Места Писания: Откровение главы 1-3; 22:7; 18-19

Ортодоксальность церкви

Глава 1. Введение.

Глава 2. Церковь в Ефесе.

Места Писания: Откровение 2:1-7.

Послание о Церкви в Ефесе это пророчество о состоянии первой стадии церкви после Апостолов. До 96 года по Р.Х был век апостолов. После 96 года апостольский век как бы окончился и многие извращения стали вкрадываться в церковь. Так как эта книга пророческая и имена в ней также пророческие. «Ефес» на греческом означает «желаемый». И церковь после апостольского века также остается желаемой.

Господь говорит: «знаю твои дела и тяжкий труд твой и терпение». Местоимение «твой» используется в Откровении в главах 2 и 3 в единственном числе. Из семи церквей, пять обличаются, одна не принимает обличений и не принимает похвалы и только одна принимает похвалу. Ефесская среди тех, кто обличается. Но здесь Господь прежде говорит посланнику Ефеса о духовной реальности. Некоторые считают, что Господь пытается сказать нечто доброе перед тем, как обличить чтобы обличаемое не было так плохо и что якобы Господь дипломатичен. Но у Господа этого нет. Здесь Господь касается духовной реальности церкви. Существует нечто, называемое духовной реальностью, что существует независимо от внешних обстоятельств. И хотя израильтяне на вид были ничтожны, но Бог через Валаама сказал что не видит неправды в Иакове (Числа 23:21). И это не потому, что Бог не замечает, а потому что Он видит, но не видит ничего плохого. И это не то, что очи Божии видит все красивей, чем наши, но потому, что Бог видит духовную реальность.

Нам не трудно увидеть, что состояние церкви сегодня это запустение. Иногда мы думаем, что некоторый брат или сестра полностью оставлены, в запустении. Но если дети Божии будут просвещены Господом, то они увидят, что многие немощи и пороки просто являются ложью. Если духовная реальность истинна, то эти вещи – ложны. Например, посмотрите на маленького дитя, который выбегает на улицу и возвращается не в настроении. И хотя он возвращается домой как бы оскверненным, но я говорю, что он чист и прекрасен. Истинно, что его тело покрыто грязью, но грязь не растет из него. Если он умоется, то он опять будет чист. Каждое дитя Божие должно видеть, что перед тем как он будет омыт, он хорош. Грязь это ложь, его реальность – хороша. Сегодня церковь не выглядит славной, как Бог о ней говорит. Но если у вас есть духовная проницательность, то вы будете видеть ее хорошей, хотя она еще не омыта. И потому вы можете благодарить Бога постоянно за церковь. И сегодня церковь славная, не имеет ни пятна, ни морщины или тому подобного (Еф.5:25-27). Нет пятна означает, что нет греха, нет морщин означает, что она не старая, то есть постоянно содержит себя в свежести перед Господом. Бог говорит, что церковь в Ефесе хороша, это ее духовная реальность и она хороша.

«И ты испытал тех, которые называют себя апостолами, но они не апостолы, и ты нашел, что они – лжецы». Господь говорит нечто об испытании апостолов, что доказывает, что после двенадцати апостолов также были апостолы в церкви. Если бы только было только двенадцать апостолов, то всем приходилось бы только спрашивать Иоанн ли это или нет. Если это был бы не Иоанн, то это не был бы апостол, потому что к этому времени все одиннадцать апостолов умерли и остался только Иоанн. Необходимость испытания, кроме двенадцати апостолов, доказывает, что были еще апостолы.

«Но вот что я имею против тебя, что ты оставил твою первую любовь». Слово «первая» в греческом языке звучит «протен». Это указывает не только на вопрос времени в начале, но также на её природу. В Евангелии от Луки отец дал лучшую одежду блудному сыну и одел ее на него; слово «протен» также означает «лучшая».

«а иначе Я приду к тебе и сдвину светильник твой с места, если не покаешься». Церкви в Откровении главах 2 и 3 не только являются церквами в пророчестве, но также церквами, которые были на самом деле семью церквами, находившихся в Асии. Примечательно то, что история говорит нам о том, что в течение тысячи лет в Ефесе не было церкви. Светильник был сдвинут, то есть даже ее внешнее проявление было удалено. И теперь есть церкви в Коринфе и Риме и так далее, но нет в Ефесе. Светильник был сдвинут, потому что она не покаялась.

