Схема чина поставления в чтеца и певца

Чин поставления в чтеца и певца разделяется условно на три части.

I часть состоит

из архиерейского благословения посвящаемому;

возложения рук епископа на его главу;

первой молитвы епископа;

пения тропарей;

пострижения волос;

облачения поставляемого в фелонь.

II часть состоит

из архиерейского благословения посвящаемому;

возложения рук епископа на его главу;

второй молитвы епископа;

чтения посвящаемым Апостола;

снятия с посвящаемого фелони.

III часть состоит

из архиерейского благословения;

благословения стихаря;

облачения посвящаемого в стихарь;

поучения об обязанностях чтеца;

благословения посвященного в чтеца;

вручения чтецу подсвечника («лампады»).

Чин поставления совершается посреди храма перед Литургией, по облачении архиерея. До начала чтения часов иподьяконы приводят поставляемого на середину церкви, где тот трижды поклоняется алтарю и также архиерею. Потом кандидат, преклонив голову, подходит к архиерею, который осеняет его крестным знамением и возлагает на посвящаемого руки, читая первую молитву: «Раба Твоего, предходити свещеносца Святым Твоим Таинствам изволившаго, украси нескверными Твоими и непорочными одеждами». В молитве говорится о чтеце, как о «свещеносце», поскольку выносить свечу перед священнослужителями – одна из его обязанностей.

После этого поются тропари.

1. Апостолам: «Апостоли святии, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим».

2. Святителям.

3. Составителям Литургий:

а) святому Иоанну Златоусту: «Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать...»;

б) святому Василию Великому: «Во всю землю изыде вещание твое...»;

в) святому Григорию Двоеслову: «Пастырская свирель богословия твоего риторов победи трубы...».

4. На «Слава, и ныне»[63] поется тропарь: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы Твой мир даждь нам и помилуй нас, яко Един Щедр».

Бывает, что посвящение в чтеца и певца совершается не на Литургии. В этом случае прежде чтения тропарей архиерей произносит возглас: «Благословен Бог наш», затем поется «Царю Небесный» и Трисвятое по «Отче наш».

По окончании тропарей архиерей постригает волосы чтеца крестовидно и произносит:

при первом пострижении: «Во имя Отца», протодьякон или чтец отвечает: «Аминь»;

при втором пострижении: «И Сына», протодьякон или чтец отвечает: «Аминь»;

при третьем пострижении: «И Святаго Духа», протодиакон или чтец отвечает: «Аминь»;

В конце пострижения также произносятся слова: «Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Затем чтеца облачают в короткую фелонь, что символизирует его посвящение Богу. Архиерей трижды благословляет его главу, возложив на нее руку и читает о нем вторую молитву: «И даждь ему со всякою мудростию и разумом Божественных Твоих словес поучение и прочитание творити, сохраняя его в непорочном жительстве».

После этого чтец прочитывает отрывок из Апостола, символизируя этим, что чтение – его первая обязанность.

Затем с него снимается короткая фелонь, архиерей трижды благословляет чтеца и подаваемый ему стихарь. Поставляемый целует нашитый на стихаре крест и руку архиерея и после облачается с помощью иподьяконов.

Архиерей читает поучение об обязанностях чтеца из Архиерейского чиновника:

«Чадо, первая степéнь священства чтец есть. Подобает убо тебе на всяк день Божественныя Писания прочитовати, да слушающии, зряще тя, пользу и назидание приимут, и тебе самому вящщий степéнь притвориши, никакоже постыждая о тебе избрание. Целомудренно бо, и свято, и праведно жительствуя, и Человеколюбца Бога милостива возъимаши, и вящщаго сподобишися служения во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему же слава во веки веков. Аминь».

После этого архиерей произносит: «Благословен Господь! Се, бысть раб Божий (имярек), чтец святейшия церкве (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и дает ему подсвечник («лампаду»). Во время совершения Литургии чтец со свечей стоит перед архиереем, как это положено по ходу службы. Обычно в этот день чтец причащается, как мирянин, на солее.

Чтецы также называются клириками, причетниками или дьячками.

Чин посвящения в иподьякона

По древнему уставу в круг обязанностей иподьякона входило: подготовка для умывания рук архиерея; контроль за тем, чтобы оглашенные вышли из храма перед началом Литургии верных; охрана Святых врат, чтобы никто из недостойных не вошел в алтарь.

Сейчас посвящение в иподьякона, как и в чтеца, совершается посреди церкви перед Литургией, по облачении архиерея. Иногда это поставление следует сразу же за посвящением в чтеца.

Наши рекомендации