Строительные материалы Нового Иерусалима (21,18-21).
18 Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. 19 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, 20 пятое сардóникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. 21 А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло.
Драгоценные материалы, из которых построен Новый Иерусалим, говорят о красоте и великолепии города. Само изображение имеет ветхозаветные параллели. Так, например, у пророка Исаии читаем: «Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои — из жемчужин, и всю ограду твою — из драгоценных камней» (Ис 54,11-12). Или в книге Товита:
«Иерусалим отстроен будет из сапфира, и смарагда,
и из дорогих камней стены его,
и башни и укрепления – из чистого золота,
и площади иерусалимские выстланы будут бериллом,
анфраксом и камнем из Офира» (Тов 13,16-17).
Как строительный материал, из которого сделана стена, называется яспис. Этот камень уже именовался в ст.11, характеризуя город в целом. Далее следует перечисление 12-ти оснований стены, то есть участков стены между 12-ью вратами. Как и прежде, число 12 означает народ Божий, то есть Церковь. Вспомним, что основания Церкви – 12 апостолов, о чем сказано в Послании к Ефесянам. Но сам образ и названия камней взяты из Ветхого Завета, имея отношение к описанию наперсника, то есть нагрудной пластины первосвященника: «Он должен быть четырехугольный, … и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, – это один ряд; второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; третий ряд: яхонт, агат и аметист; четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они» (Исх 28,16-20). То же перечисление мы встречаем в описании первого человека Адама у пророка Иезекииля: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего» (Иез 28,13). Иногда перечисленные камни связывались каждый с одним из 12-ти колен Израиля. Но важнее астральное значение драгоценных камней, так как в традиции того времени было связывать драгоценные камни с зодиакальными знаками. Именно так толкует Филон Александрийский камни на наперснике первосвященника. Но сам порядок перечисления камней в книге Откровения заметно отличается от списка в книге Исход. Тем самым Иоанн желает сказать, что Новый Иерусалим – нечто действительно новое, отличное от прежнего порядка. – Точная идентификация отдельных камней затруднительна, так как приведенные греческие названия в разные времена означали разные минералы.
Так, например, яспис – это не современная яшма, а прозрачный горный кристалл зеленого цвета. Сапфир упоминается в Ветхом Завете как камень, из которого изготовлено подножие, на котором стоял Бог (Исх 24,10). Но это, опять же, был не современный сапфир. У римского историка Плиния сказано, что сапфир - это камень небесно-голубого цвета с золотистыми вкраплениями. Вероятнее всего это камень ныне известный под названием ляпис-лазурь. Халкидон, или халцедон – зеленая разновидность кварца. Его сравнивают по цвету с сизым отливом перьев голубей. Смарагд – современный изумруд. Сардóникс - это оникс, белый камень с прослойками розового и коричневого; его особенно использовали для изготовления камей. Сардолик получил свое название от города Сарды. Это камень кроваво-красного цвета, который широко использовался для изготовления гемм. Его еще называют карнеол. О хризолифе трудно сказать что-нибудь определенное. В древнееврейском его название значит камень из Фарсиса. Плиний характеризует его как камень с золотистым излучением. Вирилл подобен изумруду, имеет цвет морской волны. Топаз – прозрачный камень зеленовато-золотого цвета, который очень высоко ценился у иудеев, упоминается в книге Иова. Хрисопрас – разновидность халцедона, то есть кварц маслянисто-зеленого цвета. Гиацинт – дымчатый, фиолетовый камень. Может быть, это современный сапфир. Аметист характеризуют как камень очень похожий на гиацинт, но более блестящий. Конечно, с каждым из них астрология и магия, столь популярные в те времена, связывали какие-то свойства. Но вряд ли что-то подобное имелось в виду Иоанном. Для него перечисление драгоценностей – просто свидетельство блеска и красоты Нового Иерусалима.
Удивительны врата града Божия, каждое из которых выполнено из одной огромной жемчужины. По-гречески «маргарита». В ту эпоху жемчуг ценился выше всех прочих драгоценных камней. Вспомним замечательную притчу Иисуса Христа о купце, ищущем прекрасную жемчужину (Мф 13,46). Жемчужные врата – символ невообразимой красоты и недоступного богатства.
Начинается описание Нового Иерусалима так: «Город был чистое золото, подобен чистому стеклу». Надо сказать, что храм Ирода, разрушенный римлянами в 70 году, производил именно такое впечатление, которое долго оставалось в памяти людей того времени. Вот как его описывает Иосиф Флавий: «На его фасаде всё поражало как ум человека, так и его глаза; потому что он был сверху донизу покрыт листами золота очень большого веса, и при восходе солнца он отражал жгучее великолепие и заставлял тех, что силился взглянуть на него, отворачивать свои глаза, как от солнца. Но новичкам, находившимся от него на расстоянии, он казался покрытой снегом горой, потому что те части храма, которые не были золотые, были совершенно белые» (Иудейская война 5,5.6).
Заканчивается отрывок описанием улицы города: «Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло». Это напоминает астральные описания золотого небосвода и Млечного пути на нем.