«Но это есть у тебя, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу». Николаитов трудно найти в церковной истории. Но так как Откровение есть книга пророческая, то нам нужно посмотреть на значение слова. «Николаит» в греческом языке состоит из двух слов. «Никао» означает «побеждать» или «быть выше других». «Лаос» означает «обычные люди», «простонародье», «низы». Поэтому слово «Николаит» означает «победить простых людей», «возвышаться над низами». Поэтому слово Николаиты указывает на группу людей, которая делает себя выше других обыкновенных верующих. Господь выше, а обычные верующие ниже. Николаиты ниже Господа, но выше обыкновенных верующих. Господь ненавидит поведение Николаитов. Поведение возвышения себя над обыкновенными верующими как посреднический класс является тем, что Господь отвергает, что ненавидит. Но в то время были лишь такие поступки, тогда это еще не стало учением.

В Новом Завете есть фундаментальный принцип: все дети Божии являются священниками Господними. В Исходе, глава 19 Бог призывал Свой народ, говоря: «И теперь, если вы будет послушны голосу Моему, и хранить завет Мой, то вы будете сокровищем для Меня среди (букв. «Выше») всех народов, потому что вся земля - Моя: и вы будете для Меня царством священников и народом святым». Бог предопределил в начале, что весь народ будет священниками, но вскоре после этого было поклонение золотому тельцу. Моисей разбил скрижали закона и сказал: «кто Господень, убивай своего брата» И тогда вышли левиты на сторону Господа и в тот день было убито три тысячи человек. (Исх.32:25-29) И поэтому только левиты могли быть священниками, царство священников стало коленом священников. Остальные израильтяне не могли быть священниками и должны были зависеть от левитов, которые были священниками ради них. Священнический класс в Ветхом Завете был посредническим. Но в Новом Завете Петр говорит: «Но вы народ избранный, царственное священство, святой народ, народ, принадлежащий Богу»(1Пет.2:9). Мы, вся церковь, являемся священниками, это возвращение к началу. Откровение 1:5-6 говорит, что все омытые Кровью являются священниками. В Божием учении все священники, и каждый верующий находится в учении Божием. В церкви не должно быть посреднического класса. Церковь имеет только одного Первосвященника, Господа Иисуса.

Перед переменами в церкви все верующие заботились о Господнем деле. Но после апостолов все изменилось, люди стали терять интерес к служению Господу. Когда появилась римско-католическая церковь (в эпохальном отношении церковь Пергамская), лишь некоторые были спасены, но многие были крещены и так неверующие наводнили церковь. И так выделилась группа «духовенства». И с того времени появились члены, которые были не духовны и что им оставалось делать? Просить «духовных» отложить книги своей отчетности и взяв Библию, проповедовать тем, до кого не доходило. Так группа людей искала того, чтобы заняться особо духовными вопросами, а остальные делали светскую работу. И так «духовенство» произвело противление Божиему желанию. Но Бог желает, чтобы все выполняющие светскую работу, занялись духовными вопросами.

В римско-католической церкви преломление хлеба, возложение рук, крещение и так далее все выполняются отцами в католицизме и даже погребения и браки должны проводиться «духовенством». В протестантской церкви есть пасторы. При болезни зовут врача, в судебных исках зовут прокурора, в духовных вопросах зовут пастора. А как же я? Я могу посвятить себя и светской работе безо всякого смущения. Но пожалуйста помните, в Таоизме есть таоистские священники, ведущие за людей литургии, в Иудаизме есть священники, управляющие делами Божиими за людей, но в церкви не должно быть посреднического класса, потому что все мы – священники.

И именно по этой причине эти двадцать веков мы вопием к Богу о «всеобщем священстве». Авель мог приносить жертвы, и также Ной мог это. Все израильтяне в начале могли приносить жертвы, но позже из-за случая с золотым тельцом, они не могли приносить жертвы сами. Бог говорит, что каждый верующий может сам непосредственно приходить к Богу. Но сейчас есть посреднический класс в церкви. И сегодня есть Николаиты в церкви и поэтому христианство стало Иудаизмом.

Господу угодны отвергающие посреднический класс. Если Кровь омыла тебя, то ты имеешь прямое приобщение к духовному. Церковь может утверждаться только на этом основании, а иначе это будет Иудаизм. То, за что мы боремся это не вопрос сект, а вопрос привилегии Крови. Сегодня есть три главные категории церквей в мире: первая это мирская церковь, то есть римско-католическая; вторая – государственные церкви, такие как англиканская и лютеранская, а третья это независимые церкви, такие как Веслеанская и пресвитерианская и т.д. В римско-католической церкви существует (католическая) система священства, в англиканской церкви существует своя священническая система, а в независимых церквах есть пасторская система. Все, что мы видим, это посреднический класс, занятый духовными вопросами. Но церковь, которую Бог хочет утвердить – одна, в которой Он желает иметь полное Евангелие без посреднического класса. Все, что будет унесено ветром, когда полное Евангелие будет принято, не может считаться церковью.

«Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам». Господь говорит таким же самым образом и всем семи церквам, что показывает, что не только церковь в Ефесе должна слушать это, но все церкви должны слушать.

«Побеждающему дам вкусить от древа жизни, которое в рае Божием». Первоначальным замыслом Бога было то, чтобы человек ел от древа жизни. И теперь Бог говорит, что мы можем приходить непосредственно к Нему и поступать согласно Его первоначального замысла. Вопрос не в том, что такое дерево жизни, а вопрос в том, желаешь ли ты последовать первоначальному Божиему намерению для нас вкушать от древа жизни в раю Божием. Только победители могут есть. Всякий, кто возвращается к начальному намерению и требованию Божиему, является победителем.

Глава 3. Церковь в Смирне.

Глава 4. Церковь в Пергаме.

См. Откровение 2:12-17.

Церковь в Ефесе была церковью в конце апостольского века, до того, как умер Иоанн. На эту церковь сам Иоанн ссылался в свои последние дни, она упоминается во 2-м Петра и 2-м Тимофею. О ней мы уже говорили. После этого мы увидели период, в который церковь была гонима, как это очень ясно показывает пророчество Господне о церкви в Смирне. Это мы рассмотрели в предыдущей главе. А сейчас посмотрим на церковь в Пергаме.

Слово «Пергамос» означает «бракосочетание» или «союз». Здесь мы видим церковь в отступничестве. Я думаю, что когда верующие в это время читали о церкви в Пергаме, они, вероятно, не понимали, что означает это послание. Но сегодня мы оборачиваемся на историю церкви и это совершенно ясно. Историк Гиббон говорил, что если бы убили всех христиан в Риме, то город стал бы необитаемым. И потому величайшему гонению во всем мире все еще не было тогда под силу разрушить церковь. И потому сатана изменил свою тактику. Мир не только не стал противостоять церкви, но даже величайшая империя того времени – Римская, приняла христианство как свою государственную религию. Говорят, что Константин видел сон, в котором был крест со словами «победи с этим знаком». И потом он узнал, что крест был знаком в христианстве, поэтому он принял христианство как государственную религию. Он уговаривал людей креститься, и крещенным давали две белые рубахи и несколько кусков серебра. Так церковь объединилась с миром и мы видим, что церковь пала. В предыдущей главе мы читали, что церковь в Смирне была скорбящей церковью и что Господь ничего не имел против нее. А здесь Пергам и мир объединились, чтобы стать величайшей государственной религией. По-человечески, это было достижением, но Господу это было не угодно. Когда церковь объединяется с миром, то свидетельство церкви искажается. Церковь есть странник в этом мире. Лодке хорошо быть на воде, а не воде - в лодке.

«Имеющий острый обоюдоострый меч…» Господь называет себя Тем, у Кого есть обоюдоострый меч. Это есть суд.

Церковь пала, но это не означает, что в этот период церковь не имела свидетельства. Не важно в каких она находится условиях, в реальности церковь всегда присутствует. Пергамская церковь следует сразу за Смирнской. Какого рода была тогда ситуация? Господь говорит здесь: «Я знаю где ты живешь, там, где трон сатаны». Господь признавал тяжесть ситуации в Пергаме. Так как она жила там, где есть трон сатаны, то для нее очень трудно было нести свидетельство. Но был особенный человек: «Антипа, Мой верный мученик». Его имени невозможно найти в истории, и так как это пророчество, мы исследуем значение самого имени. «Анти» означает «против», а «пас» означает «все». Это верный человек, кто против всего, он противится всему. Это не означает, что он намеренно создавал проблемы независимо от ситуации, но он стоял на стороне Бога, чтобы противиться всему. И конечно, это человек должен быть мучеником. История не знает его имени, но Господь знает.

