Совершенная Церковь, описанная Павлом
В послании к Ефесянам, Павел описывает, какимобразом Церковь придет в полное совершенство и как будет выглядеть совершившись. В Ефесянам 1:22-23. он говорит, что Церковь есть Тело Христово, и что Христос превыше всего и является естественной и единственной главой Тела. Затем, в главе 4, Павел перечисляет главные служения, данные Христом Церкви и называет их цель: И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова. (Ефесянам 4:11-13)
В стихе 11 перечислены пять главных служений в Церкви: Апостолы, пророки. Евангелисты, пастыри, учителя. Стих 12 говорит нам о цели этих служений: для созиданияТела Христова. Стих 13 указывает на четыре признака совершенного Тела. Более точно его можно перевести так: “Пока все придем в единство веры и познания Сына Божьего, во взрослое состояние, в ту меру возраста, которая представляет Христа во всей Его полноте”.
Слишком часто мы полагаем, что Церковь занимает некое статическое положение. Это неверно! Церковь находится в процессе роста и развития. Начальное слово стиха 13 “доколе” указывает на то, что мы движемся по направлению к определенной цели. Это подтверждается выражением “в единство веры”. Мы еще не достигли единства веры. Достаточно одного взгляда на множество различных групп и деноминации вокруг нас, чтобы убедиться в этом. Но мы движемся по направлению к единству. Наступает время, когда все истинные христиане объединятся в одной вере.
Путь, который ведет к единству, обозначен Павлом в следующий фразе “познание Сына Божия”. Центром всех учений Нового Завета является личность и дело Христа. В центре учения о спасении - Спаситель; учения об исцелении - Исцелитель; учения об освящении - Освящающий. И так далее, по отношению ко всем великим учениям христианства. Истинное и полное выражение каждой доктрины 'заключается в личности и деле Христа. История показала, что христиане никогда не достигнут единства посредством абстрактного обсуждения доктрин. Но если христиане согласятся в желании познать Сына Божьего в Его полноте, а также предоставить Ему надлежащее место в их жизни и их Церквях, тогда все различные учения христианства сойдутся в одном целом, в Нем, подобно тому, как спицы колеса сходятся в ступице. Поэтому “путь в единство веры” только через “познание Сына Божьего”.
Это ведет Церковь к положению также “мужа совершенного”. Церковь возрастает в меру зрелости. Достигшая полного возраста, она будет способна представить Христа во всей Его полноте. Церковь станет в прямом смысле слова воплощением Христа на земле. Она будет сочетать в себе осуществление Божьих целей для Тела Христова, то есть явление совершеннейшего откровения Христа. Наделенная всякой благодатью, всяким даром, всяким служением, эта завершенная Церковь представит Христа законченным образом.
В Послании к Ефесянам, в. 5 главе, Павел дополняет картину Церкви к концу века. Он уже представил Церковь, как Тело Христа. Здесь же он изображает Церковь, как Христову невесту, сопоставляя отношения Христа с Его Церковью, с отношениями мужа и жены:
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова... (Ефесянам 5:25-26)
В этих стихах, Павел представляет Христа в двух аспектах: во-первых, как Искупителя, во-вторых, как Очищающего. Средство искупления - Кровь Христа. Средство очищения - Слово Божие. Христос вначале искупил Церковь Своею Кровию, пролитой на кресте, чтобы затем очистить ее Своим Словом. Очищающее действие Слова Божьего сравнивается с банею водной. Чтобы сделать Церковь совершенной во Христе, требуются оба эти принципа.
Это согласуется с понятием о Христе, данном нам в 1 Иоанна, 5:6: “Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию (и Духом), не водою только, но водою и кровию; иДух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина”.
Посредством Крови, пролитой на кресте, Христос явился Искупителем Церкви. Посредством же чистой воды Слова Божьего, Он очистил Церковь. И Святой Дух свидетельствует об этих двух аспектах Христова служения. В сегодняшнем излиянии “позднего дождя”. Святой Дух, Своей Божественной властью, с новой силой выделяет эти два служения, предоставленные Богом в распоряжение Церкви: искупление Христовой Кровью и очищение Словом Божьим. И то и другое в равной мере необходимо для усовершения Церкви.
В Ефесянам 5:27 Павел продолжает описание Церкви, усовершившейся в результате этого двойного служения Христа: v Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна”.
Первой и самой главной чертой Церкви, как она здесь описана, является ее слава. Можно сказать, что вся она будет проникнута и исполнена славой Божией. Слово “слава” указывает на личное присутствие Бога, ощутимое для человеческих чувств. После освобождения Израиля из Египта, эта слава, приняв форму облака, осеняла скинию в пустыне, и заполняла собой и освящала Святое-святых в скинии. Подобным образом совершенная Церковь также будет осенена, наполнена и освящена явлением славы Божьей. В результате, она станет святой Церковью без пятна и порока.
Церковь, изображенная Павлом в Послании к Ефесянам, явится осуществлением молитвы, которую Христос вознес Отцу за Своих учеников в Иоанна 17:22: “И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино”. Именно слава явится окончательным осуществлением единства Церкви. И, наоборот, только единая Церковь сможет явить славу Божью. В предыдущем стихе Иисус говорит “да уверует мир”, а в последующем стихе Он говорит “да познает мир”. Единая, славная Церковь будет свидетелем о Христе для всего мира.
Соединив картину Церкви, нарисованную Павлом в Ефесянам 4:13 с той, о которой он говорит в Ефесянам 5:27, мы получим семь признаков, отличающие Церковь конца этого века:
1. Церковь придет к единству веры.
2. Церковь признает своей Главой Христа во всех аспектах Его личности и дела.
3. Церковь достигнет полного возраста.
4. Совершенная Церковь явит миру Христа в Его полноте.
5. Церковь будет проникнута и исполнена славой Божьей.
6. Церковь будет Святой.
7. Церковь будет без пятна и порока.
Из этих 7 признаков, первые 4 описывают Церковь, как совершенное Тело Христа, последние же три признака характеризуют Церковь, как совершенную Христову невесту.