Пользы, извлекаемые из этой Коранической истории
Пользы, касательно вероубеждения:
– Несмотря на удивительную историю этих юношей, она не является самым удивительным из всех знамений Аллаха. Напротив, еще более удивительным является сотворение небес и земли, а также той красоты, что есть в них. То, как эти творения со временем угаснут и потеряют жизнь, что указывает на Всемогущество Творца. По этой причине Всевышний Аллах перед тем, как упомянуть историю юношей пещеры, сказал: «Воистину, все, что есть на земле, Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше. Воистину, все, что есть на земле, Мы превратим в безжизненный песок. Или же ты решил, что люди пещеры и ракыма были самым удивительным среди Наших знамений?» (аль-Кахф 18: 7-9).
– Указание на величие и всемогущество Аллаха, который на примере этих юношей показал, что совершает то, что пожелает из числа сверхъестественных вещей. И в этом также пример тому, что Аллах способен воскресить и умерших, ибо ничто не мешает Ему воскресить умерших подобно тому, как он пробудил спящих спустя более, чем триста лет. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/131, “Адуаъ аль-баян” 4/34.
На их примере Аллах показал людям, что Его обещание – истина и что Час Судный настанет без сомнения, сказав: «Таким образом, Мы дали знать о них людям для того, чтобы они узнали, что обещание Аллаха есть истина и что в Часе невозможно усомниться»(аль-Кахф 18: 10).
– Указание на увеличение и уменьшение веры, о чем свидетельствуют слова Аллаха: «Мы увеличили их приверженность прямому пути» (аль-Кахф 18: 13).
Данный аят многие имамы, в числе которых и аль-Бухари, использовали в качестве довода на то, что вера увеличивается и уменьшается. Имам аш-Шафи’и сказал, приведя этот аят: “Если бы вера была одной составляющей, не подвергаясь ни увеличению ее степени, ни уменьшению, то не было бы ни у кого из верующих превосходства, все люди уровнялись, и потеряло бы смысл превосходство. Однако, по причине полноценной веры люди войдут в Рай, и по причине высокой веры верующие будут превосходить друг друга степенями в Раю”. аль-Байхакъи в “Манакъиб аш-Шафи’и” 1/393.
Также и имам ат-Табари в толковании слов: «Мы увеличили их приверженность прямому пути», сказал: “Т.е. Мы добавили к их вере в Господа еще веру, а также знание об их религии”. См. “Тафсир ат-Табари” 15/179.
– Многобожие является величайшей из несправедливостей и ослушаний Аллаха, и об этом слова: «Этот наш народ стал поклоняться вместо Него другим божествам. Почему же они не приводят в пользу этого ясного довода? Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха?» (аль-Кахф 18: 15).
А также в этом указание на важность несогласия и порицания проявлений неверия и прочих грехов.
– Руководство и прямой путь – только от Аллаха, однако люди используют причины для этого. Об этом слова Аллаха: «Тот, кого Аллах ведет прямым путем, следует прямым путем. Тому же, кого Он вводит в заблуждение, ты не найдешь ни покровителя, ни наставника» (аль-Кахф 18: 17).
Шейх Мухаммад Амин аш-Шинкыти сказал: “Из этого аята и подобных ему извлекается несостоятельность позиции къадаритов, которая выражалась в том, что раб совершает благие или плохие дела независимо от желания Господа, однако по своему собственному желанию. Свят Аллах и превыше того, чтобы в Его царстве что-либо происходило без Его желания!” См. “Адуаъ аль-баян” 4/54.
Также в этом аяте указание на то, что прямой путь только от Аллаха, а не заслуга самого человека, ибо никто не сможет идти по нему самостоятельно.
– В этой истории указание на то, что люди могут уверовать с дозволения Аллаха, несмотря на то, что находятся среди неверного общества и тиранов, тогда как с другой стороны есть люди, которые проживают в обществе верующих, но, тем не менее, являются неверными.
– Всевышний Аллах сказал: «Мы укрепили их сердца, когда они встали и сказали: «Господь наш – Господь небес и земли! Мы не станем взывать к другим божествам помимо Него» (аль-Кахф 18: 14).
