Схема чина хиротонии во священника
Во время пения Херувимской песни на главу посвящаемого возлагается воздух.
Воздух передается дьякону.
Возглас: «Повели, повелите, повели Преосвященнейший Владыко».
При пении тропарей ставленник троекратно обходит вокруг Престола.
Посвящаемый становится на колени перед Престолом.
Архиерей возлагает край омофора на главу поставляемого.
Архиерейское благословение.
Архиерей возлагает руку на главу хиротонисуемого.
Тайносовершительная молитва.
Хор: «Господи помилуй – Кирие элейсон».
Две молитвы.
Мирная ектенья.
Облачение поставляемого в епитрахиль, пояс и фелонь.
Вручение креста и служебника рукоположенному.
Приветствие сослужителей целованием.
Новопоставленному иерею даются части Святого Агнца.
Читается 50-й псалом.
Новопоставленный иерей возвращает части Святого Агнца архиерею.
Причащение Святых Тайн.
Чтение заамвонной молитвы.
Во время пения Херувимской песни архиерей подходит к жертвеннику и полагает воздýх либо на плечо, либо на голову посвящаемого, стоящего тут же. На Великом входе посвящаемый несет этот воздýх (или дискос с Божественным Агнцем), символизируя тем самым окончание своего дьяконского служения.
Перед благословением архиереем народа трикирием и дикирием и пением «Ис полла» посвящаемый ставится посреди храма и творит три поклона.
После этого протодьякон и дьякон, а не иподьяконы, как в случае с дьяконской хиротонией, подводят его к Царским вратам.
Далее чин посвящения совершается таким же образом, как и хиротония в дьякона, с тем отличием, что:
1) в алтаре ставленника принимают священники (а не протодьякон), в лик которых он вступает;
2) вокруг Престола его обводит старший из священников (протоиерей или архимандрит);
3) рукополагаемый во священника преклоняет пред Престолом не одно, а оба колена, в знак того, что он принимает большее, чем дьякон, служение. При этом возглас «вонмем» произносит священник, а не протодьякон.
Во время кругового обхождения поются те же три песнопения, что и при дьяконской хиротонии. Троекратное обведение посвящаемого вокруг Престола с целованием углов выражает посвящение его Пресвятой Единосущной и Нераздельной Троице, символизирует вечный союз иерея с Иисусом Христом.
Далее архиерей полагает край омофора на главу посвящаемого, трижды благословляет его и возлагает руку на его главу. Иерей, обводивший ставленника вокруг Престола возглашает: «Вонмем», и архиерей произносит вслух тайносовершительную молитву: «Божественная благодать, всегда немощнáя врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествýет (имярек), благоговейнейшаго диакона, во пресвитера; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа».
В ответ весь храм трижды поет: «Господи, помилуй», затем протодьякон возглашает: «Господу помолимся». Архиерей трижды благословляет рукополагаемого, полагает руку на его главу и читает две тайные молитвы.
1. В первой, обращаясь к Господу, – «Боже безначальный и безконечный» – архиерей молит Господа сохранить новорукоположенного «в непорочном жительстве и непреклонной вере».
2. Вторая молитва является завершением и окончанием совершительной молитвы: «Боже великий в силе и неизследный в разуме, дивный в советех паче сынов человеческих, Сам, Господи, и сего, егоже благоволил еси на пресвитерский взойти степень, исполни Святаго Твоего Духа дара, да будет достоин предстоять непорочно жертвеннику Твоему, вествовати Евангелие Царствия Твоего, священнодействовати слово истины Твоея, приносити Тебе дары и жертвы духовныя, возобновляти люд Твой чрез купель втораго рождения. Яко и сей, сретив во Втором Пришествии Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Единороднаго Твоего Сына, приимет мзду благаго икономства своего чина, во множестве благодати Твоея».
Эта молитва как бы «устанавливает» те пять действий, которые будут определяющими в жизни человека, воспринявшего в Таинстве благое иго священнослужения. Они следующие.
1. Своим служением сохранять непрерывность апостольского преемства, непорочно предстоя жертвеннику Искупителя.
2. Проповедовать Евангелие Христово, утверждая веру в Господа нашего Иисуса Христа, как Спасителя мира.
3. Благовествовать Божественную истину не только словом, но и всеми своими делами.
