Мудрость совершения праздничной молитвы на открытой местности.
У этой сунны – совершение праздничной молитвы на открытой местности – великая, явная мудрость. Она заключается в том, чтобы было у мусульман два дня в году, в которые бы собирались вместе все жители каждого города - мужчины, женщины и дети, и направлялись бы они к Аллаху своими сердцами. Их собирало бы единодушие, и помолились бы они за одним имамом, говорили бы такбиры и тахлили, и поклонялись и взывали бы к Аллаху искренне в религии так, будто все они на одном едином сердце, ликующие, обрадованные милостью Аллаха к ним, и был бы праздник для них праздником [Тот, кто обратит внимание, увидит, что несколько раз в день жители квартала собираются вместе в квартальной мечети, каждую пятницу жители района собираются вместе в Соборной мечети, два раза в год жители всего города собираются вместе за городом, один раз в год мусульмане всего мира собираются в Мекке. И каждый раз молятся одному Господу, в одну сторону, за одним имамом. Знакомятся друг с другом, богатые интересуются положением бедных, одни решают проблемы других, люди вокруг видят единство и многочисленность мусульман, и так, меняются поколения. И нетрудно понять мудрость Аллаха от всего этого. (прим. пер.)].
И приказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) женщинам выходить на праздничную молитву. Он не сделал исключением ни одну из них, так, что даже той, у которой нет одежды для выхода – не дал ей разрешения остаться дома, напротив, она должна одолжить одежду у подруг. И даже так, что приказал он выходить со всеми тем, у кого есть причина, запрещающая совершение молитвы (менструация) - «Для принятия участия в благом и мольбах мусульман».
И поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует), а затем праведные халифы и их наместники в разных городах, совершали праздничные молитвы с людьми. потом они делали им проповедь, наставляя их, и обучали их тому, что приносило им пользу в их религии и жизни, и побуждали их к милостыне в этом собрании, и богатый проявлял заботу о бедном, и радовался бедняк тому, какую щедрость оказал ему Аллах в этом благословенном собрании, на которое ниспосылались милость и довольство от Аллаха.
И, быть может, ответят мусульмане и последуют за сунной их пророка (да благословит его Аллах и приветствует) для возрождения обрядов их религии, которые являются основой их величия и успеха. «О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что вас оживляет» (С. аль-Анфаль (8):24).
Сказал шейх Уалиуллах ад-Дахляуи в книге «Худжатуллахиль балига» в главе «Два праздника» (2/30-31): «Основа в этих двух праздниках то, что у каждого народа есть день, в который они наряжаются и выходят из их города в своих украшениях, и эта традиция обязательно присутствует в любом из народов, будь-то арабы или иностранцы. И когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, он увидел, что у жителей этой местности было два дня, в который они развлекались, и сказал: «Поистине, Аллах заменил вам эти два дня более лучшими чем это – «Днем Жертвоприношения» и «Днем Разговения» [Я говорю (аль-Албани): этот хадис приводят имам Ахмад и другие с достоверным иснадом, он приведен в «Сильсиля аль-Ахадис ас-Сахиха»: № 2021]. Говорят их праздниками были «Науруз» и «Махраджан»
[Обратите внимание, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не назвал наши праздники «мусульманский науруз» или «мусульманский махраджан», как делают сегодня многие невежественные мусульмане, которые собираются на «мусульманский сабантуй». И нетрудно догадаться, что будет через пару десятилетий, если оставить эту дверь открытой: в «мусульманских календарях» появится новый «мусульманский праздник» - «мусульманский сабантуй», и мусульмане будут собираться на него с целью поклонения и приближения к Аллаху, считая, что это из религии Аллаха, хоть сегодня люди и не делают этого намерения. А затем, недалек уже и «мусульманский новый год». Неужели недостаточно вам примера «мусульманского рождества» - маулида? Ведь сегодня, это уже государственный праздник многих мусульманских стран. Горе вам, лучше бы вам изучать религию Аллаха, прежде чем призывать к ней. «Скажи: «Я призываю к Аллаху на основании знания, я, и те, кто за мной последовал», и побояться слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Тот, кто внесет в это наше дело дурной обычай, понесет бремя своего греха, и бремя греха тех, кто за ним последовал». А если же вы скажите: «Мы хотели этим только блага», то ответом вам слова ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах): «А сколько же таких, которые хотят блага, не достигают его». Понял это тот, кто понял, и не понял тот, кто не понял. (прим. пер.).].
