Все верующие имеют право служить
Никогда не следует забывать, что Церковь Иисуса Христа — это сверхъестественное, наделенное силой Духа и исполненное Духа живое сообщество, состоящее из служителей, подобных Христу (см.: 1 Кор. 12:7, 25; 1 Пет. 4:10). Тот же Дух, Который объединяет всех христиан в одно Тело, также наделяет силой и способностями каждого христианина, для того чтобы он служил и созидал Тело Христово (см.: Еф. 4:1–16).
Обитающий в нас Святой Дух делает нас членами новой общины, образованной в день Пятидесятницы. Благодаря пребыванию Святого Духа в каждом верующем, внутри общины возникают прекрасные, новые, ни с чем не сравнимые отношения. При новом завете, скрепленном кровью Христа, все истинные христиане становятся праведными пред Богом. Все мы — равные между собой святые. Все священники. Все омыты пречистой кровью Христа. Во всех нас пребывает Святой Дух. Мы все — члены Тела Христова, обладающие духовными дарами, чтобы служить друг другу.
Для иллюстрации новых чудесных отношений верующих друг с другом Павел использует образ тела и многих его членов. Он говорит: «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5). Об этой совместной жизни, или общении, неоднократно говорится в Новом Завете. В повелениях, которые даются верующим, часто звучат слова «друг другу». Например, христианам заповедано любить друг друга, поддерживать друг друга, созидать друг друга, учить друг друга и назидать друг друга. Поэтому внутри Тела Христова каждый верующий обладает священным правом служить. В Теле Христовом не должно быть пассивного, бездеятельного большинства. Все члены должны выполнять определенные обязанности, заботясь друг о друге и служа друг другу. Когда все члены Тела Христова и каждый в отдельности действуют в соответствии с замыслом Божьим, община верующих растет и происходит удивительное, живое взаимодействие даров и служений. Вот что говорит Ларри Ричардс об этом уникальном, исполненном Духа Теле:
И речи нет о разделении Тела на «священников» и «мирян». Дух действует во всех и через всех. Каждый верующий, как член laos Бога, является служителем. Руководители церкви, как слуги слуг Божьих, должны помогать людям развивать свои дары, чтобы все Тело могло расти. Совершенно недопустимо говорить об иерархии служителей, ибо для роста всего Тела важен каждый его член, а значит, без него обойтись нельзя. Как мускулы, кости, суставы и связки человеческого тела неразрывно связаны друг с другом и приводят в движение все тело, так и служение Тела Христова — это скоординированные усилия единой сплоченной группы8.
Поскольку каждый верующий должен служить, нет отдельного человека или группы людей, которые могли бы взять на себя обязанность служить остальной части собрания. Концепция, в соответствии с которой только профессионалы, рукоположенные мужи могут нести служение в церкви, полностью противоречит представлению о том, что церковь есть единый организм. В Новом Завете нет понятия «мирян» с присущим ему отрицательным значением. Будучи Божьим народом, мы должны быть верны тому, что говорит нам Бог в Своем Слове, и отметать все ложные идеи, подобные идее разделения верующих на священство и мирян.
Однако тот факт, что все собрание святых — это единое тело служителей, не означает, что мы не нуждаемся в блюстителях и руководителях внутри Тела Христова. Чтобы лучше понять, чего же Бог ожидает от управителей Своего дома, давайте рассмотрим пример руководителей новозаветных церквей. Как говорит Альфред Куэн, «церкви, основанные апостолами, остаются лучшим образцом для всех церквей во все времена»9.
Пример новозаветных церквей
Никакой церковной или священнической иерархии. В Новом Завете нет никакого разделения верующих на священство и мирян. Это простой, но очень важный факт. Павел, величайший основатель церквей, говорил о существовании огромного разнообразия духовных даров и служений, но ни слова не сказал о существовании в церкви священства. В своих многочисленных приветствиях, обращенных к соработникам и помощникам, Павел ни разу не приветствовал священника или мирянина. Чем больше знакомишься с учением Павла о Теле Христовом, тем больше понимаешь ложность разделения Церкви на священство и мирян. К тому же для авторов Нового Завета была бы немыслимой сама концепция маленького, профессионального органа служителей, наделенных исключительными правами совершать таинства и учить Слову. Такая концепция чужда новозаветным авторам, которые учат, что все Тело Христово состоит из священников, святых и служителей.
Действия Павла при создании новых церквей подтверждают тот факт, что в Новом Завете отсутствует понятие священства, обладающего исключительными правами. Когда апостол покидал недавно основанную церковь, он оставлял там только совет пресвитеров, который надзирал за деятельностью собрания (см.: Деян. 14:23). Он считал, что более ничего не нужно. Поскольку все верующие были святыми, священниками, наделенными силой Духа и совершенными во Христе, церковь не нуждалась ни в освященных зданиях, ни в святых местах, ни в священниках (клириках или святых угодниках). Единственной необходимостью были руководители общины, и Павел назначал совет пресвитеров, чтобы удовлетворить эту потребность. Как отмечает Александр Хей, пресвитеры — это люди, которые «председательствуют на собрании священников с царской родословной… Это не священники, которые служат мирянам, но первые среди равных; не профессора, читающие лекции ученикам, которые никогда не окончат учебное заведение, но лидеры одной команды»10.
