Десятины и пожертвования в 30-е и 40-е годы
Когда я был пастором, общепринятой практикой в Полноевангельских церквях было отдавать пастору десятины и пожертвования, собранные в воскресенье утром. Пожертвования с собраний на неделе и в воскресенье вечером шли на покрытие нужд церкви. Иногда собирались дополнительные пожертвования для особых проектов, миссий и евангелизаций. При проведении собраний пробуждения пожертвования собирались каждый вечер, чтобы поддержать евангелиста или покрыть расходы церкви, связанные с проведением дополнительных собраний.
Я, как пастор, получал в среднем 45 долларов в месяц. Помните, это были 30-е и 40-е годы. Хотя я знал, что многие члены моей общины не платили десятин со своих доходов, я никогда не заострял на этом внимание. Я учил тому, что говорит о десятине и пожертвованиях Библия, стараясь не акцентировать внимания на этой части христианского учения.
Если десятины и пожертвования в воскресенье утром были малы, я немедленно ощущал это на себе. Получая неделю или две меньше запланированного в бюджете, я уже не мог оплатить некоторые счета, но все же был способен купить бензин для автомобиля и прокормить семью.
В таких случаях я обращался к церкви в воскресенье вечером и говорил:
— Друзья, сейчас мы соберем дополнительные пожертвования для пастора. Вы знаете, что если бы все платили свои десятины, то было бы достаточно средств для покрытия нужд церкви и пастора. Мы бы смогли построить новое церковное здание и новый дом для пастора. Но у нас недостаточно денег, чтобы обеспечить наши нужды. Я не давлю на вас, но мне необходима такая-то сумма для оплаты счетов.
Почти всегда кто-нибудь говорил, что даст доллар или пятьдесят центов. Мои нужды в результате оказывались покрыты. После этого я обычно не возвращался к этой теме, пока мои доходы опять не опускались ниже необходимого.
Я мог бы приложить усилия, чтобы собрать больше денег для себя, уча больше на эту тему и «надавливая» во время сбора пожертвований. Но мне никогда не нравилось это делать. Я всегда верил, что неправильно заострять внимание на каком-то одном предмете. Я отвечал за то, чтобы благословлять и помогать людям, чтобы восполнять их нужды. Это и означает проповедовать полное Евангелие: не упускать ничего из Божьего Слова.
Взвешенное послание
Когда я только вступал в служение, Господь возвестил мне о важности учения веры, сказав: «Иди и научи Мой народ вере». Некоторые могут предположить, что с того времени я только и делаю, что учу о вере. Но это не так. Хотя я всегда по мере возможности подчеркиваю значимость веры, но кроме этого я чувствую необходимость преподавать полное Евангелие, взвешенное послание.
Я знаю пасторов, которые учили о деньгах, даянии и преуспевании больше, чем о чем-либо другом. Иногда они внушали людям чувство вины, если те не делали пожертвований, или использовали тактику давления, чтобы заставить людей делиться своими доходами.
Я всегда чувствовал, что это неправильный способ представления истины Божьему народу. Да, я знаю все места из Писания, которые говорят об ответственности и благословении даяния. В Библии на самом деле сказано: «Давайте, и дастся вам...» (Лук. 6:38). Она действительно говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мат. 6:33). Эти истины нужно преподавать всем верующим. Но Слово также утверждает следующее: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7).
Другими словами, Бог хочет, чтобы мы хорошенько поразмыслили над этим и приняли решение, как и сколько давать. Это защитит нас от сожаления и неуверенности. Богу нравится, если мы даем с радостью.
Я также слышал, как проповедники «бичевали» христиан, цитируя стихи из третьей главы Книги Малахии, пугая верующих проклятием, если те не платят десятины и не делают пожертвования. Очевидно, что такая позиция неверна. Во времена Малахии люди жили под Законом, а Новый Завет ясно провозглашает, что мы свободны от проклятия Закона (см. Гал. 3:13).
