Епископы (блюстители) и пресвитеры
Это первый случай непосредственного употребления слова епископ (блюститель) в качестве обозначения официальной руководящей должности. В таком случае следует спросить, какое отношение имеют епископы (блюстители) к пресвитерам. Новозаветные тексты явно указывают на то, что эти термины взаимозаменяемы и обозначают одно и то же:
Книга Деяний (20:17, 28). Лука пишет, что Павел призывает в Милит пресвитеров из Ефеса. Но в проповеди, обращенной к тем же пресвитерам, Павел говорит, что Святой Дух поставил их блюстителями. Это очень ясное указание на то, что пресвитер и блюститель — одна и та же руководящая должность.
Послание к Титу (1:5, 7). В пятом стихе Павел повелевает Титу в каждом городе поставить пресвитеров. В шестом стихе он перечисляет качества, которыми должен обладать пресвитер, но, продолжая этот перечень, в седьмом стихе употребляет слово «епископ» (см. коммент. к Тит. 1:7).
Первое послание Петра (5:1, 2). Петр призывает пресвитеров (пастырей) пасти Божье стадо и надзирать за ним. Поскольку пресвитеры обязаны блюсти поместную церковь, они также являются блюстителями.
Первое послание к Тимофею (3:1–13; 5:17–25). В пятой главе Павел говорит о руководящей роли и значении «достойно начальствующих пресвитеров… особенно тех, которые трудятся в слове и учении». Но в третьей главе он перечисляет требования, предъявляемые к епископам (блюстителям) и диаконам, не упоминая о пресвитерах. Все вопросы разрешаются, когда начинаешь понимать, что слово «епископ», или «блюститель», в третьей главе — это общий термин, который употребляется как синоним слова «пресвитер» (см.: Флп. 1:1; Деян. 20:17, 28). Таким образом, третья и пятая главы Первого послания к Тимофею касаются не трех, а двух групп служителей — пресвитеров и диаконов.
Послание к Филиппийцам (1:1). В Филиппах мы видим только две группы руководителей: это «епископы и диаконы». Сомнительно, что в дополнение к ним в церкви мог быть еще совет пресвитеров. Также сомнительно, что Павел мог приветствовать «епископов и диаконов», не упоминая пресвитеров, которые занимали важное место в руководстве ранней церкви. Таким образом, можно сделать вывод о том, что пресвитер и епископ (или блюститель) — это одна и та же должность.
Послание Поликарпа Филиппийской церкви. В своем послании, написанном примерно через пятьдесят лет после послания Павла к филиппийцам, Поликарп упоминает только две руководящие должности в церкви — пресвитер и диакон4.
К сожалению, термины «пресвитер» и «епископ», взаимозаменяемые в Новом Завете, стали обозначать две разные группы должностных лиц в церкви II века — епископов (блюстителей), которые занимали высшее положение, и пресвитеров. И тем не менее в IV веке блаженный Иероним сделал, к великому ужасу Католической церкви, поразительное и смелое заявление о том, что термины «епископ» и «пресвитер» изначально означали одно и то же.
Пресвитер и епископ — это одно и то же… Церквами руководил совет пресвитеров… Если кто-то предположит, что это только наше мнение, не имеющее подтверждения в Писании… исследуйте еще раз слова апостола Павла, адресованные церкви в Филиппах… Филиппы — всего лишь город в Македонии, и конечно же, в одном городе не могло быть много епископов. Все дело в том, что в то время служители назывались либо епископами, либо пресвитерами5.
Сегодня замечание Иеронима показалось бы эксцентричным. Более ста лет назад Дж. Б. Лайтфут писал: «Можно считать неопровержимым факт, теперь признанный всеми богословами, что на языке Нового Завета один и тот же служитель Церкви называется либо „епископом“ (episcopos), либо „пресвитером“ (presbyteros)»6. И хотя оба термина относятся к одному и тому же должностному лицу, слово «пресвитер» (или «старейшина») можно считать наследием иудаизма. Это слово подчеркивает достоинство служителя, его зрелость и мудрость. А термин «епископ» (или «блюститель») взят из греческого языка и выражает идею надзора и руководства.
Коллегиальность
В Филиппах руководство церковью осуществлялось коллегиально, советом пресвитеров. Употребление слова «пресвитеры» во множественном числе имеет глубокий скрытый смысл. Одной только формой множественного числа это слово полностью разрушает более поздние ложные концепции церковного устройства. Каким образом несколько епископов могли бы руководить в одной поместной церкви? (Флп. 4:15, 16 явно указывает на то, что в Филиппах была одна, а не несколько церквей.) Собранием в Филиппах руководил не один пресвитер, но совет пресвитеров. Этот факт также подтверждает доктрину о совместном управлении церковью. Джон Иди обращает наше внимание на радикальные изменения в структуре руководства церковью, происшедшие во втором веке: «Употребление слова episkopoi во множественном числе и назначение обеих групп служителей на общем собрании верующих указывает на положение вещей, которого уже не существовало во II веке»7.
Практика совместного руководства церковью ясно прослеживается на протяжении всего Нового Завета. Это видно, во-первых, на примере двенадцати апостолов, которые сообща вели и наставляли первую христианскую общину. Какой удивительный образец единства, смиренного сотрудничества и братской любви дали они нам! Примером совместного руководства также можно считать служение семи мужей, которых ученики выбрали в помощь апостолам (см.: Деян. 6:3–6). В Писании нет указания на то, что среди этих семи служителей кто-то один стоял во главе, в то время как остальные находились у него в подчинении. Будучи органом служителей, они сообща трудились на благо всей общины. Совместное руководство также наблюдается среди диаконов (см.: Флп. 1:1; 1 Тим. 3:8–13) и пресвитеров. Кроме этого, в Новом Завете имеются и другие примеры коллегиального управления (см.: Деян. 13:1; 15:35; 1 Кор. 16:15, 16; 1 Фес. 5:12, 13; Евр. 13:7, 17, 24).
