Место Писания: Откровение 2:8-11
Продолжим и посмотрим на вторую церковь, церковь в Смирне. Пусть Бог откроет нам глаза чтобы нам увидеть больше и ничего не отвергнуть. В истории церкви, все церкви во время Апостолов и сразу после них были очень сильно преследуемы. Страдание является особой чертой церкви, и потому название церкви здесь это Смирна. Смирна происходит от слово «мир» (одно из благовоний) и символизирует страдание и гонимую церковь.
Послание открывает, что имя Господа Иисуса особенно и награда победителя также особенна. Господь Иисус говорит о Себе: Первый и Последний, Кто был мертв и вот теперь снова жив». А победителю Господь говорит, что он «не потерпит вреда от второй смерти». Это доказывает, что жизнь побеждает смерть. Многие только видели «живого», но не видели «вовеки живого»(1:18) и не видели они «ожившего». Но как это превосходно! В день Пятидесятницы апостол сказал народу: «Которого Бог воскресил, расторгнув узы смерти, потому что она была не способна держать Его» (Деян.2:24). Смерть не могла держать Его! Другими словами, однажды все живущие придут к смерти, они не могут выйти из нее снова. Но Господа Иисуса смерть не могла держать, она не имела власти держать Его. Это воскресение. Его жизнь претерпела смерть. Поэтому принцип воскресения в Библии становится очень драгоценным. «Был мертв и вот жив снова» показывает на то, что жизнь может пройти через смерть. Бог видит церковь как претерпевающую смерть. Ворота ада открыты для церкви, но они не могут одолеть церковь и заключить ее, и потому природа церкви есть воскресение. Когда церковь теряет свою силу победить страдания, она бесполезна. Многие люди сдаются, когда встречают нечто противоположное своему желанию, для них это все равно, что пройти через смерть. Но воскресение не боится смерти, и страдание только доказывает, что человек может претерпеть смерть. Вы, наверно, думаете, что кто-то остынет, встретившись с чем-то враждебным, но нет, он пройдет через это и выйдет снова. То, что проходит через смерть, но все же остается, и есть воскресение.
Даже в нашей жизни есть много подобных случаев. Возможно, когда вы встречаете испытания и искушения, ваша молитва прекращается, и чтение Слова Божьего становится трудным. Все братья говорят, что в это время они падают, но вскоре после этого вы встаете и жизнь Божия приходит к вам снова. То, что прекращает свое существование после смерти, не является воскресением. Церковь имеет основополагающий принцип: она способна проходить через смерть и она не может быть погребена. И церковь в Смирне особенно ярко показывает этот принцип. Если вы прочитаете историю мучеников, написанную Фоксом, то вы увидите как церковь претерпела преследования и гонения.
Например, Поликарп был епископом церкви в то время, когда он был схвачен своими противниками. И так как ему было уже восемьдесят шесть лет, то они не могли так просто его предать смерти, и были особенно снисходительны к нему. И если бы он только сказал: я не признаю Иисуса из Назарета», то они немедленно бы освободили его. Но он ответил: «я не могу отвергнуть Его. Я служил Ему восемьдесят шесть лет и все эти годы Он не поступал со мной плохо. И как тогда я могу отвергнуть Его, ради любви к себе!» И тогда они потащили его в огонь и сожгли. Когда нижняя часть его тела была охвачена огнем, он все еще говорил: «Благодарю Бога, что у меня есть такая возможность сегодня быть сожженным и отдать свою жизнь для свидетельства о Тебе».
Была также сестра, которая сказала, что если бы только она преклонилась перед Дианой (идолом Артемиды в Ефесе, как сказано в Деяниях 19), то ее отпустили бы сразу. И что же она сказала? Она ответила: «Вы просите меня выбрать Христа или Диану? Сначала я выбрала Христа и теперь вы хотите, что бы я сделала выбор еще раз. Я еще раз выбираю Христа». Ее убили. Двое сестер, которые присутствовали там, сказали: «так много детей Божиих взято отсюда. А почему же мы еще остаемся?» позже и их взяли и заточили в тюрьму. Этим сестрам свидетельствовали много о тех, кого сожрали звери и они снова сказали: «Многие свидетельствовали своею кровью. Почему мы свидетельствуем только устами?» Одна из этих сестер была замужем, а другая собиралась выйти замуж. Поэтому ее родители, муж и жених пришли все вместе убеждать их в обратном. Они даже принесли дитя замужней сестры, умоляя ее отвергнуть Господа. Но они сказали: «Что вы можете принести, что сравнится с Христом?» И затем их потащили и бросили львам. И они пели пока шли ко рву и даже когда были раздираемы зверями.