В этом указание на то, что через веру в господство Аллаха и Его единство в управлении вселенной (таухид ар-рубубия) человек приходит к поклонению Ему Одному (таухид аль-улюхия). Рассказывая о пророке Ибрахиме (мир ему), Всевышний Аллах сказал: «Так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, дабы он стал одним из убежденных. Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: “Вот мой Господь!” Когда же она закатилась, он сказал: “Я не люблю тех, кто закатывается”. Когда он увидел восходящую луну, то сказал: “Вот мой Господь!” Когда же она закатилась, он сказал: “Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я стану одним из заблудших людей”. Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: “Вот мой Господь! Оно больше других”. Когда же оно зашло, он сказал: “О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи. Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!”» (аль-Ан’ам 6: 75-79).
– Запрет говорить о сокровенных вещах, кроме как на основании откровения, и об этом слова Аллаха: «Одни говорят, что их было трое, а четвертой была собака. Другие говорят, что их было пятеро, а шестой была собака. Так они пытаются угадать сокровенное»(аль-Кахф 18: 22).
– Указание на то, что порицается избирать могилы местами для мечетей. И об этом слова Аллаха: «Но вот они стали спорить о них и сказали: “Воздвигните над ними строение. Их Господу лучше знать о них”. А те, которые отстояли свое мнение, сказали: “Мы непременно воздвигнем над ними мечеть”»(аль-Кахф 18: 21).
Несмотря на то, что некоторые посчитали этот аят доводом в пользу дозволенности подобного, на самом деле довод в аяте совершенно в обратном. Хафиз Ибн Раджаб об этом аяте говорил: “Аллах указал, что избрание мест могил в качестве мечетей из числа деяний людей, которые отстояли свое мнение. Это дает понять, что причина подобного была в их упорстве, подчинении и следовании страсти. И подобное не является из деяний обладателей знания и достоинства, которые следуют тому руководству, что ниспослал Аллах Своему посланнику (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Фатхуль-Бари” 2/398.
Более того, даже если бы в предыдущих общинах было дозволенным строить мечети над могилами, в нашем шариате это является запретным. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Умм Хабиба и Умм Салама как-то рассказывали о церкви, которую они видели в Эфиопии, расписанную различными изображениями. Они рассказали об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал:«Поистине, когда какой-нибудь праведный человек из них умирает, они строят у его могилы храм для поклонения, расписывая его подобными изображениями. В День воскрешения такие люди окажутся наихудшими созданиями пред Аллахом!»” аль-Бухари 427, Муслим 528.
К тому же в этом аяте никак не может быть довода на дозволенность этого, поскольку ни в Коране, ни в рассказанной истории Ибн ‘Аббасом не говорится, что эти юноши умерли в этой пещере или были похоронены там.
– Аллах говорит о Себе «Мы» во множественном числе в возвеличенной форме, как слова:«Мы расскажем тебе их историю правдиво» (аль-Кахф 18: 13).
– В мире этом все действует согласно установленным Аллахом законам и причинам, и, несмотря на то, что Аллах способен был оберечь этих юношей без причин, он сделал это посредством упомянутых причин: «Ты увидел бы, что солнце на восходе уклонялось от их пещеры вправо, а на закате отворачивалось от них влево. Они же находились в середине пещеры… Мы переворачивали их то на правый бок, то на левый» (аль-Кахф 18: 17-18).
Имам-муджахид аль-Караджи аль-Къассаб относительно этих аятов сказал: “В этом содержится довод на создание причин и опровержение невежественным суфиям касательно их заявления, что использование причин для достижения удела является недостатком в уповании на Аллаха. Это без сомнения является грубой ошибкой. Разве они не видят, что Всевышний Аллах был в состоянии избавить этих юношей от страданий, не переворачивая их с бока на бок?! Разве они станут заявлять, горе им, что их переворачивание с боку на бок является недостатком в Его могуществе?! Или же они откажутся от своих заявлений и поймут, что Аллах Всевышний сделав длительное лежание на боку причиной для постижения боли переворачивал их на другой бок, чтобы избавить их от этого, что Он сделал причиной для них и других”. См. “Нукат аль-Къуран” 2/186.
Пользы, касательно манхаджа:
– В этой истории содержится побуждение стремиться к истине и приобретать полезное знание, особенно связанное с вероубеждением. Ведь Аллах по причине стремления этих людей к истине открыл им ее, как на это указывают слова Всевышнего: «Это были юноши, которые уверовали в своего Господа, и Мы увеличили их приверженность прямому пути. Мы укрепили их сердца» (аль-Кахф 18: 13:14).
