Будьте пастырями Божьего стада
Завоевав доверие пресвитеров, Петр взывает к их чувству долга: «Пастырей ваших умоляю я… пасите Божие стадо…» Следует отнестись с особым вниманием к призыву Петра. Он употребляет здесь в форме повелительного наклонения глагол poimanate (от poimaino), который означает «пасти» или «заботиться». Фактически он призывает пресвитеров быть хорошими пастухами или, как говорит Р. Ленски, «делать все, что должен делать пастух»2. Подобное же понимание обязанностей пастуха выражено в следующих словах царя Соломона: «Хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах…» (Притч. 27:23).
Петр призывает пресвитеров исполнять весь круг пастырских обязанностей, т. е. они должны питать, наставлять, защищать и вести за собой свою паству. Комментатор Библии Чарлз Кранфилд кратко подытоживает эти обязанности: «Главные функции пастыря, представленные в Библии, сводятся к поиску заблудших овец, сбору рассеянных, заботе о них и защите их от диких зверей и грабителей, обеспечении их пищей, питьем, а также к управлению ими»3.
Примерно за тридцать пять лет до написания Петром этих слов Иисус на берегу Галилейского моря дал апостолу повеление пасти Его овец:
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих (Ин. 21:15–17; курсив мой. — А. С.).
Теперь Петр передает то же поручение пресвитерам Малой Азии. Наказ пасти стадо Божье представляется исключительно важным для руководителей поместной церкви. Библия учит тому, что люди подобны овцам (см.: 1 Пет. 2:25), а овец нельзя оставлять без присмотра. Их благополучие в огромной степени зависит от внимания и заботы их пастырей. Христиане, как Божье стадо, нуждаются в питании Божьим Словом и в защите от лютых волков, которые приходят в овечьей шкуре. Им постоянно требуются поддержка, утешение, водительство, молитва и вразумление. Поэтому пастырь должен посвятить всю свою жизнь заботе о благополучии Божьего стада. Иногда пастырь даже подвергает себя опасности, служа своему стаду, что особенно верно в отношении пресвитеров Малой Азии.
Поскольку пресвитеры призваны быть «пастырями» поместной церкви, их подопечные образно названы «Божьим стадом» (poimnion). Это необычное стадо, потому что оно принадлежит Богу. Это Его драгоценное сокровище — Его овцы, которых Он любит и о которых заботится. Павел напомнил пресвитерам в Эфесе, что этих овец «Он приобрел Себе Кровию Своею» (см.: Деян. 20:28). Поэтому пастырям никогда нельзя забывать, что их подопечные им не принадлежат и что нельзя быть равнодушным ни к одной из Божьих овец. Кранфилд заостряет наше внимание именно на этом, когда говорит следующее: «Церковь, становясь нашей собственностью, превращается в подделку. Поэтому и овцы не могут быть нашей собственностью, и нам нельзя ни использовать их, ни злоупотреблять их доверием. Если мы потеряем хотя бы одну овечку, мы потеряем чужую собственность, а не свою; Ему же небезразличен тот, кто стал членом Его стада»4.
Сравнение Церкви со стадом овец подчеркивает ее истинную принадлежность, зависимость и потребность в питании, защите и заботе. Другие метафоры, использующиеся для характеристики Церкви, выражают ее силу и славу. Так что сравнение Церкви со стадом не следует изолировать и рассматривать отдельно от других библейских метафор, таких, например, как «столп и утверждение истины», «святое священство», «храм Божий», «дом Божий», «Тело Христово», «святой народ» и т. д. Отделение одного образа от другого может привести к неправильному восприятию библейского учения о Церкви. Например, неверное понимание образа Церкви как стада привело к трагическому злоупотреблению доверием верующих и к насилию над ними. Именно этот образ был использован для оправдания господства пастора над собранием и отведения рядовым членам церкви роли безмолвных овец, которые полностью зависят от своего руководителя. Но Писание призывает не к этому. Каждое образное сравнение Церкви подчеркивает определенное ее свойство и, конечно, не в состоянии передать всю ее многоплановость. Однако если объединить эти разные образы, они дадут нам великолепный и точный портрет Церкви.
После настоятельного призыва пасти Божье стадо Петр поясняет обязанности пастырей: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним». Он использует причастие episkopountes (В русской синодальной Библии — деепричастие «надзирая». — Примеч. ред.). Это причастие образовано от греческого глагола episkopeo, который соответствует существительному episcopos, означающему «блюститель»5.
Слова пасти и блюсти, или надзирать, очень тесно связаны между собой, потому что близки друг с другом по значению6. В этом отрывке слово надзирать синонимично слову пасти. Пасти значит «руководить», надзирать же — более точный термин, который может быть использован для пояснения первого. Пасти стадо — значит надзирать за ним, внимательно наблюдая за овцами и заботясь о них. Из двух терминов глагол пасти предполагает более яркий и живой образ по сравнению с глаголом надзирать. Между реальным пастухом с его стадом и Божьим пастырем и Его народом существует поразительное сходство. При помощи всех этих слов (пасти, надзирать, стадо, овцы и т. д.) создается образ опытного, любящего, готового жертвовать собой ради своей паствы руководителя христианской общины.
