И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою, и сказал мне: не бойся, Я есмь Первый и Последний.
Увидеть Бога во всей Его Силе, и при этом не быть полностью уничтоженным – невозможно, так как Его Сила безгранична. Даже вид бесконечно малого по сравнению с Его истинным могуществом, вид Человеческой Природы Христа – вызывает трепет, шок, страх, и даже потерю сознания. Но Господь милостив, и Он сразу успокаивает Апостола словами «не бойся». Все Ангелы Божии также успокаивают тех, кому являются.
И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти
Краеугольный камень веры православной – Воскресение Христово: «1Кор. 15: 13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; 14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.» Господь отдал ключи рая Апостолу Петру. Но ключи ада оставил себе, так как именно Ему принадлежит Суд.
Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. 20 Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей
Господь Сам даёт правильное понимание того, что показал Апостолу Иоанну. Невозможно правильно понять Слово Божие без Его помощи. Только Его праведники, по вдохновению Святаго Духа правильно могли истолковать Его Слова: «2Пет.1:19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, 20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. 21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.».
«Деян. 8:30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь 32 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним»
Семь Звёзд – Ангелы семи Церквей. Но не только Ангелы Хранители поместных Церквей, но также и посланники церквей. Священномученик Ириней Лионский, и другие Отцы, понимали под Ангелами епископов церквей – наследников Апостолов, рукоположенных ими, чтобы продолжить их служение.
Глава 2
Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников
Священник Даниил Сысоев: «Эфесскую общину основал апостол Павел. Это был главный город всей провинции. Город и сейчас существует как город-памятник в районе Сельчук Измирской области, недалеко от курорта Кушада-сы. В Эфесе находилась главная Церковь всей Азии. Там же проходил III Вселенский Собор. Город также известен чудом семи отроков в Эфесской пещере, которая до сих пор сохранилась. В этом городе жила некоторое время Пречистая Богоматерь. Там был казнен апостол Тимофей, там умерли апостолы и евангелисты Лука и Иоанн. В Эфесе Иоанном Богословом было написано Святое Евангелие.»
Говоря о своей Власти над Церквами, и том, что Он ходит посреди светильников - то есть посреди Церквей. Так Христос утешает Церковь, грустящую о том, что Он покинул её, через сорок дней после Воскресения, в день Вознесения Господня. И напоминает ей, что на самом деле Он всегда с ней: «Матфей 28:19. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»
Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы. 3 Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился, и не изнемогал.
Современные толкователи видят в образе Ефесской Церкви Церковь апостольских времён. Неустанная проповедь, дерзновенное отсечение от себя еретиков – гностиков, и николаитов известных своим развращённым нравом.
«В гностицизме содержание гнозиса, тайного знания, как раз и есть осознание человеком своей божественности, и обретение гнозиса само по себе спасительно.»
Именно тайное знание было тем искушением, которое погубило Адама и Еву: «Бытие 3:4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.»
Сегодня люди, вместо того, чтобы читать, следовать за словами Господа, ищут чего то особого, сокровенного. Чаще всего они путают Истинную Духовность, с ложной – основание которой во всяких видениях, снах, чудесах, или же просто на лжи и слухах: «Матф.24:24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.»
Господь хвалит Ефескую Церковь за неустанный труд, и за то, что Церковь всегда старается отсечь от себя всех лжеапостолов, которые хотят «превратить благовествование Христово(Галатам 1: 7)», то есть переврать его. Господь есть Истина, и Церковь его – «есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.(1Тим 3:15)». А раз Истина одна, то и Церковь только одна: «Матфей 16:18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;» Именно по этому Церковь всегда осуждала еретиков, отлучая их от себя, подобно тому как хирург отсекает конечности, подверженные гангрене: «Галатам 1:8-9: Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».
Апостол не просто так говорит: «даже если мы». Человек ни в коем случае не должен надеяться на людей, даже на Святых: «Иеремия 17:5 сия глаголет Господь: проклят человек, иже надеется на человека…», потому что «всяк человек ложь.(Псалтирь 115:2)»
В свете Апокалиптических времён, следует заметить, что в православной среде сильно распространились пророчества(видимо подложные) о православном царе. Например:
«Сейчас видел я царя, на престоле сидящего и пред ним стоящих двух храбрых отроков, имеющих на главах царские венцы. И дал им Господь в руки оружие на супротивных, и побеждены будут враги их, и поклонятся все народы и будет царство наше умирено Богом и устроено. Вы же, братие и отцы, молитесь со слезами Богу и Пречистой Его Богоматери о державе царства российской земли». (Преп. Кирилл Белый /44/).
Здесь стоит выделить одно из этого пророчества - "и поклонятся все народы ".
«И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. (Откровение 13:8)»
Православные должны полагать все свои надежды – только и исключительно на Бога, а не на «грядущего царя», и даже не на Святых Отцов. Хотя конечно – именно от Святых Отцов мы можем узнать Божественные Истины, но только если смотреть осторожно – в соответствии с принципами согласия Отцов: то, чему верили везде(в большинстве мест), чему верили всегда(большую часть истории Церкви), и чему верили все(большинство). Только этому можно верить.
Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. 5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься
Но в тоже время – Апостольская Церковь отступила от весьма благочестивого обычая – христиане добровольно отдавали всё что имели общине: «Деяния 2:44 Все же верующие были вместе и имели все общее. 45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.»
Это был христианский идеал. Коммунизм, по сравнению с этим – жалкая пародия, основанная на страсти зависти и насилии. И вот, за отступление от этой высоты, Господь приходит, и «сдвигает светильник». То есть Церковь испытывает Потрясение. Этим потрясением стали времена Гонений.
Пророчество исполнилось и в буквальном смысле. Ефесская церковь очень далеко отступила от евагельского идеала. В 5м веке в Ефесе процветал смертный грех симонии – Епископ Антонин Эфесский организовал продажу священнических должностей, у него имелись и точные таксы на епископские и священнические должности. Иоанн Златоуст, узнав об этом, сместил его. После этого позора, главный престол Малой Азии был переведён из Эфеса в Константинополь. А сегодня Эфесской церкви уже нет.