– В ней также указание на то, что молодые люди стремятся к истине больше других. Хафиз Ибн Касир о словах Аллаха: «Это были юноши, которые уверовали в своего Господа» (аль-Кахф 18: 13), сказал:“Всевышний Аллах упомянул о том, что эти люди были юношами, поскольку молодые сильнее принимают истину и следуют руководству, нежели пожилые люди, которые погрязли в приверженности ложной религии. По этой причине больше всех ответили на призыв Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) именно молодые”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/138.
– В этой истории указание на то, что стремящемуся к истине следует обращаться к Аллаху с мольбой о помощи и поддержке. Ведь эти юноши говорили: «Господь наш! Даруй нам от Себя милость и веди нас в нашем деле прямым путем» (аль-Кахф 18: 10).
﴿ رَبَّنَا آتِنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً وَهَيِّئْ لَنَا مِنْ أَمْرِنَا رَشَداً ﴾
– Также в этой истории содержится указание на важность отдаления от мест искушения для религии, и переселении для сохранения своей веры. А что касается тех, кто посчитал, что в этом аяте указание на желательность уединяться и избегать людей в любом случае, то это ошибка, поскольку отдаляться от людей и избегать их следует только при необходимости, как для спасения своей веры и т.п. См. “Махасин ат-тауиль” 11/4030.
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Верующий, который поддерживает общение с людьми и терпеливо сносит их обиды, лучше такого верующего, который не общается с людьми и не сносит их обид». аль-Бухари в “аль-Адаб аль-Муфрад” 388, ат-Тирмизи 2507, Ибн Маджах 4032. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6651.
– Указание на важность не подражать в религии слепо никому, будь это твой народ или предки. В этой истории мы видим, как сильно эти юноши стремились к истине, и как они оставили слепое следование тому, на чем был их народ, поклонявшийся идолам. И Всевышний Аллах озарил их души светом веры и указал на прямой путь счастья, который состоит в Единобожии! Об этом слова Аллаха: «Это были юноши, которые уверовали в своего Господа, и Мы увеличили их приверженность прямому пути» (аль-Кахф 18: 13).
– Также в этой истории указание на то, что мнение большинства людей и их позиция не указывают на то, что совершаемое ими является истинной: «Этот наш народ стал поклоняться вместо Него другим божествам. Почему же они не приводят в пользу этого ясного довода» (аль-Кахф 18: 15).
И в этом также указание на то, что истина не с большинством, а с доводом.
Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) проходил мимо одного человека, который говорил: “О Аллах, сделай меня из числа малочисленных!” И удивленный ‘Умар спросил: “Что это (за мольба)?!” Он сказал: “О повелитель правоверных, ведь Аллах Всевышний говорит: «Но уверовали вместе с ним (Нухом) лишь немногие» (Нух 71: 40). И Он также говорит: «И лишь не многие из Моих рабов благодарны» (Саба 34: 13). И Аллах также говорит: «Воистину, многие партнеры поступают несправедливо по отношению друг к другу, кроме тех, которые уверовали и совершают праведные деяния. Но таких мало!» (Сад 38: 24). И ‘Умар сказал: “Поистине, ты прав!” Ахмад в “аз-Зухд” 1/114.
‘Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) как-то сказал: “О ‘Амр ибн Маймун! Поистине, большинство общин противоречат истинной общине (аль-джама’а), ибо аль-джама’а – это то, что соответствует истине, даже если ты будешь один!” аль-Лялякаи 160. Иснад достоверный. См. “Мишкат аль-масабих” 1/61.
Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Следуй по прямому пути, и тебе не повредит малочисленность спасшихся. И остерегайся путей заблуждения, не обольщаясь многочисленностью погибших!” См. “аль-Азкар” 238.
Имам Ибн аль-Къайим говорил: “Верующих мало среди людей, а среди верующих мало ученых. Так остерегайся же впасть в заблуждение, как это случилось с людьми времен невежества, которые говорили: «Если бы эти люди были на истине, то их не было бы мало!»” См. “Мифтаху дари-сса’ада” 1/147.
Имам аль-Муваффакъ аль-Макъдиси говорил: “Из числа удивительных вещей, это то, как приверженцы нововведений в качестве подтверждения своей правоты по отношению к приверженцам истины приводят свою многочисленность. И они в качестве довода на ошибочность Сунны приводят то, что ее последователей мало и они слабы. И то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал доводом в отношении истины и признаком Сунны, они делают доводом на их ложь! Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) известил о том, что приверженцев истины в конце времен будет мало”. См. “Хикая аль-муназыра фи-ль-Къуран” 57-58.