Как ужасны были преследования, которые переносила церковь в Смирне! Жизнь оживает после того, как умирает. Гонения только открывает какой тип церкви имеет место. Он есть «первый и последний, Который был мертв и вот снова жив»
«Я знаю твою скорбь и нищету». На земле у тебя ничего нет, но Господь знает, что ты богата. «Не бойся того, что тебе предстоит пострадать». Вся церковь в Смирне была гонима, но жизнь, которая умерла и теперь живет снова может разрушить все гонения. Причина, по которой церковь в Смирне могла перенести такие великие гонения, находилась в том, что она знала, что такое воскресение. Только воскресение может вывести вас из могилы.
«И Я знаю хуления тех, кто называет себя Иудеями, но они не таковы». И теперь надо уделить внимание проблеме Иудеев. Господь сказал, что в ее страдания у церкви есть скорбь и нищета, и с этим просто разобраться. Но с тем, что исходит изнутри, не просто разобраться. Иудеи, упоминаемые здесь это не Иудеи в мире, но Иудеи в церкви. Точно также как «люди», которых мы видели в связи с Николаитами, не означают мирских людей, но это были низы церкви. Здесь Господь говорит об Иудеях, которые преследовали их. Это самое больное из всего больного. В семи посланиях есть линия оппозиции. Николаиты упоминаются тут дважды. Один раз в церкви в Ефесе, другой раз в церкви в Пергаме. И также Иудеи упоминаются здесь дважды: здесь и в Филадельфийской церкви. В Пергаме упоминается учение Валаама. В Фиатире – Иезавель. Все это линия оппозиции. Вы можете спросить: «А кто же такие Иудеи? Разве спасение не от Иудеев? И почему они здесь хулят?» И для того, чтобы ответить на этот вопрос нам надо знать, что такое Иудаизм и что такое церковь.
Существует много существенных различий между Иудаизмом и церковью. Здесь я хочу упомянуть только четыре пункта, которым нам должно уделить особое внимание: во-первых, храм; второе - закон; третье- священники; четвертое – обетования. Иудеи построили прекрасный храм на этой земле из камня и золота как место поклонения. Как стандарт своего поведения у них было Десять Заповедей и много других постановлений. Чтобы справлять духовное у них было служение священников, группа особенных людей. Пожалуйста отметьте, что Иудаизм есть земная религия на земле. То, что у них есть это материальный храм, написанная буква постановлений, посреднический класс священников, наслаждение на этой земле.
Когда Иудеи вошли в землю Ханаан, они построили храм. Если я Иудей и хочу служить Богу, то я должен идти в храм. Если я чувствую, что согрешил, то должен принести жертву, должен идти в храм и там принести ее. Когда я чувствую, что Бог благословляет меня, я должен хвалить Его, должен идти в храм и там благодарить Его. Всегда я должен так поступать. Я могу поклоняться только тогда, когда я войду в храм. Он называется местом поклонения. Иудеи являются поклонниками, и храм есть место, где они поклоняются. Поклонники и место поклонения это две разные вещи. Но так ли это в Новом Завете? Есть особенность церкви в том, что нет места и нет храма, потому что мы - храм.
В послании Ефесянам 2:21,22 говорится: «В Котором каждая строительная часть слагается стройно в святой храм в Господе, и в Котором вы также строитесь в жилище Божие в Духе». Что мы видим? Особенность церкви в том, что ваше тело есть жилище Божие. Говорить в отдельности, каждый из нас есть храм Божий. Говорить в общем, Бог строит нас и стройно слагает нас вместе, чтобы нам быть Его обиталищем. Нет места для поклонения в Новом Завете, место поклонения есть сам поклоняющийся. Мы носим всегда с собою наше место поклонения. И это главное отличие от Иудаизма. Храм в Иудаизме это материальный храм; храм в церкви есть духовный храм. Кто-то однажды посчитал общую цену Иудейского храма и сказал, что этого достаточно для благополучия всех народов в мире. Но, а что же с храмом Христиан сегодня? Некоторые потерпели разрушение, некоторые слепы, некоторые бедны, но все же это храм. Некоторые говорят сегодня так: «Если вы не пойдете в великолепный и торжественный храм, то вам как минимум нужно будет «церковное» здание. Но церковь не имеет «церковного» здания. Где бы ни ходили верующие, там и церковные здания ходят. Бог обитает в людях, а не в доме. В церкви - Бог обитает в человеке, в Иудаизме - Бог обитает в доме. Люди думают, что если им нужно поклоняться Богу, то им нужно здание. Некоторые даже называют «церковное здание» «церковью». Но это Иудаизм, а не церковь! Слово «церковь» в греческом звучит «экклезия», что означает «вызванные» или «взятые от». Церковь это храм, купленный драгоценной Кровью, это есть церковь. Сегодня у нас может быть верхи храма, подъезд Соломона, храм у ворот Прекрасных, у нас может быть и подножье храма. Иудаизм имеет материальный храм. И кто же тогда иудеи? Это те, кто ввели материальное в церковь. Если дети Божии хотят ходить Его путем, то они должны просить Бога открыть им глаза, чтобы увидеть, что церковь духовна, а нематериальна.