Интересно, что никто никогда не оспаривал принцип коллегиальности в служении диаконов, пытаясь поставить на это служение одного диакона. Однако многие ученые настаивали на единственном пресвитере в церкви. Тем не менее совместное управление церковью посредством совета пресвитеров должно быть сохранено так же, как и коллегиальность в служении диаконов, потому что апостолы поручили пасти Церковь Божью блюстителям (см.: Деян. 20:28; 1 Пет. 5:1, 2). Этот важный факт почему-то часто упускают из виду, однако его обязательно нужно принимать во внимание.
Некоторые ученые пытались подтвердить концепцию единственного руководителя церкви новозаветными примерами, ссылаясь на Тимофея, Епафраса, Иакова и ангелов церквей из Книги Откровения. Однако эти попытки оказались безуспешными8. Все сходятся на том, что Тимофей был представителем апостола, соработником Павла в деле распространения Евангелия и укрепления церквей, которые основал Павел. Епафрас, возможно, был евангелистом из церкви в Колоссах. Иаков служил исключительно иудеям в Иерусалиме. И если ангелами церквей из Книги Откровения были люди (что весьма сомнительно), нам неизвестно, кого символизировали эти ангелы.
Несмотря на многочисленные возражения против идеи совместного управления церковью в лице пресвитеров, постоянно растущее число исследователей Библии в настоящее время все чаще признает библейское свидетельство о совместном руководстве. Совершенно очевидно, что достаточных подтверждений концепции единоличного управления церковью нет. Джон Макартур младший, например, пишет следующее:
Ясно, что все библейские свидетельства говорят в пользу совместного руководства церковью. Следует отметить тот факт, что каждый раз, когда в Новом Завете употребляется термин presbyteros, он стоит во множественном числе, за исключением Второго и Третьего послания Иоанна, где апостол говорит о себе, и Первого послания Петра (5:1), где Петр также говорит о себе. Новозаветной церковью управлял совет пресвитеров. Нигде в Новом Завете нет ссылок на руководство церковью, которое осуществлялось бы одним пресвитером9.
Исследователь Библии Джеймс М. Бойс отмечает следующее:
Во главе церкви никогда не стоял один человек, но всегда несколько. Более того, в Новом Завете нигде нет упоминаний о назначении на должность пресвитера или диакона одного человека. Мы, признаюсь, скорее назначили бы одного руководителя, но Божья мудрость превосходит нашу. Благодаря утверждению на руководящие должности нескольких человек для совместного управления, церковь под водительством Божьим позволяла тем, кто сообща трудился на этом поприще, поддерживать друг друга, а также ограждала себя от проявлений деспотизма10.
Джин Гетц в своей книге Sharpening the Focus of the Church комментирует это так:
…Коллегиальность руководства церковью есть новозаветный принцип. Служение одного человека является нарушением этого важного постулата. Писание часто подчеркивает идею «совместного служения». Нигде в Новом Завете не говорится об одном человеке, который бы управлял и руководил церковью. Коллегиальное руководство пресвитеров представляется нормой11.
Джон Зенс пишет:
Учитывая современную тенденцию отдавать предпочтение одному пастору, важно отметить, что, согласно Новому Завету, братья всегда должны подчиняться группе блюстителей… Нигде в Новом Завете вы не встретите повеления «повинуйтесь тому, кто руководит вами»… В ранней церкви для братьев было совершенно естественно иметь совет пресвитеров, который руководил ими в Господе. Хочу еще раз отметить, что именно по причине сложившейся в наши дни из ряда вон выходящей (аномальной) ситуации нам кажется странным слышать об этом совершенно нормальном принципе руководства церковью12.
В своей книге The Team Concept Брюс Стабберт исследует все библейские отрывки, которые используются в качестве аргументов за и против совместного руководства церковью, в результате чего приходит к следующему выводу:
На основании исследования всех отрывков, в которых упоминается управление поместной церковью на пастырском уровне, можно прийти к следующему заключению. В Новом Завете представлено единое и цельное учение, и оно утверждает принцип совместного руководства церковью. Такой вывод напрашивается сам собой после изучения семи отрывков, в которых ясно говорится о существовании совета пресвитеров в отдельно взятых поместных церквах. Эти стихи можно использовать для интерпретации других восьми отрывков, где не говорится конкретно ни о единоличном, ни о совместном управлении церковью. Это тот случай, когда однозначно понимаемые стихи должны прояснить смысл менее ясного текста. Итак, из восемнадцати отрывков, которые повествуют об управлении церковью, в пятнадцати упоминается о том, что руководство церковью осуществлялось несколькими братьями. Из этих пятнадцати семь совершенно определенно говорят об отдельно взятом поместном собрании. И только в трех отрывках речь идет о руководителе в единственном числе, и в каждом случае это единственное число вполне совместимо с понятием коллегиального управления. Во всех рассматриваемых отрывках ни разу не говорится о том, что во главе церкви стоит один пастырь13.
Итак, новозаветное свидетельство о практике совместного пастырского руководства церковью совершенно очевидно, и определение такой практики как «новой, разрушительной концепции, которая угрожает самой жизни церкви», абсолютно необоснованно14.