– Аллах оберегает тех из Своих рабов, кто уверовал искренне и стремился к истине. Эти юноши покинули свои дома и свой город, спасая свою веру от тирана, который заставлял поклоняться свой народ идолам. И Всевышний Аллах спас их, укрыв в пещере и усыпив их на триста девять лет, оберегая на протяжении всего этого времени их веру и их тела от искушения и смерти. Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Си’ди сказал: “В этом рассказе доказательство на то, что бегущего от искушения и смуты для сохранения своей религии Аллах спасает от этого. Кто стремиться к избавлению, того избавляет Аллах, а кто устремляется к Аллаху, к тому устремляется Аллах”. См. “Тайсир-уль-Карими-Ррахман” 447.
– Также в этой истории содержится указание на дозволенность прибегать к сокрытию своей религии, если раскрытие этого может обернуться для человека вредом. И об этом слова: «Но пусть он будет осторожен, чтобы никто не догадался о вас. Если они узнают о вас, то побьют вас камнями или обратят вас в свою религию, и тогда вы никогда не преуспеете» (аль-Кахф 18: 19-20).
– Также в этой истории содержится указание на достоинство дружить с праведными людьми и пребывать вместе с ними. Ведь даже собака, сопровождавшая их, удостоилась той милости, что провела все эти годы вместе с ними, и о ней даже упомянул Всевышний Господь в Коране, рассказывая об этих юношах. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/141.
Имам аль-Къуртуби сказал: “Если даже собака заслужила такую высокую степень по причине сопровождения и нахождения среди праведных и приближенных к Аллаху, что даже Он упомянул о ней в Своей Книге, то что можно сказать о нахождении с правоверными единобожниками и приближенными к Аллаху, и любви к ним?!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 13/232.
А в известном хадисе сказано: «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!»Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378. Имамы ан-Науауи, Ибн Хаджар, Ибн Муфлих, ас-Суюты и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
– Дозволенность предполагать и рассуждать для чего Всевышний Аллах сделал то или иное, без однозначных утверждений, что это именно так, и на это указывают слова: «Потом Мы разбудили их, чтобы узнать, какая из двух партий точнее подсчитает, какой срок они пробыли там» (аль-Кахф 18: 12).
– Не всегда то, что видится, является таковым на первый взгляд, даже если видящий является праведным и правдивым. И об этом слова: «Ты решил бы, что они бодрствуют, хотя они спали» (аль-Кахф 18: 18).
– Указание на то, что при слабости дозволяется спасаться бегством, и об этом слова: «Если вы удалились от них и от того, чему они поклоняются помимо Аллаха, то укройтесь в пещере» (аль-Кахф 18: 16).
И также в этом аяте указание на необходимость взятия причин после упования на Аллаха.
– Не следует вести спор о том, о чем у человека нет знания, и что в таких случаях следует возвращаться к тем, кто знает. Всевышний Аллах об этом сказал: «Одни говорят, что их было трое, а четвертой была собака. Другие говорят, что их было пятеро, а шестой была собака. Так они пытаются угадать сокровенное. А другие говорят, что их было семеро, а восьмой была собака. Скажи: “Моему Господу лучше знать об их числе. Это неизвестно никому, кроме немногих”» (аль-Кахф 18: 19-20).
– Указание на то, что довод, доказательство, является властью (сультан), о чем говорится в словах: «Почему же они не приводят в пользу этого явного довода (сультан)» (аль-Кахф 18: 15).
Всевышний Аллах во многих местах Корана именует доказательство властью, а Ибн ‘Аббас говорил: “Слово «власть» (сультан) в Коране означает «довод»”. аль-Бухари 3/634.
Имам Ибн аль-Къаййим сказал: “Всевышний Аллах назвал довод, доказательство «властью», поскольку довод дает власть и силу ее обладателю, и посредством власти довода он берет верх над невежественными людьми. Власть знания величественней и сильней, чем власть руки, ибо доводом можно достичь того, чего нельзя достичь с помощью силы. И власть довода управляет сердцами, тогда как власть руки управляет лишь телами”. См. “Мифтаху дари-сса’ада” 1/244.
– Нельзя обращаться за знанием к людям Писания, и об этом слова Всевышнего Аллаха: «И никого из них не спрашивай о них» (аль-Кахф 18: 22).
