Назначение, а не рукоположение

Итак, мы приходим к выводу, что там, где в Новом Завете говорится о назначении служителей на различные должности или о поручении им различных дел, греческие слова poieo, tithemi, kathistemi, cheirotoneo не имеют того значения, какое мы вкладываем в слово «рукоположение», понимая под этим посвящение в духовный сан. Может быть, к этой мысли трудно привыкнуть, но невозможно использовать слово рукоположение, не подразумевая при этом понятия, противоречащие истинному учению и языку Нового Завета.

Слово рукоположение — еще один пример из области неудачной терминологии. Невозможно использовать слово священник или епископ, не вводя при этом Божий народ в заблуждение, и точно так же невозможно использовать слово рукоположение, не создавая при этом неправильных представлений. Слово рукоположение — это общепринятый церковный термин, однако стоит пересмотреть его значение, потому что он вводит верующих в заблуждение. Если такие неудачные термины не будут изъяты из нашей речи, нам будет очень трудно или даже невозможно принять истинное, апостольское христианское учение.

Даже известные исследователи Библии, поддерживающие церковное рукоположение, говорят о том, что в Новом Завете речь идет только о назначении на должность, но ни в коем случае не об особом ритуале рукоположения. Например, Леон Моррис пишет: «Несмотря на ту роль, которую духовенство играло на протяжении всей церковной истории, упоминаний о рукоположении в Новом Завете на удивление мало. И действительно, в оригинале Писания нет ни существительного „рукоположение“, ни глагола „рукополагать“. Все глаголы, переведенные как „рукополагать“, в оригинале имеют значение „назначать“»8. А вот что говорит Альфред Пламмер, комментируя Послание к Титу (1:5):

В этом отрывке в оригинале употреблены три разных греческих слова (poieo, tithemi, kathistemi), но ни одно из них не имеет особого церковного значения, которое так часто ассоциируется у нас со словом «рукополагать». Ни одно из них не подразумевает, как в данном контексте практически обязательно подразумевает слово «рукополагать», ритуал рукоположения, особую церемонию, как, например, возложение рук. Когда мы говорим: «Он рукоположил двенадцать человек», в нашем воображении почти немедленно возникает картина рукоположения в обычном смысле этого слова. Однако таким образом словам, использующимся в Новом Завете, придаются значения, которыми они не обладают… Вышеупомянутые греческие слова могут употребляться и тогда, когда речь идет о назначении кого-либо судьей или управляющим. И поскольку мы не говорим о рукоположении в судьи или управляющие, нам не следует употреблять слово «рукополагать» при переводе слов, близких ему по значению. Греческие слова со значением «рукополагать» и «рукоположение» (cheipotheti, cheipothesia) совсем не встречаются в Новом Завете9.

Итак, перевод новозаветных слов poieo, tithemi, kathistemi или cheipotoneo как рукополагать или рукоположение придает им значение, которого они не имеют. В Новом Завете нет специальных слов, которые выражали бы понятие рукоположения, хотя его авторы могли бы использовать такие слова, если бы возникла необходимость. Более того, ошибочно приравнивать возложение рук к рукоположению, это только усложняет вопрос. Новозаветное возложение рук никак не связано с позднейшими церковными представлениями о рукоположении или преемственности.

Удивительно, что понятие рукоположения отсутствует не только в Новом Завете, но также и в сочинениях церковных авторов начала II века. Можете не сомневаться, что Игнатий использовал бы ритуал рукоположения, чтобы сделать еще более убедительными свои аргументы, оправдывающие власть епископа над поместным собранием, если бы мог найти хоть одно упоминание об этом ритуале! Но в I веке такой практики не существовало. Уоркентин делает следующее замечание относительно послеапостольского периода: «Введение в должность в ранний послеапостольский период явно не требовало особых церемоний или протоколов… Мы видим, что в то время еще использовались простые новозаветные слова, когда речь шла о назначении на должность»10. Далее она констатирует: «Самое раннее свидетельство о возложении рук при введении в церковную должность относится к концу II — началу III века»11.

Однако с IV века большинство служителей Церкви уже не сомневалось, что рукоположение совершенно необходимо для того, чтобы стать священнослужителем. И действительно, рукоположение стало символом церковной власти и авторитета. Главная проблема, связанная с современной концепцией рукоположения, заключается в том, что согласно этой концепции Божий народ ложно разделяется на священников и рядовых членов церкви. Хендрик Кремер в своей книге A Theology of the Laity говорит о рукоположении как о демаркационной линии между духовенством и мирянами:

Запад под руководством Рима особенно старательно разрабатывал эту концепцию, выраженную простыми, но вескими словами «duo sunt genera Christianorum», резко отделившими духовенство, куда вошли те, кто выбрал монашеский образ жизни, от мирян. Эта демаркационная линия была создана «рукоположением». Выражение «duo genera» (две группы или два класса) все более и более подразумевало существование высшего и низшего класса12.