Означает ли это, что Бог отменил десятину? Вовсе нет. Как я сказал в предыдущей главе, Божьи люди отдавали свои десятины за 400 лет до Закона, а Иисус подтвердил необходимость десятины в Своем учении. В единственном месте, где Иисус упоминает десятину, Он говорит, что ее нужно отделять!
Но сегодня нет проклятия за то, что мы не платим десятину. Мы свободны от требований Закона Моисея. Есть ли тогда последствия неуплаты нами десятины? Да, если мы не отдаем десятину, то мы ограничиваем себя в благословениях, которые Бог обещал тем, кто платит десятину и делает пожертвования в вере.
Даяние является важной частью христианской жизни. Каждый христианский лидер должен применять и учить других тому, что Библия говорит о даянии. Но мы должны поддерживать равновесие, не заостряя внимание на какой-нибудь одной доктрине. Пасторы совершают ошибку, если никогда не учат людей о десятине и даянии и равно, если говорят об этом постоянно. Должно быть равновесие. Целью же учения является забота о верующих, а не стремление пастора получить выгоду для себя.
Библия говорит, что Иисус ходил, уча, проповедуя и исцеляя больных (см. Мат. 9:35). Там не говорится, что Он проводил много времени, собирая пожертвования и делая акцент на преуспевании. Мы знаем, что были люди, поддерживавшие служение Иисуса. Мы можем найти места в Библии, где Иисус учит о деньгах и даянии, особенно в отношении помощи бедным. Но даже критики не могли сказать об Иисусе, что Он делает все ради денег. Вместо этого по всей Иудее разнеслась молва, что Он делает добро и исцеляет всех, угнетаемых дьяволом (см. Деян. 10:38).
Качества пастора
Ответственность за поиск финансовой поддержки Божьей работы является важной задачей для тех, кто призван к служению. Цицерон, знаменитый римский оратор, умерший за несколько лет до рождения Иисуса, сказал: «Главное в административной работе и публичном служении — это избежать даже малейшего подозрения в поиске собственных интересов». Если это истинно для государственных служащих, то насколько это более важно для Божьих служителей!
В Библии есть список требований, предъявляемых к тем, кто желает занять должность пастора. В Первом послании к Тимофею (3:2, 3) говорится: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив».
В Расширенном переводе Библии эти слова звучат даже сильнее: «...не должен любить деньги (не жаждать обогащения и не стремиться получить богатство любым способом)».
Хотя для пастора или другого служителя совершенно нормально ожидать подобающей финансовой поддержки, он не должен тратить все свое время и силы, чтобы получить личную выгоду. Опасность состоит не в желании иметь деньги и вещи, а в вероятности стать жадным. Жадность обманывает нас: «Если бы у меня было немного больше денег и вещей, то я был бы счастлив». Но это ложь, потому что обычно чем больше люди получают, тем больше они хотят иметь.
В Послании к Евреям (13:5) говорится: «Имейте нрав несребролюбивый...» Слово «нрав» можно перевести здесь с греческого языка как «образ жизни», поэтому вся фраза может звучать так: «Пусть в вашем образе жизни будет отсутствовать жадность». Далее в стихе пятом говорится следующее: «...довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя».
В переводе Филипса этот стих звучит так: «Храните свою жизнь от похоти к деньгам: будьте довольны тем, что имеете».
Посмотрим, как этот отрывок дается в Расширенном переводе Библии:
Пусть в вашем характере не будет любви к деньгам (включая жадность, алчность, похоть и жажду обладания земным состоянием), и будьте удовлетворены тем, что вы имеете сейчас (вашими обстоятельствами и собственностью); ибо Бог Сам сказал, что никогда не покинет вас и не оставит вас без поддержки. Я никогда, никогда, никогда ни на йоту не оставлю вас без помощи, и не забуду о вас, и не брошу вас!