Имам аль-Къуртуби сказал: “В этом доказательство на запретность обращаться мусульманам к людям Писания в чем-либо из знания”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 13/249.
К этому также имеют отношение и мусульмане, которые не обладают должным знанием о расспрашиваемом вопросе, к таким так же нельзя обращаться за знанием. Всевышний Аллах сказал: «Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете» (ан-Нахль 16: 43).
– Всевышний Аллах сказал: «Ты увидел бы, что солнце на восходе уклонялось от их пещеры вправо, а на закате отворачивалось от них влево» (аль-Кахф 18: 17).
В этом аяте указание на то, что услышанное не подобно увиденному. Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Услышанное не подобно увиденному! Поистине, когда Всевышний Аллах сообщил Мусе о том, что совершил его народ, избравший себе тельца, и он не бросил скрижали. Однако, когда он увидел воочию это, то бросил скрижали, разбив их». Ахмад 1/215, Ибн Хиббан 6213, аль-Хаким 2/321. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5374.
– Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Моему Господу лучше знать об их числе. Это неизвестно никому, кроме немногих”» (аль-Кахф 18: 22).
Сообщается, что Ибн Мас’уд и Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Аллах) говорили: “Я из числа тех немногих, кто знает их количество. Их было семеро”. ‘Абдур-Раззакъ 1/400, ат-Табари 15/219, Ибн Са’д 2/366.
Пользы, касательно фикъха и адаба:
– Принуждение являлось оправданием только для общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), тогда как предыдущим общинам не было это оправданием. И об этом слова: «Если они узнают о вас, то побьют вас камнями или обратят вас в свою религию, и тогда вы никогда не преуспеете» (аль-Кахф 18: 20).
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах простил ради меня моей общине совершенное по ими ошибке, по забывчивости и то, к чему они были принуждены!» Ибн Маджах 2045, Ибн Хиббан 7219. Достоверность хадиса подтвердили имамы ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, ан-Навави, Ибн Таймиййа, Ибн Касир и аль-Альбани.
– В этой истории содержится указание на дозволенность доверенности и поручения (уакаля) в купле-продаже и прочих делах, а также и компаньонство (шарика). См. “Ахкам аль-Къуран” 3/220, “аль-Мухаррар аль-ваджиз” 3/506.
И на это указывают слова: «Пошлите одного из вас в город с вашими серебряными монетами» (аль-Кахф 18: 19).
– Запрет говорить о том, что человек намеревается совершить в будущем, не сказав: “Если этого пожелает Аллах” (Ин ша-Аллах). И об этом слова Аллаха: «И никогда не говори: “Я сделаю это завтра”. Если только этого не пожелает Аллах! Если же ты забыл, то помяни своего Господа» (аль-Кахф 18: 23-24).
А кто забыл сказать это, то пусть скажет как только вспомнит, о чем говорил Ибн ‘Аббас.
И как говорил шейх ас-Си’ди в словах «Ин ша-Аллах» есть благо, польза и упование на Аллаха, и это становится причиной облегчения задуманного дела. См. “Тайсир-уль-Карими-Ррахман” 451.
– О том, что человеку следует говорить: «Аллах знает» (Аллаху а’лям), и на это указывают слова: «Скажи: “Аллаху лучше знать, сколько они пробыли”» (аль-Кахф 18: 26).
– Триста солнечных лет равны тремстам девяти годам по лунному летоисчислению. И об этом слова Аллаха: «Они провели в пещере триста лет и еще девять» (аль-Кахф 18: 25).
Хафиз Ибн Касир сказал: “Всевышний Аллах сообщил о том времени, которое они провели в пещере. Это было триста девять лет согласно лунному календарю и триста лет согласно солнечному, поскольку разница между лунным и солнечным календарем каждые сто лет в три года. По этой причине после упоминания трехсот лет Аллах сказал: «и еще девять»”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/144.
Но шейх Ибн ‘Усаймин считал это мнение слабым, говоря, что причина в таком выражении: «триста лет и еще девять» великое красноречие языка Корана и соответствие красоте рифмы. В толковании этого аята он говорил: “Речь в нем не о том, что говорят некоторые, якобы триста лет согласно солнечного летоисчисления равны тремстам девяти годам согласно лунному, поскольку мы не можем утверждать, что Аллах имел в виду именно это. Кто может заявлять это (уверенно)?! Даже если триста солнечных лет соответствует тремстам девяти лунным годам, то все равно нельзя говорить от имени Аллаха об этом”. См. “Тафсир сура аль-Кахф” 50.
