Почтительное отношение к руководителям

Павел призывает каждого члена церкви в первую очередь знать тех, кто руководит церковью и вразумляет ее. Во-вторых, он призывает «почитать их преимущественно с любовью». Г. Г. Файндлей говорит, что «любовь, объединяющая пасторов и их паству, должна быть глубокой и горячей»10. Итак, христианам следует относиться к своим руководителям с глубочайшим уважением. Когда руководящих братьев почитают таким образом, эффективность их служения возрастает, и это пробуждает в молодых людях желание посвятить себя столь почетному делу.

Богу не безразлично, как люди относятся к тем, кто исполняет руководящую роль в церкви. Библия призывает нас не только повиноваться нашим правителям, но и почитать их (см.: Рим. 13:7; 1 Пет. 2:17). Например, когда Павел понял, что был груб с первосвященником Ананией, он извинился и сказал следующее: «…я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: „начальствующего в народе твоем не злословь“» (Деян. 23:5). Если Бога тревожит наше равнодушие, неповиновение и неблагодарность по отношению к гражданским властям, то можно представить, как сильно Его огорчает непочтительное отношение Его народа к церковным старейшинам (пресвитерам)!

Старейшиной (пресвитером) называют того, кто пользуется уважением и почетом в своей общине. В Ветхом Завете непочтительное отношение к старейшинам воспринималось как первый признак неблагополучия народа (см.: Плач. 4:16; 5:12). Новый Завет ясно говорит о том, что пресвитеры несомненно заслуживают глубокого уважения своих собратьев: «Достойно начальствующим пресвитерам до?лжно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17). Очень немногие люди способны вынести тяжкое бремя руководства. Те, кто взял на себя обязанность управлять Божьим домом, несут еще большую ответственность, чем их коллеги в миру. Служить народу Божьему — трудное и благородное дело. Поэтому пресвитеры вне всякого сомнения заслуживают любви и уважения церкви. Как пишет Жан Кальвин, «значение и величие этого труда невозможно оценить по достоинству, поэтому мы должны относиться с огромным уважением к тем, кого Бог поставил на это великое служение»11.

Однако для нас совершенно естественно смотреть на труд наших руководителей как на нечто само собой разумеющееся. Мы часто забываем, как много они делают для нас. Мы больше жалуемся, чем благодарим, больше обращаем внимание на плохое и склонны вовсе не замечать хорошего. Например, Бог дал Израилю таких величайших вождей, как Моисей и Давид. Но когда возникали проблемы, люди тут же готовы были до смерти забить камнями и Моисея, и Давида. Зная наш неблагодарный и переменчивый характер, Дух призывает нас оказывать высочайшее почтение всем, кто пасет Его стадо.

Павел также добавляет к своей просьбе прекрасные и предельно понятные слова — «с любовью», поясняя, что мы должны любить и почитать своих руководителей «за дело их». Леон Моррис точно передает мысль этого отрывка в следующем комментарии: «В христианском братстве есть особый тип любви — любовь к руководителям; их следует любить за их труд, но не обязательно за их личные качества»12. В отношениях между членами общины и пресвитерами всегда будет определенная напряженность. Иногда возникают сложные ситуации, когда пресвитер может вызвать недовольство или гнев прихожан. И действительно, конфликт между пресвитерами и членами церкви может оказаться очень серьезным и мучительным. Как отмечает Брикнелл, «применение власти часто вызывает сопротивление… Поэтому нам следует преодолевать свою естественную склонность обижаться в ответ на наставления, стараясь относиться к нашим руководителям с любовью»13.

Но, собственно говоря, Бог использует эти неприятные и досадные ситуации для того, чтобы показать нам нашу гордыню, эгоизм и равнодушие. Такие конфликты открывают то, что хранится в глубине наших сердец, и то, какие принципы на самом деле действуют в церкви. Эти конфликты показывают, живем ли мы так, как это угодно Христу, или же предпочитаем жить по плоти. Конфликты делают очевидной нашу потребность, потребность всей Церкви, в покаянии и исповедании грехов, а также отсутствие в нас любви. Пол Биллхеймер совершенно прав, говоря, что поместная церковь — со всеми своими проблемами, стрессами и конфликтами — на самом деле дает нам прекрасную возможность для возрастания в любви и подготовки к будущему:

Поэтому поместную церковь можно рассматривать как духовную мастерскую, в которой развивается христианская любовь — любовь «агапе». Там стрессовые ситуации и проблемы духовного общения представляют собой идеальную почву для испытания и развития исключительно важных и замечательных качеств…

Большая часть разногласий в церкви возникает не по причине разного подхода к принципиальным вопросам, но из-за плотских человеческих амбиций, зависти и личных антипатий. Истинным источником многих конфликтов является недостаток духовности в верующих, что проявляется в прискорбной незрелости в любви. Поэтому поместную церковь можно назвать одной из самых лучших лабораторий, в которой верующие могут выяснить степень своей духовной опустошенности, чтобы начать возрастать в христианской любви. Для этого необходимо истинное покаяние, смиренное исповедание грехов зависти, ревности, обиды и т. д. и мольба о прощении друг друга. Такой подход в результате приведет к действительному возрастанию в любви, которая покрывает все14.

