Понимание обязанностей членов церкви
Новый Завет особо подчеркивает тот факт, что члены церковной общины обязаны уважать, любить и почитать своих руководителей. Писание учит, что прихожане должны повиноваться и подчиняться своим пресвитерам, поскольку они неустанно заботятся о пастве (см.: Евр. 13:17). Мы слишком часто забываем, что наши пресвитеры суть сопастыри Христовы. Бог возложил на них почетную обязанность пасти Его стадо, и им придется дать отчет о выполнении этого поручения. Духовно просвещенные христиане не только будут подчиняться руководителям, но будут осознанно следовать за теми, кого Бог утвердил на руководящую должность. В поместной церкви нет места анархии, которая выражается в своеволии, беззаконии, непослушании, упрямстве, своекорыстном и независимом поведении. Греховное непослушание свидетельствует о том, что человек не родился свыше. Такой образ жизни невозможен для христиан, ибо они «мертвы по преступлениям и грехам» (см.: Рим. 1:32; Еф. 2:2). Когда Христос входит в нашу жизнь, Он производит добрый плод послушания и готовности подчиняться Богу и брату во Христе.
Если все братья и сестры не будут подчиняться власти руководящих ими пресвитеров, в христианской общине не будет мира и любви, которые должны характеризовать жизнь церкви. Если овца сопротивляется и раздражается при попытках пастыря руководить ею и защищать ее, тогда пастырь не сможет выполнять свою работу эффективно. Пострадают все. Таким образом, пресвитеры в своем успешном продвижении вперед и в служении на благо церкви также зависят от готовности людей подчиняться.
Повиноваться всегда трудно. Наши сердца упрямы, горды и своевольны. Но, с другой стороны, в этом мире бывают ситуации, когда подчинение руководителям может противоречить голосу совести и библейским истинам. В таких сложных, запутанных обстоятельствах мы должны в терпеливой молитве просить Бога даровать нам мудрость, чтобы руководствоваться ею всегда и во всем (см.: Иак. 1:5). Помните, что мы все должны подчиняться: дети — своим далеким от совершенства родителям, жены — мужьям с тяжелым характером, а работники — суровым и требовательным начальникам. Точно так же члены церкви должны подчиняться и повиноваться пресвитерам, несмотря на их слабости и недостатки. (В самом деле, церковные руководители отнюдь не совершенные люди, и потому члены церкви, не желающие повиноваться, при желании всегда найдут повод для ропота и недовольства.) Помните также, что недостатки и ошибки руководителей в действительности могут быть отражением наших собственных ошибок и недостатков. Иногда бывает трудно понять точку зрения наших пресвитеров, потому что мы не можем рассуждать и видеть вещи с их позиции. Поэтому не стоит торопиться с выводами или просить Бога рассудить нас с теми, кого Он поставил на руководящие должности в церкви, ибо они выполняют исключительно сложную работу.
Конечно, требование подчиняться начальству не предполагает слепого, бездумного, нерационального повиновения. Оно также не значит, что пресвитеры непогрешимы и не могут допустить ошибки. На самом деле христиане должны стремиться усовершенствовать и изменить в лучшую сторону отношения между собой и своими руководителями. Но это делается посредством усиленных молитв, изучения Слова, смиренных просьб, изложенных с любовью. К возникающим трудностям следует относиться как к средству, при помощи которого мы можем прославить Бога и укрепить свою веру. Мы, христиане, должны понять, что подчинение церковным пастырям помогает нам духовно расти и пребывать в безопасности. Бог поставил пресвитеров в церкви для духовного блага и защиты всех святых. Поэтому добросовестные руководители являются великим благословением для святых. Как сказано в Послании к Евреям (13:17), непослушание и неподчинение наставникам наносит вред самому мятежнику. Нужно, «чтобы они [наставники] делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно». На примере истории израильского народа мы видим, что непочтительное отношение к призывам духовных стражей может привести к духовному краху. Своевольные христиане, которые огорчают своих руководителей и мешают им работать, намного больше вредят себе. Поэтому для своего же блага, духовного роста и безопасности каждому христианину следует повиноваться своим пресвитерам.
Равные права для всех. Во многих церквах существует структура управления, при которой каждый член церкви имеет право голоса при решении общецерковных вопросов. Пресвитеры не пользуются бо?льшим авторитетом, чем другие члены общины. Роберт Соси, конгрегационалист, так описывает устройство своей церкви: «Собственно говоря, должностные лица имеют не больше полномочий, чем остальные члены церкви. Каждый имеет право голоса при решении любых вопросов»1.