4. Совершать Литургию, принося бескровную жертву славословия и благодарения.
5. Крестить водой и Духом Святым во имя Пресвятой Троицы, рождая людей в новую жизнь и служа их духовному росту.
Мирную ектенью произносит не протодьякон, а иерей, добавляя к ней прошения:
«О архиереи нашем (имярек), священстве, защищении, пребывании, мире, здравии, спасении его и деле рук его, Господу помолимся»;
«О рабе Божием (имярек), ныне проручествýемом пресвитере и спасении его, Господу помолимся»;
«Яко да Человеколюбец Бог нескверно и непорочно ему священство дарует, Господу помолимся».
После этого архиерей дает рукополагаемому священнические одежды: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Служебник как руководство для священнодействия. Рукополагаемый в ответ целует то, что получает, и затем руку архиерея.
Подавая посвящаемому священнические одежды, архиерей возглашает: «Аксиос». Клир и хор в ответ трижды поют «аксиос».
Новорукоположенный после завершения вышеописанных действий целует омофор и руку архиерея; затем целует сослужителей в рамена (плечи), выражая тем апостольскую любовь, которая должна соединять служителей алтаря, и становится как равный в ряду священников.
При целовании дискоса и Потира к ним прежде других иереев приступает хиротонисанный, ибо в этот день он имеет первенство.
После преложения Святых Даров архиерей, взяв Святое Тело в руки и отломив верхнюю часть с надписью «ХС» (Христос), кладет ее на особый дискос и дает новопоставленному, говоря при этом: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о нем же имаши истязан быти во второе и страшное Пришествие Великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Священник, принимая, целует руку архиерея и начинает читать 50-й псалом, моля Господа сил об укреплении в предлежащем великом и страшном священническом служении.
Перед возглашением «Святая святым» он возвращает Святой Хлеб архиерею. Рукоположенный первым из священников приступает к Причащению (по обычной практике – после первого протоиерея), получая предпочтение ради благодати обновления от Божественного Духа.
После этого новопоставленный читает заамвонную молитву, делая явным для присутствующих на службе свое вступление в чин священства.
Хиротония во епископа
Название «епископ» (архиерей) встречается еще в Ветхом Завете, а в Евангелии Сам Господь Иисус Христос именуется епископом, архиереем (См.: Евр. 4; 14. 7; 26). Апостольское звание также именуется епископством (См.: Деян. 1; 20).
Обязанность епископа – «учить, священнодействовать и управлять» – не только совмещает во всей полноте звание дьякона и пресвитера, но и простирается намного дальше их ограниченных прав. На епископах лежит преимущественная обязанность наставлять и утверждать вверенную ему паству в вере, благочестии и добрых делах. И если священник выполняет аналогичные обязанности в пределах своего прихода, то для епископа, по 58-му Апостольскому Правилу, круг окормляемых им гораздо шире – это паства всех приходов его епархии.
Епископ совершает священнодействия, которые не имеет права совершать никто более:
1) мироварение и освящение Мира;
2) рукоположение кандидатов на священнослужение;
3) благословение на церковнослужение;
4) освящение храмов и антиминсов.
Кроме того, епископы осуществляют полноту церковной власти и управления. Но власть епископа не абсолютна – он имеет над собой Законодателя и подчиняется его закону: «Епископ управляет народом Божиим совместно с пресвитерами не от своего имени и не на основе права, как получивший власть от людей, или через людей, – он управляет от имени Бога, как поставленный Богом на служение управления. Имея харизму рассуждения и испытания, народ свидетельствует, что все совершающееся в Церкви под водительством пастырей совершается согласно воле Божьей, по откровению Духа Святого».
В древней Церкви все церковные акты, будь то совершение Таинств, принятие в Церковь оглашенных, кающихся, отлучение еретиков и т.д., совершались с участием народа. Свидетельство народа об откровении воли Божьей в древней Церкви носило характер согласия на то, что должно совершиться в Церкви, и принятия того, что в ней совершилось, как соответствующее воле Божьей. Согласие и принятие народом, однако, не означали того, что каждый представитель клира или мирянин выражал свое личное мнение или желание на совершение того или иного церковного акта. Церковная власть в лице епископов не была связана волей мирян, как и народ не был связан волей своих предстоятелей»[67].