Перейдет ли богатство в последнее время к праведным?
Почти два года обсуждалась идея о том, что богатство этого мира перейдет к праведникам. Подобное утверждение основывается на части стиха, утверждающего, что «...богатство грешника сберегается для праведного» (Пр. 13:23). Некоторые истолковали это так: придет день, когда у Божьего народа будет в изобилии средств для служения. Эти деньги перейдут к нам из рук нечестивых.
Прежде всего я не нахожу ничего подобного в Новом Завете, особенно среди того, во что мы должны активно верить. Я всегда предостерегаю против построения учения на отдельно взятом стихе. Иисус сказал: «Устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мат. 18:6).
Я уверен, что по мере того, как Церковь будет выполнять свою работу и люди будут спасаться, все больше и больше людей будут приносить свои десятины и пожертвования для Божьего дела. Думаю, нам стоит проявлять осторожность и не жаждать денег этого мира. Нам не нужно думать о том, как деньги грешников могут перейти в наши руки. Мы должны думать о том, как их сердца могут перейти в Божье Царство. Нам нужно заботиться о том, чтобы они получили то, что есть у нас (вечную жизнь), а не о том, как бы нам получить то, что есть у них (материальные блага).
Павел сказал коринфской церкви: «Я ищу не вашего, а вас» (2 Кор. 12:14). Как служитель, он заботился не об их деньгах, а об их душах.
Вот что сказал апостол Иоанн о путешествующих проповедниках Евангелия: «Ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников» (3 Иоан. 7).
Вот как этот стих звучит в других переводах:
«...не приняв ничего от язычников» (перевод Гудспида);
«...не взяв ничего от людей этого мира» (перевод Бека);
«...отказавшись брать что-либо от язычников» (перевод Моффата);
«...не приняв никакой помощи от нехристиан» (перевод Филипса).
Наша задача состоит не в том, чтобы заполучить богатства этого мира, а в том, чтобы использовать имеющиеся у нас средства для распространения Евангелия. Если все христиане будут просто приносить свои десятины и пожертвования, у Церкви будет предостаточно денег для выполнения любых задач. Статистические данные показывают, что двадцать процентов членов церквей обеспечивают восемьдесят процентов доходов Церкви, а среднестатистический американский христианин отдает только шесть процентов своих доходов на Божье дело. Представьте, что бы случилось, если бы статистические данные были бы такими, как следует.
Библия учит, что Церковь возвратится с Иисусом после времен великой скорби и Он утвердит Свое тысячелетнее царство на земле. Тогда мы унаследуем все богатство грешников. Нигде в Новом Завете я не вижу, что мы должны ожидать получения их денег сейчас. Напротив, мы должны сосредоточиться на поиске потерянных душ и правильно использовать для этого имеющиеся в нашем распоряжении средства.
Использование уловок
Оглядываясь на свои шестьдесят пять лет, проведенных в служении, я вспоминаю множество уловок, к которым прибегали проповедники с целью привлечения внимания и получения больших пожертвований от людей. Хотя может показаться, что в последнее время появилось множество новых уловок, большинство из них уже использовались десятилетиями в прошлом. Некоторые из них приходили, уходили и возвращались снова.
Некоторые уловки выглядят поистине нелепо. А тот факт, что они работают, показывает, насколько люди бывают неграмотны и суеверны. Они являются узниками эгоизма и не живут в духовном мире.
Несколько лет назад некто по радио объявил, что вышлет каждому пожертвовавшему 10 долларов красный шпагат, обладающий якобы особой силой. Если вы имеете избыточный вес, то вам следует обвязаться этим шпагатом, и вы похудеете. А если вы слишком худы, то, обвязавшись шпагатом, вы можете набрать недостающие килограммы.
Затем появился кто-то с идеей «благословенного бумажника», за который особым образом молились. Люди могли получить такой бумажник за 25 долларов. Его следовало положить себе в карман и ждать, что Бог сверхъестественным образом наполнит его деньгами. Людям советовали поносить некоторое время бумажник в кармане, а затем открыть его и найти в нем деньги, необходимые для оплаты счетов.
Непонятно, как люди могли поддаться на такую глупость, но многие посылали деньги, чтобы получить красный шпагат и «благословенные бумажники». Другие уловки выглядят более правдивыми и убедительными.
В 50-е годы я слушал по радио программу одного проповедника, который просил людей прислать ему пожертвования и свои молитвенные нужды. Он обещал взять с собой в Иерусалим все полученные письма с нуждами и помолиться за них в гробе Господнем. Я слышал, что он получил целый мешок с письмами; тысячи людей хотели, чтобы он помолился за их нужды в таком особенном месте.