У Иудеев также были законы, постановления на их повседневную жизнь (Бог использовал закон только для того, чтобы люди познали свои грехи). Всякий Иудей должен соблюдать Десять Заповедей. Но Господь Иисус ясно сказал, что если вы исполняете Десять заповедей, то еще одно обязательно нужно (Лук.18:20-22). Иудаизм имеет стандарт принципов на повседневное житие, которое написано на каменных скрижалях. Их должно было помнить. Но вот проблема: если я грамотный, то я знаю их. Если у меня хорошая память, то я помню их. Это Иудаизм. Повседневный стандарт Иудаизма это мертвость, он есть нечто внешнее. В церкви нет закона, но скорее всего закон у нее находится в другом месте. Он записан не накаменных скрижалях, но на скрижалях сердца. Закон Духа жизни во мне. Святой Дух обитает во мне, Святой Дух есть мой закон. Прочитайте послание к Евреям главу 8 и Иеремию главу 31. Бог говорит: «Я вложу законы Мои в умы их, и на сердцах их напишу их (законы)» (Евр.8:10). Сегодня на скрижалях нет правильного или неправильного, но в сердце. Нашей особенностью сегодня является Святой Дух, обитающий в нас.
Мне нравится вспоминать историю, которая поясняет это. В Ку-Лин был некто мистер Ю, он был электрик и был малограмотным. И позже он был спасен. Когда он состарился, он собрался испить вина, по своей старой привычке. Еда была готова, вино искрилось, он и его жена, которая знала чуть больше иероглифов по сравнению с ним, и ученик сели и собрались поесть. Он собрался воздать благодарение, но на некоторое время замолчал. Немного спустя, он сказал: «Хорошо ли христианину пить вино? Плохо, что с нами нет проповедника, а то бы мы его спросили. Давайте посмотрим в Библии, хорошо христианам пить вино»? И трое уселись и стали листать страницы Библии, но ничего не могли найти. Наконец жена предложила на этот раз все-таки выпить. Позже она рассказывала, что она могла бы написать письмо проповеднику и если бы он ответил, что пить нельзя, то они бы не стали, а если бы ответил «можно», то они бы продолжили. И брат Ю опять встал воздавать благодарение и приготовился к этому. Но снова на короткое время замолчал. После этого случая, проповедник повстречался с ним и они подняли этот вопрос. Проповедник спрашивал о том, действительно ли он выпил в тот раз. И тот ответил: «Хозяин, обитающий внутри, не позволял мне делать этого и поэтому я не пил». Существует «Внутренний Хозяин» и это прекрасное утверждение. Если Святой Дух не согласен, то все, что бы вы ни говорили, ничего не стоит. И Если Святой Дух согласен, то что бы вы ни говорили, также ничего не стоит. Закон стал внутренним, а не внешним.
В Иудаизме есть написанные законы и постановления. И сегодня есть также очень много написанных правил и постановлений в «церкви», но это не церковь. Всякое внешнее постановление не есть церковь. У нас нет внешних законов, стандарт нашей жизни – внутри. Скорбь церкви в Смирне была вызвана теми, кто называл себя Иудеями, и взваливал Иудейские постановления на нее.
В Иудаизме люди, которые поклоняются и Бог, Которому поклоняются, разделены и удалены друг от друга. Такое отдаление есть суть Иудаизма. Когда в Иудаизме человек видит Бога, то он сразу умирает. Как можно в Иудаизме приближаться к Богу? Необходимо зависеть от посредника, священника. Священники для них есть представители, которые за них пойдут к Богу. Люди – мирские, они могут делать только светское и быть мирскими. Но священникам подобает быть вполне святыми и трудится над святыми целями. Ответственность Иудеев состоит в том, чтобы привести вола или овцу в храм. А служить Богу – это дело священников, а не Иудеев. Но в церкви такого нет. В Церкви Бог не только хочет, чтобы люди представили Ему материальные вещи, но Он также желает, чтобы сами люди пришли к Нему. Сегодня посреднический класс упразднен. Какими же словами хулили тогда Иудеи? Группа людей в церкви в Смирне говорила: « Если все дано братьям, то братья могут крестить, братья могут преломлять хлеб, то тогда не будет никакого порядка! Это будет ужасно!» Они желали утвердить посреднический класс.
