Понимание обязанностей пресвитеров
Согласно Писанию, Божий Святой Дух поставил над Своей паствой в качестве блюстителей пресвитеров, которые должны пасти Его Церковь (см.: Деян. 20:28). Об этом же сказано в Первом послании Петра, где пресвитеров призывают пасти Божье стадо (см.: 1 Пет. 5:2). Этот призыв прослеживается также в словах Павла, когда он говорит, что пресвитеры должны быть Божьими домостроителями (см.: Тит. 1:7), трудиться в слове и учении (см.: 1 Тим. 5:17) и заботиться о Церкви Божьей (см.: 1 Тим. 3:5). Бог определил необходимость руководства во всех сферах жизни. Глава семьи — муж. В церкви все верующие являются священниками и служителями (слугами), но далеко не все могут быть руководителями, пастырями и учителями. Пресвитеры — это руководители церкви. Это блюстители, домоправители и пастыри. Это значит, что пресвитеры имеют право управлять церковью, защищать ее от всякого зла и заботиться о ее благополучии.
Пресвитеры не должны быть формальными руководителями или временно исполняющими свои обязанности членами братского совета. Они — Божьи домоправители и Духом поставленные блюстители. Тем не менее многие христиане ведут себя так, словно это они руководят, воспитывают и пасут пресвитеров! Часто верующим кажется, что они способны лучше руководить церковью, чем пресвитеры. Глава Церкви — Иисус Христос. Он наш Пастырь и Господь. Он есть Истина в последней инстанции, и Писание — Божий голос — есть высший авторитет, которому мы все должны подчиняться и повиноваться. Поскольку пресвитеры — это сопастыри Христовы, им дана власть вести и защищать паству посредством Его драгоценного Слова. Но это еще не полное описание библейского типа руководства церковью.
Новый Завет делает особый акцент на том, каким образом пресвитеры должны руководить Божьим народом. В первую очередь пресвитеры должны быть смиренными руководителями, готовыми с любовью служить людям. В этом заключается учение Иисуса Христа, и это очень важно для Бога. Петр, например, предупреждает пресвитеров о том, чтобы они управляли церковью, не господствуя над людьми и не оказывая на них давления (см.: 1 Пет. 5:3). Павел также настаивал на том, чтобы пресвитером не назначали человека своевольного (см.: Тит. 1:7). Такой человек будет подавлять своих братьев. Он не пойдет на уступки, будет упрямо навязывать свою волю и останется глух к чувствам других людей. Несдержанный и вздорный человек также не может быть руководителем, потому что он причинит вред стаду и заставит рассеяться своих овец (см.: Тит. 1:7). Бог хочет, чтобы Его пастыри были терпеливы и миролюбивы, чтобы они жили в гармонии и мире между собой (см.: 1 Тим. 3:3). Величайшая сила христианского руководителя, дающая ему возможность вести за собой Божье стадо, заключается в его благочестивом примере служения и любви к Богу и Его Слову (см.: 1 Пет. 5:3).
Пресвитерам нельзя быть властными. Напротив, они должны смиренно служить своим собратьям. Соответственно этому они должны следить за тем, чтобы атмосфера в церкви не была напряженной и гнетущей. В тяжелой обстановке люди не смогут духовно возрастать и развивать свои дарования и способности. Павел представляет собой яркий пример руководителя, который никогда не стремился брать власть над верой обращенных (см.: 2 Кор. 1:24; 10:1). Пресвитеры, следуя примеру Павла, должны провозглашать свободу всех верующих во Христе. Пресвитеры должны быть осторожными и не распространять свою власть на те сферы, где верующие имеют право не соглашаться с ними.
В Первом послании к Фессалоникийцам (5:12) Павел говорит, что пресвитеры должны усердно трудиться, руководить членами общины и вразумлять их. Интересно, что, называя пресвитеров предстоятелями, Павел добавляет фразу «в Господе». Это дополнение «в Господе» необходимо, чтобы подчеркнуть обязанность пресвитеров руководить той областью, которая принадлежит Господу, без вторжения в другие сферы жизни человека. Джон Зенс комментирует эту мысль следующим образом: «Пресвитеры несут ответственность за духовное благополучие церкви, но не имеют права навязывать свою волю ни прямо, ни косвенным образом в вопросах, касающихся личной жизни святых. Пресвитеры могут дать здравый совет во многих случаях, когда святые желают знать их мнение. Но они могут высказывать свои пожелания и рекомендации только в форме совета, а не повеления, если, конечно, это не заповедь Божья из Писания»3.