В Писании ничего не говорится о том, что Бог будет слушать молитвы из гроба Господня более внимательно, чем молитвы, произносимые в спальне, на работе или в любом другом месте, где люди взывают к Нему с верой. Важно не кто молится и не где совершается молитва, а важна наша вера в Бога, основанная на Его Слове.
Молитва в Иерусалиме — это не более чем уловка. Тот проповедник просто хотел, чтобы больше людей послало ему свои пожертвования. Он хотел составить обширный список адресов людей, к которым он впоследствии смог бы обратиться с новой просьбой о пожертвованиях.
Иногда уловки бывают очень тонкими, и даже человек, использующий их, может думать, что поступает честно. Несколько месяцев назад я просматривал сообщение, присланное мне из одной церкви (я получаю много таких). Церковь созывала всех на специальное собрание, где каждому обещалась «двойная порция». В письме говорилось: «Приходите с верой и примите свою двойную порцию!»
Это письмо привлекло мое внимание, потому что я вспомнил о подобных служениях «двойной порции», проводившихся пятьдесят лет назад. Выглядело так, что один человек подумал провести такие собрания, и это вдруг задело людей по всей стране.
Проблема подобных служений заключается в том, что Бог не обещал всем людям двойную порцию. Кстати, двойную порцию чего?
Эта идея имеет своим основанием ветхозаветную историю об Илии и Елисее, которые оба были призваны и помазаны нести пророческое служение. Илия сказал: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя» (4 Цар. 2:9). Елисей в ответ попросил, чтобы дух, который был на Илии, был на нем вдвойне.
Далее история повествует о том, как Елисей выполнил условие Илии: увидев, что тот был восхищен на Небо в огненной колеснице, он подобрал милоть пророка. Библия утверждает, что Елисей на самом деле принял двойную порцию помазания Илии и совершил в два раза больше чудес.
Существует, по крайней мере, две причины, или два условия, по которым Елисей смог принять двойную порцию. Во-первых, он был призван и помазан нести пророческое служение, как и Илия. Во-вторых, Илия дозволил ему просить, чего он хочет.
Какие условия выполняют сегодня те, кто приходит на специальные собрания, прося для себя «двойную порцию»? Просят ли они двойную порцию материальных благ? Или же они просят двойную порцию духовных благословений? В любом случае у них нет библейского основания для этого. Бог обещал восполнить все наши нужды. Как же они могут получить двойную порцию всего?
Каждый верующий имеет помазание Святого Духа, пребывающее внутри нас. Библия утверждает: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает...» (1Иоан.2:27).
Так зачем нам нужны собрания «двойной порции»? Несомненно, что большинство служителей, говорящих об этом, хотят быть благословением для людей, но они обещают то, чего не в силах дать. Одной из причин проведения подобных собраний является попытка привлечь большее количество людей.
Я убежден, что служители должны быть более осторожны в том, что они организуют, и заботиться о чистоте своих мотивов.
Глава 7
Взвешенное и ясное учение
В этой книге я старался подчеркнуть важность правильного преподнесения основных христианских истин. Всегда были люди, которые так много внимания уделяли какой-нибудь идее или концепции, что доводили ее до крайности. Они, похоже, считали, что если какая-то часть их учения хороша, то все учение еще лучше.
Когда такое случалось, то находилась другая группа людей, желающая исправить перегибы. К сожалению, часто их «исправление» являлось не чем иным, как противоположной крайностью. Они думали, что если какая-то часть учения принесла много проблем, то нужно вообще избавиться от всего учения. Можно сказать, что они выплеснули с водой ребенка.
В результате между людьми, придерживающимися двух крайних взглядов, возникала широкая пропасть непонимания и вражды. Люди по обе стороны так увлекались противостоянием, что забывали свои изначальные идеи, данные им для благословения. Их чрезмерная ревность заслоняла собой истину.
Я описываю такую ситуацию следующим образом: библейскую истину я называю серединой дороги, а крайности — обочинами по обе стороны дороги. Как подсказывает опыт, вам не нужно ехать слишком далеко, чтобы увидеть людей, стоящих на обочинах истины. Иногда кажется, что самой трудной задачей для Тела Христа является поддержание равновесия в учении.
Заметьте, что на обочины съезжают не плохие люди, а хорошие, искренние, добрые христиане, чья ревность к истине заслуживает похвалы, допустили, чтобы эта ревность заслонила мудрость. Я убежден, что даже некоторые христианские лидеры, чьи ошибки стали известны всем, не намеревались никому навредить и не хотели совершать ошибок. Они просто отклонились в сторону от главных целей и центральных истин Евангелия. А съехав с дороги, очень просто упасть в канаву.
Давайте рассмотрим некоторые примеры основных библейских истин и соответствующих им крайностей — середину дороги и обе обочины.