Сегодня Христианство уже иудействующее. Иудаисты имеют священников, а христиане имеют выдающихся отцов и обычных пасторов в пасторской системе. Отцы, священство и пасторы трудятся в духовном направлении. Единственным их ожиданием от членов церкви является пожертвования. Низы (обыкновенные верующие) – миряне, мы можем делать только мирское и быть мирянами, кем мы и являемся. Но братья и сестры, в церкви нет никаких мирян. Это не означает, что нам не следует заниматься никакими светскими делами, но то, что мир не владеет нами. В церкви каждый духовен. Позвольте мне сказать вам: «Когда церковь доходит до точки доверия ведения духовных дел только «надежным», церковь уже пала». Мы все знаем, что отцам римско-католической церкви не позволительно жениться, потому что чем более они отличаются от обычных людей, тем сильнее люди будут верить, что им вверено духовное. В церкви ничего подобного нет. Церковь требует, чтобы мы представили все свои тела Богу. Это единственный путь. Каждый должен служить Господу. Заниматься светскими делами это лишь заботится о своих повседневных нуждах.
Продолжим обсуждать четвертый пункт. Цель Иудеев в служении Богу состоит в том, чтобы пожать больше пшеницы, чтобы волы и овцы не имели выкидышей, но размножались обильно, как в случае с Иаковом. Это благословение этого мира. Божии обещания к ним это земные обещания и то, что они будут выше всех народов на земле и будут преуспевать, особенно. Но первым обещанием к церкви является утверждение, что мы должны взять крест свой и следовать за Господом. Иногда когда я проповедую Евангелие, люди спрашивают: «А был бы рис, если все веровали в Иисуса?» Я отвечаю: «Когда вы верите в Иисуса рисовое зерно сокрушается». Это есть церковь. И это не означает, что с тех пор, как начнете верить в Иисуса, то вы во всем станете преуспевать. Однажды, когда я был в Нанкине, некоторый проповедник говорил свою проповедь так: «Если вы поверите в Иисуса и у вас все же не будет много денег, но вам по крайней мере станет жить легче». Когда я выслушал это, то подумал: «Это не похоже на церковь». То, чему учит церковь, это не то, много ли я достигну перед Богом, но много ли буду способен отдать Ему. Церковь не считает страдания болью, скорее для нее это радость. И сегодня эти четыре вещи находятся в церкви: материальный храм, внешние законы, посреднический класс и мирские обещания. Братья и сестры, мы желаем проповедовать больше слов Божиих. Мы надеемся, что все дети Божии, хотя все они заняты светскими делами, будут духовными людьми.
И здесь Господь сказал очень сильное слово: «…те, которые называют себя Иудеями, но суть не таковы, но синагога сатаны». Слово «синагога» особенно относится к Иудеям, как святыня относится к буддизму, монастыри – таоизму, мечеть – к магометанству. Один брат сказал, что нам не должно называть место собрания Залом Собрания Церкви, но христианской синагогой. Если так, то когда Иудей будет проходить мимо, он будет крайне смущен, потому что термин «синагога» применяется исключительно в Иудаизме. Как мы можем говорить, что существует христианская синагога и не прийти к Иудаизму? Господь говорит, что есть синагога сатаны. Иудеи, о которых говорит здесь Господь, это Иудеи церкви, потому что они даже вводят «синагогу». Пусть Бог смилуется над нами. Нам нужно полностью избавиться от Иудаизма.
В Смирнской церкви была скорбь, нищета и поругание от Иудеев. Но что Господь сказал им? «Не бойся того, что тебе придется пострадать, вот, дьявол будет бросать вас в тюрьму, чтобы испытать вас». Не бойся! Много раз, если мы только думали, что нечто было вызвано сатаной, то проблема была бы только улажена наполовину. И когда мы начинаем думать, что это устроено людьми, то у нас также трудность. Если бы мы только знали, что это сделано врагом, то проблема была решена и наше сердце успокоилось бы сразу перед Господом.