Пасите Божье стадо, следуя примеру Христа
Говоря об обязанностях церковных руководителей, Павел и Петр демонстрируют полное единодушие. Они оба имеют в виду пастырей, которые заботятся о Божьем стаде. В Книге Деяний (20:28) Павел напоминает пресвитерам в Эфесе, что Святой Дух поставил их «блюстителями». Они должны «пасти Церковь Бога». Также и Петр призывает пресвитеров «пасти Божье стадо», добавляя, что они должны «надзирать» за ним должным образом. Поэтому основной обязанностью руководителя церкви является пастырский надзор за Божьим стадом.
Петра очень волнует то, как пресвитеры пасут Божье стадо и надзирают за ним. Бога в первую очередь интересуют мотивы, отношение и методы тех, кто руководит Его народом, поэтому Петр считает очень важным отношение пастырей к своей пастве и побуждения, которыми они руководствуются в своих действиях. Апостол дает совершенно определенные указания, как именно должны служить пастыри: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду…» (1 Пет. 5:2–3).
Это обращение, в котором делается упор на правильное обоснование своих действий и отношение пастырей к пастве, продолжает тему святой жизни христианина, о которой Петр рассуждает в первой и второй главах своего послания:
Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят».
1 Пет. 1:14–16
Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
1 Пет. 2:11, 12
Если всем христианам следует быть святыми, потому что Бог свят, то церковные руководители тем более должны быть святыми. Если пресвитеры будут служить с корыстной целью или из эгоистических побуждений, их паства осквернится и собьется с пути истинного.
Иисус постоянно учил Своих учеников относиться друг к другу со смирением и любовью и говорил о необходимости служить людям и жертвовать собой. Он обличал гордых и амбициозных, корыстолюбивых и нерешительных. Поскольку пастыри должны пасти Божье стадо, следуя примеру Христа, Петр повторяет некоторые положения учения Иисуса и даже использует ту же терминологию, которую мы находим в Евангелиях (см.: Мк. 10:42). Далее Петр говорит о том, как именно пастыри должны надзирать за Божьим стадом, противопоставляя верные и неверные методы руководства церковью.
Не принужденно, но охотно и богоугодно. Богу не нужны ленивые и нерадивые пастыри, поэтому Петр предупреждает пресвитеров, чтобы они не служили, словно их к тому «принуждают». Петр не отвергает утверждения Павла, согласно которому для служения Богу необходимо определенное принуждение, то есть побуждение свыше (см.: 1 Кор. 9:16). Однако в данном случае он использует слово «принуждение» в негативном смысле, имея в виду отсутствие побуждения от Бога (см.: 2 Кор. 9:7; Флм. 14). Если человек становится пресвитером потому, что его побуждают к этому жена или друг, или потому, что его вынудили к этому обстоятельства, или потому, что некому нести это служение, он служит «по принуждению». Ленски продолжает мысль Петра, когда говорит о том, что пресвитеры должны служить «как добровольцы, а не как люди, которые по закону призваны на военную службу»7.
Противопоставляя труд по принуждению добровольной службе, Петр утверждает, что пастыри должны служить «охотно» и «богоугодно». Те, кто служат церкви «охотно», делают это по собственному желанию. Они сами хотят нести это служение. Джон Генри Джоуэтт (1863–1923), знаменитый британский проповедник и служитель Вестминстерской капеллы в Лондоне, очень точно выражает точку зрения Петра: «Один доброволец стоит двух работающих по принуждению. Хотя я не совсем уверен, что здесь уместно такое сравнение… В высоких сферах духовного служения никакое количество служащих по принуждению не сможет заменить одного добровольца»8.
Служение по доброй воле, о котором говорит Петр, «богоугодно», то есть «угодно Богу». Именно такого служения ждет от нас Бог. Господь не ленивый и нерадивый пастырь. Он заботится о Своих овцах с радостью и желанием, добровольно и милостиво. Поскольку Бог любит «доброхотно дающего» (2 Кор. 9:7), Он любит служителей, которые трудятся «по расположению сердца».
Не для гусной корысти, но из усердия. Далее Петр говорит о том, что Кранфилд называет «духом наемника»9. Петр использует греческое слово aischrokerdos, «корысть», имеющее один корень с тем, которое употребляет Павел в перечне требований, предъявляемых к блюстителям (Тит. 1:7; см. коммент. к 1 Тим. 3:3 и Тит. 1:7).
Тут же Петр указывает, с каким отношением следует служить пастырю: он должен пасти Божье стадо «из усердия», что значит «с готовностью», «ревностно» и «с энтузиазмом». «Из усердия» в еще большей степени, чем «охотно», подчеркивает желание и ревностность служителя. Именно о таком усердии — о сильном желании и побуждении — говорит Павел в Первом послании к Тимофею (3:1): «…если кто епископства желает, доброго дела желает».
