие есть отрицание любви, ибо любовь делится всем, высокомерие — отбирает. 2Покуда то и другое тебе угодно, концепция выбора, не исходящая от Бога, останется с тобой. 3Хоть это и не истинно в вечности, оно истинно во времени, поэтому покуда время длится в твоем разуме, всегда возможен выбор. 4Время само по себе есть тэой выбор. 5Желая помнить вечность, ты должен видеть только вечное. 6Позволив себе озабоченность временным, ты будешь жить во времени. 7И как всегда, твой выбор определится тем, что ты ценишь. 8Время и вечность не могут вместе быть реальными, так как о<