Сторонники некоторых демократических теорий могут настаивать на равных правах для всех членов церкви, но это не соответствует Писанию. Церковь не должна руководствоваться подобными теориями управления. Истинная мудрость не требует предоставления равных прав каждому члену общины для распознавания Божьей воли. Например, почему член церкви, который посещает богослужения четыре или пять раз в году, должен иметь такие же права, как и мудрый опытный пресвитер, который знает все, что происходит в общине, и желает для церкви самого лучшего, того, что приготовил для нее Бог? Когда Хаддона Робинсона, ректора Баптистской семинарии, спросили о недостатках конгрегационалистского церковного управления, он сказал следующее: «Один из недостатков заключается в том, что каждый член церкви имеет право голоса… В связи с этим можно было бы предположить, что все они — духовно проницательные и зрелые верующие. Сравните этот вариант управления с устройством, когда церковные дела решает совет пресвитеров, которых выбирают потому, что они действительно достигли духовной зрелости. Такие люди намного лучше подготовлены для принятия правильных решений»2.
В качестве подтверждения правильности своей позиции сторонники конгрегационалистской структуры церковного управления часто ссылаются на отрывок из Книги Деяний (см.: Деян. 6:1–6), что само по себе свидетельствует о неверном понимании данного текста. По словам Луки, двенадцать апостолов, действующий орган блюстителей, предложили мудрый план разрешения возникшей проблемы. Апостолы попросили верующих выбрать семь мужей из собрания. Они определили требования для кандидатов на эту выборную должность. И апостолы, а не рядовые члены церкви, поставили на это служение мужей, которых выбрала церковь. Шестая, как и пятнадцатая глава Книги Деяний, представляет собой хороший пример братского сотрудничества руководителей и паствы, но никак не пример совместного церковного управления (см. толкование Деян. 14:23).
Многие демократические идеи вступают в конфликт с новозаветными принципами руководства церковью. Например, современная демократия (по крайней мере в теории) допускает участие женщин наравне с мужчинами в управлении государством. Но Павел по вдохновению от Бога учил тому, что женщина не может руководить мужчинами в церкви (см.: 1 Тим. 2:9–15). Поэтому форму церковного устройства нельзя назвать демократической в том смысле, какой мы вкладываем сегодня в это слово. В христианской общине все мужчины, имеющие способности и желающие принять участие в управлении церковью, могут осуществлять руководство в тесном братском сотрудничестве со всей общиной. Все в равной степени находятся под властью Христа и Его Слова.
Из-за боязни, что пресвитеры (или пасторы) начнут злоупотреблять своей властью, — а это вполне законное опасение, — люди придумали такую форму церковного устройства, которая вызвала только дополнительные проблемы, позволив самим членам церкви злоупотреблять полученной ими властью. Например, добрый пастырь, который противостоит греху и помогает верующим духовно возрастать, может быстро стать непопулярным, и члены церкви просто проголосуют за снятие его с руководящей должности. Но в соответствии с Писанием, которое по сути своей есть свод правил для дома Божьего, руководителя нельзя сместить, пусть даже большинством голосов, с должности, на которую утвердил его Бог.
При голосовании люди не обосновывают свое решение библейскими принципами. Они просто голосуют. Но в доме Божьем мы все обязаны отвечать за свои действия и решения. Если кто-то считает, что пресвитера нужно отстранить от руководства церковью, он должен привести соответствующие аргументы, основанные на библейских принципах. Мы все должны руководствоваться авторитетом Слова Божьего. Структура управления церковью, которая признает членов церкви в качестве руководителей, как никакая другая структура приводит к распрям и раздорам, потому что она предоставляет недисциплинированным и даже нечестивым людям равные права в управлении Божьим домом. Новый Завет не учит тому, что каждый христианин имеет право голоса при обсуждении Божьей воли.
В дополнение к тому, что Библия ничего не говорит о равных правах верующих в решении церковных вопросов, она также не учит тому, что решения должны приниматься абсолютным большинством голосов или единогласно. Писание настаивает на том, чтобы община пребывала в мире и единстве, но позволять одному или нескольким верующим налагать вето на решения собрания по крайней мере немудро. Такая практика не приведет ни к миру, ни к единству. Напротив, и приход, и пресвитеры будут отданы на милость самых некомпетентных, самых своевольных и мятежных членов собрания. Остальные члены церкви неизбежно впадут в отчаяние, в церкви воцарится уныние, что значительно помешает духовному развитию верующих.
Однако тот факт, что право голоса могут иметь не все верующие и что решения принимаются не большинством голосов членов общины, не подразумевает, что прихожане должны быть пассивными или вовсе не участвовать в церковных делах. Вовсе нет! Каждый член церкви наделен какими-то дарами служителя (слуги), священника и святого с соответствующими обязанностями. Для жизни и роста церкви необходимы все члены. Каждый имеет право голоса для подтверждения того, что все делается в соответствии с истиной Писания. Итак, все члены церкви участвуют в ее жизни, но не все руководят и наставляют других.