Интересно отметить, что даже обращенные иудейские священники не исполняли священнических обязанностей в ранней церкви. Мы читаем в Писании: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6:7). Учение Иисуса Христа внесло поразительные изменения в существовавшие понятия и представления о разделении на чистое и нечистое, мирское и религиозное, на священников и народ, иудеев и язычников. Таким образом, никто из апостолов не устанавливал нового священнического органа, а это весьма примечательный факт, учитывая, что все они были иудеями, выросшими при ветхозаветном священстве.
Более того, нигде в Новом Завете пресвитеры не называются священниками. Дуэская Библия (Англ. перевод Библии, сделанный католическими учеными по Вульгате. — Примеч. ред.) отходит от оригинального греческого текста, переводя греческое слово presbyteroi (букв. «старейшины», «пресвитеры») как священники. Новозаветные авторы никогда не употребляли по отношению к церковным служителям греческого слова hiereus, которое означает «священник». Искажение значений библейских слов и понятий в том виде, в каком они представлены в Библии, — одна из самых успешных и коварных тактик сатаны. Изменив слово «пресвитер» на «священник», католики исказили новозаветную концепцию руководства церковью, заменив ее священническим служением. Точно так же многие протестанты привнесли собственные представления о рукоположенном священстве и профессиональных служителях в библейские тексты, в которых содержатся упоминания о пресвитерах. И те и другие исказили концепции новозаветных авторов, касающиеся церковных руководителей.
Никаких официальных титулов. Весьма примечательно то, что ранние христиане не присваивали своим руководителям никаких высоких священнических титулов. Они избегали употребления таких наименований, хотя и в греческой, и иудейской культуре существовало огромное разнообразие титулов и званий для политических и религиозных вождей. Иисус Христос ясно запретил Своим последователям присваивать себе почетные титулы, которые превозносят брата над братом (см.: Мф. 23:6–10). Поэтому ранние христиане использовали неофициальные, обычные, общеупотребительные слова для представления самих себя в христианской общине — братья, возлюбленные, соработники, работники, рабы, слуги, узники, воины, управители. Даже для наименования церковных руководителей новозаветные авторы выбирали простые общеупотребительные слова, чтобы они были понятны всем христианам.
В Новом Завете встречаются слова «пророк», «учитель», «апостол», «пастырь», «благовестник», «пресвитер» и «диакон», однако они никогда не употребляются в качестве официальных титулов. Например, все христиане — святые, но нет «святого Иоанна». Все священники, но нет «священника Филиппа». Есть пресвитеры, но нет «пресвитера Павла». Некоторые верующие — пастыри, но нет «пастыря Иакова». Некоторые — диаконы, но нет «диакона Петра». Есть апостолы, но нет «апостола Андрея».
Новозаветным христианам оказывали честь за их служение и труд, а не потому, что они имели титулы или занимали высокое положение (см.: Деян. 15:26; Рим. 16:1, 2, 4, 12; 1 Кор. 16:15, 16, 18; 2 Кор. 8:18; Флп. 2:29, 30; Кол. 1:7; 4:12, 13; 1 Фес. 5:12; 1 Тим. 3:1). Обращаясь к кому-нибудь, ранние христиане называли человека по имени — Тимофей, Павел, Тит и т. д. или же указывали на его духовные качества или род деятельности, например, «Стефан, муж, исполненный веры и Духа Святого» (Деян. 6:5); «Варнава… муж добрый и исполненный Духа Святого и веры» (Деян. 11:24); «Филипп благовестник» (Деян. 21:8); «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе…» (Рим. 16:3); «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16:6) и т. д.
В Новом Завете нет и намека на церковные титулы, которыми украшают себя современные христианские руководители и которые ужаснули бы апостолов и ранних верующих.
Никакой пассивной массы мирян.Красота истинного христианства заключается в том, что Божий Дух обитает в простых, обычных людях. Жизнь таких людей свидетельствует о реальности существования Иисуса Христа. На самом деле, величайшим свидетельством реальности Евангелия и его силы являются изменения, происходящие в жизни этих людей. Обычные люди, горящие любовью к Богу, живущие в святости, изучающие Писание, жертвующие собой, служащие, наставляющие своих братьев и руководящие религиозной общиной, представляют собой мощное свидетельство преображающей силы Евангелия Иисуса Христа.