«И будет скорбь у тебя дней десять». И вот проблема «десять дней». Многие толкователи книги Откровения и Даниила считали, что надо принимать один день за год. И так как они пытались считать десять дней десятью годами, то искали это в истории, но не находили. Я лично абсолютно не вижу в этом библейского основания. В Библии много мест, которые указывают на то, что не следует считать дни годами. Например, Откровение 12:14 говорит: «время, времен и полувремени». То есть три с половиной года. Откровение 12:6 говорит: «1260 дней». Иудейский календарь имел 360 дней, поэтому 1260 дней это три с половиной года. Если один день равен здесь одному году, то что же тогда следует понимать под 1260 днями? Великая скорбь будет длиться так долго? Что делать тогда людям?
Каково же действительное значение десяти дней? В Библии десять дней упоминаются много раз. В Бытие 24:55 есть «десять дней». Когда слуга забирал Ревекку с собой, то брат ее и мать просили, чтобы она оставалась с ними десять дней. Когда Даниил и его друзья не допускали себе оскверняться царской пищей, то они просили царедворца испытать их в течении десяти дней(Дан.1:12). Итак, десять дней в Библии имеет очень простое значение – очень короткий срок. И слова, которые Господь говорит, имеют то же самое значение. С одной стороны это означает, что есть несколько дней страданий, и дни нашего страдания сосчитаны Господом. После этих дней мы будем освобождены как Иов. С другой стороны, десять дней – это очень малый срок. Не важно, через какие страданий мы пройдем перед Господом, это будет длиться недолго. Когда дни исполнятся, дьявол ничего не сможет сделать. Испытания, которые вы претерпеваете пройдут очень быстро.
«Будь верен до смерти и Я дам тебе венец жизни». Верность до смерти это суть и времени и позиции. Господь утверждает, что жизнь всех служащих Ему, принадлежит Ему, и это есть та причина, по которой нам надо быть верными до смерти. Всякий искупленный драгоценной Кровью для Господа, должен полностью принадлежать Ему. С самого начала Христос требует нашего всего. По нашей позиции мы должны быть верны до смерти, а по времени мы должны быть верными до смерти. «Я дам тебе венец жизни». Венец это награда, и в это время жизнь будет венцом.
«Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам. Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти». Здесь ясно говорится, что вы не только избежите смерти, но не потерпите от смерти, ибо вы уже изъяли урок. Скорби сильны, если вы никогда не переживали их, то вы не знаете как они ужасны. Нищета угнетает, если вы никогда не были бедны, то вы и знаете ее вкуса. Поругание также угнетает, если вас не хулили, то вы не чувствовали его боль. Когда вы проходите через все, что влечет вас к смерти, то вы доказываете, что воскресение это факт. Господь вышел из могилы и вы также выйдете. Его жизнь воскресения не может потонуть и у нас есть дерзновение говорить, что мы не можем потонуть.
Глава 4. Церковь в Пергаме.
См. Откровение 2:12-17.
Церковь в Ефесе была церковью в конце апостольского века, до того, как умер Иоанн. На эту церковь сам Иоанн ссылался в свои последние дни, она упоминается во 2-м Петра и 2-м Тимофею. О ней мы уже говорили. После этого мы увидели период, в который церковь была гонима, как это очень ясно показывает пророчество Господне о церкви в Смирне. Это мы рассмотрели в предыдущей главе. А сейчас посмотрим на церковь в Пергаме.
Слово «Пергамос» означает «бракосочетание» или «союз». Здесь мы видим церковь в отступничестве. Я думаю, что когда верующие в это время читали о церкви в Пергаме, они, вероятно, не понимали, что означает это послание. Но сегодня мы оборачиваемся на историю церкви и это совершенно ясно. Историк Гиббон говорил, что если бы убили всех христиан в Риме, то город стал бы необитаемым. И потому величайшему гонению во всем мире все еще не было тогда под силу разрушить церковь. И потому сатана изменил свою тактику. Мир не только не стал противостоять церкви, но даже величайшая империя того времени – Римская, приняла христианство как свою государственную религию. Говорят, что Константин видел сон, в котором был крест со словами «победи с этим знаком». И потом он узнал, что крест был знаком в христианстве, поэтому он принял христианство как государственную религию. Он уговаривал людей креститься, и крещенным давали две белые рубахи и несколько кусков серебра. Так церковь объединилась с миром и мы видим, что церковь пала. В предыдущей главе мы читали, что церковь в Смирне была скорбящей церковью и что Господь ничего не имел против нее. А здесь Пергам и мир объединились, чтобы стать величайшей государственной религией. По-человечески, это было достижением, но Господу это было не угодно. Когда церковь объединяется с миром, то свидетельство церкви искажается. Церковь есть странник в этом мире. Лодке хорошо быть на воде, а не воде - в лодке.