Несмотря на то, что верный был умерщвлен, Господь говорит: «ты верен имени Моему и не отверг веры Моей». Упомянуты две вещи, одна - это Господне имя, а другая – вера Господня. Дети Божии это те, кто избран Богом от язычников и приняты во имя Господне. Существует ключевое различие между церковью и религией. В религии достаточно принять учение, но в церкви это абсолютно бессмысленно, если человек не уверует в Господа. Имя Господне представляет Самого Господа. Это особенность. И не только это, но Его имя означает, что Он был здесь и вернулся обратно. Он умер и ожил снова. И Он оставил среди нас Свое имя. Если мы потеряем имя нашего Господа, то у нас уже не будет свидетельства. Пергам принял имя Господа. Есть нечто, чему дети Божии должны особенно пристально внимать: нам нужно проявлять себя как тех, кто находится в имени Господнем. Это имя – особенное, имя, которое хранит нас от потери свидетельства.

Он также говорит: «ты не отверг веры Моей». Здесь вера по-гречески «пистис». Значение этого слова «вера», «доверие». Это необычная вера, но уникальная вера, вера, которая отличается от всех других вер. «Ты не отверг Моей уникальной веры»- говорит Господь. Церковь это не некий вид философии, естественной науки, этики или психологии. Этого нет в церкви. Церковь есть нечто от веры, что-то от доверия. Это означает: «ты не отказался верить в Меня». Дети Божии должны поддерживать своё верование в Бога. Наша вера в Бога совсем не должна изменяться. То, что отделяет нас от этого мира, есть наша вера. Поэтому, «ты держишься имени Моего, и не отверг моей веры» – это две вещи, за которые Господь похвалил эту церковь.

«Но есть у Меня против тебя то, что есть у тебя некоторые держащиеся учения Валаама, который научил Валака класть преткновение перед сынами Израилевыми, есть пожертвованное идолами, и прелюбодействовать». Валаам был язычником, мы не знаем почему Бог называет его также пророком. В случае с Саулом, Бог двигал им, но не вошел в него. И так как Израильтяне постоянно побеждали, Валак испугался и позвал Валаама. Он сказал ему: «ты – пророк. Прокляни для меня Израиль». Валаам желал денег и пожелал пойти и, хотя Бог препятствовал ему в начале, позже Он допустил ему. Но он не нашел способа проклясть Израиля. Но так как он все же принял деньги от Валака и ничего не сделал взамен, то он чувствовал неудобство. Поэтому задумал план. Моавитяне попросили своих женщин ходить рядом со станом Израильским. И так моавитские женщины и израильтяне объединились. И израильтяне взяли этих женщин. И язычницы принесли к ним также своих идолов, вызвав не только прелюбодеяние, но и поклонение идолам. Но Бог прогневался и истребил двадцать четыре тысячи Израильтян, но моавитяне были сохранены. В книге Числа, глава 25, мы видим, что моавитские женщины объединились с израильтянами, и до самой 31-й главы мы не видим, что это был замысел Валаама.

Бог показывает нам, что такое Пергам. Значение этого состоит в том, что это бракосочетание с миром. В начале мир противостоял церкви, а теперь мир и церковь сочетались. Я много раз упоминал значение слова «церковь» как «экклезия», то есть «вызванные от». Не объединившиеся, не помещенные, но отделенные, вызванные из – вот что такое церковь. Метод Валаама состоял в том, чтобы разрушить отделение между церковью и миром, а результатом стало поклонение идолам.

И здесь нам надо уделить особое внимание двум вещам – прелюбодеянию и поклонению идолам. Странно, что эти две вещи упоминаются вместе. В плоти это две вещи, которые Бог ненавидит, а в духовном – это также две вещи, которые Бог ненавидит. Посмотрите, что Иаков пишет в 4-ой главе об этом: «Не знаете ли вы, что дружба с миром есть вражда против Бога?» Быть объединенным с миром – это то, что ненавидит Бог. Маммона также стоит против Бога. «Не можете служить и Богу и маммоне» (Мф.6:24). Люди могут служить либо одному или другому. И здесь мы видим очень важное: маммона стоит против Бога. Многие идолы существуют только из-за маммоны. Сегодня христиане не ходят убивать или поклоняться идолам, но если мы жаждем денег, доверяя силе маммоны, то это равно поклонению идолам. Маммона – это принцип идолов. Вы видите, что в связи с прелюбодеянием находится поклонение идолам и таким же образом желание денег связано с миром. Мне нравится приводить из Библии противоположные вопросы. Если вы видите негативную сторону, то вы видите и позитивную. Библия всегда ставит сатану в оппозицию Христу, плоть - в оппозицию Святому Духу, мир и маммону – в оппозицию Богу Отцу. Мир противостоит Отцу, и поэтому 1Ин.2:15 говорит: «кто любит мир, в том нет любви Отчей». Маммона стоит против Бога. Если кто служит маммоне, он не может служить Богу.

