Причины установления в церкви совместного руководства
Мы уже видели, что в новозаветную эру практиковалось совместное руководство церковью. Но почему? Конечно, не случайно апостолы и ранние христиане не стали назначать на место руководителя только что основанных церквей «начальника синагоги». Такого рода руководство было неотъемлемой частью их иудейского наследия, и было бы совершенно естественно, если бы они переняли такую форму административного устройства, но они этого не сделали. И хотя в Книге Деяний сказано, что «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа…» (Деян. 18:8), нет никаких указаний на то, что он или кто-либо другой был поставлен на место руководителя христианской общины в Коринфе.
Самой вероятной причиной предпочтения коллегиального типа руководства была уверенность ранних христиан в том, что Христос силою Святого Духа (см.: Мф. 18:20) уникальным образом присутствует с ними как Глава, Господь, Пастырь и Блюститель. Для ранних христиан это не было теоретическим предположением — это было реальностью. Им нужно было лишь пребывать в Нем, в общении с Богом и друг с другом. Личность и труд Христа были так бесконечно велики и совершенны, что ничто другое — даже во внешнем выражении — не должно было преуменьшить для Его народа исключительную важность Его присутствия.
Так, в I веке ни один христианин не осмеливался занять должность или присвоить себе звание главы, блюстителя, пастыря или руководителя церкви. Мы настолько привыкли говорить о «пасторе», что не можем остановиться на мгновение и задуматься о том, что в Писании этого слова просто нет. Этот факт исполнен глубокого значения, и мы не должны позволить традициям и привычкам скрыть от нас Божью истину. Только Иисус может быть Главой и Пастырем Церкви. Ссылаясь на книгу Неандера Church History, Александр Ней показывает, как недостойное возвышение одного человека в церкви заставляет забыть о том, что Христос есть центр и основа всего, и приводит людей к неверному восприятию самих себя:
Монархическая форма правления ни в коем случае не могла устроить христианскую общину. Превознесение одного человека над всеми остальными препятствовало бы свободному развитию Церкви и свободному взаимодействию различных ее органов, в то время как в общине следовало сохранить осознание взаимной независимости. Индивидуум, от которого при таком устройстве все стали бы зависеть, мог приобрести в глазах остальных слишком большое значение и, как следствие, стал бы центром, вокруг которого вращалось бы все, в результате чего утратилось бы чувство всеобщей причастности к Тому, Кто должен быть центром всего15.
История подтверждает нашу склонность к возвышению человека в церкви до статуса, который принадлежит только Христу. Например, в начале II века Игнатий, епископ Антиохии, писал епископу поместной церкви следующее: «Совершенно очевидно, что мы должны относиться к епископу как к Самому Господу»16. В другом месте он говорит: «…почитайте епископа, как символ Отца, и пресвитеров, как совет Божий и соработников апостолов. Без них церковь не может даже именоваться церковью»17.
Второй по значимости причиной установления в церкви совместного руководства можно считать стремление избежать опасности возвышения одного брата над другими, от чего Иисус постоянно предостерегал Своих последователей. Он ясно запретил им присваивать себе какие-либо титулы и пытаться занять почетные места. Он знал, что из-за своего положения руководители особенно склонны впадать в грех гордыни. Чарлз Эдвард Джефферсон указывает на некоторые причины превознесения пастырей: «Жадность и амбиции, чрезмерное стремление к обогащению и нечестивое желание занять высокое положение, почувствовать собственную значимость, получить власть. Христианская история доказывает, что это основные грехи, которые всегда поджидают пастырей на их пути18.
В противоположность единоличному руководству совместное управление, я убежден, помогает руководителям развивать и совершенствовать главные добродетели: братскую любовь, смирение и готовность служить людям. Оно также не позволяет проявиться нашей склонности к превознесению, независимости и обособлению. И действительно, современная концепция одиночного и хорошо подготовленного профессионала — священнослужителя, который на самом деле бесконечно далек от своего прихода, — совершенно не соответствует Писанию. Такая концепция не только не имеет ничего общего с Писанием, но и просто вредна. Рэдмахер, ректор Баптистской семинарии, противопоставляет два типа руководства церковью: в первом случае власть сосредотачивается в руках одного пастора, во втором — общиной руководит совет пресвитеров. Вот что он пишет:
Миряне… совершенно равнодушны ко всему, потому что они очень заняты. Им некогда волноваться из-за церковных проблем. Поэтому руководство церковью осуществляется в основном одним пастором. Это плохо для него, и это плохо для церкви. В такой ситуации служителю легче развить в себе диктаторский характер и взрастить в своем сердце стремление к единоличной власти.
Я убежден в том, что Бог предусмотрел защиту от этих сильных искушений в виде концепции совместного руководства. Самым наилучшим является контроль и равновесие, что гарантируется совместным управлением равных между собой братьев; это помогает выработать необходимое отношение к служению пресвитеров, которое прекрасно выразил Петр: «…пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду…» (1 Пет. 5:2, 3).
Третья причина установления в церкви совместного руководства заключается в том, что взаимоотношения в христианской общине должны характеризоваться братской любовью, взаимностью во всем, включая взаимную зависимость. Все прихожане должны активно участвовать в жизни церкви, а также служить друг другу со смирением и любовью. Совместное руководство дает возможность не только одному человеку, но всем способным братьям принимать равное участие в осуществлении надзора за общиной. Таким образом, совместное руководство представляет собой живую модель того, как вся церковь должна жить и работать в полном согласии.