И поспешил пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заменить им эти два дня, потому что какой-бы ни был праздник у людей, причиной этого праздника является желание возвеличить обряды и традиции этого народа, или же желание угодить их местным правителям, или что-то подобное этому. Поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побоялся, что если он оставит их и их традиции на этом, то, в конце концов, желание людей чтить обряды джахилии и распространять обряды их предков одержит верх. Поэтому он заменил их двумя днями, в которых возвеличивание и прославление обрядов религии единобожия, и прибавил к простому украшению поминание Аллаха и некоторые из видов поклонения, для того, чтобы не было собрание мусульман простым развлечением, и чтобы не осталось собрание мусульман без возвеличивания Слова Аллаха.
Первый из этих двух дней - день разговения от их поста и выдачи одного из видов милостыни [Имеется ввиду Закят уль-Фитр (прим. пер.)]. При этом объединились радость естественная (ведь они отдыхали в этот день от повседневных забот и выдавали милостыню нищим и бедным) и радость религиозная (ведь они ликовали милости Аллаха, который помог им выполнить их религиозную обязанность (пост-сыям) и оказал им милость тем, что дал им и их детям дожить до следующего года).
Второй из этих дней – день, в который пророк Ибрахим (мир ему) приносил в жертву своего сына Исма’иля (мир ему), а Аллах оказал им милость тем, что заменил Ибрахиму (мир ему) его сына барашком. В этом празднике напоминание о положении имамов религии единобожия и подражание им в том, как они расходовали свои жизни и имущество в подчинении Аллаху, и подражание им в силе их терпения.
Также, в этом празднике сходство с собранием паломников для тех, кто не смог совершить его в этом году, и проявление единодушия с паломниками [Посмотрите на мудрость и милость Аллаха – как Он дает бедным возможность сравняться в награде с богатыми! Также, примером этому то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) зарезал барашка на праздник от себя и от тех, кто не сделал этого из мусульман, дав, тем самым, возможность бедным сравняться в награде с богатыми. И посмотрите, как исказили эту мудрость те, кто получил Писание до нас – дали возможность притеснителю и грешнику сравняться в награде с правдивым и праведным тем, что ‘Иса, по их мнению, искупил грехи всего человечества на кресте, а затем будет гореть за них в Аду несколько дней. Преславен Аллах и пречист от того, что приписывают ему Его враги! (прим. пер.)]. Поэтому узаконен был такбир для тех и других в словах Аллаха: «Чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь» (С. аль-Бакара (2):185, и с. аль-Хадж (46):37), т.е. за то, что Он направил вас к посту. Также для сходства с паломниками было узаконено жертвоприношение и громкое произношение такбиров в дни Мина и была узаконена желательность не подстригать волос тем, кто намеревался совершить жертвоприношение [Я (аль-Албани) говорю: ад-Дахляуи указывает на слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Когда наступит месяц Зуль Хиджа, пусть тот, кто желает совершить жертвоприношение, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей», а в другой ривае: «Пусть не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесет жертву» («Мухтасар Сахих Муслим» № 1251 и др.). Я говорю (аль-Албани): внешний смысл хадиса указывает на обязательность не трогать волосы и ногти тому, кто утвердился в намерении сделать жертвоприношение, пока не сделает его. И поэтому, запрещается подстригать= что-либо из упомянутого, и это мнение имама Ахмада и др. Пусть же обратят на это внимание те, кто бреет бороду, ведь бритье бороды к празднику содержит в себе сразу три греха: 1) само по себе бритье, и это является уподоблением женщинам и неверным, а также изменением творения Аллаха, как я разъяснил это в своей книге «Этикет бракосочетания согласно пречистой сунне» (6-ое издание стр.118). 2) грех украшения к празднику Аллаха посредством того, что ненавистно Аллаху. 3) то, что берется из этого хадиса – запрет трогать волосы на теле тем, кто намерился совершить жертвоприношение. В действительности же, мало таких, кто спасся от этих грехов, даже среди обладающх знанием! Просим Аллаха об избавлении.].