Усердно служащим пастырем движет любовь к овцам. Овцы — это жизнь пастырей, их главная забота. Следовательно, они не будут думать ни о жертвах, которые им придется принести на алтарь служения, ни о собственных финансовых выгодах. Как и Павел, которому временами приходилось зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом, они с радостью будут служить, не требуя ни вознаграждения, ни признания со стороны людей. Они будут делать больше того, что положено, не думая о себе или деньгах. Им нравится заботиться о Божьем народе.
Не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду. Лучшее и худшее Петр оставил напоследок. Третий недостойный мотив служения пресвитера — намного более тонкий и широко распространенный, чем жадность или корысть. Это желание властвовать над другими. Глагол katakyrieuo («господствовать») означает «владеть» или «одерживать верх», что не обязательно предполагает насилие.
Греки и римляне понимали руководство как «владение» (katakyrieuo) другими людьми. Величие человека определялось его властью, положением, авторитетом и высокими титулами. Иисус же, напротив, учил тому, что руководство есть служение другим людям, и в пример Своим ученикам приводил Себя: «…Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22:27). Он объяснял, что руководители должны служить друг другу, относиться друг к другу со смирением и жить в братской любви. В христианской общине истинное величие основано на служении.
• «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо?льшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:42–44).
• Следуя повелениям Господа, апостол Иоанн осуждает человека по имени Диотреф, первого известного нам властолюбивого пастыря, за то, что тот господствовал над вверенными ему христианами: «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. …и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (3 Ин. 9, 10; курсив мой. — А. С.).
Таким образом, Иисус Христос учил такому типу руководства, которое основано на смирении и служении. Более того, в пятом стихе обсуждаемого нами отрывка Петр объясняет всем христианам, как достичь успеха в этом деле: для этого нужно «облечься смиренномудрием». Но что еще важнее, в Божьей Церкви есть только один Владыка и Учитель — это Господь Иисус Христос. Все остальные лишь Его служители.
Выражение «наследие Божье» еще более подчеркивает тот факт, что люди не являются собственностью руководителей, и потому над ними нельзя господствовать. Люди не принадлежат пресвитерам, они принадлежат Тому, Кто отдал их на попечение пресвитеров, то есть Богу. Перед этим выражением стоит определенный артикль, а существительное kleros, которое буквально означает «жребий», «удел» или «достояние», стоит во множественном числе. Поэтому греческий текст можно прочитать следующим образом: «…и не господствуя над уделом Божьим».
Апостолы бросали жребий для определения Божьей воли, когда искали человека на место Иуды Искариота: «И бросили о них жребий [klerous], и выпал жребий [kleros] Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1:26). Но kleros также означает «доля» или «часть» (см.: Деян. 1:17; 8:21)10. Kleros, таким образом, нечто дарованное, а не заработанное. В данном контексте Бог дает Своим служителям не деньги, не участки земли и не обязанности, но Свой народ. Поэтому пресвитерам запрещено властвовать и господствовать над Божьими людьми.
Петр говорит, что Бог разделил все Свое стадо между разными пастырями (см.: Ин. 10:16; 1 Пет. 5:9). Эта же мысль выражена и в обращении апостола к пастырям: «…пасите Божие стадо, какое у вас…» (1 Пет. 5:2; курсив мой. — А. С.). Следовательно, пресвитеры не должны господствовать над данными им овцами Божьими. Предупреждение Петра о недопустимости подобного отношения несомненно подтверждает тот факт, что пресвитеры обладают властью.
Пастыри должны не властвовать, но являть собой пример благочестивой жизни. «Подающий пример пастырь, — говорит комментатор Питер Дейвидс, — прекрасно вписывается в образ „стада“, ибо древние пастухи не гнали своих овец, но шли впереди них и призывали их следовать за собой»11. Дух Божий вкладывает в сердца послушных верующих желание следовать доброму примеру. Большая часть Библии состоит из биографических повествований, демонстрирующих, как нужно и как не нужно жить для Бога. Иисус — лучший образец из всех и главный пример, которому мы должны следовать (см.: 1 Пет. 2:21). Поэтому пресвитеры, руководя церковью, должны подражать Христу.
В своем послании Петр неоднократно подчеркивает важность смирения и подчинения (см.: 1 Пет. 2:13 — 3:12; 5:5). Если пресвитеры не смогут достойно управлять поместной церковью, то остальные верующие будут им подражать и начнутся споры и борьба за власть и признание. Если же пресвитеры будут образцом бескомпромиссной преданности Писанию, тогда и весь приход будет верен Слову Божьему. Если руководители будут полагаться на Бога, то и рядовые члены церкви начнут полагаться на Него. Если руководители любят Бога и Его народ, то и прихожане будут любить Бога и друг друга. Если пресвитеры миролюбивы, кротки, милосердны и постоянно предаются молитве, то рядовые члены общины (в большинстве своем) будут стремиться следовать их примеру. Если пастыри пребывают в смирении, то и овцы будут смиренными и не захотят участвовать в спорах. Если пресвитеры готовы служить людям, то в церкви будет царить истинно христианский, кроткий дух служения. «Какое благотворное влияние, — писал шотландский пастор Джон Браун (1807–1858), — может оказать на всю церковь святой характер и поведение христианских пастырей»12.