«Имеющий острый обоюдоострый меч…» Господь называет себя Тем, у Кого есть обоюдоострый меч. Это есть суд.
Церковь пала, но это не означает, что в этот период церковь не имела свидетельства. Не важно в каких она находится условиях, в реальности церковь всегда присутствует. Пергамская церковь следует сразу за Смирнской. Какого рода была тогда ситуация? Господь говорит здесь: «Я знаю где ты живешь, там, где трон сатаны». Господь признавал тяжесть ситуации в Пергаме. Так как она жила там, где есть трон сатаны, то для нее очень трудно было нести свидетельство. Но был особенный человек: «Антипа, Мой верный мученик». Его имени невозможно найти в истории, и так как это пророчество, мы исследуем значение самого имени. «Анти» означает «против», а «пас» означает «все». Это верный человек, кто против всего, он противится всему. Это не означает, что он намеренно создавал проблемы независимо от ситуации, но он стоял на стороне Бога, чтобы противиться всему. И конечно, это человек должен быть мучеником. История не знает его имени, но Господь знает.
Несмотря на то, что верный был умерщвлен, Господь говорит: «ты верен имени Моему и не отверг веры Моей». Упомянуты две вещи, одна - это Господне имя, а другая – вера Господня. Дети Божии это те, кто избран Богом от язычников и приняты во имя Господне. Существует ключевое различие между церковью и религией. В религии достаточно принять учение, но в церкви это абсолютно бессмысленно, если человек не уверует в Господа. Имя Господне представляет Самого Господа. Это особенность. И не только это, но Его имя означает, что Он был здесь и вернулся обратно. Он умер и ожил снова. И Он оставил среди нас Свое имя. Если мы потеряем имя нашего Господа, то у нас уже не будет свидетельства. Пергам принял имя Господа. Есть нечто, чему дети Божии должны особенно пристально внимать: нам нужно проявлять себя как тех, кто находится в имени Господнем. Это имя – особенное, имя, которое хранит нас от потери свидетельства.
Он также говорит: «ты не отверг веры Моей». Здесь вера по-гречески «пистис». Значение этого слова «вера», «доверие». Это необычная вера, но уникальная вера, вера, которая отличается от всех других вер. «Ты не отверг Моей уникальной веры»- говорит Господь. Церковь это не некий вид философии, естественной науки, этики или психологии. Этого нет в церкви. Церковь есть нечто от веры, что-то от доверия. Это означает: «ты не отказался верить в Меня». Дети Божии должны поддерживать своё верование в Бога. Наша вера в Бога совсем не должна изменяться. То, что отделяет нас от этого мира, есть наша вера. Поэтому, «ты держишься имени Моего, и не отверг моей веры» – это две вещи, за которые Господь похвалил эту церковь.
«Но есть у Меня против тебя то, что есть у тебя некоторые держащиеся учения Валаама, который научил Валака класть преткновение перед сынами Израилевыми, есть пожертвованное идолами, и прелюбодействовать». Валаам был язычником, мы не знаем почему Бог называет его также пророком. В случае с Саулом, Бог двигал им, но не вошел в него. И так как Израильтяне постоянно побеждали, Валак испугался и позвал Валаама. Он сказал ему: «ты – пророк. Прокляни для меня Израиль». Валаам желал денег и пожелал пойти и, хотя Бог препятствовал ему в начале, позже Он допустил ему. Но он не нашел способа проклясть Израиля. Но так как он все же принял деньги от Валака и ничего не сделал взамен, то он чувствовал неудобство. Поэтому задумал план. Моавитяне попросили своих женщин ходить рядом со станом Израильским. И так моавитские женщины и израильтяне объединились. И израильтяне взяли этих женщин. И язычницы принесли к ним также своих идолов, вызвав не только прелюбодеяние, но и поклонение идолам. Но Бог прогневался и истребил двадцать четыре тысячи Израильтян, но моавитяне были сохранены. В книге Числа, глава 25, мы видим, что моавитские женщины объединились с израильтянами, и до самой 31-й главы мы не видим, что это был замысел Валаама.
Бог показывает нам, что такое Пергам. Значение этого состоит в том, что это бракосочетание с миром. В начале мир противостоял церкви, а теперь мир и церковь сочетались. Я много раз упоминал значение слова «церковь» как «экклезия», то есть «вызванные от». Не объединившиеся, не помещенные, но отделенные, вызванные из – вот что такое церковь. Метод Валаама состоял в том, чтобы разрушить отделение между церковью и миром, а результатом стало поклонение идолам.