Именно любовь объединяет пресвитеров и членов церкви и помогает им преодолевать все трудности и препятствия. Ни один совет пресвитеров не может быть совершенным. У всех руководителей есть недостатки, проблемы, слабости, и каждый верующий по-своему представляет себе, как должны действовать руководители. В результате даже самых лучших пресвитеров неизбежно обвиняют в гордости, предвзятости, в жесткости или мягкотелости, в том, что они слишком активны или слишком пассивны, работают чересчур быстро или чересчур медленно, производят слишком много изменений или вовсе ничего не меняют. Но любовь (и только любовь) долготерпит (см.: 1 Кор. 13:4, 6). Любовь объединяет, исцеляет и укрепляет церковь. Любовь покрывает множество грехов (см.: 1 Пет. 4:8). Верующие, любящие своих пастырей, будут с огромным пониманием относиться к ошибкам своих руководителей. Любя, верующие будут рассматривать сложные ситуации с великим милосердием. Любя, они будут менее критичны и будут с большей признательностью реагировать на наставления и увещевания.

Самое лучшее, что может сделать для своих руководителей церковь, — это любить их. Только тогда верующие и их пастыри смогут жить в мире, к чему призывал их Павел в Первом послании к Фессалоникийцам (5:13). Если бы коринфяне любили Павла так, как должны были любить, не было бы ужасных раздоров и недоразумений, испортивших их взаимоотношения. Многие проблемы в Коринфе возникли именно из-за недостатка любви. Точно так же, как и подавляющее большинство проблем в современных евангельских церквах.

Пресвитеры заслуживают глубокого уважения и любви «за дело их». Их следует уважать не за то, что они старше, имеют звания, занимают руководящее положение или благожелательно относятся к людям. Скорее они заслуживают «почтения» и «любви» исключительно «за дело их». Служение пресвитеров направлено на благо всего прихода. Мы часто оказываем уважение тем руководителям, которые нам нравятся или с которыми мы соглашаемся. Но мы должны ценить и уважать всех, кто усердно трудится на благо церкви, и даже тех, с кем мы не находим взаимопонимания.

«Будьте в мире»

Павел употребляет повелительное наклонение, призывая верующих быть в мире. Используемая форма глагола указывает на то, что Фессалоникийская церковь пребывала в мире и должна была сохранить это состояние. Павел обращается ко всей церкви, включая ее руководителей, и призывает верующих приложить усилия к тому, чтобы «быть в мире между собою». Людям очень нелегко «быть в мире». Сатана делает все возможное, чтобы вызвать вражду и раздоры среди Божьего народа, и христиане часто помогают ему тем, что поступают «по человеческому обычаю» (см.: 1 Кор. 3:3, 4; 2 Кор. 12:20). Воистину, так много церквей сегодня вовлечены в борьбу, охвачены духом зависти и гордости, что церковь, действительно пребывающая в мире, подобна оазису в пустыне.

В контексте темы пастырей и паствы призыв Павла жить в мире имеет особый, практический смысл. В отношениях между верующими и их руководителями присутствует некоторое напряжение, которое может легко привести к расколу или вызвать недобрые чувства (см.: Деян. 6:1), как, например, это произошло с Моисеем и народом Израиля. Как пресвитеры, так и все члены общины должны всегда сознавать опасность возникновения конфликтов, и потому их священный долг — сознательно трудиться ради сохранения мира. Новый Завет постоянно напоминает нам о важности миротворчества:

• «Блаженны миротворцы…» (Мф. 5:9);
• «…мир имейте между собою» (Мк. 9:50);
• «Итак, будем искать того, что служит к миру…» (Рим. 14:19);
• «…будьте единомысленны, мирны…» (2 Кор. 13:11);
• «…стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3);
• «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий…» (Кол. 3:15);
• «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем» (2 Фес. 3:16);
• «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3:18);
• «…уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему…» (1 Пет. 3:11).

Этот акцент на важности пребывания в мире отметил Ф. Дж. Хорт, который сказал, что «назидание Павла касается самой сути членства в церкви. В каждом из девяти посланий, адресованных церквам, апостол говорит о мире Божьем как о наивысшей цели, к которой следует стремиться верующим. Полный отказ от себя во имя любви — это единственное средство, при помощи которого можно достичь мира»15. Благовествование и духовный рост церкви неразрывно связаны с тем, находятся ли члены общины в мире между собой. Однако в действительности очень трудно достичь истинного мира, так необходимого для благополучия поместной церкви. Гарри Айронсайд дает практический совет всем желающим пребывать в мире:

Нам даны слова, которые мы, христиане, должны всегда помнить: «…будьте в мире между собою». Так мало нужно, чтобы настроить одного христианина против другого и таким образом принести в дом Божий дух вражды и соперничества. Когда мы осознаем, что в наших сердцах поселилось нечто подобное, нам нужно немедленно раскаяться в этом со смирением и самоосуждением и искать благодати для того, чтобы не делать и не говорить ничего, что могло бы вызвать ссору между детьми Божьими16.