Делом Валаама было объединить мир с церковью. Константину нужно было внести к нам это учение Валаама. Нет ничего более трудного, чем сохранить себя от проникновения работы Валаама. Сегодня все христиане хотят быть великими, иметь больше, и не уделять внимания святости и чистоте. И поэтому они уступают грехам, уступают учению Валаама, и они позволяют себе отвергнуть имя Господне.

И здесь Господь особенно выделяет Валаама. Валаам был первым, который сделал деньги на своих дарах. Есть несколько мест в Новом Завете, в которых упоминается Валаам. Второе послание Петра говорит, что Валаам возлюбил неправедную плату. Иуда говорит, что Валаам жадно бежал за наградой. Давайте рассмотрим это. Может вы думаете, что коринфская церковь пригласила Павла прежде всего обсуждать вопрос награды? А может Иерусалимская церковь заключила контракт с Петром об определенной денежной компенсации на каждый год? Мы считаем это абсолютно невозможным. В начале все труженики Божии зависели от Него в своем житие. Они не просили ничего от человека и не принимали денег от язычников (3Ин.7). Но во времена Константина, все служившие Богу стали принимать жалование из государственной казны. По крайней мере с 300 года по Р.Х такая практика вступила в силу. Когда каждый принимает жалование, метод Валаама входит вовнутрь. Методу Валаама нет места в Божием плане. Если бы в это время спросили у апостолов: «Каково твое ежемесячное жалование?», то это не было бы воспринято как шутка?! Но сегодня это общепринято. Если мы можем доверять Богу, то тогда мы идем трудиться, а если нет, то мы не идем трудиться. Мы должны уделить этому особое значение перед Господом.

И сразу после этого упоминаются Николаиты. «Также» здесь особенно связано с предшествовавшими словами. Господь показывает свое негодование учением Валаама, и также Господь негодует на Николаитов. В Библии Сам Бог наметил то, какой должна быть церковь. Прочитайте Матфея 20:25-28: «…но Иисус подозвал их к Себе и сказал: вы знаете, что правители языческие господствуют над ними, и их великие властвуют над ними. Но да не будет этого среди вас. Но кто больший из вас да станет всем слугой и первый из вас да будет вам служить. И даже Сын человеческий не пришел на землю, чтобы Ему служили, но для того, чтобы послужить и отдать Свою жизнь для искупления многих». Видите? Церковь основана Господом, и князья и великие в ней не допустимы, этому классу не позволено существовать. Господь сказал, что если есть кто из вас великий, то да будет он всем слугою. Величие рассматривается не на основе положения, а на основе служения. Если вы посмотрите на Матфея 23:8-11 это станет еще более очевидным. Основной принцип церкви: «все – братья, нет раввинов, нет хозяев, нет отцов».

Когда Константин принял христианство, появились учения Валаама, а также учения Николаитов. Мы видим систему отцов. Среди многих отцов, стоящий выше всех есть папа. Когда кто-то целует его ногу, то кричит: «мой Господь!». Также существуют высокопоставленные лица в Ватикане и есть также представители многих стран в лице послов и министров. Есть цари и официальные лица, есть также те, кто называются отцами и которые есть «равви». Это учение Николаитов, которое мы уже рассматривали. Поэтому, имеющие положение и репутацию в мире должен остерегаться, чтобы не внести мирское в церковь. Если ты не можешь назвать смиренного, сидящего рядом с тобой, братом, то что то у тебя не в порядке. Когда вы сидите между братьев и сестер, и не можете быть братом и сестрой, то появляется Николаит. Слово «лаос» в греческом слове «никаолаос» не только означает низы (обычные люди), но также означает обывателя, по сравнению с экспертом и специалистом. Например, доктора медицины являются специалистами, а те, которые не являются ими, это обыватели. Когда один плотник встречает другого плотника, они оба имеют одно дело и оба эксперты. Но когда он встречает другого, не являющегося плотником, то он называет его обывателем, то есть кем-то, не той же самой профессии. Николаит одолел обычных, то есть это группа экспертов, то есть некто «профессионал», а другие - низы, «непрофессионалы». И Господь говорит, что Он «против» этого.