Это истина, неизменная с момента возникновения христианства. Иисус Христос был бедным и необразованным плотником. Своим образом жизни и манерой одеваться, Своими словами и делами Он отличался от элитной прослойки религиозных лидеров Своего времени. Его первые ученики тоже были обыкновенными людьми. Официальные религиозные вожди видели это, и именно поэтому презирали и Христа, и Его учеников. Но даже они вынуждены были признать ревностность и силу этих простых людей: «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись; между тем узнавали их, что они были с Иисусом; видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки» (Деян. 4:13, 14). В истинном христианстве грешники, спасенные по благодати и наделенные силой Святого Духа, получают пред Богом новый, святой и священнический статус. Все они занимают одинаково высокое и привилегированное положение сынов и дочерей Божьих. Каждый отдельный человек, будучи свободным во Христе, может служить Богу и людям по мере сил и способностей, которыми наделил его Святой Дух. Апостолы показали эту новую свободу и новое положение верующих; они не устанавливали ограничений, диктуя, кому можно, а кому нельзя проводить Господню вечерю и совершать крещение. В отличие от клерикальных структур, преобладающих в современных церквах, ранние христиане, братья и сестры во Христе, все вместе проводили Господню вечерю, не призывая на помощь священников (см.: 1 Кор. 11:33).
Эта новая свобода и святое положение каждого верующего были невыносимы для сатаны, и потому не было ему покоя. Вскоре по окончании апостольской эры наметилось разделение христиан на «святых духовных лиц» и «непосвященных мирян». Шло время, и Божий народ превратился в глазах могущественных епископов в попрошаек и рабов. Даже спасение от греха стало зависеть от власти епископов. Верующие уже больше не воспринимались как святые, как царственное священство, как свободные люди и одаренные члены Тела Христова. Они превратились в «мирян», неспособных и недостойных служить в церкви. Великие права всех верующих стали правами кучки избранных, и святое братство свободных людей раскололось. Как Израиль не сумел оценить своих великих прав и положения Божьего народа, но захотел жить, как живут все остальные народы, в рабстве у царя (см.: 1 Цар. 8), так и христиане отказались от положения святых и тех прав, которые дал им Христос.
Трагедия разделения верующих на священство и мирян состоит в том, что таким образом Божий народ неизбежно делится на духовное сословие, священнослужителей, которые совершают религиозные обряды, и массу непригодных к служению рядовых членов церкви. Такое разделение дробит цельное Тело, принижает высокий статус христианина, уничтожает единство и простоту святого сообщества Христа.
Исторически разделение церкви на священство и мирян не позволяло христианам участвовать в жизни общины и препятствовало развитию их духовных даров. Это также мешало их возрастанию в вере и молитвенной жизни, угашало желание свидетельствовать и стремление к достижению духовной зрелости. На самом деле, чем шире пропасть между священством и мирянами, тем дальше люди отстоят от Бога и тем меньше они участвуют в жизни общины. Роберт Мангер рассуждает об опасностях разделения верующих на священство и мирян и сравнивает современное положение с положением, которое существовало в раннем христианстве:
Христианство с самого начала было движением мирян… заставившим рыбаков бросить свои лодки и сети. Иисус сделал их ловцами человеков. Он дерзнул поверить, что обычные люди смогут стать выдающимися слугами Божьими. Он построил Свою Церковь на таких верующих, как Петр. Он призвал учеников из простых людей, которых затем послал «научить все народы». Вполне вероятно, что в наше время единственным препятствием, которое мешает обновлению церкви и ее миссионерской деятельности, является разделение святого народа на священство и мирян. В результате священники не осмеливаются допустить рядовых членов церкви к служению, а миряне, в свою очередь, не могут осознать себя истинными служителями Христовыми ни в церкви, ни вне церкви11.
Каждой новозаветной церковью руководил совет пресвитеров, куда назначались обладающие необходимыми качествами члены общины, желавшие пасти Божье стадо. Говоря современным языком, это был совет мирян. Исторически новозаветные пресвитеры не отделялись от остальной части собрания, как священники или клирики, и потому никто не осмеливался называть их священниками или духовными лицами. Однако именно так поступают католики и даже многие протестанты. Они толкуют отрывки из Писания, в которых говорится о пресвитерах поместных церквей, в свете собственных представлений о священстве12. В результате сторонники разделения церкви на священство и мирян неизбежно и полностью отходят от библейских принципов руководства церковью или же подчиняют совет пресвитеров рукоположенному служителю. Таким образом, библейские принципы руководства церковью переосмысливаются в соответствии с традиционными концепциями, а не истиной Слова Божьего.
Хотя в данной работе высказано мнение о том, что разделение церкви на духовенство и мирян — ложная традиция, ее автор ни в коей мере не осуждает священников и не испытывает ненависти по отношению к ним. Это было бы не по-христиански. Многие благочестивые священнослужители — слуги Божьего народа — верно служат святым. Я хочу лишь сказать, что система разделения верующих на духовенство и мирян противоречит модели апостольской церкви, тормозя духовное развитие Божьего народа и распространение библейского типа церковного руководства.