Заключение

Несмотря на определенные спорные детали, смысл обращения Павла к фессалоникийцам совершенно ясен, и его не следует забывать. Павел умоляет верующих хорошо знать, любить и уважать тех братьев, которые усердно трудятся на благо церкви. Более того, он просит всех членов Божьей семьи (в равной степени руководителей и прихожан) трудиться ради сохранения мира, хотя это Божье повеление так легко забывается в суете жизни. Говоря о необходимости повиноваться этому призыву, Джон Иди пишет: «Мир и духовное процветание церкви в немалой степени зависят от этого повиновения»17.

Примечания

1 Ernst Kasemann, Essays on New Testament Themes (Naperville, Illinois: Alec R. Allenson, Inc., 1964), page 86.
2 Hans Kung, The Church (New York: Sheed and Ward, 1967), page 405.
3 James D. G. Dunn, Jesus and the Spirit (Philadelphia: Westminster Press, 1975), page 182.
4 Нейл Саммертон пишет: «Важность взаимоотношений, соответствующих духу Библии, становится очевидной сразу, как только мы признаем высокое положение, которое занимает, согласно Писанию, сама поместная церковь. Несмотря на существование священнической касты и служения левитов, а позже и царей, это положение ощущается, пусть даже не совсем отчетливо, уже в Ветхом Завете. Прежний завет был заключен в первую очередь с народом, а не только с его вождями. Ввиду этого становится понятным некоторого рода равноправие в отношениях между людьми и Богом завета. Право занимать это высокое положение, отличающееся от собственно владычества, позже было отдано израильскому царю именно потому, что люди ожесточились сердцем, а не в соответствии с изначальным замыслом Бога (см.: 1 Цар. 8:10–18; Ос. 8:4, 13, 14). Божье обетование Его народу исполнилось в Новом Завете. Новый завет заключен с новым народом, куда входят и старые, и молодые. Все получают знамение и гарантию этого завета — Святого Духа. Все получают Боговедение от Духа, и у каждого теперь есть сердце плотяное, которое должно повиноваться Богу. Мы все цари и священники Бога, и каждый получает (и молодой, и старый) в полном соответствии с волей Божьей духовные дары для созидания Церкви. Древние израильтяне зависели от нескольких вождей; по новому же завету духовная проницательность, духовная сила, духовные достоинства и духовный статус распространяются на все Тело Христово. В соответствии с этим новозаветным учением все верующие имеют намного более высокий статус и значение, чем те, которые обычно признаются церковью. Хотя следует отметить, что во времена духовного пробуждения и обновления в церкви всегда наблюдается тенденция к исправлению ситуации» (A Noble Task, Exeter: The Paternoster Press, 1987, pages 98, 99).
5 Richard Chenevix Trench, Synonyms of the New Testament, 9th ed. (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1969) page 378.
6 Arthur Lewis Moore, 1 and 2 Thessalonians, The Century Bible (Greenwood, South Carolina: The Attic Press, Inc., 1969), page 80.
7 James Denney, The Epistles to the Thessalonians, The Expositors’ Bible (Cincinnati, Jennings & Graham, no date), page 205.
8 R. Paul Stevens, Liberating the Laity, (Downers Grove: Inter Varsity Press, 1985), page 147.
9 Moore, 1 and 2 Thessalonians, page 80.
10 G. G. Findlay, ed., The Epistles to the Thessalonians, The Cambridge Bible for Schools and Colleges (Cambridge: Cambridge University Press, 1908), page 87, 117.
11 John Calvin, Commentary on the First Epistle to the Thessalonians, trans. John Pringle, Calvin’s Commentaries (Reprint ed., Grand Rapids: Baker Book House, 1979), page 292.
12 Leon Morris, Testaments of Love (Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Co., 1981), page 205.
13 E. J. Bricknell, The First and Second Epistles to the Thessalonians, Westminster Commentaries, (London, Methuen & Co. Ltd., 1932), page 59.
14 Paul E. Billheimer, Love Covers (Fort Washington, PA: Christian Literature Crusade, 1981), page 34.
15 Fenton John Anthony Hort, The Christian Ecclesia (1897; reprint ed., London: Macmillan and Co., Limited, 1914), page 123.
16 Henry Allan Ironside, Addresses on the First and Second Epistles of Thessalonians (Neptune, New Jersey: Loizeaux, 1947), page 66.
17 John Eadie, A Commentary on the Greek Text of the Epistles of Paul to the Thessalonians, ed. William Young (1877; reprint ed., Minneapolis: James Publications, 1976), page 196.

К началу страницы

<< Глава 7 | Содержание | Глава 9 >>

Наши рекомендации