Пресвитеры защищают церковь от лжеучителей, учат людей Слову, наставляют членов церкви и руководят приходом, принимая решения и улаживая спорные вопросы. В то же самое время пресвитеры должны уважать свободу каждого верующего во Христе и его убеждения в свете истины Писания. Однако в случае, если кто-либо совершает безнравственные поступки, пресвитеры (как и ответственные христиане) не должны бездействовать. Им следует вынести определенное решение. Но христиане во многих сферах своей жизни вольны сами искать у Отца Небесного необходимое водительство и помощь. Пресвитерам ни в коем случае нельзя узурпировать место, которое занимает в жизни каждого верующего Христос и Отец (см.: Мф. 23:7–12).
Пресвитеры могут надеяться на правильное руководство церковью только в том случае, если они применяют власть и исполняют свои обязанности со смирением. Бог хочет, чтобы Его стадо пребывало в мире, любви и единстве. Это желание неоднократно высказывается в Новом Завете:
• Любовь: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14; ср.: Ин. 13:34, 35; Рим. 12:10; 13:8; 1 Кор. 16:14; Гал. 5:13; Еф. 5:2; Флп. 1:9; 1 Фес. 3:12; 4:9, 10; Иак. 2:8; 1 Пет. 1:22; 4:8; 1 Ин. 3:16; 4:7, 11).
• Мир: «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Кол. 3:15; ср.: Рим. 12:18; 15:13; 1 Кор. 7:15; 2 Кор. 13:11; Еф. 6:23; 1 Фес. 5:13; 2 Фес. 3:16; Евр. 12:14; Иак. 3:17, 18).
• Единство: «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую…» (Флп. 1:27; ср.: Ин. 17:1–23; Деян. 4:32; 6:5; 15:22, 25; Рим. 15:5, 6; 1 Кор. 1:10, 11; 2 Кор. 7:13, 15; 13:11; Еф. 4:1 и дал.; 1 Пет. 3:8).
Поскольку этого желает Бог, пресвитеры должны вести и наставлять свою паству, несмотря на трудности, конфликты и перемены, и принимать необходимые решения в мире и единстве. Это нелегко! Одних человеческих сил для этого недостаточно. Но с молитвой, надеясь на Господа, со смирением и открытым сердцем вполне возможно успешно разрешить все конфликты. Община и ее руководители могут прийти к полному согласию по всем вопросам без горечи, обид, и расколов.
Однако в ходе работы пресвитерам часто приходится сталкиваться со спорными вопросами. Как говорит Чарлз Суиндолл, «невозможно руководить людьми, не встречая сопротивления. Руководитель должен научиться работать в экстремальных условиях. Он обязательно столкнется с оппозицией — в этом заключаются издержки работы каждого руководителя»4. В спорных ситуациях пресвитерам следует помнить, что они должны являть пример того, как истинные христиане разрешают проблемы и недоразумения. Они должны показать на деле принципы любви, смирения и готовности служить людям. Это не значит, что они могут пассивно ждать окончания бури, ибо это наихудший из возможных вариантов, поскольку такая позиция станет источником бесконечных и неразрешимых проблем. Арт Глассер прав, когда говорит, что «пассивность — наш враг»5. Пресвитеры не должны закрывать глаза на существующие проблемы, но упорно трудиться для того, чтобы защитить свою паству от внутренних распрей. Они должны предупреждать и обличать тех, кто ведет себя недостойно. Они должны стать советчиками для противоборствующих сторон. Пресвитерам следует энергично вести за собой верующих, участвуя в совместной молитве, исследовании Слова, терпеливо наставляя, открыто и свободно обсуждая любую проблему (см.: Деян. 15:5–29). Они должны быть готовы с любовью увещевать (и даже отчитывать) особо упрямых и дерзких членов общины. В процессе разрешения церковных конфликтов пресвитеры всегда должны являть пример братской любви, прощения, смирения, понимания, готовности к подчинению, служению и обсуждению спорных вопросов.
При рассмотрении проблем пресвитерам, как сопастырям Христовым, следует помнить, что они должны прежде всего стараться понять волю Божью и искать Его водительства. Бог есть наш «главный Пастырь». Он заинтересован не только в конечном решении всех наших вопросов, но Его также заботит то, каким именно образом мы разрешаем все проблемы и стремимся познать Его волю. Поэтому, принимая важные решения, пресвитеры должны быть единодушны6. Все руководители обязаны поддерживать друг друга во всем. Этого требует их смиренное служение. Если пресвитеры, призванные быть мудрыми мужами Божьими, не в состоянии понять, насколько важен или принципиален какой-либо вопрос (ведь вопросы бывают важными и второстепенными), тогда они должны посчитать его важным и стремиться достичь полного единодушия при его разрешении.