Избегайте любви к деньгам
Насколько опасна жадность, особенно похоть к деньгам? Божье Слово отвечает предельно ясно, предупреждая и служителей, и прихожан. В Первом послании к Тимофею (6:10) говорится: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». Заметьте, здесь сказано о том, что корнем всех зол являются не деньги, как думают многие, а любовь к деньгам, или жадность.
Апостол Павел под водительством Святого Духа писал это письмо молодому служителю Тимофею. Он подчеркивал, что вещи сами по себе не являются злом. И он увещевал Тимофея предупреждать богатых людей, чтобы они уповали не на богатство, но на Бога. Обратите внимание на слова: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения» (1 Тим. 6:17).
Вещи и даже богатства — это дар Божий, данный нам для наслаждения! Мы можем наслаждаться хорошими вещами, но мы никогда не должны позволять, чтобы дары стали для нас важнее Бога, дающего их!
Что делать, если человек, даже проповедник, сворачивает с прямой дороги и падает на обочину заблуждений? В Библии сказано, чтобы мы отворачивались от таковых людей! «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких» (1 Тим. 6:5).
В Расширенном переводе Библии о таких людях говорится: они «...думают, что благочестие или праведность является источником прибыли (доходного дела, средств к существованию). От таких удаляйся».
Павел дает совет Тимофею и всем нам: «Ты же, человек Божий, убегай сего...» (1 Тим. 6:11). Или, как говорится в одном из современных переводов: «Но ты, Тимофей, муж Божий, держись подальше от этого. Стремись к праведной жизни, вере, любви, терпению, доброте. Беги быстро и что есть силы в вере».
Мне довелось посетить евангелизационные собрания, которые проводились служителем, входившем в Движение пробуждения исцеления. Он был одаренным проповедником, который знал, как созидать в людях веру и мотивировать их ожидание и приятие исцеляющей силы Бога. В тот вечер помазание для исцеления могущественно присутствовало на собрании, и несколько глухих людей получили исцеление один за другим. Все ощущали движение Духа, были радостны и возбуждены.
Внезапно служитель остановился и произнес:
— Сейчас мы соберем специальное пожертвование. — Хотя на том собрании ранее уже делался сбор пожертвований, служитель, очевидно, решил воспользоваться эмоциональным подъемом людей. Он сказал: — Мы не будем передавать по рядам корзину для пожертвований, но если вы хотите сделать специальное пожертвование, то принесите его прямо сюда. Не приходите, если вы хотите дать менее 50 долларов!
Я наблюдал за тем, как люди просто бросились вперед, чтобы дать ему по 50 долларов. Я испытывал глубокое огорчение в духе, глядя на это. Люди давали не потому, что намеревались помочь распространению Евангелия. Мне казалось, что они вообще не задумывались и не молились о том, что делали.
Скорее всего, они были охвачены эмоциональным возбуждением. Желая быть частью происходящего в зале, они поддались манипулированию со стороны служителя. Интересно, как эти люди чувствовали себя потом? Когда эмоциональное возбуждение прошло? Я убежден, что по крайней мере некоторые из них почувствовали, что их обвели вокруг пальца. Думаю, что после они сказали себе следующее: «Мне не следовало отдавать те 50 долларов. Мне следовало вначале подумать».
За свои пятьдесят лет евангелизационного служения я проводил собрания по всей стране. Я принял решение никогда не собирать пожертвования, когда люди находятся в состоянии эмоционального подъема. Если на собрании царили возбуждение и радость и приходило время собирать пожертвования, я ждал, пока присутствующие успокоятся.
Я верю, что даяние должно быть сознательным действием, сопровождающимся молитвой и размышлением. Служитель никогда не должен оказывать давление, умолять людей или подталкивать их к даянию. Прибегать к трюкам или давать нереальные обещания людям — неподобающая практика. Человек никогда не должен сожалеть потом о своем решении сделать пожертвование Богу.