И здесь нам надо уделить особое внимание двум вещам – прелюбодеянию и поклонению идолам. Странно, что эти две вещи упоминаются вместе. В плоти это две вещи, которые Бог ненавидит, а в духовном – это также две вещи, которые Бог ненавидит. Посмотрите, что Иаков пишет в 4-ой главе об этом: «Не знаете ли вы, что дружба с миром есть вражда против Бога?» Быть объединенным с миром – это то, что ненавидит Бог. Маммона также стоит против Бога. «Не можете служить и Богу и маммоне» (Мф.6:24). Люди могут служить либо одному или другому. И здесь мы видим очень важное: маммона стоит против Бога. Многие идолы существуют только из-за маммоны. Сегодня христиане не ходят убивать или поклоняться идолам, но если мы жаждем денег, доверяя силе маммоны, то это равно поклонению идолам. Маммона – это принцип идолов. Вы видите, что в связи с прелюбодеянием находится поклонение идолам и таким же образом желание денег связано с миром. Мне нравится приводить из Библии противоположные вопросы. Если вы видите негативную сторону, то вы видите и позитивную. Библия всегда ставит сатану в оппозицию Христу, плоть - в оппозицию Святому Духу, мир и маммону – в оппозицию Богу Отцу. Мир противостоит Отцу, и поэтому 1Ин.2:15 говорит: «кто любит мир, в том нет любви Отчей». Маммона стоит против Бога. Если кто служит маммоне, он не может служить Богу.
Делом Валаама было объединить мир с церковью. Константину нужно было внести к нам это учение Валаама. Нет ничего более трудного, чем сохранить себя от проникновения работы Валаама. Сегодня все христиане хотят быть великими, иметь больше, и не уделять внимания святости и чистоте. И поэтому они уступают грехам, уступают учению Валаама, и они позволяют себе отвергнуть имя Господне.
И здесь Господь особенно выделяет Валаама. Валаам был первым, который сделал деньги на своих дарах. Есть несколько мест в Новом Завете, в которых упоминается Валаам. Второе послание Петра говорит, что Валаам возлюбил неправедную плату. Иуда говорит, что Валаам жадно бежал за наградой. Давайте рассмотрим это. Может вы думаете, что коринфская церковь пригласила Павла прежде всего обсуждать вопрос награды? А может Иерусалимская церковь заключила контракт с Петром об определенной денежной компенсации на каждый год? Мы считаем это абсолютно невозможным. В начале все труженики Божии зависели от Него в своем житие. Они не просили ничего от человека и не принимали денег от язычников (3Ин.7). Но во времена Константина, все служившие Богу стали принимать жалование из государственной казны. По крайней мере с 300 года по Р.Х такая практика вступила в силу. Когда каждый принимает жалование, метод Валаама входит вовнутрь. Методу Валаама нет места в Божием плане. Если бы в это время спросили у апостолов: «Каково твое ежемесячное жалование?», то это не было бы воспринято как шутка?! Но сегодня это общепринято. Если мы можем доверять Богу, то тогда мы идем трудиться, а если нет, то мы не идем трудиться. Мы должны уделить этому особое значение перед Господом.
И сразу после этого упоминаются Николаиты. «Также» здесь особенно связано с предшествовавшими словами. Господь показывает свое негодование учением Валаама, и также Господь негодует на Николаитов. В Библии Сам Бог наметил то, какой должна быть церковь. Прочитайте Матфея 20:25-28: «…но Иисус подозвал их к Себе и сказал: вы знаете, что правители языческие господствуют над ними, и их великие властвуют над ними. Но да не будет этого среди вас. Но кто больший из вас да станет всем слугой и первый из вас да будет вам служить. И даже Сын человеческий не пришел на землю, чтобы Ему служили, но для того, чтобы послужить и отдать Свою жизнь для искупления многих». Видите? Церковь основана Господом, и князья и великие в ней не допустимы, этому классу не позволено существовать. Господь сказал, что если есть кто из вас великий, то да будет он всем слугою. Величие рассматривается не на основе положения, а на основе служения. Если вы посмотрите на Матфея 23:8-11 это станет еще более очевидным. Основной принцип церкви: «все – братья, нет раввинов, нет хозяев, нет отцов».