Состояние церкви в Ефесе и церкви в Пергаме отличаются. В церкви в Ефесе были только поступки Николаитов, а в церкви в Пергаме это уже учение. Потребовалось некоторое время до тех пор, пока поступки не стали учением. Если есть некоторые поступки, то учение этого образа поведения начинает также проповедоваться, и это уже не только способность поступать, но также способность производить теорию из поведения, это уже шаг вперед. Поведение исходит от учения. И когда появляется такое учение, то это становится уже намного серьезней. Несколько лет назад я встретил члена церкви, у которого была любовница. И кто-то посоветовал мне вразумить его. Но он не только не считал, что иметь любовницу это неверно, но и приводил примеры из Библии, чтобы покрыть свой грех. Иметь любовницу это поведение, а приводить места из Библии это уже учение. И также сегодня существует открытое учение Николаитов. Как в Пергаме образовалось такое учение? Мы уже сказали, что после того, как Константин принял христианство как государственную религию, то церковь вышла замуж за мир. Так как вы являетесь римлянином, то вы должны креститься, и таким образом церковь наполнилась неверующими. В начале только братья были в церкви и все братья были священниками. А затем появилось такое смешанное явление. Просить их служить Богу было невозможно. Для удобства была выдвинута группа людей, которым было сказано: «вы трудитесь в духовном отношении, а другие останутся простыми людьми, низами». Многие из тех, кто стал членами церкви совсем не знали Господа Иисуса. А те, кто знали Его, стали экспертами, и так появились Николаиты. Это неизбежный результат брака церкви с миром. В Ефесе у Николаитов были всего лишь только дела, но в Пергаме это стало учением. Вся суть в том, что церковь стала делом экспертов, а не низов. И учение коснулось того, что людям нормально оставаться недуховными, духовные дела вверены были группе экспертов, а мы – простолюдье, мы можем заниматься только светскими делами. И учение в том, что в церкви есть два типа людей, одни трудятся в духовном, а другие – в светском отношении. Для тебя, как обычного человека, кто из простолюдья, достаточно только посещать собрания и не о чем другом заботиться не надо. Если кто-то станет притязать на воплощение принципов 1Коринфянам 14-ой главы, то это не будет принято. Учение Валаама состоит в том, чтобы ввести учение Николаитов.

Я верю, что это Господь ненавидит больше всего, и потому мы уделяем этому так много внимания. Я признаю, что существует вопрос служения. И также признаю, что Павел трудился, изготовляя палатки в это же самое время и также Петр, Иаков и Иоанн были полностью посвящены проповедованию. Но сегодня, то, что мы называем положением братьев, не является положением в служении. В поместной церкви именно местные братья должны быть и диаконами и пресвитерами. Все братья и сестры принимают участие в духовном, и все они – священники. Пресвитеры не делают всего вместо них, они всего лишь «надзирают». Как труженики, они, приходя в церковь, имеют только положение брата. И именно здесь лежит различие между Николаитами и братьями. Библия показывает, что все дети Господни свидетельствуют, но апостолы свидетельствуют больше. Различие лишь в степени, а не в сути. Суть та же, только степени разные. Но в учении Николаитов все наоборот, духовные дела находятся в ведении особого класса. Это осуждается Богом, потому что в таком случае, церковь может быть мирской, за исключением нескольких духовных служителей. Некоторые особенно духовные люди избираются из церкви для выполнения духовных дел. Они становятся другим классом, занятым духовными делами. Система отцов в мирской церкви, система духовенства в государственных церквах, пасторская система в независимых церквах имеют ту же самую природу. Все они – Николаиты. В Библии есть только братья. Есть дар быть пастором, но нет системы пасторов. Пасторская система - это человеческая традиция. Если дети Божии не хотят возвращаться к начальному положению, то не важно чем они занимаются, все это неверно. Церковь не должна соединяться с миром, и не должна принимать неверующих в церковь. А иначе нет никаких проблем в принятии учения Николаитов. Люди должны быть отделены от мира перед тем, как они войдут в церковь. Когда мы позволяем неверующему войти в церковь, церковь уже не церковь, но мир сей. Святость и отделение церкви от мира должна поддерживаться любой ценой.

«Покайся, а если нет, то Я приду к тебе скоро и сражусь с тобой мечом уст Моих». И здесь Господь говорит очень сильные слова. Если вы не покаетесь, то Я накажу вас мечом уст Моих, то есть Я накажу и осужу взбунтовавшихся против Меня. Мы молимся Богу о том, чтобы среди нас не было больше Николаитов! Я знаю, что если церковь – духовна, то Николаиты не могут появиться. Но когда церковь становится мирской, то Николаиты появляются. Начальным Божиим требованием было то, что все израильтяне были народом священников. Но так как люди в Израиле согрешили, то Бог отделил левитов на священство. Когда церковь становится мирской, то суть служения Богу отводится только нескольким людям. И теперь Бог хочет, чтобы все люди в церкви занимались духовным делом.