Даже католический богослов Ханс Кунг осуждает представление об особом статусе церковного служителя и о превосходстве рукоположения над крещением:

…Кроме того, стало совершенно ясно, что нет ни социологического, ни тем более богословского основания для придания особого статуса служителю церкви как некой святой личности (что привело к образованию целой общественной группы, духовного сословия). Священник отделялся от остальных людей и возвышался над обычными христианами, ему отводилась роль посредника между Богом и людьми — в результате рукоположение стало более важным таинством, чем крещение13.

В Новом Завете на должность пресвитера или диакона не назначались какие-то особые люди посредством рукоположения. Человек не нуждается в рукоположении, чтобы проповедовать Христа или совершать таинства. Подобные концепции чужды новозаветной апостольской церкви. Марджори Уоркентин права в своих рассуждениях о том, что некоторые протестанты опасно близко подошли к представлению о рукоположении как о таинстве: «Некоторые люди уверены, что совершать крещение и проводить Господню вечерю могут только рукоположенные служители, что доказывает распространенность представления о рукоположении как о таинстве»14.

Практика рукоположения также противоречит учению Христа о смирении и служении людям. Воскресший Господь дает дарования всем Своим детям. Поэтому все должны служить друг другу, чтобы Тело Христово, Его Церковь, могла расти. Поэтому вся Церковь Иисуса Христа — это сообщество служителей, помазанных Богом (см.: 2 Кор. 1:21). Рукоположение же совершается для того, чтобы узаконить и укрепить власть, авторитет и положение священства, что абсолютно не соответствует учению Иисуса Христа и примеру смиренного служения Павла.

В шестой главе Книги Деяний несколько братьев были поставлены на служение бедным, и на них возложили руки. Это возложение рук не было рукоположением, дающим им право проповедовать и совершать таинства. Насколько Божье Слово далеко от суетных человеческих традиций! В тринадцатой главе Книги Деяний церковь возложила руки на ведущих служителей, чтобы послать их проповедовать Евангелие в новых землях (см.: Деян. 13:3; ср.: 14:27; 15:4). Точно так же пресвитеры возложили руки на Тимофея перед тем, как отправить его служить с Павлом (см.: 1 Тим. 4:14). Тимофей не стал священником. Он остался братом Тимофеем, с той лишь разницей, что после возложения рук стал личным представителем Павла.

Может быть, миссионеры-основатели церквей или их представители (как Тимофей) и возлагали руки на пресвитеров при назначении их на должность. Но помните, христианские пресвитеры не образуют священнический клан. Поэтому одни братья могут поручать другим братьям выполнение определенных дел, или назначать их на различные должности, или посылать проповедовать Евангелие, не создавая церковной структуры со священнослужителями, помазанниками или рукоположенными профессионалами.

Нужно ли совершать возложение рук.Из-за недоразумений и суеверий, связанных с возложением рук, многие церкви вообще этого не делают. Это трагедия, потому что возложение рук может быть важным и ценным выражением веры. Возложение рук — это обычай, который в Новом Завете не предписывается соблюдать, как и пост, но который первые христиане практиковали, потому что это было благословением для всех. Поэтому христиане при желании могут совершать возложение рук или воздерживаться от этой практики, если она вызывает недоразумения или разобщает верующих.

Примечания

1 Marjorie Warkentin, Ordination (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1982), page 1.
2 Fenton John Anthony Hort, The Christian Ecclesia (1897; reprint ed., London: Macmillan and Co., Limited, 1914), page 188.
3 Joseph Addison Alexander, Commentary on the Gospel of Mark, Classic Commentary Library (1864; reprint ed., Grand Rapids: Zondervan Publishing House, no date), page 65.
4 Richard Belward Rockham, The Acts of the Apostles, 5th ed., Westminster Commentaries (London: Methuen & Co. Ltd., 1910), page 84.
5 The International Standard Bible Encyclopaedia, 1955 ed., s.v. «Hands, Imposition of», by James Orr, 2:1335.
6 J. B. Lightfoot, Saint Paul’s Epistle to the Galatians (1865; reprint ed., London: Macmillan and Co., 1892), page 98.
7 R. C. H. Lenski, The Acts of the Apostles (1934; reprint ed., Minneapolis: Augsburg Publishing House, 1961), page 496.
8 New Bible Dictionary, 2nd ed., s.v. «Ordination», by Leon Morris.
9 Alfred Plummer, «The Pastoral Epistles» in The Expositor’s Bible, ed. W. Robertson Nicoll, 25 vols. (New York: A. C. Armstrong & Son, 1903), 23:219–221.
10 Warkentin, Ordination, page 33.
11 Ibid., page 104.
12 Hendrick Kraemer, A Theology of the Laity (Philadelphia: The Westminster Press, 1958), pages 53, 54.
13 Hans Kung, Why Priests?, trans. Robert C. Collins (Garden City, New York: Doubleday & Company, Inc., 1972), pages 77, 78.
14 Warkentin, Ordination, page 100.

К началу страницы

<< Глава 14 | Содержание | Глава 16 >>

Наши рекомендации