Когда Константин принял христианство, появились учения Валаама, а также учения Николаитов. Мы видим систему отцов. Среди многих отцов, стоящий выше всех есть папа. Когда кто-то целует его ногу, то кричит: «мой Господь!». Также существуют высокопоставленные лица в Ватикане и есть также представители многих стран в лице послов и министров. Есть цари и официальные лица, есть также те, кто называются отцами и которые есть «равви». Это учение Николаитов, которое мы уже рассматривали. Поэтому, имеющие положение и репутацию в мире должен остерегаться, чтобы не внести мирское в церковь. Если ты не можешь назвать смиренного, сидящего рядом с тобой, братом, то что то у тебя не в порядке. Когда вы сидите между братьев и сестер, и не можете быть братом и сестрой, то появляется Николаит. Слово «лаос» в греческом слове «никаолаос» не только означает низы (обычные люди), но также означает обывателя, по сравнению с экспертом и специалистом. Например, доктора медицины являются специалистами, а те, которые не являются ими, это обыватели. Когда один плотник встречает другого плотника, они оба имеют одно дело и оба эксперты. Но когда он встречает другого, не являющегося плотником, то он называет его обывателем, то есть кем-то, не той же самой профессии. Николаит одолел обычных, то есть это группа экспертов, то есть некто «профессионал», а другие - низы, «непрофессионалы». И Господь говорит, что Он «против» этого.
Состояние церкви в Ефесе и церкви в Пергаме отличаются. В церкви в Ефесе были только поступки Николаитов, а в церкви в Пергаме это уже учение. Потребовалось некоторое время до тех пор, пока поступки не стали учением. Если есть некоторые поступки, то учение этого образа поведения начинает также проповедоваться, и это уже не только способность поступать, но также способность производить теорию из поведения, это уже шаг вперед. Поведение исходит от учения. И когда появляется такое учение, то это становится уже намного серьезней. Несколько лет назад я встретил члена церкви, у которого была любовница. И кто-то посоветовал мне вразумить его. Но он не только не считал, что иметь любовницу это неверно, но и приводил примеры из Библии, чтобы покрыть свой грех. Иметь любовницу это поведение, а приводить места из Библии это уже учение. И также сегодня существует открытое учение Николаитов. Как в Пергаме образовалось такое учение? Мы уже сказали, что после того, как Константин принял христианство как государственную религию, то церковь вышла замуж за мир. Так как вы являетесь римлянином, то вы должны креститься, и таким образом церковь наполнилась неверующими. В начале только братья были в церкви и все братья были священниками. А затем появилось такое смешанное явление. Просить их служить Богу было невозможно. Для удобства была выдвинута группа людей, которым было сказано: «вы трудитесь в духовном отношении, а другие останутся простыми людьми, низами». Многие из тех, кто стал членами церкви совсем не знали Господа Иисуса. А те, кто знали Его, стали экспертами, и так появились Николаиты. Это неизбежный результат брака церкви с миром. В Ефесе у Николаитов были всего лишь только дела, но в Пергаме это стало учением. Вся суть в том, что церковь стала делом экспертов, а не низов. И учение коснулось того, что людям нормально оставаться недуховными, духовные дела вверены были группе экспертов, а мы – простолюдье, мы можем заниматься только светскими делами. И учение в том, что в церкви есть два типа людей, одни трудятся в духовном, а другие – в светском отношении. Для тебя, как обычного человека, кто из простолюдья, достаточно только посещать собрания и не о чем другом заботиться не надо. Если кто-то станет притязать на воплощение принципов 1Коринфянам 14-ой главы, то это не будет принято. Учение Валаама состоит в том, чтобы ввести учение Николаитов.
Я верю, что это Господь ненавидит больше всего, и потому мы уделяем этому так много внимания. Я признаю, что существует вопрос служения. И также признаю, что Павел трудился, изготовляя палатки в это же самое время и также Петр, Иаков и Иоанн были полностью посвящены проповедованию. Но сегодня, то, что мы называем положением братьев, не является положением в служении. В поместной церкви именно местные братья должны быть и диаконами и пресвитерами. Все братья и сестры принимают участие в духовном, и все они – священники. Пресвитеры не делают всего вместо них, они всего лишь «надзирают». Как труженики, они, приходя в церковь, имеют только положение брата. И именно здесь лежит различие между Николаитами и братьями. Библия показывает, что все дети Господни свидетельствуют, но апостолы свидетельствуют больше. Различие лишь в степени, а не в сути. Суть та же, только степени разные. Но в учении Николаитов все наоборот, духовные дела находятся в ведении особого класса. Это осуждается Богом, потому что в таком случае, церковь может быть мирской, за исключением нескольких духовных служителей. Некоторые особенно духовные люди избираются из церкви для выполнения духовных дел. Они становятся другим классом, занятым духовными делами. Система отцов в мирской церкви, система духовенства в государственных церквах, пасторская система в независимых церквах имеют ту же самую природу. Все они – Николаиты. В Библии есть тол<