«Побеждающему дам сокровенную манну и белый камень, и на камне написанное новое имя, которого никакой человек не знает, кроме тех, кто получает». Две вещи обещаны победителю: первое - сокровенная манна, и другая - белый камень. Сокровенная манна и манна в пустыне две разные вещи. Когда народ Израиля был в пустыне, манна падала с неба каждый день для их пропитания. Затем Моисей сказал им взять золотой сосуд и наполнить его мерой манны и держать ее в ковчеге. Когда последующие поколения спросили бы об этом, то они говорили, что Бог посылал им манну для пропитания, пока они были в пустыне, а теперь у них была манна как свидетельство (Исх.16:14-35). Потомкам, не знавшим что такое манна, могли показать ее в ковчеге. И это для того, чтобы они могли знать. Но питавшиеся ею имели бы другое чувство по отношению к сокровенной манне. Они знали вкус, и потому когда они видели ее снова, то они имели воспоминание. А те, кто не пробовал ее, хотя и могли знать что это, не имели такого воспоминания. Побеждающему Господь даст вкусить сокровенной манны, что означает, что у них будет воспоминание.

Все наши опыты перед Богом ценны и не будут потеряны. Многие братья задают мне такой вопрос: «Будет ли иметь ценность в вечности то, через что мы теперь проходим перед нашим Господом?» Если вы знаете о значении сокровенной манны, то вы узнаете, будет ли иметь это какую-то пользу, или нет. Если у нас есть возможность видеть «сокровенную манну», то тогда мы сможем видеть ее как «ежедневную манну». Через какую бы трудность мы теперь не проходили и какие слезы бы не лили, позже мы это увидим. Для меня сокровенная манна – это ежедневная манна. Те, кто никогда не видел манны, в день, в который увидят ее, не будут иметь каких-либо воспоминаний. И хотя они знают о водительстве Его благодати, но они не ели ее. Но те, кто вкушал ее, будут полны воспоминаниями. Сокровенная манна есть величайший принцип в Библии и также она – величайшее сокровище. Однажды мы будем есть небесную, сокровенную манну. Если у нас здесь нет шрамов, то мы не победители. Если мы никогда не проходили через них, то в будущем, хотя нам и будет дана сокровенная манна, у нас все же не будет воспоминаний или повторения опытов. Никогда не говорите, что все встречаемое вами сегодня – бессмысленно. Ни один из опытов не потеряется. В тот день все мы вспомним пережитое нами. Мы не должны говорить, что в Царстве все то же самое! Опыт того, что мы имеем на земле близко связано с тем, что мы переживём в тот день. Сокровенная манна известна познавшим ее, и не известна не познавшим. Сегодня мы пробираемся сквозь трудности и скорби, но в тот день Господь отрет всякую слезу с наших очей. И как те, кто не плакал, познают драгоценность того, что Господь отрет слезы?

Есть другая награда, то есть белый камень и на камне написанное новое имя победителя. Господь дает ему новое имя и имя, которое соответствует его положению перед Ним. Брат просил, чтобы я переменил ему имя (примечание переводчика: речь, возможно, идет о традиции китайцев изменять после обращения свои имена на европейские или библейские и брать псевдонимы), но я не знаю, потому что имя должно измениться еще раз после того, как я изменю его. Господь напишет имя на белом камне, только Господь и ты будете знать его. Победитель не получит особого имени, скорее всего он получит имя, которого он заслуживает. Надеюсь, что Господь откроет нам глаза, чтобы нам познать путь победителя и чтобы нам принять сокровенную манну и белый камень.

Глава 5. Церковь в Фиатире.

См. Откровение 2:18-29

Продолжим и рассмотрим Фиатир. Здесь мне нужно сделать особое ударение на том, что когда прошел апостольский век, наступил «Ефесский», а после «ефесского» наступил «смирнский», а после него «пергамский», а после «пергамского» «фиатирский». Церковь времен апостолов прошла, век Ефеса прошел, век гонений прошел, и период Пергама также прошел, а следующий за ними – «Фиатирский». Но церковь Фиатира будет существовать до самого возвращения Господа Иисуса. И не только она, но и сардийская, филадельфийская и лаодикийская. В посланиях трем первым церквам не было упоминания о Господнем возвращении, но в последних четырех возвращение Господне упоминается в каждом случае. В послании к лаодикийцам, однако, второе пришествие Господне не упоминается буквально из-за некоторой ее особенности, которую мы обсудим позже. Итак, последние четыре церкви будут существовать до Господнего возвращения.