Однако нечто подобное толкователи Корана высказывали и до Ибн Касира, так, например, имам аль-Маварди в отношении слов: «и еще девять» тоже говорил: “Это то, что между солнечным исчислением и лунным”. См. “Тафсир аль-Маварди” 3/300.
– Необходимость употребления в пищу только дозволенного, а также дозволенность выбора наилучшей еды, если в этом не будет расточительства и излишества. И об этом слова: «Пусть он посмотрит, какая еда получше, и принесет вам ее поесть» (аль-Кахф 18: 19).
– Дозволенность использования собаки для охраны, как сказал шейх Ибн ‘Усаймин, опираясь на слова: «Их собака лежала перед входом, вытянув лапы» (аль-Кахф 18: 18).
– Указание на то, что слух является одной из основных причин для того, чтобы проснуться, а также указание на то, что переставший слышать, уснул крепким сном, нарушающим омовение. И об этом слова: «Мы запечатали их уши в пещере на много лет» (аль-Кахф 18: 11).
Шейх Ибн ‘Усаймин в отношении этого аята сказал: “Сон бывает двух видов: легкий и глубокий. Первый сон, легкий, не препятствует слышать, по этой причине, когда ты только засыпаешь, ты слышишь голоса тех, кто вокруг. Второй сон, глубокий, при котором ты не слышишь тех, кто говорит возле тебя”. См. “Тафсир сура аль-Кахф” 23.
– Дозволено спать и лежать на левом боку, о чем сказал Аллах: «Мы переворачивали их то на правый бок, то на левый» (аль-Кахф 18: 17-18).
Однако Сунной является именно засыпать на правом боку, тогда как спать можно на обоих боках.
Шейх Ибн ‘Усаймин в отношении этого аята сказал: “Аллах не упомянул о сне на спине или животе, поскольку сон на правом боку или левом полноценнее”. См. “Тафсир сура аль-Кахф” 35.
Заключение
Всевышний Аллах сказал: «Вот так Мы рассказываем тебе рассказы о том, что было в прошлом» (Та ха 20: 99).
Это то, что с дозволения Всевышнего Аллаха удалось собрать касательно этой полезной коранической истории, а также те пользы, которые извлекаются из нее.
И прошу Аллаха Всевышнего, обернуть для нас благом то, что мы узнали, и чтобы мы воплощали это в делах!
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Некоторые мудрецы говорили: «Пусть сделает Аллах знание полезным для нас и для вас, и да не сделает Аллах нашим уделом от знания только лишь слушание и восхищение услышанным!»” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/10.
Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, больше всего я боюсь того, что когда предстану (в Судный День) для расчета, мне скажут: «Ведь ты знал, и что ты делал из того, что знал?!»” Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 39, аль-Хатыб 45. Шейх аль-Альбани назвал сообщение хорошим.
Имам аш-Шафи’и сказал: “Знание – это не то, что выучено, знание – это то, что приносит пользу!”Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/123.
_________________________________
Использованная литература:
1. «Джами’уль-баян ‘ан тауиль аиль-Къуран» Ибн Джарир ат-Табари.
2. «ан-Нукат уаль-‘уюн» ‘Али ибн Мухаммад аль-Мауарди.
3. «аль-Джамиу’ ли ахкам аль-Къуран» Абу ‘Абдуллах аль-Къуртуби.
4. «Тафсир-уль-Къуран-иль-‘Азым» ‘Имадуддин Исма’иль Ибн Касир.
5. «Нукат аль-Къуран далля аля аль-баян» Мухаммад ибн Али аль-Караджи аль-Къассаб.
6. «ад-Дурруль-мансур фи-ттафсир биль-маъсур» Джалялюддин ас-Суюты.
7. «Махасин ат-тауиль» Мухаммад Джамалюддин аль-Къасими.
8. «Тайсир-уль-Карими-Ррахман» ‘Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Си’ди.
9. «Адуаъ аль-баян фи идах аль-Къуран биль-Къуран» Мухаммад Амин аш-Шинкыти.
10. «Фатхуль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.
11. «Тафсир сура аль-Кахф» Мухаммад Салих аль-‘Усаймин.
12. «Уакъафат ма’а къисса асхаб аль-Кахф» ‘Али ибн Яхья аль-Хаддади.
Источник