В Библии мы видим, что число семь означает полноту, Семь состоит из трех плюс четыре. «Три» – это число Божие, Сам Бог - три в одном. «Четыре»- это творение Божие, это число мира, как например четыре стороны света, четыре ветра, четыре времени года и т.д. и все эти вещи содержат число четыре. Семь означает Создателя плюс создание. Когда Бог соединяется с человеком, это полнота. (Но эта полнота находится только в этом мире. Бог никогда не вводит «семь» в вечность. Число полноты в вечности это «двенадцать». Семь - это три плюс четыре, а двенадцать это три раза по четыре. Когда Бог и человек соединяются, то это полнота в этом мире. Когда Создатель и создание соединяются, то получается вечная полнота). Это число «семь» всегда состоит из трех и четырех. Эти семь церквей разделены на первые три и последние четыре. В трех посланиях не упоминалось Господнего возвращения, а в последних четырех – упоминается. Первые три церкви принадлежат первой группе, а вторые четыре принадлежат другой группе. Церковь в Фиатире – первая среди четырех церквей, которые будут существовать до Господнего возвращения.

Слово «Фиатир» означает «жертва благовонная», то есть полная многих жертв. Слова, которые говорит Господь, становятся все сильнее и сильнее. Господь говорит, что «Его глаза как пламень огненный». Ничто не может скрыться от Его глаз. Он есть свет, Он Сам есть сияние. И в то же время Он говорит: «ноги Его подобны раскаленной меди». В Библии медь означает суд. То, что видят глаза, судят ноги. Библейские богословы соглашаются, что церковь в Фиатире означает Римско-католическую церковь. И это не то же самое, что смущение, вызванное соединением с миром, к этому времени оно прошло. Ситуация настолько тяжелая, настолько полная ереси и жертв! Примечательно, что римско-католическая церковь уделяет так много внимания поведению и жертвам. Месса является их жертвой.

По нашему наблюдению, римско-католическая церковь не имеет ничего доброго, но Бог говорит: «Я знаю твои дела и любовь и веру и служение и терпение и что твои последние дела лучше первых». Господь признает, что есть реальность в римско-католической церкви. Мадам Гийон, Таулер и Фенелон все принадлежали римско-католической церкви и мы можем назвать еще много прекрасных имен. И в самом деле, в католической церкви есть много знающих Господа людей. Никогда не думайте, что среди католиков нет спасенных. Господь все же имеет Своих людей там, это нам должно быть совершенно ясно перед Господом.

То, на что мы обращаем здесь большое внимание, состоит в том, какое запустение наступило во внешнем состоянии церкви. В начале мы видели дела Николаитов, позже они переросли в учение. Но что с церковью сегодня? «Но Я имею против тебя то, что ты переносишь у себя Иезавель, которая зовет себя пророчицей, а она учит и совращает слуг Моих к прелюбодеянию и к еде идоложертвенного». Кто такая Иезавель? Иезавель была женой Ахава, который взял ее себе в жены из Сидонян, язычников. Иезавель совращала народ поклоняться Ваалу (3Цар.16:30-32). Ваал был богом язычников, а не богом Израиля. Она велела поклоняться людям изображению Ваала. Проблема не только в идолах, а в том, что Бог был заменен: принесли Ваала и поставили его их богом. В истории иудейский народ до 3 Царств 16 главы никогда не был так уведен в грех, как через Ахава. Ахав был первым, кто повел людей поклоняться языческому богу в таком большом масштабе. И даже Иероваам не может с ним в этом сравниться.

А здесь нам надо отметить, кто такая Иезавель. Иезавель - женщина. Женщина в Откровении 17 относится к римско-католической церкви. В Матфея 13 женщина берет закваску и кладет ее в три меры муки, и так же поступает католическая церковь. Естественно, женщина здесь также представляет католическую церковь.

Бог никогда не признает брака Своего народа с язычниками как нормальное явление, Бог даже называет это прелюбодеянием. Иезавель не была царицей, но жизнь вместе с Ахавом была прелюбодеянием. Прелюбодеяние это помутнение. Бог видит, что женщина мутит слова Божии и народ Божий. То,

Наши рекомендации